ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-2292/16 от 20.05.2016 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

мая 2016 года

Дело №

А55-2292/2016

Резолютивная часть решения объявлена 20 мая 2016 года.

Полный текст решения изготовлен мая 2016 года .

Арбитражный суд Самарской области

в составе

судьи Коршиковой Е.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Малько В.В., секретарем судебного заседания Бочаровой Е.В.,

рассмотрев в судебном заседании     дело по иску

Министерства имущественных отношений Самарской области

От  февраля 2016 года    №

к  Государственному бюджетному учреждению Самарской области "Научно-исследовательский институт садоводства и лекарственных растений "Жигулевские сады"

с участием третьих лиц:

Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области,

Министерства управления финансами Самарской области,

Счетной палаты Самарской области

о взыскании неосновательного обогащения, процентов за пользование чужими денежными средствами

при участии в заседании

от истца – Нестерова С..В., по доверенности от 23.03.2016
от ответчика - ФИО2, по доверенности от 22.12.2015, ФИО3, доверенность от 22.12.2015

от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области – ФИО4, по доверенности от 26.02.2016

от Счетной палаты Самарской области - ФИО5, по доверенности от 14.01.2016, ФИО6, доверенность от 25.05.2015, ФИО7, доверенность от 14.01.2016

установил:

Министерство имущественных отношений Самарской области обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к Государственному бюджетному учреждению Самарской области "Научно-исследовательский институт садоводства и лекарственных растений "Жигулевские сады" о  взыскании  8 220 410 руб. 94 коп.

Истец исковые требования поддержал в полном объеме.

Ответчик исковые требования не признает по мотивам, изложенным в отзыве.

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области в представленном отзыве на исковое заявление поддержало требования истца.

Министерство управления финансами Самарской области явку представителя не обеспечило, определение о времени и месте судебного разбирательства направлялось истцу по адресу, указанному в иске, который также совпадает с адресом, указанным в выписке из ЕГРЮЛ,  полученной с официального сайта ФНС. Уведомление № 44392596557681 вернулось в суд с отметкой о вручении. В представленном отзыве на исковое заявление третье лицо поддержало требования истца.

Счетная палата Самарской области в представленном отзыве на исковое заявление поддержала требования истца.

В соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном  заседании начатом 16 мая 2016 года., объявлялся перерыв  до 20 мая 2016 года. до 14   час  30 мин.

Исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в исковом заявлении, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Постановлением Правительства Самарской области от 20.06.2007 № 79 утверждено Положение о министерстве имущественных отношений Самарской области (далее - Положение).

Согласно подпункту 1.1 Положения о министерстве имущественных отношений Самарской области, утвержденное Постановлением Правительства Самарской области от 20.06.2007 № 79, министерство имущественных отношений Самарской области (далее - министерство) является органом исполнительной власти Самарской области, образованным в целях обеспечения управления и распоряжения собственностью Самарской области, осуществляющим функции уполномоченного органа по управлению имуществом Самарской области.

Согласно договору купли-продажи имущества от 20.11.2014 № 46/14 государственное   бюджетное   учреждение   Самарской   области   «Научно-исследовательский институт садоводства и лекарственных растений "Жигулевские сады» (далее - ответчик, учреждение) реализовало следующие объекты недвижимого имущества, являющиеся собственностью Самарской области, находящиеся у учреждения на праве оперативного управления:

линия электропередач (30 фидер), литера 4 (4-1; 4-2; 4-3), протяженность объекта - 2 579 п.м., место расположения объекта: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. 18 км, Самарская зональная опытная станция по садоводству;

линия электропередач (20 фидер), литера 3 (3-1; 3-2; 3-3; 3-4; 3-5), протяженность объекта - 2 897 п.м., место расположения объекта: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. 18 км, Самарская зональная опытная станция по садоводству;

нежилое здание (трансформаторная подстанция тепличного комбината); литера 5, площадь объекта - 67,4 кв.м., место расположения объекта: Самарская область, г. Самара, Кировский р-н, 18 км, Опытная станция по садоводству б/н НПО «Жигулевские сады».

Отчуждение указанных объектов недвижимого имущества согласовано приказами министерства от 23.06.2014 № 1374 и от 11.11.2014 № 3123.

