ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-31290/20 от 06.04.2021 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443001, г.Самара, ул. Самарская, 203Б, тел. (846) 207-55-15

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

13 апреля 2021 года

Дело №

А55-31290/2020

Резолютивная часть решения объявлена 06 апреля 2021 года.

Решение в полном объеме изготовлено 13 апреля 2021 года.

Арбитражный суд Самарской области в составе судьи Мешковой О.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Поповой Т.Н.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью "Российская инновационная топливно-энергетическая компания", г.Самара, ИНН <***>

к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям, г.Самара
с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора ООО «Лукойл-Инжиниринг», Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор)

при участии в заседании

от заявителя - ФИО1, по доверенности от 01.11.2018, паспорт, диплом; ФИО2, по доверенности от 01.11.2018, паспорт, диплом;

от ответчика - ФИО3, по доверенности от 11.01.2021, паспорт, диплом;

от третьих лиц - не явились, извещены;

установил:

Заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям, в котором просит признать незаконным и отменить постановление от 03 ноября 2020 года № 266 о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 300000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заявитель в судебном заседании поддержал заявленные требования.

Ответчик в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве и дополнении к отзыву.

Третьи лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом в силу ст.123 и 186 АПК РФ. От третьего лица - Росприроднадзора поступили письменные пояснения, в которых просит отказать ООО «Ритэк» в удовлетворении заявленных требований

Исследовав материалы дела, заслушав мнение лиц, участвующих в деле, суд считает заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, в период с 30.06.2020 по 28.07.2020 Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям на основании приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования №721 от 23.06.2020 при проведении плановой документарной проверки юридического лица – ООО «РИТЭК» была проведена плановая документарная проверка общества. ООО «РИТЭК» привлечено к административной ответственности за необеспечение соблюдения требований технического проекта на Западно-Красновском месторождении, разработку которого осуществляет ООО «РИТЭК», а именно «Дополнения к технологической схеме разработки Западно-Красновского нефтяного месторождения», утвержденной протоколом заседания Татарстанской нефтегазовой секции ЦКР Роснедр по УВС от 20.12.2017 года № 420, что выразилось в закачке рабочего агента для истемы поддержания пластового давления объемом 29915 куб.м, вместо предусмотренных в 2019 году указанной технологической схемой 23200 куб.м. Данное нарушение выявлено по результатам плановой документарной проверки, проведенной Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям на основании приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № 721 от 23.06.2020 года.

Согласно протоколу об административном правонарушении №360 от 23.10.2020, составленному государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Самарской и Ульяновской областях, главным специалистом – экспертом отдела государственного геологического, земельного надзора, надзора за особо охраняемыми природными территориями и в сфере охоты по Самарской области ФИО4 ООО «РИТЭК» нарушены п.2 ч.2 ст.22 Закона российской Федерации «О недрах» от 21.02.1992 №2395-1.

По результатам рассмотрения протокола, ФИО5 – старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Самарской и Ульяновской областях, начальником отдела государственного геологического, земельного надзора, надзора за особо охраняемыми природными территориями и в сфере охоты по Самарской области вынесено постановление №266 от 03.11.2020 о назначении административного наказания, предусмотренного ч.2 ст.7.3 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 300000 руб.

Заявитель с постановлением о назначении административного наказания не согласен, так как объем закачки рабочего агента в систему поддержания пластового давления не является показателем, характеризующим выполнение недропользователем обязанностей, установленных п. 2 ч, 2 ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992 года N 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах), в связи с чем полагает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ. ООО «РИТЭК» ведется постоянное научное сопровождение разработки данного месторождения в рамках договорных отношениях с ООО «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг». В рамках выполнения работ по договору об оказании услуг по авторскому сопровождению разработки месторождений ООО «РИТЭК» и актуализации геолого-гидродинамических моделей №18R2400/18В0301 от 16.12.2018 научно-исследовательским институтом в соответствии с пунктом 3 решения ЦКР Роснедр по УВС (Протокол №420 от 20.12.2017 года) были даны рекомендации по объемам закачки воды на 2019 год на Западно-Красновском нефтяном месторождении. Данные изменения были вызваны необходимостью недопущения снижения пластового давления ниже давления насыщения, что привело бы к понижению проектного коэффициента извлечения нефти и невыполнению уровней добычи нефти. Общество выполнило постановляющую часть протокола ЦКР Роснедр по данному месторождению, а также рекомендации проектного института, данные в рамках авторского надзора за разработкой месторождения, то позволило Обществу избежать снижения пластового давления ниже давления насыщения, а также отклонений в добычи нефти.

