АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области
443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17
РЕШЕНИЕ
27 января 2020 года
Дело №
А55-30300/2019
Резолютивная часть решения объявлена 22 января 2020 года. Полный текст решения изготовлен 27 января 2020 года.
Арбитражный суд Самарской области
в составе
судьи Агеенко С.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жарковой А.С.,
рассмотрев в судебном заседании 22 января 2020 года дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «СамараДорМаш», г. Самара
от 24 сентября 2019 года
к Самарской таможне, г. Самара
о признании незаконными Постановлений
при участии в заседании
от заявителя – представитель ФИО1 по доверенности от 15.03.2019 года
от административного органа – представитель ФИО2 по доверенности от 11.12.2019 года
Установил:
Общество с ограниченной ответственностью «СамараДорМаш» обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором просит:
- Постановление и.о. заместителя начальника Самарской таможни ФИО3 от 09.09.2019г. о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10412000-1154/2019г - отменить.
-Постановление и.о. заместителя начальника Самарской таможни ФИО3 от 09.09.2019г. о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10412000-1155/2019г - отменить.
-Постановление и.о. заместителя начальника Самарской таможни ФИО3 от 09.09.2019г. о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10412000-1156/2019г - отменить.
-Назначенное наказание в отношении ООО «СамараДорМаш» за совершение правонарушение предусмотренное ч.2. ст. 19.7.13 КоАП РФ - изменить.
09.10.2019 от заинтересованного лица поступил отзыв на заявление с приложением материалов административного дела (вх.№ 199630), которые приобщены к материалам дела в порядке ст. 75 АПК РФ.
Заявитель в ходе судебного заседания поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представители заинтересованного лица в судебном заседании возражал против заявленных требований по основаниям изложенным в отзыве.
Согласно части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае отсутствия в предварительном судебном заседании лиц, участвующих в деле, и возражений относительно рассмотрения дела в их отсутствие, арбитражный суд вправе завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции.
В силу части 1 и части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации непредставление отзыва на исковое заявление или дополнительных доказательств, которые арбитражный суд предложил представить лицам, участвующим в деле, не является препятствием к рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам; при неявке в судебное заседание арбитражного суда ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии частью 1 статьи 123, части 4 статьи 137, частей 1 и 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
В связи с отсутствием возражений относительно рассмотрения дела и, исходя из представленных в материалы дела документов, суд в предварительном заседании 22.01.2020 г. признал подготовку дела оконченной и перешел к судебному разбирательству в порядке части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, 13 августа 2019 г. обществом с ограниченной ответственностью «СамараДорМаш» были представлены в Самарскую таможню статистические формы учета перемещения товаров (далее - статистические формы) с системными номерами: ED20190813153631830, ED20190813152607494, ED20190813153029416, ED2019081314233321,ED20190813142646475,ED201908I3152306291, ED20190813152731239, ED20190813124116812 зарегистрированные и заверенные электронной подписью на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с присвоением регистрационных номеров 10412000/130819/С899049, 10412000/130819/С898968, 10412000/130819/С899012, 10412000/130819/С898563, 10412000/130819/С898577, 10412000/130819/С898958, 10412000/130819/С898980, 10412000/130819/С897988 (соответственно) за отчетный период - июль 2019 года.
Согласно сведениям, указанным в статистических формах системные номера:
ED20190813153631830,ED20190813152607494,ED20190813153029416 (регистрационные номера 10412000/130819/С899049, 10412000/130819/С898968, 10412000/130819/С899012 (соответственно)), по договору №212/07 от 10 июля 2019 г., счетам-фактурам (инвойс): № 813 от 24 июля 2019г., № 769 от 12 июля 2019г., № 812 от 24 июля 2019г., ООО «СамараДорМаш» были проданы товары в Республику Казахстан покупателю ТОО "СДМ-КЗ", (010000, КАЗАХСТАН, город Астана, Район Ал маты, улица 101, здание 55) в июле 2019 года.
Согласно сведениям, указанным в статистических формах системные номера:
ED2019081314233321,ED20190813142646475,ED20190813152306291,
ED20190813152731239 (регистрационные номера 10412000/130819/С898563, 10412000/130819/С898577, 10412000/130819/С898958, 10412000/130819/С898980 (соответственно)), по договору №178/05 от 30 мая 2019 г., счетам-фактурам (инвойс): № 730 от 05 июля 2019г., № 767 от 12 июля 2019г., № 768 от 12 июля 2019г., № 771 от 12 июля 2019 г. ООО «СамараДорМаш» были проданы товары в Республику Казахстан покупателю ТОО "СДМ-КЗ", (010000, КАЗАХСТАН, город Астана, Район Алматы, улица 101, здание 55) в июле 2019 года.
Согласно сведениям, указанным в статистической форме системный номер ED20190813124116812 (регистрационный номер 10412000/130819/С897988), по контракту №2019-177 от 17 июня 2019 г., товарно-транспортной накладной № 0031219 от 18 июля 2019 г., ООО «СамараДорМаш» были получены товары из Республики Беларусь от продавца ЗАО НПЦ «БЕЛСИСТЕМТЕХНОЛОГИИ», (210101, БЕЛАРУСЬ, <...>) в июле 2019 года.
