АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области
443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. 226-56-17, 226-55-26 (факс)
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
18 марта 2011 года
Дело №
А55-26448/2010
Арбитражный суд Самарской области в составе председательствующего по делу судьи Медведева А.А., рассмотрев 11 марта 2011 года в судебном заседании заявление
ФИО1, 445011, Самарская область, Тольятти, Строителей,12,кв.23,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Самарской области, 445007, Самарская область, Тольятти, б-р 50 лет Октября, 48,
с участием в деле в качестве третьих лиц:
- Общества с ограниченной ответственностью «Комплекс», 445011, <...>;
- ФИО2, 445044, <...>,
о признании незаконным бездействия налогового органа
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Поповой А.Г.
В судебное заседание явились представители:
от заявителя – не явился, извещен,
от заинтересованного лица – ФИО3, представитель по доверенности от 06.05.2009г.
от ООО «Комплекс» - не явился, извещен,
от ФИО2 – не явился, извещен.
Резолютивная часть решения объявлена 11 марта 2011 года. Полный текст решения изготовлен 18 марта 2011 года
Суд установил:
ФИО1 обратился в суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Самарской области, в котором просит:
1. Признать незаконным бездействие Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы РФ № 19 по Самарской области, выраженное в невнесении сведений в Единый государственный реестр юридических лиц об изменениях адреса и директора Общества с ограниченной ответственностью «Комплекс» ОГРН <***>.
2. Обязать Межрайонную Инспекцию ФНС № 19 по Самарской области внести изменения в сведения об Обществе с ограниченной ответственностью «Комплекс» ОГРН <***> и исключить из ЕГРЮЛ недостоверную информацию о директоре ФИО1, об адресе исполнительного органа юридического лица: <...>.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 19 по Самарской области в отзыве на заявление требования не признала, просит в удовлетворении заявленных требований отказать по основаниям, указанным в отзыве.
В ходе судебного заседания, суд установил, что из материалов дела усматривается необходимость привлечения к участию в деле в качестве третьих лиц: Общества с ограниченной ответственностью «Комплекс», ФИО4, ФИО2.
В соответствии со ст. 51 АПК РФ Определением Арбитражного суда Самарской области от 11 февраля 2011 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Общество с ограниченной ответственностью «Комплекс», 445011, <...>, и ФИО2, 445044, <...>.
Общество с ограниченной ответственностью «Комплекс» и ФИО2 судебный пристав-исполнитель в судебном заседании не принимали участия, в соответствии со ст. 123 АПК РФ считаются извещенными надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
В судебном заседании из пояснений заявителя, суду стало известно о смерти ФИО4. В целях проверки сведений указанных заявителем суд считает необходимым направить запрос в органы ЗАГСа Самарской области для получении информации в отношении ФИО4
Согласно письму Управления ЗАГС Самарской области № 25/1122/310 от 03.03.2011г. в архиве отдела ЗАГС Центрального района городского округа Тольятти управления ЗАГС Самарской области имеется запись акта о смерти № 1469 от 30.07.2010 ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., умершей 28.07.2010, ранее проживавшей по адресу: <...>.
На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ настоящее дело рассмотрено в отсутствие представителей заявителя и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства по имеющимся в деле доказательствам.
Представитель ответчика в судебном заседании требования заявителя не признал по мотивам, изложенным в отзыве.
Исследовав доказательства по делу, проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд находит требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, исходя при этом из следующего.
Как следует из материалов дела, 30 июля 2010 г. решением участников ООО «Комплекс» ФИО2 и ФИО4, ФИО1 был назначен на должность директора ООО «Комплекс», основной государственный регистрационный номер <***>, одновременно в Устав Общества внесены сведения о месте нахождения исполнительного органа Общества по месту проживания директора: <...> (т. л.д.113-130).
2 августа 2010 года ФИО1 направил в адрес Общества, в адрес участников Общества ФИО2 и ФИО4 заявление об увольнении и письмо-требование о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц о директоре и адресе юридического лица (т. л.д.15-18).
15 сентября 2010г.ФИО1 передал участнику ООО «Комплекс» ФИО2 документы, касающиеся деятельности Общества, и печать, что подтверждается Актом приёма-передачи документации ООО «Комплекс» № 1 от 15.09.2010г. (т. л.д.22).
13 августа 2010 г. ФИО1 направил в регистрирующий орган письмо от 2 августа 2010 г. следующего содержания: «В связи с невозможностью созыва общего собрания участников в ООО «Комплекс» (ОГРН <***>) прошу исключить меня из Единого Государственного реестра Юридических лиц в качестве директора ООО «Комплекс», на основании заявления об увольнении. Так же уведомляю Вас, о том, что с момента моего увольнения с должности директора в ООО «Комплекс» юридический адрес: 445011, <...> (по месту нахождения единоличного исполнительного органа) организацией использоваться не будет».
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 19 по Самарской области в ответ на указанное обращение ФИО1 направила заявителю письмо от 27 августа 2010 года № 05-19/06617, в котором сообщило, что в случае, если организация изменила адрес местонахождения постоянно действующего исполнительного органа, необходимо внести изменения в учредительные документы юридического лица. И в кратчайшие сроки представить в регистрирующий орган согласно ст. 17 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 следующие документы: подписанное заявителем заявление по форме Р13001, подлинность подписи которого должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке; решение о внесении изменений; устав; государственная пошлина.
Также, в случае прекращения полномочий директора, и назначения на вышеуказанную должность иного лица необходимо внести изменения в сведения о лице, имеющий право действовать без доверенности от имени юридического лица, сведения о котором содержатся в ЕГРЮЛ, и представить в регистрирующий орган согласно ст. 17 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001г. заявителем заявление по форме Р14001, подлинность подписи которого должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.