Согласно ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ, о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, ч.ч. 1, 3 и 4 ст. 28.6 КоАП РФ.

Из постановления по делу об административном правонарушении № 266 от 03.11.2020 года следует, что на основании приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 23.06.2020 года № 721 «О проведении плановой документарной проверки юридического лица общества с ограниченной ответственностью «Российская инновационная топливно-энергетическая компания (ИНН <***>)» Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям Согласно акту проверки от 22.09.2020 года № 005-2020-А, ООО РИТЭК в соответствии с лицензией на пользование недрами СМР 02274 НЭ от 08.02.2019 года осуществляет недропользование на Западно-Красновском месторождении.

Действующим проектным документом, в соответствии с которым осуществляется разработка Западно-Красновского месторождения, является «Дополнение к технологической схеме разработки Западно-Красновского нефтяного месторождения», утвержденное протоколом заседания Татарстанской нефтегазовой секции ЦКР Роснедр по УВС от 20.12.2017 года № 420.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых.

Согласно проекту «Дополнение к технологической схеме разработки Западно-Красновского нефтяного месторождения» объем закачки рабочего агента в 2019 году должен составлять 23200 куб.м/год.

В ходе документарной проверки ООО «РИТЭК» предоставлен отчет 1 ЛС (сведения о выполнении условий пользования недрами при поиске, разведке и добыче углеводородного сырья) за 2019 год, согласно которому закачка рабочего агента составила 299200 куб.м.

В соответствии со справкой «об организации системы поддержания пластового давления в разрезе запрашиваемых месторождений по ТПП«РИТЭК-Самара-Нафта», предоставленной ООО «РИТЭК» в ходе плановой документарной проверки, объем закачки рабочего агента для системы ППД на Западно-Красновском месторождении составил 29 915 куб.м.

В оспариваемом постановлении административный орган приняли выводы о том, что ООО «РИТЭК» допущено превышение объема закачки рабочего агента для системы ППД в размере 29 915 куб.м, при установленном на 2019 год проектом «Дополнение к технологической схеме разработки Западно-Красновского нефтяного месторождения», утвержденным протоколом заседания Татарстанской нефтегазовой секции ЦКР Роснедр по УВС от 20.12.2017 года № 420 - 23 200 куб.м в год. По мнению административного органа, ООО «РИТЭК» допущено пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и требований утвержденного в установленном порядке технического проекта, в связи с допущенным нарушением ООО «РИТЭК» привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами; протоколом № 360 об административном правонарушении, составленным 23.10.2020 года государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Самарской и Ульяновской областям, главным специалистом - экспертом отдела государственного геологического земельного надзора, надзора за особо охраняемыми природными территориями и в сфере охоты по Самарской области ФИО6, согласно которому допущенное ООО «РИТЭК» пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и требований утвержденного в установленном порядке технического проекта выразилось в превышении объема закачки рабочего агента для системы поддержания пластового давления в размере 29 915 куб.м, при установленном на 2019 год проектом «Дополнение к технологической схеме разработки Западно-Красновского нефтяного месторождения», утвержденным протоколом заседания Татарстанской нефтегазовой секции ЦКР Роснедр по УВС от 20.12.2017 года № 420 - 23 200 куб.м в год; копией приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 23.06.2020 года № 721 «О проведении плановой документарной проверки юридического лица общества с ограниченной ответственностью «Российская инновационная топливно-энергетическая компания (ИНН <***>)»; выкопировкой из Акта проверки от 22.09.2020 года № 005-2020-А, согласно которому в ходе проверки установлено нарушение п.п. 2, 10 ч. 2 ст. 22 Закона о недрах, проекта «Дополнение к технологической схеме разработки Западно-Красновского нефтяного месторождения», утвержденного протоколом заседания Татарстанской нефтегазовой секции ЦКР Роснедр по УВС от 20.12.2017 года № 420, которое выразилось в превышении объема закачки рабочего агента для системы поддержания пластового давления в размере 29 915 куб.м, при установленном на 2019 год объеме - 23 200 куб.м; выкопировкой из протокола заседания Татарстанской нефтегазовой секции ЦКР Роснедр по УВС от 20.12.2017 года № 420 и утвержденного им проекта «Дополнение к технологической схеме разработки Западно-Красновского нефтяного месторождения», согласно которым на Западно-Красновском нефтяном месторождении в 2019 году предусмотрена добыча нефти в объеме 4 600 тонн, с использованием шести добывающих скважин из действующего фонда добывающих скважин и одной нагнетательной скважины и с закачкой рабочего агента в объеме 23 200 куб.м; справкой об организации системы поддержания пластового давления, согласно которой установлено превышение объема закачки рабочего агента для системы поддержания пластового давления в размере 29 915 куб.м, при установленном на 2019 год проектом объеме - 23 200 куб.м.

