ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-22904/12 от 25.07.2013 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

26 июля 2013 года

Дело №

А55-22904/2012

Резолютивная часть решения оглашена 25 июля 2013 года, в полном объеме решение изготовлено 26 июля 2013 года.

Арбитражный суд Самарской области

в составе

судьи Холодковой Ю.Е.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Рябовой Е.Б.

рассмотрев в судебном заседании 23-25 июля 2013 года дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «КонВентО-С»

к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области

при участии прокуратуры Самарской области

третьи лица: Мэрия г.о. Тольятти, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Самарской области

о признании незаконным отказа и обязании

при участии в заседании

от заявителя – представитель ФИО1, доверенность

от ТУФАУГИ – представитель ФИО2, доверенность

от прокуратуры Самарской области – представитель ФИО3, доверенность

от третьих лиц – не явились, извещены

Установил:

ООО «КонВентО-С» обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом уточнений требований, принятых судом в соответствии со статьей 49 АПК РФ, в том числе в части наименования заинтересованного лица) о признании незаконными действий Территориального управления Росимущества в Самарской области, выразившиеся в отказе в предоставлении в собственность ООО «КонВентО-С» земельного участка площадью 1173 кв.м. по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, ул. 50 лет Октября, дом 77 «а», кадастровый номер 63:09:0302049:534, изложенные в письмах от 05.04.2012 года № 24/89 и от 12.05.2012 года № 24/188 и обязании Территориального управления Росимущества в Самарской области устранить допущенные нарушения прав и интересов ООО «КонВентО-С».

Решением Арбитражного суда Самарской области от 01.10.2012 года требования заявителя были удовлетворены.

Постановлением Одиннадцатого Арбитражного апелляционного суда от 11.12.2012 года указанное решение оставлено без изменения.

Постановлением Федерального Арбитражного суда Поволжского округа от 12 марта 2013 года указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.

При рассмотрении кассационной жалобы в дело вступил Прокурор Самарской области в порядке статьи 52 АПК РФ.

В судебном заседании представитель заявителя поддержала требования по доводам заявления.

Территориальное управление в судебном заседании возражало относительно требований общества, пояснила, что места общего пользования не подлежат приватизации в любом случае.

Представитель Прокуратуры Самарской области возражала относительно заявленных требований по мотивам, изложенным в отзыве на заявление. Пояснила, что испрашиваемый участок частично расположен в красных линиях.

Третьи лица - Мэрия г.о. Тольятти, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Самарской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены в соответствии со статьей 123 АПК РФ.

В материалы дела мэрией г.о. Тольятти представлен отзыв на заявление ( том 3 л.д. – 103-104), согласно которому мэрия полагает недопустимым приватизацию мест общего пользования. Ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствии представителя мэрии г.о. Тольятти.

ФГБУ «ФКП Росреестра» ранее в материалы дела представило письменные пояснения ( том 2 л.д. – 157-159), рассмотрение спора оставляют на усмотрение суда. Ходатайствуют о рассмотрении дела в отсутствие представителя учреждения.

В соответствии со статьей 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие третьих лиц, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства.

Исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные по делу доказательства, выслушав пояснения представителей сторон и прокуратуры Самарской области, суд считает требования заявителя не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Материалами дела подтверждается, что заявитель является собственником объекта недвижимого имущества - административно-производственного здания площадью 614,80 кв.м., расположенного по адресу: <...> Октября, дом 77 «а», что подтверждается представленной в материалы дела копией Свидетельства о регистрации от 28 декабря 2011 года серия 63-АЖ № 103294 (том 1 л.д. - 31).

Указанный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером 63:09:0302049:534 площадью 1173 кв.м.. Указанный земельный участок ранее имел кадастровый номер 63:09:030203:0001(0), что отражено в кадастровом паспорте земельного участка (том 1 л.д. - 23-30).

Данный земельный участок находится в федеральной собственности, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 16.02.2012 года (том 1 л.д. - 36).

Кроме того, как следует из материалов дела, 15.05.2000 года на основании Постановления первого заместителя мэра г. Тольятти № 1065-2/04-00 за предыдущим собственником объекта недвижимого имущества - Томе В.Л. зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, предоставленный для дальнейшей эксплуатации административно-производственного здания с условным номером 63:09:030203:0001(0)//0:0000000:0//0065:13:3010:077:А:0 площадью 1173,00 кв.м., расположенный по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, бульвар 50 лет Октября, дом 77 «а».

Указанные обстоятельства подтверждаются представленной копией Свидетельства о государственной регистрации права пользования от 15 мая 2000 года серия 63 № 0305831.

06.03.2012 года ООО «КонВентО-С» направил заявление о приобретении права собственности на земельный участок с КН 63:09:0302049:534 (предыдущий номер 63:09:030203:00001(0) площадью 1173 кв.м., расположенный по адресу - Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, бульвар 50 лет Октября, дом 77 «а» в Территориальное управление Росимущества в Самарской области (том 1 л.д. - 13-14).

