ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-30549/16 от 24.04.2017 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

02 мая 2017 года

Дело №

А55-30549/2016

Резолютивная часть решения объявлена: 24 апреля 2017года

Полный текст решения изготовлен: 02 мая 2017года

Арбитражный суд Самарской области

в составе судьи:

ФИО1

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи

помощником судьи Максимовой В.А.

рассмотрев в судебном заседании 24 апреля 2017 года дело по иску, заявлению

Администрации муниципального района Волжский Самарской области

к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области

к Управление Росреестра по Самарской области

с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:

-ФГУ «Национальный парк Самарская Лука», ТУ Росимущество в Самарской области

о признании незаконным ненормативного акта

при участии в заседании

от заявителя – ФИО2 по доверенности

от заинтересованных лиц - ФИО3 по доверенности, ФИО4 по доверенности от иных лиц – не явился, извещен

УСТАНОВИЛ:

Администрация муниципального района Волжский Самарской области обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором просит признать незаконным отказ ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области в осуществлении кадастрового учета нежилого здания как бесхозяйного объекта от 07.10.2016 г. №63-00-119/16-149926.

Представитель заявителя представил уточненные требования, в соответствии с которыми просит: признать отказ ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области в осуществлении кадастрового учета нежилого здания как бесхозяйного объекта от 07.10.2016г. № 63-00-119/16-149926 незаконным. Кроме того, просит обязать Управление Росреестра по Самарской области осуществить государственный кадастровый учет объекта недвижимости (здание - баня срубовая), расположенного по адресу: Самарская область, Волжского района, правый берег реки Волга, Рождественское лесничество, квартал № 1, выдел № 21,22, территория базы отдыха «Волжанка». Обязать Управление Росреестра по Самарской области осуществить принятие на учет как бесхозяйного объекта недвижимости (здание - баня срубовая), расположенного по адресу: Самарская область, Волжского района, правый берег реки Волга, Рождественское лесничество, квартал № 1, выдел № 21,22, территория базы отдыха «Волжанка».

Данные уточнения приняты судом в соответствии со ст. 49 АПК РФ.

Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в отзыве на заявление требования не признало, просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области отзыв на заявление не представило.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФГУ «Национальный парк Самарская Лука», Территориальное управление Росимущества в Самарской области.

Представитель заявителя в ходе судебного заседания заявленные требования поддержал.

Представители заинтересованных лиц просят отказать в удовлетворении заявленных требований.

Третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии со ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При таких обстоятельствах, арбитражный суд в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам в их отсутствие.

Как следует из материалов дела, 06.07.2016г. Администрация муниципального района Волжский Самарской области (далее - Администрация) обратилась в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области (далее - Кадастровая палата) с заявлением о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости, расположенного по адресу: Самарская область, Волжского района, правый берег реки Волга, Рождественское лесничество, квартал № 1, выдел № 21,22, территория базы отдыха «Волжанка» как бесхозяйного объекта. 06.07.2016г. с заявлением № 35-3931530 о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости (ОКС) - здания, расположенного: Самарская область, Волжский район, правый берег реки Волга, Рождественское лесничество, квартал №1, выдел № 21, 22, территория базы отдыха «Волжанка».

Вместе с заявлением № 35-3931530 представлен технический план здания, согласно которому здание расположено в границах кадастрового квартала 63:01:0303006.

По заявлению от 06.07.2016 № 35-3931530 в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре) приняты решения о приостановлении в осуществлении кадастрового учета (от 07.07.2016 № 63-00-119/16-104735) и об отказе в снятии приостановления осуществления кадастрового учета (от 08.08.2016 № 63-00-119/16-123831, от 10.08.2016 № 63-00-118/16-125294, от 11.08.2016 № 63-00-119/16-125977), в связи с тем, что необходимые для кадастрового учета документы по форме.

В рамках рассмотрения заявления № 35-3931530 в адрес Администрации муниципального района Волжский Самарской области был направлен запрос 08.07.2016г. за № 21007 о предоставлении копии разрешения на ввод здания в эксплуатацию, на который 05.08.2016г. получен ответ за № 40059 о том, что органом местного самоуправления разрешение на ввод здания в эксплуатацию не выдавалось.

