ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-2184/2021 от 15.07.2021 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443001, г.Самара, ул. Самарская,203Б, тел. (846) 207-55-15

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

июля 2021 года

Дело №

А55-2184/2021

Резолютивная часть решения объявлена 15 июля 2021 года. Полный текст решения изготовлен 22 июля 2021 года.

Арбитражный суд Самарской области

в составе

Степановой И.К.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Навроцким Д.Д., после перерыва помощником судьи Фурносовой Г.А.

рассмотрев 08-15 июля 2021 года в судебном заседании     дело по  заявлению

Общества с ограниченной ответственностью "Легмаш"

к  Управлению государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области

с участием третьих лиц - Министерства культуры Самарской области, Общества с ограниченной ответственностью «ИтелоСтрой», Кузина Константина Викторовича, Демина Романа Александровича

о признании недействительным приказа

при участии в заседании

от заявителя – не явился

от заинтересованного лица – Садикова Н.В. доверенность 22.08.2020

от третьих лиц: 1-го – не явился, 2-го – Каретникова А.А. доверенность от 17.12.2019

Установил:

          Общество с ограниченной ответственностью "Легмаш" (далее – заявитель, общество, ООО «Легмаш») обратилось в арбитражный суд с заявлением с учетом принятых судом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ просит признать недействительным пункт 1 Приказа № 171 от 02.11.2020  «Об утверждении охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия регионального значения «Банк», расположенного по адресу: г. Самара, ул. Фрунзе, 96», обязав Управление государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области изложить пункт 1 Приказа в следующей редакции: «Утвердить прилагаемое охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия регионального значения «Банк», расположенного по адресу: г. Самара, ул. Фрунзе, 96, литеры A, Al, А2, Б, В» и просит        обязать Управление государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области внести соответствующие изменения в Охранное обязательство собственника или иного законного владельца, утвержденного Приказом №171 от 02.11.2020 и в паспорт объекта культурного наследия, являющегося приложением к Охранному обязательству.

            Представитель заявителя в судебное заседание не явился, заявитель извещен в порядке ст. 123 АПК РФ.

            Управление государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области (далее – управление,  заинтересованное лицо) возражает против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.

          Представители третьих лиц - Министерства культуры Самарской области, Общества с ограниченной ответственностью «ИтелоСтрой», Кузина Константина Викторовича, в судебное заседание не явились, третьи лица извещены в порядке ст. 123 АПК РФ.

           В судебном заседании объявлялся перерыв до 09 часов 50 минут 13 июля 2021 года и до 13 часов  05 минут 15 июля 2021 года в порядке ст. 163 АПК РФ.

Исследовав материалы дела, арбитражный суд находит заявленные требования неподлежащим и удовлетворению по следующим основаниям.

             Как следует из материалов дела, 02.11.2020 Управлением Государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области  издан приказ № 171 Об утверждении охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия регионального значения «Банк», расположенного по адресу: г. Самара, ул. Фрунзе, 96.

13.11.2020 управлением подготовлено уведомление в адрес ООО «Легмаш» (создано 24.12.2013 в порядке реорганизации ОАО «Легмаш» в форме преобразования) об издании приказа об утверждении охранного обязательства, содержащего план мероприятий по сохранению объекта культурного наследия.

Не согласившись с п. 1 данного приказа №171 от 02.11.2020, общество обратилось в арбитражный суд.

В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на следующие обстоятельства.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 10.01.2008 общество  являлось собственником нежилого здания (Административно-торговое), площадью 3389,2 кв.м, этажность 3, литера: Е-Е6, Е9-Е-11, ДЗ, З1, е, e1, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, квартал 48, ул. Фрунзе, д.96, ограничения (обременения) права в отношении указанного объекта не зарегистрированы.

