ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-24615/13 от 25.12.2013 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

26 декабря 2013 года

Дело №

А55-24615/2013

Резолютивная часть решения объявлена 25 декабря 2013 года.

Решение в полном объеме изготовлено 26 декабря 2013 года.

Арбитражный суд Самарской области

в составе

председательствующего судьи Асадуллиной С.П.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Носовой Е.А.,

рассмотрев в судебном заседании 25 декабря 2013 дело по заявлению

Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда в муниципальном районе Челно-Вершинский Самарской области
 к ООО «Челно-Вершиныагроинвест»
 о взыскании финансовых санкций 159 269, 96 руб.,

при участии в заседании:

от истца – представитель не явился,

от ответчика - представитель не явился,

установил:

ГУ - УПФР в муниципальном районе Челно-Вершинский Самарской области обратилось в арбитражный суд с заявлением к ООО «Челно-Вершиныагроинвест» о взыскании финансовых санкций в размере 159269,96 руб.

Произведена с соблюдением требований статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, замена судьи Матюхиной Т.М. рассматривающей дело №А55-24615/2013 на судью Асадуллину С.П.

Лица, участвующие в деле, не явились в судебное заседание, извещены надлежащим образом в соответствии со ст. 123 АПК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 155 АПК РФ в ходе каждого судебного заседания арбитражного суда первой инстанции, а также при совершении отдельных процессуальных действий вне судебного заседания ведется протоколирование с использованием средств аудиозаписи и составляется протокол в письменной форме.

Согласно пункта 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 № 12 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в ред. ФЗ от 27.07.2010 года «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, иных участников арбитражного процесса протоколирование судебного заседания с использованием средств аудиозаписи не осуществляется и средством фиксирования данных о ходе судебного заседания является протокол судебного заседания, в котором делается отметка о неявке в судебное заседание лиц, участвующих в деле, и иных участников арбитражного процесса и об отсутствии в связи с этим аудиозаписи судебного заседания (пункт 9 части 2 статьи 155 АПК РФ).

На основании изложенного, принимая во внимание неявку сторон в судебное заседание, аудиозапись судебного заседания 25 декабря 2013 года не велась, о чем имеется отметка в протоколе судебного заседания от 25 декабря 2013 года.

Согласно п.6 ст. 121 АПК РФ лица, участвующие в деле, после получения определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, а лица, вступившие в дело или привлеченные к участию в деле позднее, и иные участники арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.

Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению информации о движении дела, если суд располагает информацией о том, что указанные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе.

В материалы дела от ответчика поступили письменные возражения, изложенные в отзыве на заявление, которые приобщены судом к материалам дела вместе с возражениями заявителя.

Исследовав материалы дела, оценив доводы истца, суд считает требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Ответчик является в силу положений ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ).

Согласно статье 15 Закона № 27-ФЗ страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда РФ сведения о застрахованных лицах.

Пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» предусмотрена обязанность страхователя своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ, а также представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

Согласно п.2 ст.8 Закона № 27-ФЗ сведения представляются в Пенсионный фонд в соответствии с утвержденными им в установленном порядке формами документов и инструкциями.

Согласно абз. 3 п.2 ст. 14 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения. В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон №27-ФЗ) страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения индивидуального (персонифицированного) учета о каждом работающем у него застрахованном лице.

Перечень сведений, подлежащих представлению в органы ПФР. установлен п.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». Согласно п. 2 ст. 8 Федерального закона № 27-ФЗ Сведения представляются в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с утверждаемыми им в установленном порядке формами документов и инструкциями».

