ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-27314/20 от 03.02.2022 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

09 февраля 2022 года

Дело №

А55-27314/2020

Резолютивная часть решения объявлена 03 февраля 2022 года. Полный текст решения изготовлен 09 февраля 2022 года.

Арбитражный суд Самарской области

в составе ФИО1

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фурносовой Г.А., после перерыва помощником судьи Митекиной М.В.

рассмотрев 27 января - 03 февраля 2022 года в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью сельскохозяйственное предприятие "Романовка"

к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Самарской области

с участием третьих лиц - Правительства Самарской области, Администрации муниципального района Кошкинский Самарской области

о признании недействительным требования

при участии в заседании

от заявителя – ФИО2 доверенность 14.01.2022

от заинтересованного лица – ФИО3 доверенность от 10.01.2022

от третьих лиц: 1-го – не явился, 2-го – ФИО4 доверенность от 22.12.2021

установил:

Общество с ограниченной ответственностью сельскохозяйственное предприятие "Романовка" (далее – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением с учетом принятых судом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ, просит признать требование Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области от 02.07.2020 о возврате в доход областного бюджета 906 268 руб. недействительным и обязать Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области возвратить уплаченные ООО СП «Романовка» в областной бюджет денежные средства в размере 906 268 руб.

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области (далее – министерство, заинтересованное лицо) считает оспариваемое требование законным по основаниям, изложенным в отзыве.

Администрация муниципального района Кошкинский Самарской области поддерживает позицию министерства по основаниям, изложенным в отзыве.

Представитель Правительства Самарской области в судебное заседание не явился, третье лицо о времени и мете судебного заседания извещено в порядке ст. 123 АПК РФ.

Определением суда от 23.04.2021 было приостановлено производство по делу №А55-27314/2020 до вступления в законную силу решения Самарского областного суда по делу №3а-706/2021, определением суда от 20.12.2021 производство по делу возобновлено.

В судебном заседании объявлялся перерыв до 14 часов 30 минут 03 февраля 2022 года в порядке ст. 163 АПК РФ.

Рассмотрев материалы дела, суд находит заявленные требования неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, министерством направлено обществу требование исх. №МСХ-2-16/2272 от 02.07.2020 о возврате в доход областного бюджета 906 268,00 (девятьсот шесть тысяч двести шестьдесят восемь) руб. субсидии.

Субсидия предоставлена на основании заключенного в декабре 2015 года между министерством и обществом Соглашения о предоставлении в 2015 году субсидий за счет средств областного бюджета в целях возмещения затрат в связи с производством сельскохозяйственной продукции в части расходов на приобретение техники (далее - Соглашение). Соглашение заключено в целях исполнения Порядка предоставления в 2015- 2017 годах субсидий за счет средств областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям и организациям агропромышленного комплекса, осуществляющим свою деятельность на территории Самарской области в целях возмещения затрат в связи с производством сельскохозяйственной продукции в части расходов на приобретение техники, утвержденным Постановлением Правительства Самарской области от 01.02.2013 №21 (далее - Порядок).

Обществу представлена субсидия в сумме 1 892 000,00 руб. платежным поручением № 9376 от 15.12.2015.

Основанием возврата в доход областного бюджета денежных средств в сумме 906 268,00 руб. министерство указывает недостижение обществом условий, предусмотренных пунктом 6 Порядка, согласно которому, одним из условий является ежегодное в течение двух лет начиная с года получения субсидии увеличение по отношению к предшествующему году производства на территории Самарской области зерновых и зернобобовых культур, и (или) птицы на убой (в живом весе), и (или) молока (за исключением случаев обеспечения в году, предшествующем году получения субсидии, производства молока в расчете на одну корову молочного стада не менее 4510 килограммов) не менее чем на один процент, и (или) скота на убой (в живом весе) не менее чем на шесть процентов.

Согласно справки об объеме производства сельскохозяйственной продукции за 2015 год, представленной обществом по форме в соответствии с приложением №3 к Порядку, производство зерновых и зернобобовых культур произошло менее чем на один процент.

Не согласившись с данным требованием, общество обратилось в арбитражный суд.

В обоснование заявленных требований заявитель считает требование о возврате в доход областного бюджета 906 268,00 руб. незаконным, не обоснованным, нарушающим права заявителя.

