АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области 443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17 | ||||||
Именем Российской ФедерацииРЕШЕНИЕ г. Самара | ||||||
сентября 2020 года | Дело № | А55-2327/2020 | ||||
Резолютивная часть решения объявлена 03 сентября 2020 года. Полный текст решения изготовлен 10 сентября 2020 года. Арбитражный суд Самарской области в составе судьи Черномырдиной Е.В. | ||||||
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Митекиной М.В., | ||||||
рассмотрев в судебном заседании 03 сентября 2020 года дело по заявлению | ||||||
Акционерного общества «Предприятие тепловых сетей», г.Самара | ||||||
к Средне-Поволжскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, г. Самара | ||||||
С участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заинтересованного лица: Глава городского округа Самара, г. Самара, Администрация городского округа Самара, г. Самара | ||||||
о признании недействительным предписания | ||||||
при участии в заседании: | ||||||
от заявителя – ФИО1, доверенность от 26.03.2020, от заинтересованного лица – ФИО2, доверенность от 09.01.2020, от третьих лиц – не явились, извещены | ||||||
установил: Акционерное общество «Предприятие тепловых сетей» (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просит: 1) признать недействительным предписание Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - заинтересованное лицо, управление, Ростехнадзор) №09-483-10-19-679-КП от 31.10.2019; 2) обязать Средне-Поволжское управление федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Акционерного общества «Предприятие тепловых сетей». В судебном заседании представитель заявителя требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении. В судебном заседании представитель заинтересованного лица требования не признал по основания, изложенным в отзыве. В судебное заседание представители третьих лиц не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии со статьей 123 АПК РФ. Глава городского округа Самара в отзыве считает требования подлежащими удовлетворению. Дело рассмотрено в порядке ст.ст. 121-124, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, не обеспечивших явку своих представителей в судебное заседание, надлежащим образом уведомленных о месте и времени судебного заседания. Исследовав материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на заявление, оценив в совокупности в соответствии со ст. ст. 71, 168 АПК РФ доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд считает требования подлежащими удовлетворению. Как следует из материалов дела, на основании распоряжения №290-Р от 23.01.2019 руководителя Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору с 29.01.2019 по 11.02.2019 в отношении Акционерного общества «Предприятие тепловых сетей» (АО «ПТС») была проведена внеплановая выездная проверка, а по ее результатам составлен акт №07-050-02-19-021-В от 11.02.2019 и выдано предписание №07-050-02-19-021-В об устранении выявленных нарушений со сроком исполнения до 11.10.2019. На основании распоряжения №5466-Р от 18.10.2019 заместителя руководителя Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору с 23.10.2019 по 31.10.2019 в отношении Акционерного общества «Предприятие тепловых сетей» (АО «ПТС») была проведена внеплановая выездная проверка исполнения ранее выданного предписания №07-050-02-19-021-В от 11.02.2019. В ходе проверки установлено неисполнение в установленные сроки пунктов №64 и №65 предписания №07-050-02-19-021-В от 11.02.2019. По результатам проверки составлен акт №09-483-10-19-679-КП от 31.10.2019 и выдано предписание №09-483-10-19-679-КП от 31.10.2019. Не согласившись с предписанием №09-483-10-19-679-КП от 31.10.2019 общество обратилось в арбитражный суд за защитой своих прав с настоящим заявлением. В силу положений статей 198 и 200 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. В силу статьи 65 АПК РФ обязанность доказать факт нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов субъекта предпринимательской и иной экономической деятельности возлагается на заявителя. Судом установлено, что акционерное общество «Предприятие тепловых сетей» обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Средне-Поволжскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору с привлечением в качестве третьих лиц Администрации городского округа Самара и Главы городского округа Самара, с учетом частичного отказа от заявленных требований, и уточнением требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о признании