Впоследствии нежилое здание было разделено на нежилые помещения, одно из которых площадью 402,30 кв.м было продано ООО «ИтелоСтрой». Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 21 ноября 2008 года ООО «Легмаш» принадлежат нежилые помещения площадью 2986,90 кв.м, расположенные по адресу: г. Самара, ул. Фрунзе, 96.

По состоянию на текущую дату ООО «Легмаш» является собственником нежилых помещений:

- площадью 66,1 кв.м, этаж № 1, кадастровый номер 63:01:0816011:969, право собственности зарегистрировано 13.05.2015, запись регистрации №63-63/001-63/001 /770/2015-8856/1;

- площадью 75,9 кв.м, этаж №1, кадастровый номер 63:01:0816011:970, право собственности зарегистрировано 13.05.2015, запись регистрации №63-63/001-63/001/770/2015-8858/1;

- площадью 100,2 кв.м, этаж №1, кадастровый номер 63:01:0816011:971, право собственности зарегистрировано 13.05.2015, запись регистрации №63-63/001-63/001/770/2015-8859/1;

- площадью 2744,7 кв.м, этаж №1, этаж №2, этаж №3, кадастровый номер 63:01:0816011:968, право собственности зарегистрировано 13.05.2015, запись регистрации №63-63/001-63/001/770/2015-8853/1.

Указанные  нежилые помещения расположены по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Фрунзе, 96. Ограничения (обременения) права в отношении указанных объектов не зарегистрированы.

В свидетельствах о государственной регистрации права от 10.01.2008, от 21.11.2008, от 13.05.2015 указано, что ограничения (обременения) права не зарегистрированы. Таким образом, по состоянию на дату государственной регистрации права собственности ООО «Легмаш» отсутствовали ограничения (обременения), в том числе устанавливаемые в отношении объекта культурного наследия.

Согласно справки №1210 от 27 октября 2000 г., выданной Отделом управления памятниками истории и культуры Управления культуры Администрации Самарской области здание по адресу: г. Самара, ул. Фрунзе, д.9б, литеры Е, El, Е2, Е3, Е5, Е6, Е9, Е10, З-З1, Д-Д1-Д2 в списках памятников истории и культуры Самарской области, а также вновь выявленных объектов не значатся.

В соответствии с Паспортом объекта культурного наследия от 09.08.2010 регионального значения «Банк», расположенного по адресу: г. Самара, ул. Фрунзе, 96, от 12.08.2010 №ПКУ-26-04/1226 к объекту культурного наследия «Банк», отнесены здания, расположенные по адресу г. Самара, ул. Фрунзе, 96, имеющие литеры A, Al, А2, Б, В. Объект включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на основании решения Куйбышевского облисполкома №165 от 06.05.1987.

Согласно  письму Управления правового - кадрового обеспечения и охраны объектов культурного наследия Министерства культуры Самарской области от 23.11.2010 №ПКУ-26-04/1946, здание, расположенное по адресу: г. Самара, ул. Фрунзе, 96, литеры А, А1, А2, Б, В является объектом культурного наследия регионального значения «Банк», состоящее на государственной охране на основании Решения Куйбышевского облисполкома от 06.05.1987 №165. Литеры Е, El, Е2, Е3, Е4, Е5, Е6, Е9, Е10, E11, З, З1, е, el объектом культурного наследия либо выявленным объектом культурного наследия не являются.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 08.06.2001 собственником нежилых помещений Литеры АА1А3-А7 является Общество с ограниченной ответственностью «ИтелоСтрой», с которым был заключен договор №523 об обеспечении сохранности недвижимого памятника истории и культуры.

На основании указанных документов уполномоченных органов, заявитель указывает на то, что объектом культурного наследия являются нежилые помещения, литеры АА1А3-А7, расположенные по адресу: г. Самара, Самарский район, ул. Фрунзе, 96, не принадлежащие ООО «Легмаш».

Общество считает, что управлением в нарушение требований Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" без проведения государственной историко-культурной экспертизы в реестр были включены объекты, принадлежащие ООО «Легмаш».

