ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-29183/2021 от 01.03.2022 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443001, г.Самара, ул. Самарская, 203Б, тел. (846) 207-55-15

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

марта 2022 года

Дело №

А55-29183/2021

Резолютивная часть решения объявлена 01 марта 2022 года.

          Решение изготовлено в полном  объеме 09 марта 2022 года.

Арбитражный суд Самарской области в составе судьи Мешковой О.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания

Кашиной А.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

закрытого акционерного общества «Самарская Музыкальная фабрика», ИНН 6314007625

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №20 по Самарской области

об оспаривании действий

с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, УФНС России по Самарской области, Пьяных Вячеслава Александровича и Учватовой Ирины Михайловны

при участии в заседании

от заявителя - не явился, извещен;

от МИФНС  №20 – Кузнецова Т.С., доверенность от 02.06.2021, удостоверение, диплом;

от УФНС - Баграмян Т.Б., доверенность от 28.06.2021, удостоверение, диплом;

от иных лиц – не явился, извещен;

установил:  Закрытое акционерное общество «Самарская Музыкальная фабрика»  (далее – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением (с учетом уточнений, принятых судом на основании ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации – далее АПК РФ) к Межрайонной ИФНС России №20 по Самарской области, в котором просит признать недействительными действия Межрайонной ИФНС России №20 по Самарской области от 14.09.2021 по исключению ООО «ЛНК Уаджет» из Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) как недействующее юридическое лицо; обязать Межрайонную ИФНС России №20 по Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя восстановив статус ООО «ЛНК Уаджет», как действующего юридического лица.

Представитель заявителя в судебное заседание не явился,  о месте и времени судебного разбирательства общество извещено надлежащим образом в силу ч. 6 ст. 121, ст.123, 186 АПК РФ.

Межрайонная ИФНС России №20 по Самарской области (далее – ответчик, МИФНС № 20, инспекция) согласно представленному отзыву на заявление просит отказать в удовлетворении требований общества, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемых действий и наличие оснований для внесения  спорной записи в ЕГРЮЛ.

Представитель УФНС России по Самарской области в судебном заседании поддержал позицию инспекции, просил отказать в удовлетворении требований общества.

Пьяных В.А. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства третье лицо извещено надлежащим образом в силу ч. 6 ст. 121, ст.123, 186 АПК РФ. Отзыв на заявление данным лицом не предтставлен.

Учватова И.М. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного разбирательства третье лицо извещено надлежащим образом в силу ч. 6 ст. 121, ст.123, 186 АПК РФ. Отзыв на заявление Учватова И.М. не представила, в предыдущем судебном заседании возражала относительно удовлетворения требований заявителя.

Обществом заявлено повторное ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с нахождением представителя заявителя в командировке.

           В удовлетворении данного ходатайства судом отказано, поскольку отложение судебного заседания в связи с неявкой по уважительной причине представителя общества, на основании части 4 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является правом, но не обязанностью суда. В данном случае оснований для отложения судебного заседания суд не усматривает, так как нахождение работника либо представителя юридического лица в командировке не исключает возможность участия в судебном заседании иного представителя, и не является препятствием для рассмотрения дела.

Суд на основании ст. 156 АПК РФ рассмотрел дел по имеющимся в деле доказательствам.

Как следует из материалов дела, ООО «ЛНК Уаджет» зарегистрировано в качестве юридического лица 4 марта 2015 г , включено в ЕГРЮЛ за ОГРН 1156313000414 с присвоением ИНН 6313547882.

ИФНС России по Красноглинскому району г.Самары как регистрирующий орган осуществляла функции государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по Самарской области с 01.04.2015 г.

В соответствии с приказом УФНС России по Самарской области от 18.02.2021 № 01-04/027 «О проведении мероприятий по модернизации организационной структуры УФНС России по Самарской области» и приказом ФНС России от 16.02.2021 № ЕД-7- 4/145 «О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области», ИФНС России по Красноглинскому району г.Самары с 31.05.2021 г. реорганизована путем присоединения к ИФНС России по Кировскому району г.Самары, которая является правопреемником в отношении задач, функций, прав, обязанностей и иных вопросов деятельности ИФНС России по Красноглинскому району г.Самары.

В свою очередь, ИФНС России по Кировскому району г.Самары, указанным приказом переименована в Межрайонную ИФНС России № 20 по Самарской области.

