ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-31989/19 от 30.11.2021 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443001, г.Самара, ул. Самарская,203Б, тел. (846) 207-55-15

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

декабря 2021 года

Дело №

А55-31989/2019

Резолютивная часть решения объявлена ноября 2021 года .

Решение изготовлено в полном объеме декабря 2021 года .

Арбитражный суд Самарской области

в составе

судьи Шабанова А.Н.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Каримовой Ю.Я.

рассмотрев в судебном заседании 30 ноября 2021 года дело по иску

Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу,

к Администрации муниципального района Шигонский Самарской области,

к Обществу с ограниченной ответственностью Агрофирма "Волжский Берег",

с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации реестра и картографии по Самарской области, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области, Государственного казённого учреждения Самарской области "Самарские лесничества", Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации,

о восстановлении границ лесничества

при участии в заседании

от истца – не участвовал, извещены;

от ответчиков – не участвовали, извещены;

от третьих лиц – не участвовали, извещены;

установил:

Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу обратился в Арбитражный суд Самарской области с уточненным иском к администрации муниципального района Шигонский Самарской области (в лице Комитета по земельным ресурсам и землеустройству), обществу с ограниченной ответственностью Агрофирма «Волжский Берег» о признании недействительными результатов межевания проведенного в отношении земельного участка с кадастровым номером 63:37:0000000:26 (единое землепользование), земельных участков с кадастровыми номерами 63:37:2101002:4 и 63:37:2101002:26 входящими в состав земельного участка с кадастровым номером: 63:37:0000000:26 (единое землепользование), восстановлении границ и площади кварталов 44, 45 и 52 Усольского участкового лесничества Шигонского лесничества Самарской области существовавших до нарушения прав Российской Федерации администрацией с учетом плана перераспределения лесов из колхозных земель, Лесного плана Самарской области, материалов лесоустройства и кварталов 44, 45 и 52 Усольского участкового лесничества Шигонского лесничества Самарской области, к агрофирме о признании недействительными результатов межевания земельного участка с кадастровым номером: 63:37:0000000:26 (единое землепользование); земельных участков с кадастровыми номерами 63:37:2101002:4 и 63:37:2101002:26 входящими в состав земельного участка с кадастровым номером 63:37:0000000:26 (единое землепользование), восстановлении границ и площади кварталов 44, 45 и 52 Усольского участкового лесничества Шигонского лесничества Самарской области существовавших до нарушения прав Российской Федерации, признании недействительной постановку на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 63:37:2101002:4 площадью 1 001 990 кв. м, земельного участка с кадастровым номером 63:37:2101002:26 площадью 18 818 кв. м.

Определением Арбитражного суда Самарской области от 01.12.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Территориальное управление Росимущества в Самарской области, Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата», Государственное казённое учреждение Самарской области «Самарские лесничества», Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 02.10.2020, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2021, в иске отказано.

Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 28.06.2021 решение Арбитражного суда Самарской области от 02.10.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2021 по делу № А55-31989/2019 отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.

В соответствии со ст.ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Как указал истец в обоснование исковых требований, министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области  в ходе установления в июле 2018 года факта административного правонарушения в форме самовольного захвата и незаконного использования лесного участка территории Усольского участкового лесничества Шигонского лесничества Самарской области было выявлено наложение земельного участка с кадастровым номером: 63:37:0000000:26 (Единое землепользование) на земли лесного фонда.

По сведениям Единого государственного реестра недвижимости  земельный участок с кадастровым номером: 63:37:0000000:26 (Единое землепользование), общей площадью 18 818 кв. м расположенный по адресу: Самарская область, муниципальный район Шигонский, сельское поселение Волжский Утес, западнее и восточнее с. Комаровка, поставлен на кадастровый учет как земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования для производства сельскохозяйственной продукции. Границы земельного участка в соответствии с законом не установлены.

Агрофирма (правообладатель) права зарегистрировала 27.12.2006 № 63-63-37/011/2006-430.

