АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области
РЕШЕНИЕ
16 декабря 2020 года
Дело №
А55-29234/2020
Резолютивная часть решения объявлена: 10 декабря 2020 года
Полный текст решения изготовлен: 16 декабря 2020 года
Арбитражный суд Самарской области
в составе судьи:
ФИО1
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи
помощником судьи Максимовой В.А.
рассмотрев в судебном заседании 10 декабря 2020 года дело по иску, заявлению
исполняющего обязанности прокурора Автозаводского района г. Тольятти Самарской области советник юстиции Хартахай Д.А.
к ФИО2
о привлечении к административной ответственности по ч.4 ст. 14.13 КоАП РФ
при участии в заседании
от заявителя – ФИО3, удостоверение,
от лица, привлекаемого к административной ответственности – не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
Исполняющий обязанности прокурора Автозаводского района г. Тольятти Самарской области советник юстиции Хартахай Д.А. обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении директора ООО «КЕРНЕЛ» ФИО2 о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст.14.13 КоАП РФ.
ФИО2 отзыв на заявление не представил, представитель ответчика в судебное заседание не явился. О месте и времени проведения судебного разбирательства ответчик извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует информация, размещенная на официальном сайте АО "Почта России", о вручении адресату 01.08.2020г. заказного письма почтовый идентификатор № 44392550717465.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 30.10.2020г. сторонам разъяснялось, что в случае их неявки в предварительное судебное заседание, суд вправе завершить предварительное заседание и открыть судебное заседание арбитражного суда первой инстанции, при наличии извещения о времени и месте судебного разбирательства лиц участвующих в деле и непредставления ими возражений относительно рассмотрения дела в их отсутствие.
С учетом, представленных в материалы дела документов, ввиду отсутствия возражений от сторон, суд счел возможным завершить подготовку дела к судебному разбирательству и перейти к судебному разбирательству на основании ч.4 ст.137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что отражено в протоколе судебного заседания.
Дело рассматривается в соответствии со ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителя ответчика, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства.
В ходе судебного разбирательства представитель истца поддержал требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Исследовав доказательства по делу, проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в прокуратуру Автозаводского района г. Тольятти поступило обращение конкурсного управляющего ООО «Симплекс строй» ФИО4 о нарушении требований законодательства о банкротстве руководителем ООО «КЕРНЕЛ» ИНН <***>.
Проверкой установлено, что решением Арбитражного суда Челябинской области от 10.03.2020 (резолютивная часть от 02.03.2020) по делу №А76- 38519/2019 ООО «Симплекс строй» признано банкротом, введена процедура конкурсного производства.
Конкурсным управляющим ООО «Симплекс строй» назначен ФИО4
В соответствии с п.1 ст. 129 Закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом.
В связи с чем, в обязанности конкурсного управляющего входит принятие мер, направленных на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц, обеспечение сохранности имущества должника, предъявление к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требований о ее взыскании в порядке, установленном Законом от 26.10.2002 № 127 - ФЗ, а также возможность оспаривания сделок должника.
Кроме того, в соответствии с п. 4 ст. 20.3 Закона от 26.10.2002 № 127 - ФЗ при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Так, прокуратурой района установлено, что конкурсным управляющим ООО «Симплекс строй» ФИО4 при анализе документов и сведений о движении денежных средств должника выявлен факт хозяйственных отношений с ООО «КЕРНЕЛ», в рамках которых переведены 380 000 руб. в адрес ООО «КЕРНЕЛ».
В связи с отсутствием информации о правомерности и о наличии правовых оснований для перечисления денежных средств в размере 380 000 руб., а также исполняя обязанности по выявлению имущества должника и оспариванию сделок, конкурсным управляющим ФИО4 направлен запрос от 18.03.2020 в адрес ООО «КЕРНЕЛ» о предоставлении следующих документов и информации: 1. Копии договоров ( со всеми приложениями, дополнительными соглашениями, заключенных с должником за весь период деятельности, обязательства по которым исполнялись в период по текущую дату; 2. Копии актов выполненных работ (оказанных услуг), справок о стоимости выполненных работ и затрат; 3) копии платежных поручений, иных документов, свидетельствующих об оплате, исполнении обязательств; 4) копии актов сверок взаимных расчетов за период по текущую дату; 5) копии иных документов, имеющих отношение к договорам, заключенных с должником; иную информацию о взаимоотношениях с должником.
Согласно почтовому уведомлению № 80081846154283 запрос конкурсного управляющего ФИО4 от 18.03.2020 получен ООО «КЕРНЕЛ» 24.03.2020, вместе с тем, по состоянию на 04.08.2020 ответ на означенный запрос не поступил, документы и информация не предоставлена.