Вышеуказанные документы необходимо подать в отдел регистрации и учета налогоплательщиков по адресу: <...> (окно № 9 с понедельника по четверг с 8 час. до 17 час, в пятницу с 8 час. до 16 час. или по почте в адрес Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области: 445007, <...> Октября, 48. Телефон для справок 227826).
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ФИО1 в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Заявитель считает, что в настоящее время сведения об истце и адресе, по которому проживает истец, находятся в Едином государственном реестре юридических лиц, несмотря на то, что эти сведения не соответствуют действительности.
ФИО1, ссылаясь на ст. 14 ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" от 25 января 1995 г., считает, что недостоверная информация о том, что он является директором юридического лица, и что по месту его проживания находится указанное юридическое лицо, может причинить моральный вред истцу и членам его семьи.
Доводы заявителя суд считает ошибочными и не соответствующими закону.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.33 АПК РФ арбитражные суды рассматривают дела по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц , индивидуальных предпринимателей.
В силу положений статьи 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ государственная регистрацияюридических лиц и индивидуальных предпринимателей представляет собой акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п.1 и 2 ст.11 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
Таким образом, государственная регистрация по смыслу ст. 11 указанного Федерального закона заключается в принятии регистрирующим органом решения о государственной регистрации и во внесении на основании указанного решения соответствующей записи в Государственной реестр.
Основываясь на системном толковании п.3 ч.1 ст.33 АПК РФ, статьи 1, п.1 и 2 ст.11 и ст.20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, арбитражный суд считает, что внесение в единый государственный реестр юридических лиц любой записи является государственной регистрацией юридических лиц, а уклонение регистрирующего органа от внесения записи - уклонением от государственной регистрации юридических лиц.
Исходя из характера заявленных требований, настоящий спор является спором об уклонении от государственной регистрации юридического лица – ООО «Комплекс» (ОГРН <***>).
В соответствии с ч.2 ст.33 АПК РФ указанные в части 1 настоящей статьи дела рассматриваются арбитражным судом независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане.
На основании вышеизложенного арбитражный суд пришёл к выводу об отсутствии оснований для прекращения производства по настоящему арбитражному делу.
По существу настоящего арбитражного дела арбитражный суд пришёл к выводу о необоснованности заявленных требований по следующим мотивам.
В соответствии с пп. «в» и «л» п.1 ст.5 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице:
в) адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом. При наличии у юридического лица управляющего или управляющей организации наряду с этими сведениями указывается место жительства управляющего или место нахождения управляющей организации;
л) фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.
Порядок ведения ЕГРЮЛ осуществляется в соответствии с Правилами ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 г. N 438, поэтому, став директором ООО «Комплекс», ФИО1 тем самым выразил свое согласие на использование его персональных данных в ЕГРЮЛ.
Кроме того, адрес: 445011, <...>, внесён в Устав Общества с ограниченной ответственностью «Комплекс» общим собранием участников данного Общества.
Порядок государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, установлен ст.17 и 18 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В соответствии с п.1 ст.17 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
г) документ об уплате государственной пошлины.
Согласно п.2 ст.17 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны. В предусмотренных Федеральным законом "Об обществах с ограниченной ответственностью" случаях для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, представляются документы, подтверждающие основание перехода доли или части доли.
Доказательства соблюдения указанного порядка обращения в регистрирующий орган для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, ФИО1 не представлены.
В соответствии с п.2 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.
Согласно п.1.2 ст.9 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее - заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
В соответствии с п.1.3 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" при государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица:
а) руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
б) учредитель или учредители юридического лица при его создании;
в) руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
г) конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;
д) иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.
Заявителем представлены суду доказательства прекращения трудовых отношений между ФИО1 и ООО «Комплекс» (ОГРН <***>).
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2006 г. N 12580/05, рассмотрение вопросов об образовании единоличного исполнительного органа общества с ограниченной ответственностью и досрочном прекращении его полномочий согласно пункту 3 статьи 91 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 2 статьи 33 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об обществах с ограниченной ответственностью) относится к исключительной компетенции общего собрания участников общества.
Закон не связывает возникновение либо прекращение полномочий единоличного исполнительного органа с фактом внесения в государственный реестр таких сведений.
Поэтому с момента прекращения компетентным органом управления полномочий единоличного исполнительного органа лицо, чьи полномочия как руководителя организации прекращены, по смыслу пункта 3 статьи 40 Закона об обществах с ограниченной ответственностью не вправе без доверенности действовать от имени общества, в том числе подписывать заявление о внесении в государственный реестр сведений о новом единоличном исполнительном органе (генеральном директоре).
Кроме того, в данном случае у суда отсутствуют основания для признания бездействия регистрирующего органа незаконным также по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности .
В силу части 2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного суда Российской Федерации и Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации, данным в п. 6 Постановления от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.
Таким образом, по смыслу ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.200 и 201 АПК РФ и согласно разъяснениям Пленума Верховного суда Российской Федерации и Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации, данным в п. 6 Постановления от 01.07.1996 N 6/8, основанием для принятия судом решения о признании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными является наличие одновременно двух условий: несоответствие указанных действий (бездействия) закону или иному правовому акту и нарушение ими гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности .
При отсутствии вышеназванных условий оснований для удовлетворения заявленных требований о признании действий (бездействия) регистрирующего органа незаконными у суда не имеется.
При таких обстоятельствах арбитражный суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.101-102, 110-112, 167- 170, 176, 177, 180, 181, 201, 206, 211, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и гл.25.3 Налогового кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области в течение месяца со дня его принятия.
Судья
/
Медведев А.А.