Согласно абз. 5 пункта 6 Порядка предоставления в 2015-2017 годах субсидий за счет средств областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям и организациям агропромышленного комплекса, осуществляющим свою деятельность на территории Самарской области в целях возмещения затрат в связи с производством сельскохозяйственной продукции в части расходов на приобретение техники, утв. Постановлением Правительства Самарской области № 21 от 01.02.2013, показателями результативности предоставления субсидии являются ежегодное в течение двух лет начиная с года получения субсидии увеличение по отношению к предшествующему году производства на территории Самарской области зерновых и зернобобовых культур, и (или) плодовых культур, и (или) ягодных культур, и (или) птицы на убой (в живом весе), и (или) молока, и (или) скота на убой (в живом весе) и (или) производства (выращивания) товарной рыбы не менее чем на один процент (за исключением случаев фактической невозможности увеличения производства в результате последствий чрезвычайной ситуации, подтвержденных соответствующими актами).

Заявитель считает установленный в требовании расчет по отношению к 2015 г. неправильным, т.к. в 2017 г. был рекордный урожай (за последние 20 лет урожай - 2.2. млн.тонн), режим ЧС из-за засухи был введен в 12 районах Самарской области, из-за засухи в регионе, по данным министерства, пострадало порядка 300 хозяйств. Заявитель считает очевидным, что рекордный урожай 2016 года сделал фактически невозможным ежегодный прирост производства на 1 % ни в 2015 г., ни в обозримые годы. В 2015 г. урожай пострадал вследствие продолжительной засухи, поэтому базой для расчета должен быть, например, 2015-2016 гг. Заявитель считает необходимым произвести перерасчет из объема урожая не за 2014 г., а за 2015 г., поскольку в требовании о возврате при расчете суммы возврата не учитывался алгоритм (принцип расчета) влияния неблагоприятных условий, введения режима чрезвычайной ситуации, а также рекордный урожай за последние 20 лет в 2016 г.

Общество ссылается на введенный в 2015 г. на территории Самарской области режим чрезвычайной ситуации Постановлением Губернатора Самарской области от 22.07.2015 №185 «О введении режима чрезвычайной ситуации» введен режим чрезвычайной ситуации регионального уровня для органов управления и сил территориальной подсистемы Самарской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также органов управления и сил муниципальных звеньев территориальной подсистемы в муниципальных районах Алексеевский, Большеглушицкий, Большечерниговский, Волжский, Кинельский, Красноармейский, Красноярский, Нефтегорский, Пестравский, Приволжский, Хворостянский и Челно-Вершинский Самарской области.

Заявитель указывает на то, что муниципальный район Кошкинский Самарской области не входит в перечень выше утвержденных границ зоны чрезвычайной ситуации, но фактически расположен в Самарской области, и причины - погодные явления, послужившие основанием для введения чрезвычайной ситуации, имели место в указанный период в Кошкинской районе (справки ФГБУ «Приволжское УГМС» о погодных условиях в Кошкинском районе в 2015 г.).

По объяснениям общества, оно выполняло требования п.2.2. Соглашения, п. 6 Порядка об обязании соблюдать условия, согласно которым, одним из условий является ежегодное в течение двух лет начиная с года получения субсидии увеличение по отношению к предшествующему году производства на территории Самарской области зерновых и зернобобовых культур в году, предшествующем году получения субсидии не менее чем на один процент. Общество постоянно увеличивало по отношению к предшествующему году производство на территории Самарской области зерновых и зернобобовых культур в последующих годах - 2016, 2017, 2018, 2019.

Поскольку субсидия предоставлена в 2015 г., а требование о возврате части субсидии в доход областного бюджета направлено в июле 2020 г., общество считает подлежащими

применению положения об общем сроке исковой давности, которые распространяются на бюджетные отношения, и трехлетний срок исковой давности, применяемый к данным правоотношениям, считает пропущенным.

Общество обращает внимание на отсутствие указаний в требовании, с какого момента министерству должно быть известно о наступлении обстоятельств, при которых субсидия подлежит возврату.

Общество считает, что необходимые условия для получения субсидии им были соблюдены и основания для возврата субсидии отсутствуют.

В дополнение позиции заявитель ссылается на представленные в дело документы, подтверждающие фактическую невозможность производства объема урожая зерновых культур в 2015 г. выше объема урожая зерновых произведенного в 2014 г.:
справка ФГБУ «Приволжское УГМС» от 11.11.2020 № 09-05-12/153, подтверждающая неблагоприятные агрометеорологические явления - засуху атмосферную в период вегетации сельхозкультур не менее 30 дней подряд и засуха почвенная в период вегетации сельхозкультур не менее 3 декад подряд в Кошкинском районе Самарской области в 2015 г.; справка САМАРАСТАТ № б/н от 11.02.2021 № НП-64-2.5/332-Др об объемах урожая в Самарской области, в Кошкинском районе - пшеница озимая произведена в объеме всего лишь 67,6% от объема урожая 2014 г., пшеница яровая в объеме всего лишь 48,9 % от объема урожая 2014 г.

