АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области 443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17 | ||||||
Именем Российской ФедерацииРЕШЕНИЕ | ||||||
февраля 2018 года | Дело № | А55-27749/2017 | ||||
Резолютивная часть решения объявлена 13 февраля 2018 года. Полный текст решения изготовлен 20 февраля 2018 года. Арбитражный суд Самарской области в составе ФИО1 при ведении протокола судебного заседания секретарем Цветиковым П.А. рассмотрев 13 февраля 2018 года в судебном заседании дело по заявлению Акционерного общества "Транснефть-Приволга" к Департаменту охоты и рыболовства Самарской области третье лицо - Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области о признании недействительным предписания 19 от 14.07.2017 | ||||||
при участии в заседании | ||||||
от заявителя – ФИО2 по доверенности №05-05/038 от 09.01.2017, ФИО3 по доверенности №05-05/076 от 02.02.2017 от заинтересованного лица – ФИО4 по доверенности №6-04/1988 от 17.11.2017, ФИО5 по доверенности №6-04/101 от 25.01.2016 от третьего лица – не явился | ||||||
установил: | ||||||
Акционерное общество "Транснефть-Приволга" (далее – общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением с учетом уточнений (т.1 л.д.86) о признании недействительным предписания Департамента охоты и рыболовства Самарской области 19 от 14.07.2017 об устранении нарушений законодательства. Департамент охоты и рыболовства Самарской области (далее – департамент, заинтересованное лицо) возражает против заявленных требований согласно доводам, изложенным в отзыве (т.1 л.д. 35-40). Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области согласно пояснениям, данным в судебном заседании, подтверждает, что не производилась разработка регламента межведомственного взаимодействия по согласованию мероприятий по предотвращению гибели объектов животного мира и ухудшения их среды обитания в ходе реализации производственных процессов. Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен в порядке ст. 123 АПК РФ. Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, по результатам проведенной проверки (акт проверки от 14.07.2017 №16 – т.1 л.д.30-33) главным консультантом управления охраны животного мира ФИО6 вынесено предписание 19 от 14.07.2017 об устранении нарушений законодательства, в соответствии с которым, на общество возложена обязанность по обеспечению возмещения вреда, причиненного охотничьим ресурсам и среде их обитания при проведении строительных работ по объектам: - Реконструкция участка МН «Куйбышев - Лисичанск» 30,1 км. - 36,6 км.; - Реконструкция участка МН «Куйбышев - Лисичанск» 36,6 км. - 45,5 км.; - Реконструкция участка МН «Куйбышев - Лисичанск» 54,4 км. - 60,22 км.; - Реконструкция участка МН «Куйбышев - Лисичанск» 75,72 км. - 95,21 км. (замена 18,5 км.) в указанный предписанием срок – до 15.01.2018 (т.1 л.д.34). В обоснование заявления общество в сущности ссылается на то, что департаментом не установлено факта нанесения обществом ущерба охотничьим ресурсам и среде их обитания, а, следовательно, у общества не могут возникнуть основания для имущественной ответственности в виде возмещения вреда. Общество обращает внимание на то, что в качестве обязательного условия компенсации вреда в Методике компенсации ущерба, причиненного охотничьим ресурсам, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.12.2011, указано состоявшееся, а не предполагаемое нарушение, выразившееся в нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов, если в результате такого нарушения охотничьи ресурсы навсегда (или временно) покинули территорию, что повлекло их гибель, сокращение численности на данной территории, снижение продуктивности их популяций, а также репродуктивной функции отдельных особей. Общество считает оспариваемое предписание не отвечающим принципу исполнимости, т.к. не содержит конкретных указаний в отношении действий, которые общество должно совершить для устранения выявленных нарушений. Общество также ссылается на уже принятые им меры по восстановлению земель спорных участков реконструкции (акты приема-передачи рекультивированных земель). Департамент в обоснование возражений ссылается на выявленные в ходе проведенных плановой документарной и выездной проверки общества, а также его филиалов: Самарское РНУ (АО «Транснефть-Приволга») и Бугурусланское РНУ (АО «Транснефть-Приволга») нарушений обществом требований статьи 22 Федерального закона «О животном мире». По объяснениям департамента, по результатам проверки составлен акт проверки от 14.07.2017 № 16, в котором отражены все выявленные нарушения, составлены протоколы об административном правонарушении и постановления об административном правонарушении, а также выданы предписания об устранении нарушений законодательства. Департамент ссылается на привлечение общества к административной ответственности за нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира по статье 8.33 КоАП РФ на основании протокола об административном правонарушении 63 № 003759 от 14.07.2017 постановлением по делу об административном правонарушении от 28.07.2017. Департамент считает оспариваемое предписание об устранении нарушений законодательства законным, в нем указаны мероприятия, обязательные для исполнения, обществу необходимо обеспечить возмещение вреда, причиненного