Согласно ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии со ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Доводы заявителя о наличии объективных причин для отступления от утвержденной Технологической схемы подтверждаются документами, представленными обществом, а именно: договором об оказании услуг по авторскому сопровождению разработки месторождений ООО «РИТЭК» и актуализации гсолого-гидродинамических моделей № 18R2400/18B0301 от 16.12.2018 года, авторским сопровождением разработки месторождений ООО «РИТЭК» и актуализации геолого-гидродинамических моделей, подготовленным филиалом ООО «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг» «ВолгофадНИПИморнефть» в г. Волгограде, письмом и заключением филиала ООО «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг» «ВолгофадНИПИморнефть» в г. Волгофаде.

Из пояснений Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям следует, что ООО «РИТЭК» привлечено к административной ответственности только за превышение объема закачки рабочего агента для системы поддержания пластового давления в размере 29 915 куб.м, при установленном на 2019 год проектом объеме - 23 200 куб.м, при этом в результате проверки не установлено причинение вреда природе, и ООО «РИТЭК» не допустило отклонений от установленных проектом показателей по количеству действующих и новых добывающих и нагнетательных скважин. Вместе с тем, ООО «РИТЭК» нарушила п. 6.5.2 Правил разработки месторождений углеводородного сырья, утвержденных Приказом Минприроды России от 14.06.2016 года N 356, согласно которому система поддержания пластового давления должна обеспечивать, в том числе, объемы закачки рабочего агента и давление его нагнетания по скважинам, в соответствии с техническим проектом разработки месторождения, что по ее мнению равнозначно обязанности недропользователя закачать рабочий агент в проектных объемах.

В соответствии с ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с п.п. 2, 10 ст. 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить: соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых (п. 2); выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами (п. 10).

В соответствии со ст. 11 Закона о недрах лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, размещения в пластах горных пород попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Содержание лицензии установлено ст. 12 Закона о недрах.

Приказом Росприроднадзора от 18.10.2016 года N 670 «О Перечне правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельного вида государственного контроля (надзора)» в указанный перечень включены Правила разработки месторождений углеводородного сырья, утвержденные Приказом Минприроды России от 14.06.2016 года N 356 (далее - Правила).

В соответствии с п. 5.1 Правил показателями, характеризующими выполнение недропользователем обязанностей, установленных пунктом 2 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации "О недрах", в части обеспечения соблюдения требований технических проектов, являются:

а)годовые уровни добычи нефти и (или) свободного газа, утвержденные для категории запасов А + В1 по месторождению в целом;

б)годовой ввод новых добывающих и нагнетательных скважин (суммарно) для категории запасов А + Bl (С1) по месторождению в целом;

в)годовой действующий фонд добывающих и (или) нагнетательных скважин для категории запасов А + Bl (О) по месторождению в целом.

Требования технического проекта, установленные в отношении ЭО ^ (эксплуатационных объектов), считаются выполненными, если соблюдены требования технического проекта, установленные в отношении месторождения в целом в пределах допустимых отклонений показателей, предусмотренных подпунктами "а" - "в" настоящего пункта.

