АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области 443001, г.Самара, ул. Самарская, 203Б, тел. (846) 207-55-15 | |||||||
Именем Российской ФедерацииРЕШЕНИЕ | |||||||
апреля 2022 года | Дело № | А55-2884/2022 | |||||
Резолютивная часть решения объявлена 21 апреля 2022 года Решение в полном объеме изготовлено 27 апреля 2022 года | |||||||
Арбитражный суд Самарской области | |||||||
в составе | судьи Мешковой О.В. | ||||||
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Кашиной А.В. | |||||||
рассмотрев в судебном заседании дело по иску, заявлению | |||||||
акционерного общества «МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОНЦЕРН ОРМЕТО-ЮУМЗ» в лице конкурсного управляющего Ковалева Игоря Владимировича, ИНН 5615016741, г. Орск, Оренбургская область | |||||||
к Самарской таможне, г. Самара | |||||||
об оспаривании решения | |||||||
при участии в заседании | |||||||
от заявителя – не явился, извещен; от заинтересованного лица – ФИО2, доверенность от 12.01.2022, удостоверение, диплом; | |||||||
Установил: Акционерное общество «МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОНЦЕРН ОРМЕТО-ЮУМЗ» в лице конкурсного управляющего ФИО1 обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором просит: 1. Признать решение Самарской Таможни, оформленное письмом исх. № 02-01-34/36180 от 21.12.2021, об отказе во включении АО «МК ОРМЕТО-ЮУМЗ» в реестр владельцев таможенных складов недействительным (незаконным); 2. Обязать Самарскую Таможню учесть ранее внесенное обеспечение в размере 2 500 000,00 руб. в счет исполнения предусмотренной п. 4 ч. 2 ст. 364 Федерального закона от 03.08.2018 №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанности по оплате обеспечения; 3. Обязать Самарскую Таможню включить АО «МК ОРМЕТО-ЮУМЗ» в реестр владельцев таможенных складов в отношении части нежилого помещения, расположенного в помещении № 3 цеха № 15, кадастровый номер помещения: 56:43:0120002:605, по адресу: <...>. Представитель заявителя в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в силу ст.123 АПК РФ. Представитель заинтересованного лица возражает против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве на заявление. Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения сторон, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований, ввиду следующего. Определением Арбитражного суда Оренбургской области от 25.10.2018 возбуждено дело № А47-12984/2018 о несостоятельности (банкротстве) АО «Машиностроительный концерн ОРМЕТО-ЮУМЗ» (далее - Должник). Определением от 15.01.2019 Арбитражного суда Оренбургской области по указанному делу (29.12.2018 оглашена резолютивная часть определения) в отношении Должника введена процедура наблюдения. Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 21.05.2019 (14.05.2019 оглашена резолютивная часть решения) Должник признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев. Конкурсным управляющим должника утвержден ФИО1. 12.11.2021 АО «МК ОРМЕТО-ЮУМЗ» обратилось в таможенный орган с заявлением № 10412000/2021/ВК/00538 о включении Общества в реестр владельцев таможенных складов. Письмом исх. № 02-01-34/34075 от 03.12.2021 Самарская таможня уведомила АО «МК ОРМЕТО-ЮУМЗ» о предварительном решении о включении заявителя в реестр владельцев таможенного склада, сообщив о необходимости исполнить предусмотренную п. 4 ч. 2 ст. 364 Федерального закона от 03.08.2018 №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанность об оплате обеспечения. Письмом исх. № 02-01-34/36180 от 21.12.2021 Самарская таможня уведомила АО «МК ОРМЕТО-ЮУМЗ» о решении об отказе во включении АО «МК ОРМЕТО-ЮУМЗ» в реестр таможенных складов. Заявитель, не согласившись с указанным решением, обратился в суд с заявленными требованиями. Условия включения юридического лица, претендующего на осуществление деятельности в качестве владельца таможенного склада, в реестр владельцев таможенных складов регламентированы положениями статьи 417 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее- ТК ЕАЭС). Одним из условий включения юридического лица в реестр владельцев таможенных складов в соответствии с положениями статьи 417 ТК ЕАЭС, в числе прочего, является соответствие требованиям и соблюдение условий, которые устанавливаются законодательством государств-членов. Вместе с тем, пунктом 4 статьи 397 ТК ЕАЭС установлено, что порядок включения таможенным органом юридических лиц, претендующих на осуществление деятельности в сфере таможенного дела, в реестры устанавливается законодательством государств-членов. Порядок включения лица в реестр лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела в Российской Федерации, регламентирован положениями, статьи 337 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 289 - ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон о таможенном регулировании). Согласно статьи 337 Закона о таможенном регулировании для включения в один из реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, за исключением реестра таможенных представителей, юридическое лицо (заявитель) обращается в уполномоченный таможенный орган с заявлением о включении в соответствующий реестр, содержащим сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, и представляет документы, подтверждающие такие сведения, по перечням, установленным соответственно статьями 352, 358, 364, 379 настоящего Федерального закона. Статьей 364 Закона о таможенном регулировании установлено, что заявление о включении в реестр владельцев таможенных складов должно включать: 1) обращение заявителя в таможенный орган с просьбой о включении в реестр владельцев таможенных складов; 2) сведения о наименовании, об организационно-правовой форме, о месте нахождения, об открытых банковских счетах заявителя; 3) сведения о типе таможенного склада (для склада закрытого типа также обоснование необходимости и целесообразности выбора склада такого типа); 4) сведения о помещениях и (или) об открытых площадках, находящихся во владении заявителя и предназначенных для использования в качестве таможенного склада, об их месте нахождения, обустройстве, оборудовании и о материально-техническом оснащении; 5) сведения о предоставлении обеспечения исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в качестве владельца таможенного склада в соответствии со статьей 366 настоящего Федерального закона, если такое обеспечение предоставлено до подачи или одновременно с подачей заявления о включении в реестр владельцев таможенных складов. Согласно статьи 366 Закона о таможенном регулировании размер обеспечения исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в качестве владельца таможенного склада составляет 2 500 000 рублей; 6) сведения о договоре (договорах) страхования риска гражданской ответственности заявителя, предусмотренном абзацем третьим статьи 417 Кодекса Союза при открытии таможенного склада открытого типа. Пунктом 2 указанной статьи установлено, что к заявлению о включении в реестр владельцев таможенных складов прилагаются следующие документы, подтверждающие заявленные сведения: 1) свидетельство о постановке заявителя на учет в налоговом органе; 2) документы, подтверждающие право владения помещениями и (или) открытыми площадками, предназначенными для использования в качестве таможенного склада; 3) планы и чертежи помещений и (или) открытых площадок, предназначенных для использования в качестве таможенного склада; 4) документы, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в качестве владельца таможенного склада в соответствии со статьей 366 настоящего Федерального закона, если такое обеспечение предоставлено до подачи или одновременно с подачей заявления о включении в реестр владельцев таможенных складов; 5) подтверждения из банков об открытых в них счетах; 6) расчетная документация, на основании которой определены полезный объем помещения и (или) полезная площадь открытой площадки; 7) договор страхования риска гражданской ответственности заявителя. Согласно положениям пунктов 11- 13 статьи 337 Закона о таможенном регулировании таможенный орган рассматривает заявление о включении в реестр в срок, не превышающий двадцати пяти рабочих дней со дня его получения, и принимает решение о включении или об отказе во включении юридического лица в соответствующий реестр лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела. Однако, в случае, если заявителем в заявлении о включении в реестр не указаны сведения об обеспечении исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, при соблюдении иных условий включения юридического лица в соответствующий реестр, установленных Кодексом Союза и настоящим Федеральным законом, таможенный орган принимает предварительное решение о соблюдении этих условий и уведомляет об этом заявителя в пределах сроков, указанных в части 11 статьи 337 Закона о таможенном регулировании. Соответствующее обеспечение исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, должно быть представлено в соответствии с главой 10 Закона о таможенном регулировании не позднее десяти рабочих дней со дня направления таможенным органом уведомления о принятии предварительного решения о соблюдении иных условий включения юридического лица в соответствующий реестр. Таким образом, лицо, претендующее на включение его в