14.05.2021г. ИФНС России по Красноглинскому району г.Самары как территориальным налоговым органом сформированы справки по форме № 1947-0 (Справка о непредставлении ЮЛ в течение последних 12 месяцев документов отчетности) и № 1947-С (Справка об отсутствии движения средств по счетам или отсутствии открытых счетов) в отношении ООО "ЛНК" "УАДЖЕТ", на основании которых принято решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ № 6764 от 24.05.2021г.

Решение № 6764 от 24.05.2021г было опубликовано в Журнале «Вестник государственной регистрации» часть 2 № 20 (839) от 26.06.2021/6177.

Заявления недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица ООО "ЛНК" "УАДЖЕТ" из ЕГРЮЛ, в том числе, ЗАО «Самарская Музыкальная Фабрика», в Инспекцию представлены не были.

Регистрирующим органом 14.09.2021г. в государственный реестр была внесена запись об исключении юридического лица ООО "ЛНК" "УАДЖЕТ" из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа (ГРН 2216304020205) как недействующего юридического лица.

Не согласившись с данными действиями инспекции, заявитель обратился  арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

В обосновании заявленных требований Общество указывает, что исключение ООО "ЛНК" "УАДЖЕТ" из ЕГРЮЛ неправомерно в связи с тем, что оно влечет нарушение прав  заявителя как кредитора по договорным обязательствам. Согласно доводам общества исключение ООО «ЛНК Уаджет» повлекло необоснованное прекращение обязательства,  данное  обстоятельство нарушает права ЗАО «Самарская Музыкальная фабрика», поскольку препятствует заявителю реализовать права кредитора в части взыскания задолженности по договору №4-А от 01.01.2016г. с учетом наличия гарантийного письма ООО "ЛНК" "УАДЖЕТ" об оплате задолженности.

Инспекция просит отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что спорная запись об исключении юридического лица ООО "ЛНК" "УАДЖЕТ" из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа на основании ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ, является правомерной. Действующее законодательство для признания юридического лица прекратившим свою деятельность, помимо указанной совокупности критериев, не устанавливает иных условий, а также обязанности регистрирующего органа каким-либо иным способом удостовериться в фактическом неосуществлении хозяйственной деятельности исключаемой из реестра организации. По мнению инспекции, наличие у ООО "ЛНК" "УАДЖЕТ" задолженности перед Заявителем не  свидетельствует о незаконности действий Инспекции, поскольку процедура исключения недействующего юридического лица была полностью соблюдена. При этом Заявитель не проявил заботливость и осмотрительность, не направил  согласно п. 4 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ в соответствующий регистрирующий орган заявление о несогласии с исключением Общества из ЕГРЮЛ.

Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения лиц, участвующих в деле, в совокупности с представленными в материалы дела доказательствами, в соответствии со ст. 71 АПК РФ, суд пришел к выводу о законности и обоснованности заявленных требований по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями, содержащимися в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) государственных органов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные  документы, а также в связи с ведением единого государственного реестра юридических лиц регулируются Законом №129-ФЗ.

В статье 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из ЕГРЮЛ в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц, юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо).

Общий порядок государственной регистрации юридического лица в связи с его исключением из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа установлен главой VII Закона №129-ФЗ. Статья 21.1 Закона №129-ФЗ дублирует положения статьи 64.2 ГК РФ и в качестве необходимых и достаточных для принятия регистрирующим органом решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ признаков недействующего юридического лица предусматривает:

- непредставление в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

- отсутствие операций хотя бы по одному банковскому счету (пункты 1, 2).

Кроме того, данная норма предусматривает, что решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления (пункт 3).

В приказе ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@ установлено, что сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ и предназначенные для публикации, размещаются в сети Интернет на сайте ФНС России. Указанные сведения, а также иные сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, публикуются в журнале "Вестник государственной регистрации".

Как установлено судом, 14.05.2021г. ИФНС России по Красноглинскому району г.Самары как территориальным налоговым органом сформированы справки по форме № 1947-0 (Справка о непредставлении ЮЛ в течение последних 12 месяцев документов отчетности) и № 1947-С (Справка об отсутствии движения средств по счетам или отсутствии открытых счетов) в отношении ООО "ЛНК" "УАДЖЕТ", на основании которых МИФНС № 20 принято решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ № 6764 от 24.05.2021г.