В соответствии с условиями договора купли-продажи имущества от 20.11.2014 денежные средства в размере 1 410 100 рублей от реализации указанных объектов поступили на лицевой счет учреждения, что подтверждается платежными поручениями:

от 21.10.2014 № 299 на сумму 50000 руб.;

от 23.10.2014 № 345 На сумму 50000 руб.;

от 24.10.2014 № 364 на сумму 50000 руб.;

от 28.10.2014 № 383 на сумму 50000 руб.;

от 30.10.2014 №405 на сумму 150000 руб.;

от 15.12.2014 № 955 на сумму 101100 руб.;

от 19.12.2014 № 47 на сумму 50000 руб.;

от 23.12.2014 № 75 на сумму 50000 руб.;

от 25.12.2014 № 136 на сумму 50000 руб.;

от 29.12.2014 № 181 на сумму 50000 руб.;

от 30.12.2014 № 197 на сумму 50000 руб.;

от 13.01.2015 № 18 на сумму 50000 руб.;

от 14.01.2014 № 46 на сумму 50000 руб.;

от 16.01.2015 № 103 на сумму 50000 руб.;

от 21.01.2015 № 174 на сумму 50000 руб.;

от 22.01.2015 № 199 на сумму 50000 руб.;

от 23.01.2015 № 225 на сумму 50000 руб.;

от 27.01.2015 № 262 на сумму 50000 руб.;

от 11.02.2015 № 390 на сумму 50000 руб.;

от 13.02.2015 № 430 на сумму 50000 руб.;

от 24.02.2015 № 503 на сумму 50000 руб.;

от 27.02.2015 № 538 на сумму 50000 руб.;

от 13.03.2015 № 682 на сумму 50000 руб.;

от 17.03.2015 № 713 на сумму 50000 руб.;

от 19.03.2015 № 789 на сумму 50000 руб.

Также согласно договору купли-продажи имущества от 10.07.2014 № 27/14 учреждение реализовало объект недвижимого имущества, являющийся собственностью Самарской области, находящийся у учреждения на праве оперативного управления:

- нежилое здание, научно-административный корпус, литера ЧЧ1, площадью 775,80 кв.м, расположенное по адресу: г. Самара, Кировский район, 18 км, Опытная станция по садоводству б/н НПО «Жигулевские сады».

Отчуждение указанного объекта недвижимого имущества согласовано министерством письмами от 16.04.2012 № 12/6868 и от 12.02.2013 № 12/1553.

В соответствии с условиями договора купли-продажи имущества от 10.07.2014 денежные средства в размере 5 900 000 рублей от реализаций указанного объекта поступили на лицевой счет учреждения, что подтверждается платежными поручениями:

от 24.06.2014 № 229 на сумму 400 000 руб.;

от 17.07.2014 № 282 на сумму 100 000 руб.;

от 18.07.2014 № 280 на сумму 5400000 руб.

Согласно статье 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале), находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации, за исключением движимого имущества бюджетных и автономных учреждений субъектов Российской Федерации, а также имущества государственных унитарных предприятий субъектов Российской Федерации, в том числе казенных, являются неналоговыми доходами бюджетов субъектов Российской Федерации в размере 100 процентов.

В соответствии с Законом Самарской области от 11.12.2014 №125-ГД «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», Законом Самарской области № 15-ГД «О порядке управления и распоряжения собственностью Самарской области» министерство является главным администратором доходов от реализации бюджетными, автономными учреждениями недвижимого имущества, являющего собственностью Самарской области и находящегося у них в оперативном управлении, которые должны быть перечислены в бюджет Самарской области.

Вместе с тем областной бюджет средства от реализации указанного имущества до настоящего времени не поступили.

Министерство неоднократно уведомляло ответчика о необходимости перечисления указанных денежных средств в бюджет Самарской области, в частности, письмами от 23.10.2015 № 12/13204, 03.11.2015 № 12/13647.

На сумму неосновательного обогащения ответчика министерством начислены проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 780 166 руб. 03 коп. (на сумму 5 900 000 руб.) и 130 144 рублей 91 копеек (на сумму 1 410 100 руб.).

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с рассматриваемым иском.

Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии со статьей 314 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условий, позволяющих определить этот срок, оно должно быть исполнено в разумный срок после возникновения обязательства.

Обязательство, не исполненное в разумный срок, а равно обязательство, срок исполнения которого определен моментом востребования, должник обязан исполнить в семидневный срок со дня предъявления кредитором требования о его исполнении, если обязанность исполнения в другой срок не вытекает из закона, иных правовых актов, условий обязательства, обычаев делового оборота или существа обязательства.

Согласно статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

На территории Самарской области приказом Министерства управления финансами Самарской области от 13.12.07г. №12-21/98 утвержден Порядок открытия  и ведения лицевых счетов в Министерстве управления финансами Самарской области.