охотничьим ресурсам и среде их обитания при проведении строительных работ по указанным объектам к определенному сроку. Факт нанесения вреда окружающей среде департамент считает установленным, вред выражается в частности во временном и в долгосрочном уменьшении площади среды обитания объектов животного мира. Ссылаясь на положения ст. 36, 46, 77 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», департамент считает доказанной обязанность общества по возмещению вреда, причиненного охотничьим ресурсам и среде их обитания. Судом отклоняются доводы департамента по следующим основаниям. Согласно статьи 3 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» имущественные отношения в области охраны и использования животного мира регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, другими федеральными; законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии со статьей 78 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Согласно статьи 56 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира. Методика компенсации ущерба, причиненного охотничьим ресурсам, утверждена Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.12.2011 № 948. В качестве обязательного условия компенсации вреда в методике указано нарушение или уничтожение среды обитания охотничьих ресурсов. Согласно п.6 Постановления Правительства Самарской области от 30.12.2011 N 880 "Об утверждении Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи на территории Самарской области», планируемые мероприятия по предотвращению гибели объектов животного мира и ухудшения их среды обитания подлежат согласованию с Министерством лесного хозяйства и Департаментом в порядке и сроки, предусмотренные регламентом взаимодействия между Министерством лесного хозяйства и Департаментом по согласованию планируемых мер направленных на предотвращение гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи на территории Самарской области. В соответствии со ст.67 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля. Из представленных в материалов дела документов следует, что 21.09.2017 в ходе рабочего совещания по вопросу согласования АО «Транснефть-Приволга» с Департаментом охоты и рыболовства Самарской области мероприятий по предотвращению гибели объектов животного мира и ухудшения их среды обитания (т.1 л.д.111-112) было принято решение о разработке департаментом временного порядка согласования мероприятий в срок до 09.10.2017 и направление разработанного временного порядка в адрес АО «Транснефть-Приволга». Кроме того, департамент совместно с Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области должен разработать регламент межведомственного взаимодействия по согласованию мероприятий по предотвращению гибели объектов животного мира и ухудшения их среда обитания в ходе реализации производственных процессов. Судом установлено, что на момент вынесения оспариваемого предписания в отношении общества, регламент взаимодействия между Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области и департаментом по согласованию планируемых мер, направленных на предотвращение гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов утвержден не был. Данное обстоятельство не отрицает департамент и подтвердил в судебном заседании представитель Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области. Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемое предписание является незаконным и необоснованным, поскольку оно является не исполнимым, в связи с отсутствием регламента по согласованию мероприятий, утвержденного между департаментом и Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, а также департаментом не разработан временный порядок согласования мероприятий, направленных на предотвращение гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов. Кроме того, обязанность юридических лиц по разработке Планов мероприятий по охране окружающей среды, программа повышения экологической эффективности в соответствии с п. 23 ст. 1 Закона №219-ФЗ от 21.07.2014 «О внесении изменений ФЗ РФ «Об охране окружающей среды», возникает с 01 января 2019 года. Исходя из изложенного, предписание Департамента охоты и рыболовства Самарской области 19 от 14.07.2017 об устранении нарушений законодательства подлежит признанию недействительным как несоответствующее закону и нарушающее права и законные интересы общества. Расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 рублей в соответствии со ст. 110 АПК РФ относятся на заинтересованное лицо и подлежат взысканию с него в пользу заявителя. | ||||||
Руководствуясь ст. 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, | ||||||
Р Е Ш И Л: | ||||||
Признать недействительным предписание Департамента охоты и рыболовства Самарской области 19 от 14.07.2017 об устранении нарушений законодательства. Обязать Департамент охоты и рыболовства Самарской области устранить нарушения прав и законных интересов Акционерного общества "Транснефть-Приволга". Взыскать с Департамента охоты и рыболовства Самарской области в пользу Акционерного общества "Транснефть-Приволга" расходы по уплате госпошлины в размере 3000 рублей. Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара в течение месяца с даты принятия с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области. | ||||||
Судья | / | ФИО1 | ||||