недействительными пунктов 64, 65 предписания №07-050-02-19-021-В от 11.02.2019 и обязании управления устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества. Решением Арбитражного суда Самарской области от 09.01.2020, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2020 по делу №А55-13458/2019 заявленные обществом требования удовлетворены. Суд признал недействительным предписание №07-050-02-19-021-В от 11.02.2019 в части пунктов 64 и 65, в части требований о признании недействительными пунктов 15, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 55, 66, 67, 69, 72, 82, 84, 93, 94, 120, 121, 130, 132, 133, 135, 141, 146 предписания №07-050-02-19-021-В от 11.02.2019 производство по делу прекращено, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 150 АПК РФ. Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 20.07.2020 решение Арбитражного суда Самарской области от 09.01.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2020 по делу №А55-13458/2019 оставлены без изменения. В соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица. Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2012 №2013/12, признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым преюдиция служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности. Предписанием №09-483-10-19-679-КП от 31.10.2019 об устранении выявленных нарушений (Предписание) в разделе «Тепловые энергоустановки» дано следующее описание и характер выявленных нарушений: - при эксплуатации тепловых энергоустановок не хранится и не используется в работе утвержденная проектная документация (чертежи, пояснительные записки и др.) со всеми последующими изменениями (пункт 1 Предписания идентичен пункту 64 предписания №07-050-02-19-021-В от 11.02.2019); -при эксплуатации систем тепловых сетей не обеспечивается надежность теплоснабжения потребителей (с начала отопительного сезона 2018-2019 года произошло не менее 23 инцидентов на тепловых сетях, приведших к нарушениям в теплоснабжении потребителей). Не обеспечено исправное и работоспособное состояние тепловых энергоустановок при существующем объеме технического обслуживания и ремонта (пункт 2 Предписания идентичен пункту 65 предписания №07-050-02-19-021-В от 11.02.2019). При этом, в Предписании указаны наименования нормативных документов, требования которого нарушены: пункт 2.8.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок (пункт 1 Предписания); пункты 2.7.2, 6.2.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок (пункт 2 Предписания). Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок (Правила) утверждены приказом Министерства от 24.03.2003 №115. В силу пункта 1.7 Правил №115 ответственность за выполнение настоящих Правил несет руководитель организации, являющейся собственником тепловых энергоустановок, или технический руководитель, на которого возложена эксплуатационная ответственность за тепловые энергоустановки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Как следует из материалов дела, проверка общества проводилась в отношении опасного производственного объекта рег. №53-00494-0002 «Участок трубопроводов тепловой сети города Самара». Опасный производственный объект (ОПО) «Участок трубопроводов теплосети города Самары» зарегистрирован 05.06.2007 под №А53-00494-0002 за эксплуатирующей организацией - Открытое акционерное общество «Предприятие тепловых сетей», что следует из Свидетельства о регистрации А53-00494. Согласно сведениям, характеризующим ОПО, в состав ОПО №А53-00494-0002 входят 670 паропроводов и участков трубопроводов. Оспариваемыми пунктами Предписания обществу вменяется нарушение Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 №115. В Правилах технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики РФ от 24.03.2003 №115, содержится определение понятия «тепловая энергоустановка». Согласно терминам и определениям, используемым в Правилах участки тепловой сети, паропроводы и трубопроводы представляют собой совокупность различных устройств, помимо тепловых энергоустановок. Как следует из материалов дела, в ходе проверки Средне-Поволжским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору не установлено количество, виды, местонахождение конкретных тепловых энергоустановок, входящих в состав ОПО №А53-00494-0002. Из пункта 2.8.1 Правил следует, что при эксплуатации тепловых энергоустановок хранятся и используются в работе следующие документы: - генеральный план с нанесенными зданиями, сооружениями и тепловыми сетями; - утвержденная проектная документация (чертежи, пояснительные