Уровни ежегодных допустимых отклонений показателей, предусмотренных подпунктами "а" - "в"настоящего пункта, устанавливаются главами V, IX настоящих Правил и приложением к настоящим Правилам. Соблюдение недропользователем установленных настоящими Правилами уровней ежегодных допустимых отклонений определяется данными на конец календарного года.

В соответствии с п. 5.2 Правил уровни добычи нефти и (или) свободного газа устанавливаются в соответствии с техническим проектом, согласованным с Комиссией.

В соответствии с п. 5.5 Правил допускаются отклонения фактической ^годовой добычи нефти и (или) свободного газа по месторождению углеводородов от проектной величины, утвержденной в техническом проекте в соответствии с приложением к настоящим Правилам.

Согласно Приложению к Правилам по месторождениям с проектным уровнем годовой добычи нефти не превышающей 0,01 млн.т (что соответствует показателям Западно-Красновского месторождения) допустимое отклонение фактической годовой добычи от проектной устанавливается в соответствии с фактически достигнутым уровнем, то есть допускается любое отклонение.

В соответствии с п. 5.11 Правил допускаются ежегодные отклонения по вводу новых скважин относительно установленных в TCP (технологическая схема разработки месторождения), ТПР (технологический проект разработки месторождения) и дополнениях к ним. Отклонение в сторону увеличения ^количества вводимых новых скважин устанавливается в соответствии с фактически достигнутым количеством. Отклонения в сторону уменьшения количества вводимых новых скважин для месторождений с количеством согласно техническому проекту не более 10 ежегодно вводимых новых добывающих и нагнетательных скважин (суммарно) из бурения всего на месторождении по состоянию на конец календарного года (что соответствует показателям Западно-Красновского месторождения) устанавливается в соответствии с фактически достигнутым количеством скважин, то есть допускается любое отклонение.

В соответствии с п. 5.12 Правил допускаются отклонения по действующему фонду добывающих скважин относительно установленных в TCP, ТПР и дополнениях к ним. Отклонения в сторону увеличения количества добывающих скважин в действующем фонде устанавливается в соответствии с фактически достигнутым количеством. Отклонения в сторону уменьшения количества добывающих скважин в действующем фонде для месторождений с количеством согласно техническому проекту не более 10 действующих добывающих скважин на месторождении по состоянию на конец календарного года (что соответствует показателям Западно-Красновского месторождения) устанавливается в соответствия с фактически достигнутым количеством скважин, то есть допускается любое отклонение.

Аналогичные правила установлены для определения допустимых отклонений по действующему фонду нагнетательных скважин (п. 5.13 Правил).

В соответствии с п. 5.15 Правил пользователь недр обеспечивает научное изучение и сопровождение разработки месторождения (ЭО), осуществляет самостоятельный анализ разработки месторождения (ЭО) и выполнения проектных решений, технологических показателей разработки месторождения (ЭО) и рациональной выработки (использованию) запасов углеводородов.

Согласно п. 5.16 Правил пользователь недр имеет право принимать оперативные решения по рациональному использованию фонда скважин всех назначений без внесения изменений в TCP, ТПР и дополнения к ним, в том числе в случаях проведения ГТМ (геолого-технологических (технических) мероприятий), не меняющих основные положения технического проекта при условии, что уровни отбора нефти и (или) свободного газа находятся в пределах допустимых отклонений.

Таким образом, с учетом показателей на 2019 год, установленных «Дополнением к технологической схеме разработки Западно-Красновского нефтяного месторождения», утвержденным протоколом заседания Татарстанской нефтегазовой секции ЦКР Роснедр по УВС от 20.12.2017 года № 420, по добыче нефти (4 600 тонн), по действующему фонду добывающих скважин (6), по действующему фонду нагнетательных скважин (1), а также в соответствии с п.п. 5.5, 5.11, 5.12, 5.13 Правил, суд приходит к выводу, что недропользователем на Западно-Красновском нефтяном месторождении не превышены допустимые значения отклонений по указанным показателям от установленных Технологической схемой, так как для Западно-Красновского месторождения допустимыми признаются отклонения на уровне фактических показателей, то есть допускается любое отклонение от проектных показателей, при этом отклонений показателей по действующему фонду добывающих скважин и по действующему фонду нагнетательных скважин и по годовому вводу новых добывающих и нагнетательных скважин не имелось.