Страхователем ООО «Челно-Вершиныагроинвест» представлялись:

- сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах и страховом стаже - формы СЗВ-6-1 «Сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица» и СЗВ-6-2 «Реестр сведений о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованных лиц», утвержденные постановлением Управления Пенсионного фонда от 31.07.2006 №192п;

- сведения о сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования - форма СЗВ-6-3 «Сведения о сумме выплат и иных вознаграждений, начисляемых плательщиками страховых взносов - страхователями в пользу физического лица», утвержденная Постановлением Правления ПФР от 24.03.2011 №59-п «О внесении изменений в постановление Правления Пенсионного фонда от 31.07.2006 №192п». При этом согласно п.73 Инструкции по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, сведения о сумме выплат и вознаграждений, начисляемых плательщиками страховых взносов-страхователями в пользу физического лица, представляются страхователями один раз в год, в отчетный период за календарный год и сопровождаются формой АДВ-6-4 «Опись документов сведений о сумме выплат и иных вознаграждений, начисляемых плательщиками страховых взносов - страхователями в пользу физического лица.

В ходе проведения выездной проверки были выявлены следующие нарушения законодательства:

- в результате проверки правильности определения сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами на основании справки о результатах проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения №10009 от 24.02.2013 филиала №19 Самарского регионального отделения фонда социального страхования РФ и реестра сведений о непринятых к зачету расходах на выплату пособий по обязательному социальному страхованию, произведенных страхователем с нарушением требований законодательных или иных нормативных правовых актов по обязательному страхованию либо не подтверждение документами в установленном порядке установлено, что физическому лицу ФИО1 начислена выплата в мае 2010 года на сумму 1039 рублей 60 копеек на случай временной нетрудоспособности; ФИО2 начислена выплата в августе 2010 года на сумму 158 рублей 04 копейки на случай временной нетрудоспособности; ФИО3 начислена выплата в октябре 2011 года на сумму 1894 рубля 85 копеек на случай временной нетрудоспособности; ФИО4 начислена выплата в марте 2012 года на сумму 12405 рублей 32 копейки в связи с материнством. Вышеназванные выплаты не приняты к зачету территориальным органом ФСС РФ по результатам проверки правильности расходования средств на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, произведенных страхователем с нарушением требований законодательных или иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию, либо не подтвержденных документами в установленном порядке.

Частью 1 статьи 1.4 Федерального закона от 29.12.2005 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» определены виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Исходя из положений ч.4 ст.2 и ст. 13 Федерального закона №255-ФЗ, застрахованные лица имеют право на получение страхового обеспечения только при соблюдении соответствующих условий и наличии необходимых документов, оформленных в установленном порядке. Согласно письма Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.08.2011 №3035-19, в случае выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с нарушением требований законодательных или иных нормативных правовых актов, либо при отсутствии соответствующих документов, либо на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, указанные суммы не могут являться выплатами по страховому обеспечению по обязательному социальному страхованию, которые на основании п.1 ч.1 ст.9 Федерального закона №212-ФЗ относятся к суммам, не подлежащим обложению страховыми взносами. Таким образом, выплаты, которые не приняты по данным основаниям к зачету территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации, по результатам проверки правильности расходования средств на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подлежат обложению страховыми взносами в соответствии с Федеральным законом №212-ФЗ на общих основаниях.

По данным проверки выплаты в пользу физических лиц ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 должны быть обложены страховыми взносами на общих основаниях.

При анализе расчетов с подотчетными лицами была выявлена сумма денежных
 средств, выданная в подотчет на хозяйственные нужды ФИО5 и ФИО6, в сумме 300 рублей каждому. Об израсходовании авансовых сумм подотчетные лица представили авансовый отчет, к которому приложено
 командировочное удостоверение, подтверждающее пребывание ФИО5 и ФИО6 в командировке. Согласно п.7 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки от 13.10.2008 №749 (далее - Положение) фактический срок пребывания в месте командирования определяется по отметкам о дате приезда в место командирования и дате выезда из него, которые делаются в командировочном удостоверении.

По командировочному удостоверению ФИО5 и ФИО6 дата выбытия из с. Челно-Вершины, дата прибытия в ООО «Челно-Вершиныагроинвест», дата выезда из ООО «Челно-Вершиныагроинвест», дата прибытия в с. Челно-Вершины - 5 февраля 2010 года.

Таким образом, работникам были оплачены расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные) за однодневную командировку. В соответствии с п. 11 Положения при командировках в местность, откуда работник, исходя из условий транспортного сообщения и характера выполняемой в командировке работы имеет возможность ежедневно возвращаться к месту постоянного жительства, суточные не выплачиваются.