В соответствии п. 3 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ  решение № 6764 от 24.05.2021г было опубликовано в Журнале «Вестник государственной регистрации» часть 2 № 20 (839) от 26.06.2021/6177.

Как указывает налоговый орган, заявления кредиторов, чьи права и законные интересы затрагиваются принятым налоговым органом решением, должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. Эти заявления могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в п. 6 ст. 9 Закона №129-ФЗ. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается.

Согласно п. 7 ст. 22 Закона №129-ФЗ, если в течение указанного срока заявления не были направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи. По мнению налогового органа, заявитель не реализовал возможность направления заявления, препятствующего принятию решения об исключении ООО "ЛНК" "УАДЖЕТ"  из ЕГРЮЛ. При этом заявитель не лишен возможности применительно к пункту 5.2 статьи 64 ГК РФ, в случае обнаружения имущества ликвидированного юридического лица, исключенного из ЕГРЮЛ, обратиться в суд с соответствующим заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право (п. 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 №50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства").

Однако вышеуказанные доводы судом не могут быть приняты во внимание ввиду следующего.

Согласно пункту 1 статьи 64.2 ГК РФ, пунктам 1 и 2 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц при наличии одновременно всех признаков недействующего юридического лица, к которым отнесены: непредставление в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и неосуществление операций хотя бы по одному банковскому счету; такое юридическое лицо признается фактически прекратившим свою деятельность и может быть исключено из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном указанным Федеральным законом.

Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ юридических лиц влечет правовые последствия, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам (пункт 2 статьи 64.2 ГК РФ).

 Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 06.12.2011 N 26-П, в определениях от 17.01.2012 N 143-О-О и от 17.06.2013 N 994-О, такое правовое регулирование направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), поддержание доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота.

Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 18.05.2015 № 10-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Отделсервис" указано на то, что решение о предстоящем исключении юридического лица из реестра должно приниматься с учетом предусмотренных пунктами 3 и 4 данной статьи гарантий, направленных на защиту кредиторов и иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются таким исключение.

В соответствии с пунктом 8 статьи 22 Закона №129-ФЗ исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются этим актом, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.

Указанные гарантии в части возможности предъявления регистрирующему органу возражений относительно предстоящего исключения юридического лица (как фактически недействующего) из ЕГРЮЛ направлены на выявление лиц, заинтересованных в сохранении правоспособности должника и в защите своих прав и законных интересов в судебном порядке, а в части судебного обжалования исключения - на обеспечение возможности восстановления регистрационного учета по обращению этих лиц на основании решения суда.

 Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 06.12.2011 №26-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 21.1 и пункта 7 статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в связи с жалобой гражданина А.В. Федичкина" правовое регулирование, установленное статьей 21.1 Закона №129-ФЗ, направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота.

Из системного анализа положений Закона №129-ФЗ не следует, что наличие таких признаков как непредставление налоговой отчетности и отсутствие открытых банковских счетов может императивно повлечь исключение юридического лица из ЕРГЮЛ, поскольку статья 21.1 Закона №129-ФЗ предоставляет налоговому органу право на исключение из реестра юридического лица лишь прекратившего свою деятельность фактически. Соответственно, непредставление налоговой отчетности и неосуществление операций по банковскому счету в совокупности само по себе не является бесспорным основанием для исключения юридического лица из реестра при наличии иных признаков, свидетельствующих о том, что юридическое лицо является действующим.

Право на судебную защиту включает в себя не только право на обращение в суд, но и гарантированную государством возможность получения реальной судебной защиты, предполагает конкретные гарантии, которые позволяли бы реализовать его в полном объеме, обеспечить эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости; одним из важных факторов, определяющих эффективность восстановления нарушенных прав, является своевременность защиты прав участвующих в деле лиц (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 02.02.1996 № 4-П, от 03.02.1998 № 5-П, от 28.05.1999 № 9-П, от 11.05.2005 № 5-П, от 20.02.2006 № 1-П, от 05.02.2007 № 2-П, от 19.07.2011 № 17-П, от 22.04.2013 № 8-П и от 27.06.2013 № 15-П), Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 12.02.2019 по делу № 304-КГ18-18451, А46-24009/2017.

Прекращение правоспособности ООО "ЛНК" "УАДЖЕТ" в административном порядке на основании статьи 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ при наличии требований кредитора приводит к необоснованному ограничению прав кредитора ЗАО «Самарская музыкальная фабрика».