Кроме того, архивный отдел Администрации муниципального района Волжский Самарской области в ответна межведомственный запрос № 22196 от 20.07.2016 в письме от 03.08.2016 № 619/179-к сообщил, что в архиве за 1977- 1983г.г. не имеется документов о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства - нежилого здания (баня срубовая) по адресу: Самарская область, Волжский район, правый берег реки Волга, Рождественское лесничество, квартал №1, выдел № 21, 22, территория базы отдыха «Волжанка».

В целях устранения причин приостановления осуществления государственного кадастрового учета заявителю было рекомендовано предоставить технический план, подготовленный на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

В связи с тем, что в течение срока приостановления осуществления государственного кадастрового учета причины, повлекшие принятие решения о приостановлении, заявителем не были устранены, органом кадастрового учета в соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 27 Закона о кадастре принято решение об отказе в осуществлении кадастрового учета от 04.10.2016 № 63-00-119/16-148136.

Одним из оснований отказа в постановке на кадастровый учет вышеуказанного объекта недвижимости Кадастровая палата указала на нахождение здания на территории Национального парка Самарская лука, ссылаясь на п. 2 ст. 15 ФЗ от 14.03Л 995г «Об особо охраняемых природных территориях», согласно которому на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурноисторическим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, за исключением объектов, размещение которых предусмотрено пунктом 1 настоящей статьи, объектов, связанных с функционированием национальных парков и с обеспечением функционирования расположенных в их границах населенных пунктов.

Также Кадастровая палата в качестве оснований к приостановлению и последующему отказу в осуществлении кадастрового учета, сослалась на несоответствие технического плана по содержанию требованиям к подготовке технического плана помещения, а именно, что декларация об объекте недвижимости в составе приложения технического плана не является документом на основании которого могут быть внесены сведения о здании в данный технический план, такие сведения должны быть внесены на основании разрешения на ввод здания в эксплуатацию.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.

По мнению заявителя, согласно техническому плану здание построено в 1979г. т.е. до вступления с силу Федерального закона от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», и до создания государственного природного национального парка "Самарская Лука" в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 28.04.1984 N 161.

Кроме того, на момент строительства вышеуказанного объекта недвижимости Рождественское лесничество не входило в состав национального парка «Самарская лука». Первоначально, в состав национального парка Решением Исполнительного комитета Куйбышевского областного совета народных депутатов от 21 июня 1989 г. были включены земли Жигулевского и Александровского лесничества, а земли в районе села Рождествено - исключены. Земли Рождественского и Подгорского лесничества были включены в состав национального парка «Самарская лука» Положением о государственном национальном парке «Самарская лука», утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов РФ № 259 от 09.03.2004.

Установив фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, арбитражный суд находит требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, исходя при этом из следующих мотивов.

Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулируются Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре).

Согласно ч. 3 ст. 1 Закона о кадастре Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (ч. 3 ст. 1 Закона о кадастре).

Ч. 5 ст. 4 Закона о кадастре установлено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном порядке документов.

Частью 2 статьи 20 Закона о кадастре предусмотрено, что с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.

Состав необходимых для кадастрового учета документов предусмотрен статьей 22 Закона о кадастре.

Согласно п.п. 3 ч. 1 ст. 22 Закона о кадастре необходимыми для кадастрового учета документами являются, в частности, технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства (при постановке на учет такого объекта недвижимости, учете его части или учете его изменений или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (при постановке на учет или учете изменений такого объекта капитального строительства). При этом, копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или необходимые сведения, содержащиеся в таком документе, запрашиваются органом кадастрового учета в порядке межведомственного информационного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органе местного самоуправления либо уполномоченной организации, выдавших такой документ.

Орган кадастрового учета в своих ненормативных правовых актах указал на замечания в отношении технического плана.

Представленный к указанному заявлению технический план подготовлен на основании декларации об объекте недвижимого имущества на сооружение, имеющего наименование - дороги внутренние асфальтобетонные.

Орган кадастрового учета указал на то, что во всех случаях, когда требуется разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, технический план объекта капитального строительства не может быть подготовлен на основании декларации об объекте недвижимости.

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию требуется во всех случаях, когда строительство, реконструкция объекта капитального строительства осуществлялись в соответствии с разрешением на строительство.

Вместе с тем, суд указанные доводы считает несостоятельными, принимая во внимание следующее.