Кроме того, пункт 3 указанного Положения определено, что служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, командировками не признаются. Из содержания статей 167,168 Трудового кодекса РФ следует, что суточные имеют своей целью покрытие личных расходов работника на срок служебной командировки, поскольку средний заработок работника на время командировки сохраняется. Проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы оплачивается, возмещаются расходы по найму жилого помещения. Выплату же суточных работнику законодатель обусловил единственным критерием проживанием работника вне места постоянного жительства более 24 часов, т.е. суточные выплачиваются только при нахождении в командировке более суток.

Таким образом, нормы, установленные трудовым законодательством для выплаты суточных при длительных командировках, не применимы для выплат по однодневным командировкам. Учитывая вышеизложенное, суммы, выплачиваемые страхователями при однодневных командировках, в том числе перечисленные в статье 168 Трудового кодекса, не относятся к суммам, не подлежащим обложению страховыми взносами, установленными статьей 9 Федерального закона №212-ФЗ.

Таким образом, суммы, выплаченные ФИО6 и ФИО5, представляют собой выплаты в пользу физических лиц и подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

В ходе проверки правильности определения базы для начисления страховых взносов и полноты отражения сумм, начисленных в пользу физических лиц, за 9 месяцев 2011 года было выявлено, что на основании приказа №672/59/672-п от 08.08.2011 «О компенсации питания сотрудникам в полевых условиях» в связи с производственной необходимостью и отказом от услуг по доставке горячего питания в полевых условиях начислена компенсация за питание работникам, занятым на полевых работах в сумме 26550 рублей. Указанная сумма компенсации не была обложена плательщиком страховых взносов на основании ст.9 Федерального закона №212-ФЗ.

В соответствии с пп. «в» п.2 ст.9 Федерального закона №212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в п.1 ч.1 ст.5 Федерального закона №212-ФЗ, все вида установленных законодательством РФ. законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат ( в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия. По смыслу норм Федерального закона №212-ФЗ отсутствует объект обложения страховыми взносами только в том случае, если компенсационные выплаты предоставляются работниками в силу законодательных требований. Поскольку действующим законодательством, не предусмотрена обязанность по обеспечению питанием работников, занятых на сельскохозяйственных работах, бесплатное питание, а также выплата средств взамен полагающегося натурального довольствия, представляемое таким работникам, является объектом обложения страховыми взносами в соответствии с Федеральным законом №212-ФЗ.

Таким образом, начисленная компенсация за питание в полевых условиях за июль 2011 года 45 работникам на сумму 26550 рублей представляет собой выплаты в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

На основании вышеизложенного в п. 1.2.3 по результатам проверки выявлено занижение базы для начисления страховых взносов в сумме 42647 рублей 81 копейка, индивидуальные сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованных лиц по ф.СЗВ-6-1 и ф.СЗВ-6-2 признаны недостоверными в части отражения сумм начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в отношении вышеназванных лиц (приложение 1 к акту выездной проверки).

В результате проверки индивидуальных сведений о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица ФИО7 за отчетный период 9 месяцев 2012 года было выявлено отражение сведений о начисленных страховых взносах, отличающихся от данных, содержащихся в документах бухгалтерского учета, а именно согласно представленной Индивидуальной карточке учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов за 2012 год всего начислено застрахованному лицу ФИО7 за отчетный период 9 месяцев 2012 года 120000 рублей сумма начисленных страховых взносов составляет 26400,00 рублей, страхователь представляет индивидуальные сведения, содержащие данные о начисленных страховых взносах в сумме 26357.97 рублей, что привело к искажению отчетных форм индивидуального (персонифицированного) учета на сумму 42 рубля 03 копейки. Таким образом, индивидуальные сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица ФИО7 по ф. СЗВ-6-2 признать недостоверными в части отражения сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на застрахованных лиц.