Суд полагает, что наличие финансовых претензий заявителя, исключение из реестра ООО "ЛНК" "УАДЖЕТ" препятствует разрешению заявителю вопросов об удовлетворении своих имущественных требований по обязательствам должника, в том числе за счет лица, несущего субсидиарную ответственность по его обязательствам.

Внесение регистрирующим органом соответствующей записи фактически прекратило правоспособность ООО "ЛНК" "УАДЖЕТ" (п. 3 ст. 49 ГК РФ), в том числе, и отвечать перед заявителем всем своим имуществом по возникшим обязательствам, установленным вступившим в законную силу судебным актом.

Общество не может быть исключено из Единого государственного реестра юридических лиц лишь только по одним формальным признакам, указанным в пункте 1 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; исключение общества из ЕГРЮЛ возможно только в случае фактического прекращения им своей деятельности. (Определение Верховного суда Российской Федерации № 308-КГ 18-16603 от 24.10.2018 г.) Та же правовая позиция нашла отражение в пункте 24 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021), утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2021.

Из материалов дела следует, что налоговый орган исключил ООО "ЛНК" "УАДЖЕТ" из ЕГРЮЛ по формальным основаниям (непредставление таким лицом налоговой и бухгалтерской отчетности в течение последних 12 месяцев и отсутствия движения денежных средств по счетам), что не является правомерным и не соответствует статьям 8, 34 Конституции Российской Федерации, статьям 1, 2, 49 Гражданского кодекса Российской Федерации и целям Закона № 129-ФЗ.

Между тем, из материалов дела следует, что 1      января 2016г. между ООО «ЛНК Уаджет» и ЗАО «Самарская Музыкальная фабрика» был заключен договор аренды №4-А от 01.01.2016,согласно которому ООО «ЛНК Уаджет» принял в аренду нежилое помещение – комнат  № 132площадью 10,7 кв.м, находящуюся на первом этаже здания СКЛАД ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ (литера Б), расположенного по адресу:  г.Самара, ул. Грозненская, 57 под хранение рентген аппарата ШМЕЛЬ-250 в количестве 1 шт., что также подтверждается актом приема-передачи  от 01.01.2016. Дополнительными оглашениями от 01.12.2016, 02.11.2017,  от 03.10.2018, срок аренды неоднократно продлевался.

Согласно подписанным между  ООО «ЛНК Уаджет» и ЗАО «Самарская Музыкальная фабрика» актам сверки расчетов по указанному договору за период с 01.01.2016 – 01.06.2021  Задолженность ООО «ЛНК Уаджет» по указанному договору составляет 308 486 рублей.

        Из объяснений заявителя следует, что до настоящего времени на основании договора аренды нежилого помещения- комнаты №132 площадью 10,7 кв м «находящейся на первом этаже здания склада готовой продукций литера Б., раположенного по адресу г.Самара ул.Грозненская 57, заключенного 1 января 2016г. между ООО «ЛНК Уаджет» и ЗАО «Самарская Музыкальная фабрика»,  в указанном помещении хранится аппарат рентгеновский импульсный Шмель-250, зав. № 1082, 2012 г.в.,

Таким образом, ООО «ЛНК Уаджет» на момент исключения его из ЕГРЮЛ не отвечало признаком фактически прекратившему деятельность юридического лица, поскоьку осуществлялоь предпринимательская деятельность и осуществляло хранение своего имущества по договору аренды и имело не погашенную задолженность перед истцом как арендодателем, при этом 28.04.2020, 01.06.2021 подписывало акты сверки взаимной задолженности и 02.08.2021 г. исх. №17 выдало заявителю как арендодателю гарантийное письмо  об оплате задолженности по договору аренды, в котором ООО «ЛНК Уаджет» признало задолженность в размере 308 486 рублей и информировало о намерении погасить указанную сумму перед ЗАО «Самарская Музыкальная фабрика» за счет средств, подлежащих поступлению ООО «ЛНК Уаджет» от его контрагентов.

В указанном письме ООО «ЛНК Уаджет»  не указывало на прекращение его хозяйственной деятельности, а лишь указывало на её временное приостановление в связи с введением Указом Президента Российской Федерации нерабочих дней и ограничительных мер с 26 апреля 2020 г., и дальнейшим неоднократным продлением Президентом РФ режима нерабочих дней в связи с короновирусной инфекцией COVID-19.