В Челно-Вершинском районе (в котором вводился режим чрезвычайной ситуации) пшеница озимая произведена в объеме всего лишь 67,9 % от объема урожая 2014г., пшеница яровая в объеме всего лишь 48,8 % от объема урожая 2014г.

Поскольку показатели урожайности по всей территории Самарской области в районах, в которых вводилась чрезвычайная ситуация, а также в районах, в которых не вводилась чрезвычайная ситуация, снизились и составляли соответственно 67,6 %-67,9% для пшеницы озимой и 48,9% - 44,8% от объема урожая 2014 г., также и в Кошкинском районе, в котором не вводился режим ЧС, объем урожая снизился и составлял соответственно 67,6 %-67,9% для пшеницы озимой и 48,9%-44,8% от объема урожая 2014 года.

Общество обращает внимание на пункт 6 Порядка, которым установлено основание для освобождения получателя субсидии от достижения показателей результативности ее предоставления ввиду фактической невозможности увеличения производства в результате последствий чрезвычайной ситуации, подтвержденной соответствующими актами.

Таким актом является Постановление Губернатора Самарской области от 22.07.2015 №185 «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Самарской области» в целях преодоления угрозы продовольственной безопасности Самарской области в связи с гибелью и повреждением посевов сельскохозяйственных культур в результате засухи.

Муниципальный район Кошкинский Самарской области не вошел в перечень выше утвержденных границ зоны чрезвычайной ситуации.
В связи с указанными погодными условиями, урожайность в Кошкинском районе пшеницы озимой составила всего лишь 67,6% от объема урожая 2014 г., пшеница яровая в объеме всего лишь 48,9 % от объема урожая 2014 г. Общество считает, что и на территории Кошкинского района также сложилась в указанный период чрезвычайная ситуация, министерству при направлении обществу требования о возврате субсидии было известно о наступлении двух опасных агрометеорологических явлений в 2015 г. в Кошкинском районе Самарской области - засухи атмосферной и засухи почвенной, а также о введении режима чрезвычайной ситуации Постановлением Губернатора Самарской области от 22.07.2015 № 185 в целях преодоления угрозы продовольственной безопасности Самарской области в связи с гибелью и повреждением посевов сельскохозяйственных культур в результате засухи, а также о фактической невозможности производства объема урожая зерновых культур в 2015 г. выше объема урожая зерновых, произведенного в 2014 г., вследствие опасных агрометеорологических условий.

Общество считает, что министерство злоупотребило своим правом, направляя оспариваемое требование о возврате в доход областного бюджета 906 268,00 руб. при наличии достаточных оснований для установления фактической невозможности повышении результативности, поскольку общество предоставляло в министерство информацию о соотношении объемов производства.

Общество считает выполненными условия предоставления субсидии - ежегодное в течение двух лет, начиная с года получения субсидии увеличение по отношению к предшествующему году производства на территории Самарской области зерновых и зернобобовых культур не менее чем на один процент.

В обоснование возражений министерство считает требование законным.

Постановлением Правительства Самарской области от 01.02.2013 № 21, в рамках реализации государственной программы Самарской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Самарской области» на 2014 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 14.11.2013 № 624, утвержден Порядок предоставления в 2015 -2017 годах субсидий за счёт средств областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям и организациям агропромышленного комплекса, осуществляющим свою деятельность на территории Самарской области, в целях возмещения затрат в связи с производством сельскохозяйственной продукции в части расходов на приобретение техники (далее - Порядок).

08.12.2015 между министерством и обществом (получатель), в соответствии с Порядком было заключено соглашение № 73 о предоставлении субсидий за счет средств областного бюджета в целях возмещения затрат в связи с производством сельскохозяйственной продукции в части расходов на приобретение техники.

Во исполнение указанного Соглашения на расчетный счет получателя субсидии министерством были перечислены денежные средства в размере 1 892 000, 00 (один миллион восемьсот девяносто две тысячи) рублей платежным поручением от 15.12.2015 № 9376.

Пунктом 6 вышеназванного Порядка определено, что получатель после получения субсидии обязан соблюдать условия, одним из которых является ежегодное в течение двух лет начиная с года получения субсидии увеличение по отношению к предшествующему году производства на территории Самарской области зерновых и зернобобовых культур, и (или) птицы на убой (в живом весе), и (или) молока (за исключением случаев обеспечения в году, предшествующем году получения субсидии, производства молока в расчете на одну корову молочного стада не менее 4510 килограммов) не менее чем на один процент, и (или) скота на убой (в живом весе) не менее чем на шесть процентов.