В результате проверки страхового стажа застрахованных лиц были выявлены нарушения при заполнении периодов стажа: по застрахованному лицу ФИО8 по периоду 1 квартал 2011 года были установлены периоды выплаты пособия по временной нетрудоспособности с 10.02.2011 по 25.02.2011, с 15.03.2011 по 17.03.2011 (листок временной нетрудоспособности с 10.02.2011 по 25.02.2011 и с 15.03.2011 по 17.03.2011); по застрахованному лицу ФИО9 по периоду первый квартал 2011 года были установлены периоды выплаты пособия по временной нетрудоспособности с 14.02.2011 по 31.03.2011: по застрахованному лицу ФИО10 по периоду 1 квартал 2011 были установлены периоды выплаты пособия по временной нетрудоспособности с 14.03.2011 по 31.03.2011; по застрахованному лицу ФИО11 по периоду 1 квартал были установлены периоды выплаты пособия по временной нетрудоспособности с 17.03.2011 по 24.03.2011; по застрахованному лицу ФИО12 по периоду 1 квартал 2011 года были установлены периоды выплаты пособия по временной нетрудоспособности с 24.01.2011 по 18.03.2011. Согласно инструкции по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 31.07.2006 №192п. период временной нетрудоспособности следует отражать в индивидуальных сведениях в соответствии с пп.2 п.1 ст.11 Федерального закона от 17.12.2001 №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» «Иные периоды, засчитываемые в страховой стаж» (приложение 1 к акту выездной проверки).

Сведения о страховом стаже застрахованных лиц ФИО13 признаны недостоверными в части отражения периодов работы, согласно приказа об увольнении работников с работы №1135 от 01.10.2010; ФИО14 с 14.10.2010, согласно приказа о приеме на работу №1147 от 11.10.2010, увольнении 30.11.2010, согласно приказа о прекращении трудового договора №1220 от 23.11.2010 г., с 01.12.2010, согласно приказа о приеме на работу №1249 от 01.12.2010 (приложение 1 к акту выездной проверки).

Сведения о страховом стаже застрахованного лица ФИО15 признаны недостоверными в части отражения периодов стажа (период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет) за отчетный период 2010 года, 1 квартал 2011 года, полугодие 2011 года, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 года) за отчетный период полугодие 2011 года, 9 месяцев 2011 года, 2011 год, 1 квартал 2012, полугодие 2012 года. Согласно Инструкции по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 №192п, период отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет в дополнительных сведениях исчисляемого трудового стажа следует отражать в индивидуальных сведениях в соответствии со следующими законодательными актами: абз. 5 ст.256 Трудового кодекса РФ, ст. 10 Закона РФ от 20.11.1990 г. №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации»; пп.3 п.1 ст.11 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» «Иные периоды, засчитываемые в страховой стаж»; ст. 256 Трудового кодекса РФ; период отпуска по уходу за ребенком от 1,5 до 3 лет отражается в индивидуальных сведениях в соответствии с абз.5 ст. 256 Трудового кодекса РФ (приложение 1 к акту выездной проверки).

Таким образом, на основании вышеизложенного индивидуальные сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-6-1 «Сведения о начисленных и уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованных лиц» и по форме СЗВ-6-2 «Реестр сведений о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованных лиц» признаны заявителем недостоверными в части отражения страхового стажа в отношении застрахованных лиц: ФИО13, ФИО14, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО15

Также за отчетные календарные 2011 и 2012 годы страхователь ООО «Челно-Вершиныагроинвест» представил сведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-6-3 «Сведения о сумме выплат и иных вознаграждений, начисляемых плательщиками страховых взносов - страхователями в пользу физического лица», отличающиеся от данных, содержащихся в документах бухгалтерского учета.

Таким образом индивидуальные сведения о сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-6-3 признаны недостоверными в части отражения сведений о суммах выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физического лица, на застрахованных лиц (приложение 2 к акту выездной проверки).

При проверке сведений о сумме выплат и иных вознаграждений, начисляемых плательщиками страховых взносов - страхователями в пользу физического лица, представленных страхователем один раз в год, в отчетный период за 2012 календарный год по форме СЗВ-6-3, одновременно со сведениями по формам СЗВ-6-1, СЗВ-6-2, по застрахованному лицу ФИО10, была неверно указана сумма выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица ФИО10 за отчетный календарный год с помесячной разбивкой, в нарушение Правил заполнения формы СЗВ-6-3. (приложение 2 к акту выездной проверки).