Согласно Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ООО «СамараДорМаш» (ИНН <***>, КПП 631801001, ОГРН <***>, 443063, <...> дом И, офис 4) состоит на учете в Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Самары и относится к региону деятельности Самарской таможни.
Согласно Выписке из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО «СамараДорМаш» (ИНН <***>) относится к категории «Микропредприятие».
Постановлением и.о. заместителя начальника Самарской таможни ФИО3 от 09.09.2019г. о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10412000-1154/2019г.. ООО «СамараДорМаш» было привлечено к административной ответственности по ч.2. ст. 19.7.13 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Постановлением и.о. заместителя начальника Самарской таможни ФИО3 от 09.09.2019г. о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10412000-1155/2019г.. ООО «СамараДорМаш» было привлечено к административной ответственности по ч.2. ст. 19.7.13 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Постановлением и.о. заместителя начальника Самарской таможни ФИО3 от 09.09.2019г. о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10412000-1156/2019г.. ООО «СамараДорМаш» было привлечено к административной ответственности по ч.2. ст. 19.7.13 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Статистическая форма утверждена Постановлением Правительства РФ от 07 декабря 2015 г. N 1329 "Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза"
В соответствии с п.п. 2 п. 2 ст. 254 Федерального закона от 3 августа 2018 г. №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее -Федеральный закон) одной из основных функций (обязанностей) таможенных органов Российской Федерации является ведение таможенной статистики Российской Федерации
Согласно ст. 276 Федерального закона таможенные органы ведут таможенную статистику Российской Федерации, которая включает в себя таможенную статистику внешней торговли товарами Российской Федерации и специальную таможенную статистику. Таможенная статистика внешней торговли товарами Российской Федерации включает в себя таможенную статистику внешней торговли товарами Российской Федерации с государствами, не являющимися членами Евразийского экономического союза, и статистику взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза.
Согласно ст. 278 Федерального закона статистика взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза ведется на основании сведений, указанных в статистической форме и иных источниках информации. Российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из
Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2015 г. N 1329 «Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза» утверждены статистическая форма и правила ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза (далее - Правила).
Статистическая форма заполняется в соответствии с Правилами заполнения статистической формы учета перемещения товаров, предусмотренными приложением N 2.
Согласно п. 5 Правил российское лицо, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки - российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами (далее - заявитель), обязано своевременно и безвозмездно представлять таможенным органам статистические формы, содержащие достоверные сведения.
Таможенные органы осуществляют контроль своевременности представления статистических форм и достоверности содержащихся в них сведений.
Согласно п. 6 Правил, статистическая форма заполняется за отчетный месяц по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в рамках одного контракта (договора) (при наличии), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров.
Согласно п. 7 Правил, статистическая форма представляется в таможенный орган, в регионе деятельности которого заявитель состоит на учете в налоговом органе в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад.
Согласно п. 10 Правил, непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из объяснения директора ООО «СамараДорМаш» ФИО4 (письмо исх. №б/н от 19 августа 2019 г.) следует, что ООО «СамараДорМаш» знало о необходимости и сроках подачи статистических форм. Нарушение срока представления статистических форм было допущено бухгалтером аутсорсинговой компании «Бюро Грант», в связи с ошибкой (на 1 день) в подсчете последнего дня сдачи статистической отчетности в таможенный органы. Вину ООО «СамараДорМаш» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7.13 КоАП РФ, директор ФИО4 признал.
Исходя из требований Правил, статистические формы за товары, полученные в июле 2019 года, ООО «СамараДорМаш» должно было представить в таможенный орган не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором товары были отгружены со склада, т.е. до 12 августа 2019 г. включительно, что сделано не было.
В нарушение данных требований, ООО «СамараДорМаш» 13 августа 2019 г. зарегистрировало и заверило электронной подписью на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» статистические формы указанные выше.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2015 г. N 1329 «Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами ~ членами Евразийского экономического союза», статистическая форма заполняется с использованием программного обеспечения, размещенного на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", независимо от наличия или отсутствия у заявителя усиленной квалифицированной электронной подписи, вьщанной для представления сведений в таможенные органы (далее -электронная подпись).
При наличии у заявителя электронной подписи статистическая форма представляется только в виде электронного документа, заверенного электронной подписью. Датой представления статистической формы считается дата отправки электронного документа (статистической формы) посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В случае отсутствия у заявителя электронной подписи статистическая форма, заверенная подписью и печатью заявителя (при ее наличии), представляется в таможенный орган на бумажном носителе (лично или по почте заказным письмом). Датой представления статистической формы считается дата отправки почтового отправления либо дата фактической передачи статистической формы в таможенный орган.
9 сентября 2019 г. Самарской таможней вынесены постановления №№ 10412000-1154/2019, 10412000-1155/2019, 10412000-1156/2019 о признании ООО «СамараДорМаш» виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в несвоевременном представлении в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, ответственность за которое установлена ч.2 ст. 19.7.13 КоАП России и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей по каждому постановлению.