реестр владельца таможенного склада, при условии надлежащего исполнения им иных установленных законом обязанностей для включения его в реестр и не предоставления обеспечения включается в соответствующий реестр только при условии внесения им в течении 10 рабочих дней со дня направления таможенным органом уведомления о принятии предварительного решения обеспечение в установленном размере. Судом установлено, что Общество, обращаясь в Самарскую таможню с заявлением о включении его в реестр владельцев таможенных складов предоставило в таможенный орган заявление и пакет документов в котором отсутствовали сведения и документы, подтверждающие внесение обеспечения в размере двух миллионов пятисот тысяч рублей. По результатам рассмотрения заявления Общества, ввиду отсутствия в пакете документов, свидетельствующих об исполнении заявителем обязанности по внесению обеспечения юридического лица, осуществляющего деятельность в качестве владельца таможенного склада, 03.12.2021 Самарской таможней, в соответствии с приведенными выше положениями Закона о таможенном регулировании было принято предварительное решение о включении АО «МК ОРМЕТО-ЮУМЗ» в Реестр владельцев таможенных складов. 06.12.2021 Самарская таможня уведомила заявителя о необходимости предоставления в Самарскую таможню обеспечения исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в качестве владельца таможенного склада, в размере двух миллионов пятисот тысяч рублей в соответствии со статьей 366 Закона о таможенном регулировании. Срок предоставления в таможенный орган обеспечения исполнения обязанностей – 17.12.2021. Однако, до установленного срока Общество не представило в таможенный орган обеспечение исполнения обязанностей юридического лица, претендующего на осуществление деятельности в качестве владельца таможенного склада, в соответствии со статьями 362,366 Закона о таможенном регулировании. В связи с несоблюдением АО «МК ОРМЕТО-ЮУМЗ» требований, предусмотренных абзацем 5 статьи 417 ТК ЕАЭС, а также подпункта 2 пункта 4 статьи 362 Закона о таможенном регулировании, в соответствии с положениями пункта 15 статьи 337 Закона о таможенном регулировании Самарской таможней было обоснованно принято решение об отказе во включении АО «МК ОРМЕТО-ЮУМЗ» в Реестр владельцев таможенных складов. В обоснование заявленных требований заявитель приводит довод о том, что таможенным органом необоснованно отказано в требовании заявителя учесть ранее внесенное обеспечение в размере 2 500 000 руб. Суд соглашается с позицией Таможенного органа и считает данный довод заявителя необоснованным по следующим основаниям. 15.12.2021 г. заявитель обратился в Самарскую таможню с требованием о переносе ранее внесенного обеспечения в размере 2 500 000 рублей в счет исполнения обязанности, предусмотренной п. 4 ч. 2 ст. 364 Закона о таможенном регулировании (исх№КУ- 669). В ответ на указанное обращение Самарская таможня сообщила Обществу о невозможности переноса внесенного ранее обеспечения ввиду следующего. Обеспечение в размере 2 500 000 рублей, указанное Обществом в своем заявлении было внесено им на соответствующий счет таможенных органов в связи с обращением 17 января 2019 года в Оренбургскую таможню с заявлением о включении в реестр владельцев таможенных складов, с целью соблюдения Обществом условий включения в соответствующий реестр. На основании приказа Оренбургской таможни от 15.02.2019 №105 «О включении в Реестр владельцев таможенных складов АО «МК ОРМЕТО - ЮУМЗ» общество было включено в Реестр владельцев таможенных складов. В связи с исключением Общества из реестра владельцев таможенных складов 17 декабря 2021 г. был осуществлен возврат в форме зачета в счет авансовых платежей денежного залога, принятого в качестве обеспечения исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, по таможенной расписке № 10412000/291019/ЭР -0315811. Согласно части 3 статьи 35 Закона о таможенном регулировании в качестве распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, рассматривается подача заявления о зачете денежных средств, уплаченных в качестве авансовых платежей, в счет денежного залога. Частью 5 статьи 35 Закона о таможенном регулировании установлено, что форма, формат, структура и порядок представления лицом, внесшим авансовые платежи, заявления о зачете денежных средств, уплаченных в качестве авансовых платежей, в счет денежного залога устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела. Форма заявления о зачете денежных средств, уплаченных в качестве авансовых платежей, в счет денежного залога, и Порядок представления лицом, внесшим авансовые платежи, заявления о зачете