Всего по результатам проверки выявлено недостоверность представленных сведений персонифицированного учета, в том числе:

- на 51 застрахованное лицо в части отражения суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;

- на 8 застрахованных лиц в части отражения сведений о периодах страхового стажа;

- на 47 застрахованных лиц в части отражения сведений о сумме выплат и иньга^| вознаграждений, начисляемых плательщиками страховых взносов - страхователями в пользу 4 физического лица (СЗВ-6-3).

На основании изложенного и в соответствии со ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период платежей в ПФР.

Для расчета суммы финансовой санкции за представление недостоверных сведений по формам СЗВ-6-1 (СЗВ-6-2), СЗВ-6-3 в качестве причитающихся платежей в ПФР учитываются суммы начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по индивидуальным сведениям застрахованных лиц, недостоверность которых выявлена в результате выездной проверки. Сумма начисленных страховых взносов по вышеуказанным индивидуальным сведениям составляет 1592699,6 рублей, таким образом, размер штрафа рассчитан в сумме 10 процентов суммы страховых взносов и составляет 159269 рублей 96 копеек. Расчет финансовой санкции за представление недостоверных сведений форм СЗВ-6-1 (СЗВ-6-2), а также формы СЗВ-6-3 приведен в Решении о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности №3 от 16.05.2013 (приложение 3 к исковому заявлению).

Управлением по факту нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования составлен акт выездной проверки №077/052/3-2013 от 10.04.2013, который получен руководителем организации 12.04.2013. На акт выездной проверки возражений от ответчика не поступило.

16.05.2013 начальником Управления ПФР в муниципальном районе Челно-Вершинский вынесено решение №3 о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Решение получено лично руководителем организации 22.05.2013 и не оспорено.

Ответчику 14.06.2013 вручено требование № 4 от 14.06.2013 об уплате в добровольном порядке суммы финансовой санкции в размере 159 269 рублей 96 копеек в срок до 28.06.2013.

Указанное требование ООО «Челно-Вершиныагроинвест» исполнено не было, задолженность до настоящего времени не оплачена, что явилось основанием для обращения органа Пенсионного фонда Российской Федерации в арбитражный суд.

В пункте 3 части 2 статьи 28 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что плательщики страховых взносов обязаны представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.

Вместе с расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам плательщик представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, установленные в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).

Согласно статье 5 Закона N 27-ФЗ органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии со статьей 15 Закона N 27-ФЗ страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.

В соответствии с п.1 ст.13 Федерального закона от 15.12.2011 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» страховщик имеет право проводить у страхователей проверки правильности начисления и уплаты страховых взносов страхователем в Пенсионный фонд, проверки документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В соответствии с ч.3 ст.17 Закона № 27-ФЗ «за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Факт представления недостоверных сведений, необходимых для индивидуального (персонифицированного) учета подтверждается материалами дела: актом № 1 от 28.02.2013.

Таким образом, Общество совершило правонарушение и правомерно привлечено к ответственности на основании части 3 статьи 17 Федерального Закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования».

Заявитель правильно квалифицировал допущенное заинтересованным лицом правонарушение по ст.17 Федерального закона № 27-ФЗ.

В силу ч. 3 ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ, взыскание суммы финансовой санкции производится органами Пенсионного Фонда Российской Федерации в судебном порядке, на что указано и в пункте 7 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.02.2006 N 105.

В силу положений ч.3.1 ст.70 АПК обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

Заинтересованным лицом устранены нарушения после истечения 14-дневного срока, предоставленного ответчику.

Ответчик факт представления неполных и недостоверных сведений признаёт, однако им заявлено ходатайство о снижении суммы штрафа в связи с наличием смягчающих ответственность обстоятельств, поскольку ответчик устранил допущенные нарушения путем представления корректирующих сведений, а также является добросовестным плательщиком налогов и взносов, к ответственности Общество за указанное нарушение привлечено впервые.