записки и др.) со всеми последующими изменениями; - акты приемки скрытых работ, испытаний и наладки тепловых энергоустановок и тепловых сетей, акты приемки тепловых энергоустановок и тепловых сетей в эксплуатацию; - акты испытаний технологических трубопроводов, систем горячего водоснабжения, отопления, вентиляции; - акты приемочных комиссий; - исполнительные чертежи тепловых энергоустановок и тепловых сетей; - технические паспорта тепловых энергоустановок и тепловых сетей; - технический паспорт теплового пункта; - инструкции по эксплуатации тепловых энергоустановок и сетей, а также должностные инструкции по каждому рабочему месту и инструкции по охране труда. При рассмотрении дела №А55-13458/2019 судами установлено, что ни в акте проверки, ни в оспариваемом предписании не указан перечень тепловых энергоустановок, содержащий индивидуальные сведения о каждой тепловой энергоустановки. Также ни в акте проверки, ни в оспариваемом предписании не указаны какие конкретно документы, предусмотренные пунктом 2.8.1 Правил и на какие конкретно тепловые энергоустановки отсутствуют у заявителя. Пункт 2.8.1 ПТЭ ТЭ регламентирует необходимость хранения и использования в работе утвержденной проектной документации. Ее хранение и использование в работе определяется необходимостью установления изначального состояния тепловых сетей и возможности проверки соответствия фактического состояния тепловых сетей проектам. В ходе рассмотрения дела, управлением не были представлены доказательства, опровергающие довод общества о том, что обязанность хранить проектную документацию находится в прямой взаимосвязи с ее фактическим наличием, проектная документация на тепловые сети, переданные АО «ПТС» в собственность, а также часть проектной документации на арендованные тепловые сети, хранится в архиве теплоснабжающей организации, предъявлялась на обозрение инспекторам Ростехнадзора в ходе выездной внеплановой проверки. Ее наличие подтверждается фототаблицей «Стеллажи архива АО «ПТС», расположенного по адресу: 443110, <...>, каб. 17, с размещенной на стеллажах проектной и исполнительной документацией на тепловые сети АО «ПТС», а также копиями проектной документации трубопровода Д1001-СамГРЭС-Ю11 (учетный №12025) в 12 томах, представленных в материалы дела. Допрошенный в ходе судебного разбирательства по делу №А55-13458/2019 свидетель ФИО3 сообщил суду, что, являясь исполнительным директором общества, присутствовал при проведении проверки. Свидетель ФИО3 сообщил также, что в ходе проверки от общества не были истребованы конкретные документы ни в письменной, ни в устной форме. Как сообщил свидетель, документы на эксплуатируемые обществом объекты имеют значительный объем и хранятся в отдельном помещении. Представителям заинтересованного лица в ходе проверки было показано помещение, в котором хранятся указанные документы, но проверяющие лица не потребовали каких-либо документов, ограничившись осмотром помещения. Показания свидетеля не были опровергнуты в ходе рассмотрения дела. Управлением не представлены доказательства того, что в ходе проверки у общества были истребованы документы, предусмотренные пунктом 2.8.1 Правил, в отношении именно тепловых энергоустановок. Как следует из материалов дела и объяснений представителей управления, данных в ходе судебного разбирательства, заинтересованным лицом в ходе проверки не установлено наличие конкретных тепловых энергоустановок на проверяемом объекте. Как следует из возражений Средне-Поволжского управления Ростехнадзора требование надзорного органа о представлении проектной документации касалось трубопроводов тепловых сетей, зарегистрированных в государственном реестре опасных производственных объектов. В качестве опасного производственного объекта зарегистрированы тепловые сети, состоящие из 670 участков трубопроводов разного года постройки и ввода в эксплуатацию. Кроме того, управлением не опровергнут довод заявителя о том, что проектная документация на тепловые сети разрабатывалась до их возведения и, соответственно, задолго до их постановки на учет, поэтому в имеющихся проектах указаны адреса участков проектируемых сетей и их основные характеристики. Проекты, на какие конкретно участки тепловых сетей интересует надзорный орган, конкретизированы не были. Исходя из устных пояснений членов комиссии, требования касались проектной документации на все сети, содержание и обслуживание которых осуществляет АО «ПТС». С учетом указанных обстоятельств, проверяющим был предоставлен доступ к архиву организации, в котором хранится вся имеющаяся проектная, исполнительная и техническая документация на эксплуатируемые сети. Как установлено судами, после представления проверяющим доступа к ознакомлению с интересующими документами в архиве АО «ПТС» Средне-Поволжским управлением Ростехнадзора были направлены два запроса: исх. №01-15/2172 от 30.01.2019, в котором запрашивалось 59 наименований документов, в том числе заверенные копии документов на бумажном носителе или в электронном виде на официальную почту Управления проектной документации на трубопроводы тепловых сетей, зарегистрированных в государственном реестре опасных производственных объектов без указания конкретных участков, исх.