Требования к техническому плану предусмотрены ст. 41 Закона о кадастре.

Согласно ч. 1 ст. 4 ГК РФ акты законодательства применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие и обратной силы не имеют. Правоотношения между ФГБУ «ФКП Росреестра» и Администрацией возникли с момента подачи заявления АО «Транснефть-Приволга» об осуществлении кадастрового учета нежилого здания, а именно, с 06.07.2016г.

Соответственно, ч. 8 ст. 41 Закона о кадастре применялась в редакции, действующей после введения изменений от 03.07.2016.

В соответствии с ч. 8 ст. 41 Закона о кадастре сведения о здании или сооружении, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке, площади застройки, площади таких объектов недвижимости, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ проектной документации таких объектов недвижимости, выданного до 13 июля 2015 года разрешения на ввод таких объектов недвижимости в эксплуатацию или изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта таких объектов недвижимости. Сведения об объекте незавершенного строительства, за исключением сведений о местоположении такого объекта недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ проектной документации такого объекта недвижимости, разрешения на строительство, если его получение предусмотрено законодательством в области градостроительной деятельности, или изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта такого объекта недвижимости. При отсутствии на момент выполнения кадастровых работ возможности визуального осмотра (наблюдения) подземных конструктивных элементов здания, сооружения или объекта незавершенного строительства для осуществления измерений, необходимых для определения местоположения соответствующего объекта недвижимости на земельном участке, наряду с проектной документацией допускается использование исполнительной документации, ведение которой предусмотрено частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Сведения о помещении, за исключением сведений о его местоположении в пределах этажа здания или сооружения, либо в пределах здания или сооружения, либо в пределах соответствующей части здания или сооружения, и площади помещения, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод здания или сооружения, в которых расположено помещение, в эксплуатацию, проектной документации здания или сооружения, в которых расположено помещение, изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта помещения или изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта здания или сооружения, в которых расположено помещение, проекта перепланировки и акта приемочной комиссии, подтверждающего завершение перепланировки. Если в случаях, предусмотренных законодательством в области градостроительной деятельности, не требуется изготовление проектной документации или принятие решения о вводе объекта строительства в эксплуатацию, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. В отношении созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости, или уполномоченным на предоставление земельных участков органом государственной власти, органом местного самоуправления, в отношении бесхозяйного объекта недвижимости - органом местного самоуправления, на территории которого находится такой объект недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью.   Сведения о здании - объекте индивидуального жилищного строительства, за исключением сведений о местоположении такого объекта недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на строительство, проектной документации таких объектов недвижимости при ее наличии либо декларации об объекте недвижимости в случае отсутствия проектной документации. Если для строительства, реконструкции сооружения в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдача разрешения на его строительство, реконструкцию и в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации допускается размещение такого сооружения на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельного участка или установления сервитута, сведения о сооружении, если такое сооружение является объектом недвижимости, за исключением сведений о его местоположении на земельном участке или землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ проектной документации такого сооружения и документа, подтверждающего техническую приемку объекта в эксплуатацию, если разработка проектной документации и такая приемка предусмотрены законодательством Российской Федерации. При отражении в техническом плане сведений о местоположении сооружения на земельном участке или землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, дополнительно отражаются границы территории, если сооружение размещено на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с координатами характерных точек границ такой территории, указанными в акте органа местного самоуправления или органа государственной власти, разрешающем размещение данного сооружения, копия которого включается в состав приложения к техническому плану.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в связи с отсутствием на спорный объект технического паспорта, изготовленного до 01.01.2013, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и проектной документации спорный технический план составлен на основании соответствующей декларации.

Обратного суду не представлено.

Таким образом, указание органа кадастрового учета о том, что декларация об объекте недвижимости не является документом, на основании которого составляется технический план, противоречит положениям названного Закона, который прямо предусматривает, что в случае отсутствия данных документов соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости.

Аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 16.06.2016 по делу № А65-22403/2015.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что в соответствии со статьей 41 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", суд пришел к выводу о том, что представленный Обществом в кадастровую палату технический план, сведения в котором указаны на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости, соответствует положениям статьи 22 Закона N 221-ФЗ.

Указанный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в
  Постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2017 N 11АП-1038/2017 по делу N А55-21265/2016.