Суд исходит из доказанности факта вменяемого ответчику правонарушения, выразившегося в представлении страхователем неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 4 квартал 2012 года. Однако, исследовав и оценив конкретные обстоятельства данного дела в соответствии с правилами статьи 71 АПК РФ, суд пришел к выводу о наличии обстоятельств, смягчающих ответственность, которые позволяют уменьшить сумму взыскиваемого штрафа.

В силу статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) Закон N 27-ФЗ является составной частью законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Поэтому нормативно-правовые положения, изложенные в Законе N 27-ФЗ, не могут применяться без учета правового регулирования, содержащегося в Законе N 167-ФЗ.

Поскольку правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), поэтому при привлечении страхователей к ответственности на основании этих законов применяется процедура привлечения к ответственности, установленная названным законом.

Данный вывод подтверждается правовой позицией, изложенной в Постановлении ФАС Поволжского округа от 24.12.2010 по делу N А65-16221/2010, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 30.06.2011 N Ф03-2879/2011 по делу N А73-11859/2010

Согласно пункту 4 статьи 44 Закона N 212-ФЗ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.

Исходя из пункта 1 статьи 44 названного Закона, обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение правонарушения, признаются:

1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

3) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения;

4) иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

Суд, исследовав и оценив характер правонарушения, обстоятельства его совершения, признает в качестве смягчающих ответственность обстоятельств совершение вменённого нарушения впервые, фактическое исполнение ответчиком установленной законом обязанности по предоставлению корректирующих сведений, несоразмерность санкции в размере 159269,96 руб. последствиям совершенного правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела, отсутствие негативных последствий как таковых.

Законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании не предусмотрено ограничение права суда на уменьшение размера штрафа каким-либо пределом.

Применительно к налоговым правоотношениям в пункте 19 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 41/9 разъяснено, что, поскольку в пункте 3 статьи 114 НК РФ установлен лишь минимальный предел снижения финансовой санкции, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности нарушителя, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза, при этом должен руководствоваться принципами справедливости и соразмерности.

Суд принимает во внимание также то, что совершенное им правонарушение не повлекло каких-либо неблагоприятных последствий в регулируемой сфере правоотношений для Управления и застрахованных лиц, поскольку обществом были уплачены взносы в пенсионный фонд.

Исходя из общих принципов права, установление конкретной санкции должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.

В рассматриваемом случае штрафные санкции органом ПФР применены без учета характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств деяния, что нарушает принципы справедливости наказания, его индивидуализации и соразмерности. В таких условиях столь большой штраф за данное правонарушение может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права частной собственности.

Признание вышеуказанных обстоятельств смягчающими и снижение в рассматриваемом случае размера взыскиваемого штрафа в 10 раз до 5747 руб. является правом суда, не противоречит нормам указанного законодательства, согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 11.03.1998 N 8-П, от 12.05.1998 N 14-П, от 15.07.1999 N 11-П, способствует выполнению превентивной функции, является достаточной мерой для профилактики аналогичных нарушений со стороны ответчика в будущем.

Таким образом, заявленные требования подлежат частичному удовлетворению в части взыскания с заинтересованного лица штрафной санкции, предусмотренной ч.3 ст.17 Закона № 27-ФЗ в сумме 79 634,98 руб., как и ходатайство ответчика об уменьшении размера штрафных санкций. В остальной части заявленных требований следует отказать в связи с уменьшением судом размера штрафа.

На основании ст.ст. 333.16 – 33.18, 333.21-333.22 НК РФ и ст. 101-102, 110, 112 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины следует отнести на ответчика.

Руководствуясь ст. 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального

кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Заявление удовлетворить частично.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Челно-Вершиныагроинвест», 446840, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>, в пользу Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда в муниципальном районе Челно-Вершинский Самарской области недоимку и пени на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в размере 79 634,98 руб.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Челно-Вершиныагроинвест», 446840, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***> в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3185,36 руб.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

С.П. Асадуллина