№ 51112-10-00290 от 31.01.2019, в котором дополнительно запрашивались заверенные копии заключений промышленной безопасности, проектной документации, паспортов на трубопроводы тепловых сетей, паспортов на тепловые сети трубопроводов тепловых сетей, изменений в проекты, графиков периодичности работ по ремонту и техническому обслуживанию, проектов (программ) проведения работ и технологических карт по ремонту, ремонтных журналов, заключений ЭПБ после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого технического устройства, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на ОПО, в результате которых было повреждено такое техническое устройство в отношении 27 участков трубопроводов тепловых сетей. Таким образом, суды пришли к выводу, что требования в запросе №01-15/2172 от 30.01.2019, по заявлению представителей заинтересованного лица, касающиеся представления заверенных копий документов на 670 участков тепловых сетей, входящих в состав ОПО, подтверждают превышение надзорным органом своих полномочий в рамках выездной проверки, а сроки, предоставляемые юридическому лицу на подготовку заверенных копий запрашиваемых документов (1,5 рабочих дня) являются заведомо нереальными для исполнения. Требования в запросе от 31.01.2019, не отменяющим предыдущий запрос, в части представления поименованных выше документов относились к 27 участкам трубопроводов и также подразумевали подготовку значительного объема документов в крайне сжатые сроки. При этом, в письме от 01.02.2019 №290-р уже были указаны конкретные участки трубопроводов тепловых сетей (технических устройств) с указанием их оперативного наименования и учетного номера. С учетом большого объема запрашиваемых документов и крайне сжатыми сроками их представления надзорному органу было предложено ознакомиться с документацией по месту проведения проверки, что полностью соответствует положениям Закона №294-ФЗ (копия письма от 01.02.2019 №951112-10-00311). Как указал заявитель, подготовка копий проектной документации по одному ТУ заняла у специалистов АО «ПТС» 5 рабочих дней. Поэтому предложение ознакомиться с проектами ТУ по месту проведения проверки было вызвано объективными обстоятельствами. В качестве подтверждения факта наличия и хранения проектной документации были представлены заверенные копии выборочной проектной документации трубопровода Д1001-СамГРЭС-Ю-11 (учетный №12025) в 12 томах, обеспечена возможность сличения копий с оригиналами, выражена готовность к проведению в случае необходимости выездного судебного заседания. Представителям управления была представлена возможность ознакомиться с документами, в том числе проектной документацией на эксплуатируемые АО «ПТС» участки тепловых сетей, что подтверждается письмом №51112-10-00311 от 01.02.2019. В силу статьи 12 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель обязаны предоставить должностным лицам органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые юридическим лицом при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым ими грузам. Кроме того, все требования управления о предоставлении документов касаются участков тепловых сетей, а не тепловых энергоустановок. Поскольку управлением не представлены доказательства наличия на проверяемом ОПО конкретных тепловых энергоустановок, судами сделан вывод о том, что заинтересованное лицо не доказало нарушение обществом Правил, в том числе пунктов 2.8.1, 2.7.2. Требование пункта 1 предписания №09-483-10-19-679-КП от 31.10.2019 (идентично пункту 64 предписания №07-050-02-19-021-В от 11.02.2019) об устранении нарушения п.2.8.