денежных средств, уплаченных в качестве авансовых платежей, в счет денежного залога утверждена Приказом ФТС России от 14 января 2019 г. № 27 (далее - Приказ ФТС № 27). Согласно пункта 2 Приложения №2 Приказа ФТС № 27 заявление подается в виде документа на бумажном носителе или электронного документа путем направления через информационный ресурс «Личный кабинет» в таможенный орган, уполномоченный на принятие и рассмотрение таких заявлений. Судом установлено, что предоставленное Обществом заявление о переносе ранее внесенного обеспечения при рассмотрении заявления о включении в реестр таможенного склада не соответствовало установленной форме заявления о зачете денежных средств, уплаченных в качестве авансовых платежей, в счет денежного залога. Письмом от 21.12.2021 (исх.№ 02-06-11/36166) Самарская таможня проинформировала заявителя о несоблюдении формы заявления и порядка его подачи. 17.12.2021 Общество вновь обратилось в Самарскую таможню с заявлением о зачете денежных средств, уплаченных в качестве авансовых платежей, в счет денежного залога. Однако, направленное по средствам электронной почты заявление Общества также не могло быть удовлетворенно таможенным органом ввиду его не соответствия требованиям Приказа ФТС №27. Письмом от 21.12.2021 (исх.№02-06-11/36225) Самарская таможня проинформировала Заявителя, что в соответствии с Порядком представления лицом, внесшим авансовые платежи, заявления о зачете денежных средств, уплаченных в качестве авансовых платежей, в счет денежного залога (Приложение № 2 Приказа ФТС) Заявление подается в виде документа на бумажном носителе или электронного документа путем направления через информационный ресурс «Личный кабинет» в таможенный орган, уполномоченный на принятие и рассмотрение таких заявлений. Заявление в виде документа на бумажном носителе подается по форме, утвержденной Приказом ФТС, и подписывается руководителем юридического лица или уполномоченным им лицом путем передачи в экспедицию уполномоченного таможенного органа или отправки заказным письмом с уведомлением. В случае подачи Заявления в виде документа на бумажном носителе, подписанного лицом, уполномоченным от имени юридического лица, к заявлению прилагаются документы, подтверждающие соответствующие полномочия. В нарушение вышеперечисленных требований заявление Общества о зачете денежных средств, уплаченных в качестве авансовых платежей, в счет денежного залога поступило по электронной почте, в том числе без документов, подтверждающих соответствующие полномочия лица его подписавшего. Таким образом, судом установлено, что при принятии решения об отказе АО «МК ОРМЕТО ЮУМЗ» во включении в реестр владельцев таможенных складов, таможенный орган руководствовался требованиями нормативных правовых актов, составляющих право Евразийского экономического союза, и законодательство Российской Федерации. На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. С учетом положений указанной нормы и разъяснений, данных в совместном постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, основанием для принятия решения суда о признании незаконными решений, действий (бездействия) государственных органов является одновременное несоответствие этого решения, действия (бездействия) закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием. Таким образом, предметом доказывания по настоящему делу является одновременное несоответствие оспариваемого действия, решения закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя. Следовательно, для признания недействительными ненормативных правовых актов необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативных правовых актов закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данными ненормативными правовыми актами прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Судом установлено, что из обстоятельств дела, оспариваемое решение Самарской Таможни, оформленное письмом исх. № 02-01-34/36180 от 21.12.2021, об отказе во включении АО «МК ОРМЕТО-ЮУМЗ» в реестр владельцев таможенных складов соответствует закону и потому не может нарушать права и законные интересы заявителя. В связи с вышеизложенным, на основании ст. 201 АПК РФ в удовлетворении заявленных требований следует отказать. На основании ст. 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб. подлежат отнесению на заявителя. | |||||||
Руководствуясь ст. 110, 167-170, 176, 180-182, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, | |||||||
Р Е Ш И Л: | |||||||
В удовлетворении заявленных требований отказать. | |||||||
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области. | |||||||
Судья | / | О.В. Мешкова | |||||