Согласно, имеющихся в Министерстве материалов лесоустройства 1999 и 2015 годов указанный земельный участок налагается на земли лесного фонда – выдел 36 квартала 45 Усольского участкового лесничества Шигонского лесничества Самарской области.

В целях уточнения выявленного Министерством факта наложения земельного участка с кадастровым номером: 63:37:0000000:26 (Единое землепользование) на земли лесного фонда, входящими в состав Усольского участкового лесничества Шигонского лесничества Самарской области, департаментом направлен запрос в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Рослесинфорг» «Поволжский леспроект» (далее – филиал ФГБУ «Рослесинфорг» «Поволжский леспроект», учреждение) об установлении посредством определения координат характерных точек границ указанного квартала лесничества и предоставлении данной информации в документальной форме.

Во исполнение запроса департамента о предоставлении информации учреждением проведен сопряженный пространственный анализ данных расположения границ земель лесного фонда входящих в состав Усольского участкового лесничества Шигонского лесничества Самарской области и земельного участка иной категории с кадастровым номером 63:37:0000000:26 (Единое землепользование).

Результаты анализа отражены в заключениях от 30.07.2019. На земли лесного фонда расположенные в выделах 29, 30 квартала 44, 15, 26, 33-37 квартала 45, 9, 16, 19, 29-31 квартала 52 Усольского участкового лесничества Шигонского лесничества Самарской области, налагается обособленный земельный участок с кадастровым номером 63:37:2101002:4 входящий в состав земельного участка с кадастровым номером 63:37:0000000:26 (Единое землепользование). Площадь наложения, согласно указанного в заключение каталога координат поворотных точек пересекаемых границ лесничества составила 10 627 кв. м, на земли лесного фонда расположенные в выделах 35, 36 квартала 45 Усольского участкового лесничества Шигонского лесничества Самарской области, налагается обособленный земельный участок с кадастровым номером 63:37:2101002:26 входящий в состав земельного участка с кадастровым номером 63:37:0000000:26 (Единое землепользование).

Площадь наложения, согласно указанного в заключении каталога координат поворотных точек пересекаемых границ лесничества составила 13 782 кв. м.

По утверждению департамента администрация района при осуществлении в 2006 году своей финансово-хозяйственной деятельности, полагая, что спорный земельный участок, находящийся на территории района, представляет собой земельный участок государственная, собственность на который не разграничена, изданными в ноябре-декабре 2006 года постановлениями произвела незаконное отчуждение части земель лесного фонда и незаконно распорядилась ими по своему усмотрению.

По мнению департамента администрацией была незаконно утверждена схема расположения нового земельного участка на кадастровом плане территории муниципального района Шигонский Самарской области, а затем вновь образованному земельному участку была установлена новая категория земли сельхозназначения и вид разрешенного использования участка для производства сельскохозяйственной продукции.

Незаконно сформированный земельный участок поставлен администрацией на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера: 63:37:0000000:26 (Единое землепользование) а в дальнейшем введен в гражданский оборот посредством продажи агрофирме, которое в свою очередь образовало в составе земельного участка с кадастровым номером 63:37:0000000:26 (Единое землепользование) новые обособленные земельные участки с кадастровыми номерами 63:37:2101002:4 и 63:37:2101002:26 с установленными границами налагающимися на территории кварталов 44, 45 и 52 Усольского участкового лесничества Шигонского лесничества Самарской области.

Границы вновь образуемых земельных участков с кадастровыми номерами 63:37:2101002:4 и 63:37:2101002:26, входящими в состав земельного участка кадастровым номером 63:37:0000000:26 (Единое землепользование) с уполномоченным в сфере лесных отношений федеральным органом - Рослесхозом, в установленном законом порядке, согласованы не были.

Проведенные по инициативе администрации работы по межеванию земельных участков с кадастровыми номерами 63:37:2101002:4 и 63:37:2101002:26, входящими в состав земельного участка кадастровым номером 63:37:0000000:26 (Единое землепользование) являются незаконными, а результаты межевания не действительными.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения департамента в арбитражный суд с настоящими требованиями.