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок при эксплуатации тепловых энергоустановок (ПТЭ ТЭ), выражено в том, что при эксплуатации тепловых энергоустановок не хранится и не используется в работе утвержденная проектная документация (чертежи, пояснительные записки и др.) со всеми последующими изменениями. Однако надзорным органом также не указано, на какие объекты проектная документация отсутствует, какие действия по устранению данного нарушения АО «ПТС» надлежит совершить. Согласно распоряжению №5466-Р от 19.10.2019, целью проведения внеплановой выездной проверки является контроль выполнения пунктов №№1-68, 71-72, 75, 80-82, 84-86, 88-89, 92-97, 99-100, 102-103, 105-117, 119-120, 123, 127, 129-133, 135-137, 140-141, 144-146, 149-154 предписания №07-050-02-19-021-В от 11.02.2019. Однако, при проведении внеплановой выездной проверки с 29.01.2019 по 11.02.2019, результатом которой явилось предписание №07-050-02-19-021-В от 11.02.2019, комиссией Средне-Поволжского управления Ростехнадзора не были конкретизированы участки тепловых сетей, соблюдение требований промышленной и энергетической безопасности при использовании которых, проверялось надзорным органом. Распоряжением Средне-Поволжского управления Ростехнадзора №290-Р от 23.01.2019 уполномоченным лицам было дано указание провести проверку в отношении Акционерного общества «Предприятие тепловых сетей» (АО «ПТС») с местом нахождения и фактического осуществления деятельности: 443110, <...>, наименование объекта: опасный производственный объект рег.№53-00494-0002 «Участок трубопровода теплосети города Самары». В сведениях, характеризующих опасные производственные объекты, эксплуатируемые АО «ПТС», - участок трубопроводов теплосети города Самара III класса опасности с per. № А53-00494-0002 - поименовано 670 участков трубопроводов, входящих в состав опасного производственного объекта. При этом в данном перечне указаны участки трубопроводов, принадлежащие АО «ПТС» на праве собственности или переданные в аренду. В ходе проверок по распоряжению №290-Р от 23.01.2019 и распоряжению №5466-Р от 19.10.2019 уполномоченным лицам надзорного органа сообщалось, что проектная документация (чертежи, пояснительные записки и др.) на тепловые сети, находящиеся в собственности АО «ПТС», со всеми последующими изменениями имеется и хранится в помещении архива, предлагалось ознакомиться с указанными документами по месту проведения внеплановых выездных проверок ввиду не указания конкретных тепловых энергоустановок, на которые требуется документация, и огромного объема проектной и исполнительной документации по опасному производственному объекту рег.№53-00494-0002 в целом. Однако в связи с непредставлением АО «ПТС» в Средне-Поволжское управление Ростехнадзора скан-копий проектной документации или ее заверенных копий на бумажном носителе надзорным органом сделан вывод о том, что проектная документация отсутствует. С учетом изложенного, суд признает правомерным довод заявителя о том, что, вывод заинтересованного лица о том, что утвержденная проектная документация не хранится и не используется, не подтвержден соответствующими доказательствами и не соответствует действительности, поскольку имеющаяся проектная документация на принадлежащие АО «ПТС» тепловые сети, которая хранится и используется; сама формулировка пункта не позволяет определить, какие конкретно мероприятия и в отношении каких участков тепловых объектов следует совершить для устранения нарушения требований Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок. Как следует из материалов дела и установлено судами, к выводу о нарушении обществом пунктов 2.7.2, 6.2.1 управление пришло лишь в связи с тем, что с начала отопительного сезона 2018 - 2019 произошло не менее 23 инцидентов на тепловых сетях. При этом об инцидентах управление узнало из Оперативных сообщений (информации) об инциденте представленных заинтересованному лицу самим обществом до проведения проверки. Также суды учитывали, что иных доказательств в ходе рассмотрения дела управлением не представлено. Требование пункта 2 предписания №09-483-10-19-679-КП от 31.10.2019 идентично пункту 65 предписания №07-050-02-19-021-В от 11.02.2019 об устранении нарушения п.2.7.2 ПТЭ ТЭ, выразившегося в том, что при эксплуатации систем тепловых сетей не обеспечивается надежность теплоснабжения потребителей, (с начала отопительного сезона 2018-2019 года произошло не менее 23 инцидентов на тепловых сетях, приведших к нарушениям в тепло-снабжении потребителей). Не обеспечено исправное и работоспособное состояние тепловых энергоустановок при существующем объеме технического обслуживания и ремонта. Пунктом 2.7.2 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115 (ПТЭ ТЭ) установлено, что объем технического обслуживания и ремонта определяется необходимостью поддержания исправного, работоспособного состояния