В заявлении ООО «СамараДорМаш» не согласно, что по факту нарушения сроков представления статистической отчетности возбуждено не одно дело об АП, а три. Однако, статистические формы отчетности были поданы по разным отправкам, по разным контрактам и т.д., и факт представления всех статистических форм одним днем не может толковаться как одно правонарушение.
Совершенные обществом деяния образуют формальный состав правонарушения, при котором существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких - либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении общества к исполнению публично - правовых обязанностей, к требованиям публичного права.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении лица к возложенным на него обязанностям в сфере публичных правоотношений.
Анализ материалов дела об АП позволяет придти к выводу о том, что чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства, находящиеся вне контроля общества, препятствующих выполнению обязанности по своевременному представлению в таможенный орган статистических форм учета перемещения товаров, установленных законодательством Российской Федерации о таможенном деле, отсутствуют.
Причиной и условием, способствующим совершению данных административных правонарушений, явилось ненадлежащее исполнение своих обязанностей ООО «СамараДорМаш».
У общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению по причинам, напрямую зависящим от добросовестной и надлежащей реализации Обществом своих обязанностей.
Согласно статье 3.1 КоАП России административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В силу статьи 24.1 КоАП России задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Таким образом, правонарушение подтверждается документами, имеющимися в материалах пересматриваемого дела об административном правонарушении.
Субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 19.7.13 КоАП России, является Общество.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП России юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась реальная возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим кодексом законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу этой нормы права критерии виновности юридического лица означают необходимость оценки его фактического поведения как коллективного субъекта права, располагающего иными, нежели физическое лицо, возможностями и условиями для реализации требований публичного порядка.
Обязанность лица выполнить то или иное обязательство в сфере таможенных правоотношений вытекает, прежде всего, из общеправового принципа, закрепленного в статьи 15 Конституции России, согласно которому любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. Вступая в таможенные правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение.
В рассматриваемой ситуации оспаривая указанное выше постановления самарской таможни, общество не приводит каких-либо доводов в обоснование незаконности данных постановлений, тогда как в силу ст.198 АПК РФ, лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В данном случае самарская таможня подтвердила законность оспариваемых Постановлений Самарской таможни по делу об административном правонарушении.
Общество в своем заявлении признает свою вину, но просит суд применить штраф ниже низшего предела, установленного санкцией ч. 2 ст. 19.7.13 КоАП РФ.
Самарской таможней административное наказание назначено обществу в пределах санкции части 2 статьи 19.7.13 КоАП России с учетом наличия смягчающих и отсутствия отягчающих вину обстоятельств, отвечает его превентивным целям, а равно принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности, согласуется с имеющимися доказательствами.
Однако суд считает возможным уменьшить размер штрафа, учитывая следующие обстоятельства, которые приведены заявителем и не оспариваются заинтересованным лицом.
Как следует из обстоятельств дела, ООО «СамараДорМаш» статистические формы были сданы с опозданием на 1 (один) день, ввиду наличия человеческого фактора и неверном подсчете ответственным лицом крайнего дня на подачу документов в таможенные органы. В период сдачи статистической отчетности в организации уволился главный бухгалтер, сдавалась налоговая отчетность, повышенная загруженность ответственного лица повлияла на неверный подсчет крайнего дня сдачи отчетности.
Принимая во внимание, что просрочка подачи статистических сведений составила всего один рабочий день, а также в виду того, что ООО «СДМ» всегда направляет заблаговременно статистические данные, признает вину и оказывает содействие органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, считаем, что имеют место обстоятельства, смягчающие административную ответственность.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий, либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Учитывая изложенное и фактические обстоятельства дела, смягчающие обстоятельства, выраженные в полном содействии в расследовании обстоятельств правонарушения, а также финансовое положение ООО «СамараДорМаш»позволяют применить минимальное наказание для заявителя в виде штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ, ниже низшего предела.
Как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 года № 4-П, размеры штрафов в отношении юридических лиц должны отвечать критериям пропорциональности и обеспечивать индивидуализацию наказания юридических лиц, виновных в совершении административных правонарушений, тем самым обеспечить справедливое и соразмерное наказание.
Таким образом, суд считает возможным уменьшить штраф до 25000 руб. по постановлениям о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10412000-1154/2019 от 09.09.2019 года, № 10412000-1155/2019 от 09.09.2019 года, № 10412000-1156/2019 от 09.09.2019 года.
В соответствии с ч.4 ст.208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ст. ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Заявленные требования удовлетворить частично.
Постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10412000-1154/2019 от 09.09.2019 года изменить в части назначения наказания.
Назначить Обществу с ограниченной ответственностью «СамараДорМаш» наказание в виде штрафа в размере 25000 рублей.
Постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10412000-1155/2019 от 09.09.2019 года изменить в части назначения наказания.
Назначить Обществу с ограниченной ответственностью «СамараДорМаш» наказание в виде штрафа в размере 25000 рублей.
Постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10412000-1156/2019 от 09.09.2019 года изменить в части назначения наказания.
Назначить Обществу с ограниченной ответственностью «СамараДорМаш» наказание в виде штрафа в размере 25000 рублей.
В остальной части заявленные требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд снаправлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.
Судья
/
С.В. Агеенко