Кроме того, заявитель ссылается на паспорт объекта культурного наследия от 28.09.2020, который был получен ООО «Легмаш» вместе с уведомлением от 13.11.2020, на фотографическом изображении (дата съемки 27.04.2020) которого указан объект, не принадлежащий ООО «Легмаш»; в разделе 5 паспорта объекта: номер и дата принятия органом государственной власти решения о включении объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации указано решение исполнительного Комитета Куйбышевского областного Совета народных депутатов от 06.05.1987  №165, на основании которого, к памятникам культурного наследия отнесено здание, расположенное по адресу: г. Самара, ул. Фрунзе. 96, литеры A, Al, А2, Б, В, собственником которого ООО «Легмаш» не является; в разделе 6 паспорта объекта приведен перечень работ, проведение которых необходимо по содержанию объекта культурного наследия: демонтаж информационных и рекламных конструкций с главного фасада объекта, разработка проектной документации, ремонт дворовых фасадов. Выполнение указанных  работ общество считает невозможным, в связи с тем, что ООО «Легмаш» собственником указанного объекта не является.

Заявитель также ссылается на отсутствие иных решений в отношения объектов недвижимости, расположенных по адресу: г. Самара, ул. Фрунзе, 96, принятых уполномоченным органом и направленных  в адрес заявителя.

Заявитель считает  произвольное включение в единый государственный реестр объектов культурного наследия, объектов, принадлежащих ООО «Легмаш», ограничивающим права по владению, пользованию и распоряжению имуществом, что, по мнению заявителя,  влечет необоснованные расходы на содержание объекта, сужает круг потенциальных покупателей.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 29.12.2020) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон №73-Ф3) отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются настоящим законом.

Согласно статьи 9.1. Федерального закона № 73-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся, в том числе, принятие решения о включении объекта в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения или объекта культурного наследия местного (муниципального) значения или об отказе во включении объекта в указанный реестр.

В соответствии со статьей 18 Федерального закона № 73-ФЗ после принятия решения о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия региональный орган охраны объектов культурного наследия обеспечивает проведение государственной историко-культурной экспертизы.

Заключение государственной историко-культурной экспертизы должно содержать следующие сведения, необходимые для принятия решения о включении выявленного объекта культурного наследия в реестр: сведения о наименовании объекта, сведения о времени возникновения или дате создания объекта, датах основных изменений (перестроек) данного объекта и (или) датах связанных с ним исторических событий, сведения о местонахождении объекта (адрес объекта или при его отсутствии, описание местоположения объекта), сведения о категории историко-культурного значения объекта, сведения о виде объекта, описание особенностей объекта, являющихся основаниями для включения его в реестр и подлежащих обязательному сохранению, сведения о границах территории выявленного объекта культурного наследия, включая графическое описание местоположения этих границ, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной. для ведения Единого государственного реестра недвижимости, фотографическое (иное графическое) изображение.

Региональный орган охраны объектов культурного наследия на основании заключений государственной историко-культурной экспертизы, в котором определяется историко-культурная ценность объекта и предлагается отнести такой объект к объектам культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения, в срок не позднее тридцати рабочих дней со дня получения указанного заключения принимает решение о включении объекта в реестр в качестве объекта культурного наследия регионального или по согласованию с органами местного самоуправления - местного (муниципального) значения либо об отказе во включении объекта в реестр. Таким образом, принятию решения об отнесении объекта к объектам культурного наследия предшествует проведение государственной историко-культурной экспертизы.

Заявитель полагает, что управлением в нарушение требований Федерального закона №73-Ф3 без проведения государственной историко-культурной экспертизы в реестр были включены объекты, принадлежащие ООО «Легмаш».

Согласно пункту 3 статьи 32 Федерального закона №73-Ф3 в случае несогласия с решением соответствующего органа охраны объектов культурного наследия физическое или юридическое лицо может обжаловать это решение в суд.