и периодического восстановления тепловых энергоустановок с учетом их фактического технического состояния. В главе 6.2 «Эксплуатация» Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок определены основные моменты, необходимые к соблюдению при эксплуатации тепловых сетей. В частности, в п.6.2.1. ПТЭ ТЭ определено, что при эксплуатации систем тепловых сетей должна быть обеспечена надежность теплоснабжения потребителей, подача теплоносителя (воды и пара) с расходом и параметрами в соответствии с температурным графиком и перепадом давления на вводе. Надзорный орган не указал, какие действия в процессе эксплуатации тепловых сетей АО «ПТС» не предприняло. В соответствии с п.5 ст. 20 ФЗ № 190 «О теплоснабжении» Проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива. Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, в том числе, обязаны обеспечить надежное теплоснабжение потребителей. В Приложении №3 к Правилам оценки готовности к отопительному периоду, утвержденным Приказом Минэнерго №103 (далее - Правила), приведены критерии надежности теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом климатических условий, соблюдение которых является одним из обязательных условий получения паспорта готовности к отопительному периоду (п.17 ч.1б Правил). Теплоснабжающая и теплосетевая организация, не получившая по объектам проверки паспорт готовности до 1 ноября, обязана продолжить подготовку к отопительному периоду и устранение указанных в перечне к акту замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности. После уведомления комиссии об устранении замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности осуществляется повторная проверка. При положительном заключении комиссии оформляется повторный акт с выводом о готовности к отопительному периоду, но без выдачи паспорта в текущий отопительный период. АО «ПТС» получило паспорт готовности к осенне-зимнему периоду 2018-2019, что подтверждает факт соблюдения АО «ПТС» критериев надежности при теплоснабжении потребителей. Паспорт готовности к осенне-зимнему периоду - официальное подтверждение того, что тепловые сети г.о. Самара готовы к повышенным нагрузкам, что подача теплоносителя с расходом и параметрами в соответствии с температурным графиком и перепадом давления на вводе при эксплуатации систем тепловых сетей теплоснабжающей организацией обеспечивается. Таким образом, при рассмотрении дела №А55-13458/2019 суды пришли к выводу о том, что оспариваемое предписание №07-050-02-19-021-В от 11.02.2019 в части пунктов 64 и 65 является недействительным и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, возлагает на заявителя необоснованные и незаконные обязанности, а также создает иные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности. Пункты, содержащиеся в оспариваемом предписании Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору №09-483-10-19-679-КП от 31.10.2019, идентичны пунктам 64, 65 предписания №07-050-02-19-021-В от 11.02.2019, которое признано недействительным решением Арбитражного суда Самарской области от 09.01.2020 по делу №А55-13458/2019. С учетом изложенного, предписание Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору №09-483-10-19-679-КП от 31.10.2019 не соответствует требованиям закона и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем, подлежит признанию недействительным. Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на заинтересованное лицо в сумме 3 000 руб. Государственная пошлина в сумме 2705 руб., оплаченная платежным поручением №8030 от 15.10.2018, подлежит возврату Акционерному обществу «Предприятие тепловых сетей» из федерального бюджета. | ||||||
Руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд | ||||||
Р Е Ш И Л: | ||||||
Заявление удовлетворить. Признать недействительным предписание Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору №09-483-10-19-679-КП от 31.10.2019. Обязать Средне-Поволжское управление федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Акционерного общества «Предприятие тепловых сетей». Взыскать с Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в пользу Акционерного общества «Предприятие тепловых сетей», г.Самара расходы по оплате государственной пошлине в сумме 3000 руб. Возвратить Акционерному обществу «Предприятие тепловых сетей», г.Самара из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2705 руб., оплаченную платежным поручением №8030 от 15.10.2018. | ||||||
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области. | ||||||
Судья | / | Е.В. Черномырдина | ||||