То обстоятельство, что заявитель не воспользовался своим правом заявить возражения в установленный срок относительно исключения ООО «ЛНК Уаджет» из ЕГРЮЛ, не препятствует заявителю как кредитору  оспорить действия инспекции в судебном порядке в течение годичного срока с момента, когда оно узнало фактически о нарушении своих прав или должно было узнать.

Ссылаясь на то, что заявитель вправе воспользоваться дополнительными гарантиями, предусмотренными для кредиторов исключенных из ЕГРЮЛ юридических лиц, инспекция не учла следующее.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 21.05.2021 N 20-П "По делу о проверке конституционности пункта 3.1 статьи 3 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" в связи с жалобой гражданки Г.В. Карпук" указал, что согласно пункту 3.1 статьи 3 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" исключение общества с ограниченной ответственностью из ЕГРЮЛ в порядке, установленном Законом N 129-ФЗ для недействующих юридических лиц, влечет последствия, предусмотренные Гражданским кодексом для отказа основного должника от исполнения обязательства; в данном случае, если неисполнение обязательств общества (в том числе вследствие причинения вреда) обусловлено тем, что лица, указанные в пунктах 1 - 3 статьи 53.1 Гражданского кодекса, действовали недобросовестно или неразумно; по заявлению кредитора на таких лиц может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам этого общества.

Таким образом, исключение юридического лица из ЕГРЮЛ по решению Инспекции в силу статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ само по себе не является достаточным основанием для привлечения лиц, указанных в пунктах 1 - 3 статьи 53.1 Гражданского кодекса, к субсидиарной ответственности, ввиду того, что одним из условий удовлетворения требования кредиторов является установление того обстоятельства, что долг возник в результате неразумности и недобросовестности лиц, указанных в названной статье Гражданского кодекса.

Данный вывод суда подтверждается правовой позицией, изложенной в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 28.10.2021 N 305-ЭС21-7837 по делу N А40-40380/2020

Довод ответчика о том, что само по себе наличие задолженности у недействующего юридического лица не является в силу норм Закона N 129-ФЗ основанием, препятствующим принятию решения об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, является необоснованным, противоречащим указанным выше правовым позициям Конституционного суда РФ и свидетельствует о формальном подходе инспекции к совершению оспариваемых действий. Суд, установив соответствующие обстоятельства, пришел к выводу о нарушении налоговым органом положений закона, а также  прав и законных интересов заявителя исключением в административном порядке ООО «ЛНК Уаджет»»  из ЕГРЮЛ.

Налоговыми органами не дана надлежащая оценка доводам заявителя,  о том, что прекращение правоспособности юридического лица - ООО «ЛНК Уаджет» в административном порядке на основании ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ при наличии неисполненных обязательств и отсутствии доказательств фактического прекращения деятельности общества нарушает права истца как кредитора, поскольку не позволяет взыскать дебиторскую задолженность, а также применить в должной мере альтернативные механизмы удовлетворения требований кредитора, установленные ст. 53.1, п. 5.2 ст. 64 и п. 3 ст. 64.2 ГК РФ.

 При установленных судом обстоятельствах с учетом указанных выше правых позиций Конституционного суда РФ и Верховного Суда РФ на основании ст. 201 АПК РФ следует признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №20 по Самарской области от 14.09.2021 по исключению ООО «ЛНК Уаджет» (ИНН 6313547882) из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица и обязать инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов закрытого акционерного общества «Самарская Музыкальная фабрика» восстановив статус ООО «ЛНК Уаджет» (ИНН 6313547882) в ЕГРЮЛ, как действующего юридического лица.

         При таких обстоятельствах, заявленные требования подлежат полному удовлетворению с отнесением расходов по госпошлине в размере 3000 руб., в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, на инспекцию и взысканию с неё в пользу заявителя.

Руководствуясь ст. 110, 167-170, 176, 180-182, 201  

Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

1. Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №20 по Самарской области от 14.09.2021 по исключению ООО «ЛНК Уаджет» (ИНН 6313547882) из Единого государственного реестра юридических лиц как недействующего юридического лица.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №20 по Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов закрытого акционерного общества «Самарская Музыкальная фабрика» восстановив статус ООО «ЛНК Уаджет» (ИНН 6313547882) в Едином государственном реестре юридических лиц, как действующего юридического лица.

2. Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №20 по Самарской области в пользу закрытого акционерного общества «Самарская Музыкальная фабрика» судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб.

       Решение  может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

О.В. Мешкова