В соответствии с п. 1,3 ст. 53 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.
Установлено, что директором ООО «КЕРНЕЛ» с 24.06.2010 является ФИО2.
В силу пункта 1 статьи 20.3 Закона от 26.10.2002 № 127 - ФЗ арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право запрашивать необходимые сведения о должнике, о лицах, входящих в состав органов управления должника, о контролирующих лицах, о принадлежащем им имуществе (в том числе имущественных правах), о контрагентах и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органов местного самоуправления, включая сведения, составляющие служебную, коммерческую и банковскую тайну.
При этом сведения о должнике, принадлежащем ему имуществе, в том числе имущественных правах, и об обязательствах, запрошенные временным управляющим у физических лиц, юридических лиц, в государственных органах, органах местного самоуправления, предоставляются указанными лицами и органами временному управляющему в течение семи дней со дня получения запроса арбитражного управляющего без взимания платы.
Постановлением Президиума ВАС №12130/09 от 29.06.2010 определено, что для решения вопросов, связанных с применением установленных Законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ сроков, при отсутствии специальных правил их исчисления необходимо руководствоваться нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Так, в силу ст. 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Если его окончание приходится на нерабочий день, применяются правила ст. 193 ГК РФ, согласно которым, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Таким образом, последним днем исполнения обязанности по направлению документов на запрос конкурсного управляющего ФИО4 является 31.03.2020.
Вместе с тем, проверкой установлено, что запрашиваемые документы и информация директором ООО «КЕРНЕЛ» ФИО2 в адрес конкурсного управляющего ФИО4 по состоянию на 04.08.2020 не направлены, что также подтверждается объяснениями ФИО2
Постановлением исполняющего обязанности прокурора Автозаводского района г. Тольятти Самарской области советник юстиции Хартахай Д.А. от 03.09.2020г. в отношении ФИО2 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.13 КоАП РФ.
Частью 4 ст. 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195 -ФЗ (далее - КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за незаконное воспрепятствование деятельности конкурсного управляющего, в том числе несвоевременное предоставление, уклонение или отказ от передачи конкурсному управляющему сведений и (или) документов, необходимых для исполнения возложенных на них обязанностей, и (или) имущества, принадлежащего юридическому лицу, в том числе кредитной или иной финансовой организации, в случаях, когда функции руководителя юридического лица, в том числе кредитной или иной финансовой организации, возложены соответственно на конкурсного управляющего, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемых деяний.
Объектом административного правонарушения являются общественные отношения в сфере банкротства, правонарушение посягает на установленный порядок осуществления банкротства, который необходим для защиты прав и законных интересов собственников организаций, должников и кредиторов.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.13 КоАП РФ, заключается, среди прочего, в действии (бездействии), а именно: в несвоевременном предоставлении, уклонении или отказе от передачи арбитражному управляющему, конкурсному управляющему сведений и (или) документов, необходимых для исполнения возложенных на них обязанностей.
Субъектом административного правонарушения являются лица, которые в силу закона, обязаны передать арбитражному управляющему, конкурсному управляющему сведения и (или) документы, необходимые для исполнения возложенных на них обязанностей, но допустили вышеуказанные действия (бездействия).
Состав административного правонарушения, указанный в части 4 статьи 14.13 КоАП РФ, является формальным, то есть не предусматривает материально-правовых последствий содеянного, как обязательной составляющей объективной стороны правонарушения.
Правонарушение считается оконченным независимо от наступления вредных последствий.
Не исполняя установленную ч. 1 ст. 20.3 Закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ обязанность по передаче конкурсному управляющему документов в течение семи дней с момента получения запроса конкурсного управляющего ФИО4 директора ООО «КЕРНЕЛ» ФИО2, являющийся единоличным исполнительном органом коммерческой организации, наделенный организационно-распорядительными полномочиями, должен был осознавать противоправность своего поведения, предвидеть возможность наступления вредных последствий своего бездействия, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на предотвращение таких последствий.
Вина директора ООО «КЕРНЕЛ» ФИО2 заключается в том, что при необходимой степени осмотрительности и заботливости он имел возможность для соблюдения требований законодательства о банкротстве, но не предпринял для соблюдения требований закона всех необходимых мер.
Статьей 2.9 КоАП РФ предусмотрена возможность освобождения лица, совершившего административное правонарушение от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения.
В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.