Принимая во внимание, что в соответствии с п. 5.1 Правил при оценке соблюдения недропользователем обязанностей, установленных п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона о недрах, учитываются показатели уровня добычи нефти и количества действующих и новых добывающих и нагнетательных скважин в пределах ежегодных допустимых отклонений, недропользователем на Западно-Красновском нефтяном месторождении не превышены допустимые пределы отклонений по указанным показателям, при этом объем закачки рабочего агента к таким показателям не относится, суд приходит к выводу, что в 2019 году ООО «РИТЭК» как недропользователь на Западно-Красновском нефтяном месторождении выполнил требования «Дополнения к технологической схеме разработки Западно-Красновского нефтяного месторождения», утвержденного протоколом заседания Татарстанской нефтегазовой секции ЦКР Роснедр по УВС от 20.12.2017 года № 420, а осуществление ООО «РИТЭК» сверх предусмотренной закачки рабочего агента на Западно-Красновского нефтяном месторождении в 2019 году не является нарушением обязанностей, установленных п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона о недрах, в связи с чем не может быть признано нарушением условий лицензии. При этом суд отмечает, что даже увеличение объема закачки рабочего агента сверх проектного уровня не позволило выйти на проектный уровень добычи нефти.

При этом судом не установлены условия и обстоятельства, влекущие в соответствии с Правилами возникновение у ООО «РИТЭК» обязанности по внесению изменений (дополнений) в действующую Технологическую схему разработки Западно-Красновского нефтяного месторождения.

Осуществление разработки нефтяного месторождения в соответствии с техническим проектом, технологической схемой не может признаваться нарушением условий лицензии. Согласно протоколу об административном правонарушении иные действия, кроме осуществления закачки рабочего агента, обществу не вменяются. Доказательств совершения действий, повлекших нарушение условий лицензии, в материалах дела не имеется, данные действия согласно протоколу об административном правонарушении обществу не вменяются.

При указанных обстоятельствах ООО «РИТЭК», не подлежало привлечению к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Доводы представителя Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям и Росприроднадзора об обоснованности привлечения ООО «РИТЭК» к административной ответственности в связи с нарушением ООО «РИТЭК» п. 6.5.2 Правил разработки месторождений углеводородного сырья, утвержденных Приказом Минприроды России от 14.06.2016 года N 356, согласно которому система поддержания пластового давления должна обеспечивать, в том числе, объемы закачки рабочего агента и давление его нагнетания по скважинам, в соответствии с техническим проектом разработки месторождения, суд считает несостоятельными, так как соблюдение данного пункта Правил в силу п. 5.1 Правил не учитывается при оценке соблюдения недропользователем обязанностей, установленных п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона о недрах, кроме того нарушение ООО «РИТЭК» п. 6.5.2 Правил не вменяется в вину обществу в соответствии с составленным в отношении него протоколом об административном правонарушении и на нарушении данного пункта правил не указано в обжалуемом постановлении.

Согласно ч.1 ст.24.5 КоАП РФ отсутствие события и состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

При указанных обстоятельствах, суд считает необходимым на основании ст.211 АПК РФ признать незаконным и отменить постановление №266 о назначении административного наказания от 03.11.2020, вынесенное старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Самарской и Ульяновской областям, начальником отдела государственного геологического, земельного надзора, надзора за особо охраняемыми природными территориями и в сфере охоты по Самарской области Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Самарской и Ульяновской областям ФИО5 о назначении административного наказания ООО «РИТЭК» в виде штрафа в размере 300 000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.3 КоАП РФ.

Руководствуясь ст. 167-170, 176, 180-182, 211

Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление №266 о назначении административного наказания от 03.11.2020, вынесенное старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Самарской и Ульяновской областям, начальником отдела государственного геологического, земельного надзора, надзора за особо охраняемыми природными территориями и в сфере охоты по Самарской области Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Самарской и Ульяновской областям ФИО5 о назначении административного наказания ООО «РИТЭК» в виде штрафа в размере 300 000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.3 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

О.В. Мешкова