Аналогичные положения предусмотрены в пункте 2.2. Соглашения от 08.12.2015 №73.

В рамках проверки, проведенной государственной инспекции финансового контроля Самарской области в отношении субсидий, предоставленных сельскохозяйственным товаропроизводителям и организациям агропромышленного комплекса в целях возмещения затрат в связи с приобретением техники, модернизацией и техническим оснащением, было установлено представление в министерство отчетности, содержащей взаимоисключающие данные об объемах производства сельскохозяйственной продукции в течение двух лет начиная с года получения субсидии, что позволило отдельным сельскохозяйственным товаропроизводителям избежать ответственности за несоблюдение указанного условия.

Проанализировав отчетность, представленную обществом в рамках заключенного соглашение от 08.12.2015 №73 по форме в соответствии с приложением № 3 к Порядку, было выявлено, что производство зерновых и зернобобовых культур в 2015 году составило 46 231 центнера, а в предыдущем (2014 году) - 87 777 центнера. Если 87 777 центнера принять за 100%, то один процент составит 877,77. Следовательно, в текущем году должно было быть произведено не менее 88 654,77 центнера (87 777 + 877,77), в то время как согласно отчётным данным произведено 46 231 центнера.

Пунктом 11 Порядка установлена соответствующая мера ответственности за нарушение условий, предусмотренных пунктом 6 Порядка, которая заключается в возврате в доход областного бюджета суммы предоставленной субсидии или ее части.

Во исполнение указанной нормы министерством в адрес общества было направлено требование от 02.07.2020 № МСХ-2-16/2272 о возврате в доход областного бюджета денежных средств в размере 906 268,00 руб.

Министерство обращает внимание на то, что освобождение получателя субсидии от соблюдения условия по ежегодному увеличению производства в течение двух лет начиная с года получения субсидии не менее чем на один процент возможно только в исключительных случаях, а именно - при фактической невозможности увеличения производства в результате последствий чрезвычайной ситуации, подтвержденных соответствующими актами.

Постановлением Губернатора Самарской области от 22.07.2015 № 185 «О введении режима чрезвычайной ситуации» введен режим чрезвычайной ситуации регионального уровня для органов управления и сил территориальной подсистемы Самарской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также органов управления и сил муниципальных звеньев территориальной подсистемы в муниципальных районах Алексеевский, Большеглушицкий, Большечерниговский, Волжский, Кинельский, Красноармейский, Красноярский, Нефтегорский, Пестравский, Приволжский, Хворостянский и Челно-Вершинский Самарской области.

Решением Самарского областного суда от 28.07.2021 по делу №3а-706/2021 в удовлетворении административного искового заявления ООО СХП «Залесье», ООО «СХП «Кармала», ООО СП «Романовка», ООО СХП «Чесноковская» о признании недействующим постановления губернатора Самарской области от 22.07.2015 № 185 «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Самарской области» в части не включения Кошкинского района Самарской области в границы зоны чрезвычайной ситуации - отказано.

Администрация подтверждает, что нормативным правовым актом органов местного самоуправления режим чрезвычайной ситуации на территории муниципального района Кошкинский Самарской области в 2015 году не вводился. С учетом того, что нормами регионального законодательства предусмотрена ответственность за неисполнение условий достижения показателей результативности, установленных соглашением о

предоставлении субсидии за счет средств областного бюджета в целях возмещения затрат в связи с производством сельскохозяйственной продукции в части расходов на приобретение техники, администрация считает обоснованным требование министерства о возврате в доход областного бюджета денежных средств.

Поскольку муниципальный район Кошкинский Самарской области не входит в перечень вышеутвержденных границ зоны чрезвычайной ситуации, то и фактическая невозможность увеличения обществом производства в результате последствий чрезвычайной ситуации, не имеет подтверждения соответствующим актом, как того требует Порядок. Других исключительных случаев Порядком не предусмотрено.

Таким образом, министерство правомерно направило обществу требование от 02.07.2020 № МСХ-2-16/2272 о возврате в доход областного бюджета денежных средств.

Согласно статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации применение судом срока исковой давности возможно только по заявлению стороны в споре. При этом течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (статья 200 ГК РФ).

С учетом того, что несоблюдение сельскохозяйственными товаропроизводителями условия по ежегодному увеличению в течение двух лет начиная с года получения субсидии производства не менее чем на один процент выявлено контрольным органом в 2019 году, срок исковой давности соблюден.

Исходя из изложенного, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

Расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб. согласно статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя.

Руководствуясь ст. 110,167-170,176, 201 Арбитражного процессуального кодекса

Российской Федерации,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара в течение месяца с даты приятия с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

ФИО1