АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области
443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
15 марта 2012 года
Дело №
А55-3010/2012
Резолютивная часть решения суда объявлена 11 марта 2012 года. Полный текст решения суда изготовлен 15 марта 2012 года.
Арбитражный суд Самарской области
в составе
председательствующего судьи Щетининой М.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Храменковой А.А.
рассмотрев в судебном заседании 11 марта 2012 года дело по заявлению
Администрации муниципального района Хворостянский Самарской облсти
к Министерству управления финансами Самарской области
с участием третьих лиц:
Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области
Управления Федерального казначейства по Самарской области
о признании недействительным приказа о взыскании из муниципального бюджета в доход областного бюджета неиспользованных остатков целевых средств
при участии в заседании
от заявителя – представитель ФИО1, по доверенности №8 от 28.02.2012 года; представитель ФИО2, по доверенности №7 от 28.02.2012 года
от заинтересованного лица – представитель ФИО3, по доверенности №455 от 28.12.2011 года
от третьих лиц:
от Министерства экономического развития - представитель ФИО4 по доверенности №7-03-06/1 от 12.01.2012 года;
от УФК - представитель не явился, извещен
установил:
Администрация муниципального района Хворостянский Самарской области (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным Приказа Министерства управления финансами Самарской области «О взыскании из бюджета муниципального района Хворостянский Самарской области в доход областного бюджета неиспользованных остатков целевых средств» от 26.12.2011 года №01-21/179.
Заявление мотивировано отсутствием правовых оснований для вынесения оспариваемого приказа, поскольку социальная поддержка ветерану ФИО5, как участнику Великой Отечественной войны в виде выделения денежных средств на приобретение жилья оказана в соответствии с действующим законодательством, в том числе и Указом Президента РФ №714 от 07.05.2008года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».
Министерство управления финансами Самарской области с заявленными требованиями не согласилось по мотивам, изложенным в отзыве на заявление (л.д.124-126).
В судебном заседании представитель Министерства пояснил, что в силу полномочий Министерства, в соответствии с Порядком взыскания неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, Министерство обязано было по получении от Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области сведений о неиспользованных (нецелевым способом использованных), принять оспариваемый Приказ о взыскании из бюджета м.р. Хворостянский в доход областного бюджета неиспользованных остатков целевых средств и направить его в УФК по Самарской области. При этом представитель пояснил, что при наличии сведений от Минэкономразвития, на Министерстве финансов не лежит обязанность выяснять причины взыскания неиспользованных остатков. Министерство финансов выполняет технические функции в виде издания Приказа о взыскании неиспользованных денежных средств в бюджет и направления Приказа в УФК.
Привлеченное в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области (далее по тексту - Минэкономразвития) заявленные требования не поддержало, позицию изложило письменно (л.д.103-105).
Представитель Минэкономразвития в судебном заседании пояснил, что обеспечение в соответствии с Указом Президента №714 участника боевых операций на территориях Украины, Белоруссии, Литвы и Эстонии в период с 01.01.1944 по 31.12.1951 ФИО5 субсидией, является нарушением действующего законодательства, поскольку согласно Указу, имеющему целевую направленность, обеспечиваются жильем только ветераны Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., ФИО5, по мнению Министерства экономического развития, под указанную категорию не подпадает.
Представитель полагает, что в силу изложенного, заявитель потратил денежные средства на нецелевое использование, а нецелевое использование бюджетных средств, выразившиеся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, в силу положений ст.289 Бюджетного Кодекса РФ подлежит изъятию в бесспорном порядке.
Привлеченное в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федерального Казначейства по Самарской области представителя в судебное заседание не направило. О месте и времени рассмотрения дела извещено в соответствии со ст.123 Арбитражного Процессуального Кодекса Российской федерации (почтовое отправление 26991). Письменная позиция в адрес суда так же не представлена.
Согласно ст.156 АПК РФ суд рассматривает дело без участия представителя УФК по Самарской области.
Изучив материалы дела, выслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, дав оценку их доводам и доказательствам, имеющимся в материалах дела, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела и установлено судом в соответствии с приказом Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области от 15.06.2010 № 73 «О проведении Министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области плановой проверки в Администрации муниципального района Хворостянский Самарской области» в отношении Администрации проведена проверка использования средств, направленных в 2009-2010 году на обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (л.д.114).
В ходе проверки установлены нецелевые выплаты средств областного бюджета в рамках статьи 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон о ветеранах) ФИО5 на сумму 1060200 рублей.
По результатам проверки Министерством экономического развития составлен акт от 30 ноября 2011 года № б/н (л.д.33-44). Как указано в акте проверки, в нарушение Указа Президента РФ от 07.05.2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» ФИО5, не принимавшему участия в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, предоставлена социальная выплата, что повлекло нецелевое использование средств областного бюджета, поступивших из Федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов, в размере 1060200 руб.
Приказом Министерства управления финансами Самарской области №01-21/179 от 26.12.2011 года Управлению Федерального Казначейства по Самарской области приказано взыскать из бюджета муниципального района и перечислить в доход областного бюджета неиспользованные остатки целевых средств в сумме 1060200 руб. (л.д.19-22).