Порядок разработан в соответствии с требованиями статьи 220.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и определяет процедуру открытия и ведения министерством управления финансами Самарской области (далее - Министерство) лицевых счетов для учета операций по исполнению областного бюджета, осуществляемых главными распорядителями, распорядителями и получателями средств областного бюджета, главными администраторами и администраторами источников финансирования дефицита областного бюджета в рамках их бюджетных полномочий, а также для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателей средств областного бюджета.

Порядок определяет процедуру открытия и ведения лицевых счетов для учета операций со средствами бюджетных учреждений, лицевых счетов для учета операций со средствами автономных учреждений, открытых, соответственно, бюджетным учреждениям и автономным учреждениям, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляют органы исполнительной власти Самарской области, а также лицевых счетов для учета в соответствии с действующим законодательством операций со средствами государственных унитарных предприятий (далее - унитарное предприятие), в отношении которых орган исполнительной власти Самарской области осуществляет права собственника имущества, и лицевых счетов для учета в соответствии с действующим законодательством операций со средствами регионального оператора системы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, функции и полномочия учредителя в отношении которого осуществляют органы исполнительной власти Самарской области (далее - региональный оператор).

Согласно пункту 1.4.1. Порядка для учета операций, осуществляемых бюджетными учреждениями, Министерством в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, открываются и ведутся следующие виды лицевых счетов:

лицевой счет, предназначенный для учета операций со средствами бюджетных учреждений (за исключением субсидий, предоставляемых из областного бюджета бюджетным учреждениям в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации) (далее - лицевой счет бюджетного учреждения);

лицевой счет, предназначенный для учета операций со средствами, предоставленными бюджетным учреждениям из областного бюджета в виде субсидий в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также для отражения принятых на учет обязательств (далее - отдельный лицевой счет бюджетного учреждения).

Ответчик указал, что отчуждение имущества совершено им в установленном законом порядке при согласовании учредителей – истца и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области, денежные средства, полученные от реализации имущества, израсходованы при согласовании Министерства управления финансами Самарской области в соответствии с Планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения (том 2 л.д.172-176), в обоснование своей позиции ответчиком представлены  в судебном заседании документы, подтверждающие затраты, произведенные в соответствии с указанным Планом.

Счетной палатой Самарской области проведено контрольное мероприятие «Проверка финансово-хозяйственной государственного бюджетного учреждения Самарской области «Научно-исследовательский институт садоводства и лекарственных растений  «Жигулевские сады» в 2012 - 2014 годах».

По результатам контрольного мероприятия установлено, что в нарушение статьи 57 Бюджетного кодекса РФ, полученные в 2014 году ГБУ СО НИИ «Жигулевские сады» доходы в размере 6 601 тыс. рублей от продажи недвижимого имущества поступили в самостоятельное распоряжение Учреждения на счет в ГРКЦ ГУ Банка России по Самарской области г. Самара №40601810036013000002, в том числе:

5 900 тыс. рублей- по договору купли-продажи от 10.07.2014 №27/14, с ООО «Кондитерская фабрика «МИР» от реализации нежилого здания научно-административный корпус, литера ЧЧ1, площадью 775,8 кв.м, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, 18 км Опытная станция по садоводству б/н НПО «Жигулевские сады»;

701 тыс. рублей- от реализации недвижимого имущества по договору купли-продажи от 20.11.2014 №46/14 с ООО «Энерго», в том числе:

линии электропередач (30 фидер), литера 4 (4-1;4-2;4-3), расположенные по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. 18 км, Самарская зональная опытная станция по садоводству. Цена по договору - 218 тыс. рублей;

линии электропередач (20 фидер), литера 3 (3-1;3-2;3-3;3-4;3-5) протяженностью 2 897 п.м, расположенные по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. 18 км, Самарская зональная опытная станция по садоводству. Цена по договору - 711 тыс. рублей;

нежилое здание (трансформаторная подстанция тепличного комбината), литера 5 площадью 67, 4 кв.м, расположенное по адресу: г. Самара, Кировский район, 18 км, Опытная станция по садоводству б/н НПО «Жигулевские сады». Цена по договору - 482 тыс. рублей.

Денежные средства в сумме 709 тыс. рублейв счет оплаты недвижимого имущества по договору от 20.11.2014 №46/14 с ООО «Энерго» получены Учреждением в 2015 году, не входящем в проверяемый период.

Счетная палата Самарской области   обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области и учреждение с представлениями о принятии мер по возвращению в областной бюджет денежных средств, полученных от реализации недвижимого имущества.

Согласно положениям ч. 2 и 3 ст. 298 Гражданского кодекса Российской Федерации автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества (далее - особо ценное движимое имущество), бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, а также любым недвижимым имуществом.