Согласно пункту 18.1 вышеуказанного постановления квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 названного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении ФИО2 к исполнению своих публичноправовых обязанностей в сфере соблюдения правил, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве), к формальным требованиям публичного права, что может послужить препятствием к защите прав и законных интересов собственников организации, должников и кредиторов
Так, своевременное исполнение обязанности по передаче документации и информации конкурсному управляющему обеспечивает реализацию арбитражным управляющим полномочий по подаче от имени должника заявления о признании недействительными сделок и решений, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником, иски о взыскании убытков, причиненных действиями (бездействиями) руководителя должника, лиц, входящих в совет директоров, коллегиальный исполнительный орган или иной орган управления должника, собственника имущества должника, лицами, действовавшими от имени должника в соответствии с доверенностью, и совершать другие действия, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на возврат имущества должника.
Таким образом, отсутствие у арбитражного управляющего истребуемых документов затрудняет проведение процедуры банкротства и исполнение арбитражным управляющим возложенных на него обязанностей.
В соответствии со ст.3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В связи с изложенным, отсутствует возможность освобождения ФИО2 от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения.
Таким образом, в действиях директора ООО «КЕРНЕЛ» ФИО2 судом установлен состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.13 КоАП РФ, выразившиеся в неисполнении обязанности, установленной ч. 1 ст. 20.3 Закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ, в части предоставления в течение семи дней документов, необходимых для исполнения конкурсным управляющим ФИО4 своих обязанностей.
Дата совершения правонарушения: 01.04.2020
Место совершения правонарушения: ул. 40 лет Победы, д. 17, пом. 1004, г. Тольятти.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции не истек.
Санкцией ч. 4 ст. 14.13 КоАП РФ не предусмотрено назначение наказания в виде предупреждения.
Оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ не имеется в силу прямого указания в части 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ.
С 4 июля 2016 года Федеральным законом от 03.07.2016 N 316-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" КоАП Российской Федерации дополнен новой статьей 4.1.1, в соответствии с которой предусмотрена замена административного наказания в виде штрафа предупреждением.
При этом такая замена допустима судом в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, за впервые совершенное ими административное правонарушение, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП Российской Федерации, при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 данного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Условия отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства определены в статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 настоящего Федерального закона, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
ФИО2 как должностное лицо не является субъектом малого или среднего предпринимательства, поэтому оснований для замены административного штрафа на предупреждение в рассматриваемом случае отсутствуют.
В соответствии с ч.2 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Административное наказание является средством принудительного воздействия, поэтому должно быть соразмерно тяжести содеянного.
Определение наказания в каждом случае привлечения к административной ответственности должно отвечать не только карательной цели наказания, но также быть направлено на предупреждение совершения правонарушения и воспитание добросовестного отношения к исполнению своих обязанностей, что в данном случае может быть достигнуто менее суровой мерой наказания.
При назначении административного наказания в соответствии со статьями 4.1, 4.2, 4.3 КоАП РФ учтены личность лица, привлекаемого к административной ответственности, его имущественное положение, характер совершенного им административного правонарушения, отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств.
Оснований для снижения штрафа ниже низшего предела не имеется с учетом следующего.
Согласно п.2.2, 2.3 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.
Поскольку для снижения штрафа ниже низшего предела в рассматриваемом случае минимальный штраф должен быть 50000 руб., а совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.14.13 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей, поэтому нет совокупности условий для снижения штрафа.
Принимая во внимание указанные обстоятельства в совокупности, при назначении административного наказания судом учитывается характер совершенного административного правонарушения, личность ФИО2, который ранее к административной ответственности за совершение однородного правонарушения не привлекался, поэтому наказание определяется в минимальном размере административного штрафа, предусмотренного ч.4 ст.14.13 КоАП.
В связи с изложенным, заявление о привлечении к административной ответственности подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 167-170, 176, 180-181, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Заявленные требования удовлетворить.
Привлечь ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: г.Тольятти, зарегистрированного по адресу: <...> Победы, д. 5 А, кв. 100, ОГРН: <***>, дата присвоения ОГРН: 05.12.2002, ИНН: <***>, к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 14.13 КоАП РФ с наложением административного штрафа в размере 40 000 руб.
Информация о получателе штрафа, необходимая для перечисления суммы административного штрафа в соответствии с п.п.1.1. ч.1 ст.29.10 КоАП РФ: получатель платежа: УФК по Самарской области (Прокуратура Самарской области л/с <***>), ИНН <***>, КПП 631701001, БИК 043601001, Расчетный счет № <***> в отделении по Самарской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка РФ (ОТДЕЛЕНИЕ САМАРА г. Самара), КБК КБК415 116 900 100 16 000 140, ОКТМО 36701000 «Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм возмещения ущерба»..
Разъяснить лицу, привлеченному к административной ответственности, что в соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара в течение десяти дней с даты принятия с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.
Судья
/
ФИО1