Администрация, не согласившись с указанным Приказом, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд, оценив в соответствии со ст.71 Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации в совокупности, представленные доказательства находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Признавая недействительным оспариваемый Приказ Министерства управления финансами Самарской области суд исходил из того, что названный гражданин ФИО5 правомерно поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, основания для снятия его с данного учета отсутствовали, указанный гражданин относится к категориям лиц, имеющим право на получение мер социальной поддержки в виде субсидии за счет средств федерального бюджета на приобретение жилья.
Администрацией соблюдены установленные законом основания для получения субсидий на приобретения жилья.
Исходя из положений статей 3, 8, 13, 15, 16, 23.2 Закона о ветеранах, статей 17, 28.2 Закона о социальной защите инвалидов, Закона Самарской области от 11.07.2006 года №87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области, Постановления Правительства Самарской области от 21.06.2006 года №77 «Об утверждении Порядка обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан» для получения ветеранам боевых действий и инвалидам субсидий на приобретение жилья необходимо соблюдение следующих условий: наличие у физического лица статуса ветерана боевых действий или инвалида; постановка на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий; отнесение на момент предоставления субсидии лица к категории нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Суд принимает во внимание, обстоятельства, установленные Решением суда Приволжского района Самарской области от 25.01.2012 года (л.д.11-16), согласно которому ФИО5 проходил службу в действующей армии, принимал участие в боевых действиях Украины с марта 1951 года по март 1954 года, что подтверждено копией военного билета, справкой Центрального архива внутренних войск МВД РФ. Указанным судебным актом установлено, что ФИО5 являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». Решением комиссии по жилищным вопросам Администрации муниципального района Хворостянский от 31.08.2009 №771 ФИО5 был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Согласно п. «е» ст.2 Федерального закона №5-ФЗ от 12.01.1995 года «О ветеранах» к ветеранам Великой Отечественной войны относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительских батальонов, взводов и отрядов защиты народа, принимавшие участие в боевых операциях по борьбе с десантами противника и боевых действиях совместно с воинскими частями, входившими в состав действующей армии, в период Великой Отечественной войны, а так же принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 01.01.1944 года по 31 декабря 1951 года. Лица, принимавшие участие в операциях по боевому тралению в подразделениях, не входивших в состав действующего флота, в период Великой Отечественной войны, а так же привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к разминированию территории объектов, сбору боеприпасов и военной техники в период с 01 февраля 1944 года по 9 мая 1945 года.
С учетом изложенного, судом Приволжского района Самарской области было четко установлено, что ФИО5, как участник Великой Отечественной войны на основании п.п.3п1ст.15 Федерального закона «О ветеранах» имел право на предоставление ему меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств Федерального бюджета. Поэтому получение им социальной выплаты в размере 1060200 руб. и приобретение на указанные денежные средства жилого помещения основано на нормах закона.
Суд указанные обстоятельства расценивает, как обстоятельства, установленные судом и не подлежащие вновь доказыванию.
Таким образом суд считает, что доводы изложенные в акте от 30.11.2011 Министерством экономического развития , инвестиций и торговли Самарской области о том, что предоставление ФИО5 социальной выплаты и направление ее на оплату приобретенного им жилого помещения является нарушением Указа Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 и нецелевым использованием бюджетных средств в сумме 1060 200 руб. не обоснованны и не могли являться основанием для принятия оспариваемого Приказа Министерством управления финансами Самарской области от 26.12.2011 № 01-21/179.
ФИО5, проходивший военную службу на территории Украины с марта 1951 года по март 1954 года и принимавший участие непосредственно в боевых операциях в составе воинских частей на территории Украины, является ветераном боевых действий в силу Законао ветеранах.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.
В силу изложенного, суд приходит к выводу о том, что ответчиком не доказан факт нецелевого использования заявителем бюджетных средств (субвенций) в сумме 1060200 рублей.
Суд не принимает довод Министерства управления финансами Самарской области о том, что оспариваемый Приказ принят на основании акта проверки от 30.11.2010 года, содержание которого проверять у Министерства не полномочий, в связи с чем заявленные требования не подлежат удовлетворению. Выше изложенное свидетельствует о незаконности выводов, изложенных в акте проверки от 30.11.2010 года, послуживших основанием для принятия оспариваемого приказа.
Оспариваемый Приказ принят в нарушение положений ФЗ «О ветеранах»,Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов". Кроме того, оспариваемый приказ нарушает права и интересы заявителя, поскольку денежные средства в бесспорном порядке взыскивается из бюджета заявителя.
С учетом изложенного, суд удовлетворяет требования заявителя.
Расходы по оплате госпошлины распределяются в соответствии со ст.110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст.110,167-171,176,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Приказ Министерства управления финансами Самарской области от 26.12.2011 года № 01-21/179 «О взыскании из бюджета муниципального района Хворостянский Самарской области в доход областного бюджета неиспользованных остатков целевых средств» в сумме 1060200 руб. признать недействительным.
Обязать Министерство управления финансами Самарской области по вступлении в законную силу решения суда по делу №А55-3010/2012 в месячный срок устранить допущенные нарушения прав Администрации муниципального района Хворостянский в соответствии с действующим законодательством.
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.
Судья
/
М.Н. Щетинина