Вместе с тем, суд считает необходимым отметить, что государственный кадастровый учет спорного объекта может быть осуществлен только если он является объектом недвижимости.

Судом рассмотрен вопрос о соответствии бани срубовой признакам объекта недвижимости, предусмотренным статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Так в силу пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации понятие объекта недвижимости является правовой категорией, определяется совокупностью признаков и позволяющей считать имущество объектом гражданских прав.

По смыслу положений гражданского законодательства право собственности (право хозяйственного ведения и оперативного управления) может быть зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним лишь в отношении тех вещей, которые, обладая признаками недвижимости, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав.

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.09.2013 N 1160/13 указано, что термин "объект капитального строительства" является специальным понятием градостроительного законодательства, поэтому он не может подменять собой правовую категорию "объект недвижимого имущества".

Как отметил Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в вышеуказанном постановлении, требования о государственной регистрации прав установлены только в отношении недвижимости как категории гражданского права, если объект является вспомогательным и не имеет самостоятельного назначения, такие объекты не могут рассматриваться в качестве отдельных гражданских прав.

Вопрос о том, является ли конкретное имущество недвижимым, должен разрешаться с учетом назначения этого имущества и обстоятельств, связанных с его созданием.

Таким образом, поскольку понятие объекта недвижимости является правовой категорией, именно суд, исходя из имеющихся в деле доказательств, оценив их в совокупности, может дать оценку отвечает ли объект признакам объекта недвижимости или нет.

Объект недвижимого имущества, тесно связанный с землей, должен соответствовать следующим критериям: обладание объектом полезными свойствами, которые могут быть использованы независимо от земельного участка, на котором он находится; обладание объектом полезными свойствами, которые могут быть использованы независимо от других находящихся на общем земельном участке зданий, сооружений, иных объектов недвижимого имущества в предпринимательской или иной экономической деятельности собственника такого имущественного комплекса; невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению.

Определением Арбитражного суда Самарской области от 03 апреля 2017 года по делу № А55-30549/2016 суд обязывал заявителя представить доказательства соответствия спорного объекта признакам объекта недвижимости в соответствии со ст. 130 ГК РФ.

Указанные доказательства заявителем в материалы дела не представлены.

Объективные обстоятельства, препятствующие представлению в материалы дела дополнительных доказательств и доводов в отношении соответствия спорного объекта признакам объекта недвижимости в соответствии со ст. 130 ГК РФ отсутствуют.

Учитывая отсутствие проектной документации, разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию бани срубовой, согласно декларации имеющей не деревянные наружные стены, а из прочего материала, при отсутствии сведений о наличии фундамента, не имеющей согласно декларации самостоятельного функционального назначения, суд пришел к выводу, что спорный объект - здание - баня срубовая), расположенного по адресу: Самарская область, Волжского района, правый берег реки Волга, Рождественское лесничество, квартал № 1, выдел № 21,22, территория базы отдыха «Волжанка», не является самостоятельным объектом недвижимости.

Здание - баня срубовая, не отвечающее признакам самостоятельного сооружения, не подлежит кадастровому учету в соответствии с Законом о кадастре.

Кроме того, заявителем не представлено документального подтверждения отсутствия возражений со стороны пользователя земельных участков с кадастровыми номерами 63:01:0303006:5 и 63:01:0000000:1062 - Федерального государственного учреждения Национальный парк «Самарская Лука», на которых располагается спорный объект.

В силу положений части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, данных в Постановлении от 01.07.1996 N 6/8, для признания оспариваемого ненормативного правового акта органа местного самоуправления недействительным необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и охраняемых законом интересов заявителя, а также незаконного возложения им на заявителя обязанности, создающей иные препятствия для осуществления заявителем предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, основанием для признания оспариваемого ненормативного правового акта незаконным является наличие одновременно двух условий: несоответствие ненормативного правового акта законам и иным нормативным правовым актам, и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении настоящего дела совокупности указанных обстоятельств не установлено.

В соответствии с ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Арбитражный суд на основании вышеизложенного пришёл к выводу о том, что решение ФГБУ «ФКП Росреестра» от 07.10.2016 г. №63-00-119/16-149926 является законным и обоснованным.

При таких обстоятельствах арбитражный суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.101-102, 110-112, 167-170, 176, 201, 206, 211, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

ФИО1