При этом на основании ст. 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" функции и полномочия учредителя (собственника) в отношении государственного учреждения, созданного субъектом Российской Федерации (муниципального учреждения, созданного муниципальным образованием), осуществляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органом местного самоуправления).

В соответствии с абз.3 ст.57 Бюджетного кодекса Российской Федерации доход от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале), находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации, за исключением движимого имущества бюджетных и автономных учреждений субъектов Российской Федерации, а также имущества государственных унитарных предприятий субъектов Российской Федерации, в том числе казенных, - по нормативу 100 процентов;

 В приказе Министерства имущественных отношений Самарской области от 27.05.14г. №1076 не указано, что денежные средства, полученные от реализации объекта недвижимости, не подлежат передаче в областной бюджет и подлежат использованию бюджетным учреждением в соответствии с утвержденным Планом финансово-хозяйственной деятельности.

В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

Исходя из положений названной нормы и основываясь на общем принципе доказывания в арбитражном процессе, предусмотренном статьей 65 АПК РФ, истец при предъявлении требования о взыскании неосновательного обогащения должен доказать факт приобретения или сбережения ответчиком денежных средств за его счет в отсутствие правовых оснований, а также размер неосновательного обогащения.

Оценив представленные доказательств, суд с учетом положений Бюджетного кодекса Российской Федерации пришел к выводу, что на стороне ответчика возникло неосновательное обогащение.

Возражения ответчика несостоятельны и не принимаются судом в силу изложенного выше.

Ответчик ссылается на согласование спорных  сделок собственником - Министерством имущественных отношений Самарской области приказами министерства от 23.06.2014 № 1374 и от 11.11.2014 № 3123, письмами от 16.04.2012 № 12/6868 и от 12.02.2013 № 12/1553. Арбитражный суд полагает, что Министерством согласованы сами сделки, но в приказах и письмах, на которые ссылается  ответчик, отсутствуют указания на то, что средства поступают в самостоятельное распоряжение учреждения – ответчика.

В силу статей 1102-1105 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

Согласно ст.1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения:

1) имущество, переданное во исполнение обязательства до наступления срока исполнения, если обязательством не предусмотрено иное;

2) имущество, переданное во исполнение обязательства по истечении срока исковой давности;

3) заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки;

4) денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.

Обстоятельства, приведенные в ст.1109 ГК РФ, судом в настоящем деле не установлены.

Статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующими в месте жительства кредитора или, если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения, опубликованными Банком России и имевшими место в соответствующие периоды средними ставками банковского процента по вкладам физических лиц. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

Согласно п. 2 ст. 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.

На сумму неосновательного обогащения ответчика министерством начислены проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 780 166 руб. 03 коп. (на сумму 5 900 000 руб.) и 130 144 рублей 91 копеек (на сумму 1 410 100 руб.).

Расчет суммы процентов за пользование чужими денежными средствами судом проверен и признан арифметически верным и соответствующим фактическим обстоятельствам и норме ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации. Представленный истцом расчет ответчиком не оспорен.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Документов, обосновывающих правомерность удержания денежных средств, в деле не имеется.

С учетом вышеизложенного, требования истца  о взыскании 8 220 410 руб. 94 коп., из них 7 310 100 руб.00 коп. неосновательного обогащения, 910 310 руб. 94 коп. процентов за пользование чужими денежными являются законными, обоснованными и подтвержденными материалами дела и судебной практикой.

Расходы по уплате государственной пошлины следует отнести на ответчика в силу ч.1 ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и  взыскать в бюджет Российской Федерации, поскольку истец в силу п.п. 1.1 п.1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст. 110,167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Взыскать с Государственного бюджетного учреждения Самарской области "Научно-исследовательский институт садоводства и лекарственных растений "Жигулевские сады" в пользу Министерства имущественных отношений Самарской области 8 220 410 руб. 94 коп., из них 7 310 100 руб.00 коп. неосновательного обогащения, 910 310 руб. 94 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами по следующим реквизитам:

УФК по Самарской области (министерство имущественных отношений Самарской области);

ИНН <***>, КПП 631601001;

Банк получателя  отделение Самара;

Счет 40101810200000010001;

БИК 043601001; ОКТМО 36701000;

КБК 70511402028020000410.

Взыскать с Государственного бюджетного учреждения Самарской области "Научно-исследовательский институт садоводства и лекарственных растений "Жигулевские сады" 64 102 руб.00 коп. государственной пошлины в федеральный бюджет.

 Решение  может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

Е.В. Коршикова