В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В обоснование возражений управление указывает на спорный объект, расположенный по адресу: г. Самара, ул. Фрунзе, 96, который является объектом культурного наследия регионального значения «Банк»  на основании решения Исполнительного комитета Куйбышевского областного Совета народных депутатов от 06.05.1987 № 165 «О выполнении Закона РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» Куйбышевским горисполкомом».

Управление  обращает внимание на  указанное решение,  в графе «Адрес» которого, нет разделения на литерный состав, в данной связи спорный объект не имеет разделения на литеры и подлежит государственной охране комплексно.

В соответствии со статьей 47.6 Федерального закона №73-Ф3, приказом Министерства культуры Российской Федерации от 01.07.2015 № 1887 «О реализации отдельных положений статьи 47.6 Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», 02.11.2020 № 171 было утверждено обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия регионального значения «Банк», расположенного по адресу: г. Самара, ул. Фрунзе, 96.

Охранное обязательство на объект от 02.11.2020 № 171 было направлено в адрес собственников на основании выписок, полученных из Росреестра.

В соответствии с пунктом 2 статьи 64 Закона №73-ФЗ памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательными и иными правовыми актами СССР и РСФСР, отнесены к объектам культурного наследия регионального значения, включенными в реестр, с последующей регистрацией данных в реестре в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона №73-Ф3 уточнение сведений об объекте культурного наследия, включенном в реестр, осуществляется на основании заключения экспертизы.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона №73-Ф3 к сведениям об объекте культурного наследия относятся в том числе, сведения о местонахождении объекта (адрес объекта).

Уточнения сведений об объекте культурного наследия, в том числе уточнения адреса объекта (литерного состава) в отношении спорного объекта не проводилось.

В соответствии с подп.2, п.1 ст. 23 Федерального закона №73-Ф3 исключение из реестра объекта культурного наследия осуществляется на основании акта Правительства Российской Федерации: в отношении объекта культурного наследия регионального значения - по представлению федерального органа охраны объектов культурного наследия на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы и обращения органа государственной власти субъекта Российской Федерации (в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - согласованного с органом местного самоуправления).

Согласно ст. 32 Федерального закона №73-Ф3 заключение историко-культурной экспертизы оформляется в виде акта, в котором содержатся результаты исследований, проведенных экспертами в порядке, установленном пунктом 3 статьи 31 указанного Федерального закона.

Материалами дела проведение историко-культурной  экспертизы не подтверждается, уточнений сведений об объекте культурного наследия, в том числе уточнений адреса объекта (литерного состава) в отношении спорного объекта не проводилось.   

Тогда  как решение Исполнительного комитета Куйбышевского областного Совета народных депутатов от 06.05.1987 № 165 «О выполнении Закона РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» Куйбышевским горисполкомом» не содержит   в графе «адрес» (приложение №1 Памятники архитектуры) разделения на литерный состав, т. е. спорный объект не имеет разделения на литеры и подлежит государственной охране комплексно.

Данный вывод управления суд считает правильным и отклоняет доводы заявителя о произвольном включении в единый государственный реестр объектов культурного наследия, объектов, принадлежащих ООО «Легмаш», об ограничении таким  образом права по владению, пользованию и распоряжению имуществом, о необоснованных расходах на содержание объекта.

Таким образом, оспариваемый пункт 1 Приказа № 171 от 02.11.2020  «Об утверждении охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия регионального значения «Банк», расположенного по адресу: г. Самара, ул. Фрунзе, 96», принят в соответствии с действующим законодательством.

При таких обстоятельствах, в удовлетворении заявленных требований следует  отказать.

Расходы по уплате госпошлины в размере 3000 руб. в соответствии со ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя.

Руководствуясь ст. 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

       В удовлетворении заявленных требований отказать.

       Решение  может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара в течение месяца с даты принятия с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

И.К. Степанова