Письмом от 05.04.2012г № 24/89 Территориальное управление Росимущества в Самарской области (далее по тексту - ТУ) отказало заявителю в выкупе земельного участка КН 63:09: 0302049:534 площадью 1173 кв.м., расположенный по адресу - Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, бульвар 50 лет Октября, дом 77 «а», мотивируя отказ следующими основаниями: в строке 3 раздела В3 представленного кадастрового паспорта земельного участка от 13.02.2012 года № 63-00-102/12-42588 указано, что на земельном участке расположено административно-производственное здание ( литера А), регистрационная запись в ЕГРП № 63-63-09/050/2007-020 от 11.05.2007 года. Надлежащим образом заверенных копий документов, подтверждающих право собственности ООО «КонВентО-С» на административное здание не представлено (том 1 л.д. - 15-16).

Должностными лицами Росимущества был сделан вывод о том, что на испрашиваемом участке находятся здания, строения, сооружения, не являющиеся собственностью заявителя.

17.04.2012 года Обществом повторно направлено заявление о несогласии с ответом от 05.04.2012 года (том 1 л.д. - 10-12).

В ответ на указанное обращение, Территориальное управление в письме от 12.05.2012 года повторно отказало обществу в предоставлении земельного участка в собственность (том 1 л.д. - 17-22).

В указанном письме в дополнение к основаниям, указанным в письме от 05.04.2012 года, ТУ Росимущества указало представление незаверенного Решения № 1 единственного участника о назначении директора общества от 09.08.2011 года, в связи с чем. государственным органом был сделан вывод об отсутствии полномочий у лица, обратившегося в ТУ Росимущества с данным заявлением.

Не согласившись с принятым отказом, Общество обратилось в суд с настоящими требованиями.

В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.

Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Порядок приобретения земельных участков юридическими лицами - собственниками зданий, строений, сооружений определен положениями пунктам 5 и 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которым для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).

В соответствии с пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования.

В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Суд приходит к выводу, что заявителем при подаче заявления были приложены все необходимые документы.

Между тем из письма мэрии городского округа Тольятти от 30.05.2012 года в адрес ТУ ФАУГИ в Самарской области ( том 3 л.д. – 99) следует, что спорный земельный участок расположен на территории магистральных улиц и дорог (территория общего пользования) – бульвар 50 лет Октября.

О том, что часть спорного земельного участка занята ограничением в использовании, свидетельствует и кадастровый паспорт земельного участка, копия которого приобщена к материалам дела (том 1 л.д. 23-30).

В соответствии с пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства; границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Согласно части 4 статьи 28 Земельного Кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:

изъятия земельных участков из оборота;

установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;

резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ N 187-О от 12.05.05 г., государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. Как установлено Земельным кодексом РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (пункт 2 статьи 15); оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и данным Кодексом; земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность; земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункты 1 и 2 статьи 27); так, не подлежат приватизации земельные участки общего пользования (пункт 12 статьи 85).

Данная правовая позиция также изложена в пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.03.05 г. № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства».

Как указывалось выше, совокупностью доказательств подтверждается факт нахождения части испрашиваемого участка в красных линиях – на территории магистральных улиц и дорог.

В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии- это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).

Из пункта 3.3 "Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации" (РДС 30-201-98) (утв. Постановлением Госстроя РФ от 6 апреля 1998 г. N 18-30) следует, что красные линии - границы, отделяющие территории кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры от улиц, проездов и площадей в городских и сельских поселениях.

В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ территорией общего пользования признаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).

Согласно пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Поскольку материалами дела подтверждается факт прохождения на спорном земельном участке красных линий, испрашиваемый земельный участок относится к земельным участками общего пользования, следовательно, спорный земельный участок не подлежит приватизации в силу прямого указания закона.

Довод заявителя о том, что участок сформирован в таких границах задолго до обращения Общества за выкупом не подтверждает право Общества на приватизацию участка.

Из представленных материалов следует, что ранее указанный участок в данных границах предоставлялся Томе В.Л. на праве постоянного ( бессрочного) пользования. При этом закон не запрещает предоставлять участки, расположенные в местах общего пользования на праве постоянного ( бессрочного) пользования. Данный запрет установлен в отношении приватизации земельных участков.

Также отклоняется судом довод заявителя о том, что испрашиваемый участок в существующих границах необходим Обществу для эксплуатации объекта недвижимости ( в подтверждение чего заявителем представлено Градостроительное обоснование на использование земельного участка под административно-производственное здание).

Запрет на приватизацию мест общего пользования является императивной нормой, независимо от потребности хозяйствующих субъектов. При этом законом определен альтернативный режим использования таких участков – приобретение права аренды на них.

Таким образом, оспариваемые действия ТУФАУГИ полностью соответствуют положениям ст.ст. 28,85 ЗК РФ, в связи с чем, в удовлетворении требований следует отказать.

Руководствуясь ст. ст. 167-170,176,197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

Ю.Е. Холодкова