В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.01.1998 № 1-п указано, что лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.

Согласно части 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда.

Исходя из статьи 6 ЛК РФ, леса могут располагаться как на землях лесного фонда, так и на землях иных категорий.

На основании статьи 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

В силу статьи 10 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством.

В соответствии с пунктом 1 статьи 67 Лесного кодекса Российской Федерации на территории земель лесного фонда проводится лесоустройство, которое включает в себя, в том числе, и закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксацию лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов (пункт 1 статьи 68 ЛК РФ).

Лесной реестр представляет собой свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и об их границах, лесничествах, с характеристикой лесов.

При определении учета лесного фонда необходимо учитывать и особенности, установленные в Федеральном законе от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», согласно пункту 1 статьи 4.2 и пункту 6 статьи 4.6 которого земельные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона № 172-ФЗ в редакции Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в этом реестре, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 названной статьи. Правила этой части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016.

В силу части 6 статьи 14 Закона № 172-ФЗ общее правило о приоритете сведений ЕГРН при определении принадлежности земельного участка к определенной категории земель не распространяется, в частности, на земельные участки, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия; земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 21.09.2017 № 1795-О указал, что Закон № 280-ФЗ, которым внесены изменения в статью 14 Закона № 172-ФЗ, был принят в целях преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков. Федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.

Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком являлся земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69, 72 Лесного кодекса Российской Федерации. Границы лесничеств и лесных участков определяются при лесоустройстве, которое в соответствии с положениями статьи 68 ЛК РФ, наряду с другими работами включает в себя проектирование лесничеств, лесопарков, лесных участков, таксацию лесов.

Согласно ч. 2 ст. 91 ЛК РФ документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре.

Из совокупности вышеуказанных норм права следует, что первичными источниками информации об отнесении земельного участка к землям лесного фонда и доказательствами, подтверждающими отнесение земельного участка к землям лесного фонда, являются следующие документы: материалы лесоустройства - информация о лесном участке; план лесного участка, характеристика лесного участка и его насаждений, лесотаксационного описания, свидетельство государственной регистрации права.

Спорный земельный участок в части площади пересечения занят лесными насаждениями, ранее относился к колхозным лесам, составляющим наряду с лесами государственного значения единый государственный лесной фонд, находился у колхоза в пользовании, участок не предназначен для сельскохозяйственного производства, относится к собственности Российской Федерации и является ограниченным в обороте (статья 4 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 17.06.1977 № 5906-IX и статья 10 Основ лесного законодательства Российской Федерации от 06.03.1993 № 4613-1), и с начала их использования фактически по своему целевому назначению был отнесен к землям лесного фонда, что также подтверждается материалами лесоустройства, статьями 7, 77 и 101 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 19, 56 и 72 Лесного кодекса РСФСР 1997 года, статьями 4 и 10 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьей 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 201-ФЗ).

Уполномоченным органом решений о смене категории части земельного участка лесного фонда не принималось.

Доказательств соблюдения установленной законом процедуры в материалы дела не представлено.

Пунктом 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение только земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Администрация муниципального района Шигонский Самарской области, не являясь собственником земель лесного фонда, в нарушение закона распорядилась земельным участком путем его передачи в собственность ООО Агрофирма «Волжский берег».

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности. В собственности Российской Федерации находятся лесные участки в составе земель лесного фонда в соответствии с ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ. Согласно письму Министерства экономического развития РФ от 31.10.2013 № 23782-ПК/Д23и согласование местоположения границ лесных участков в составе земель лесного фонда должно осуществляться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в отношении федерального имущества, то есть Росимуществом.

Согласно пункту 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.

Согласно п. 7 ч. 2 ст. 14 Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета образуемых земельных участков является межевой план. В настоящее время в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости ООО Агрофирма «Волжский берег» является собственником спорного земельного участка с кадастровым номером 63:37:0000000:26, в состав которого входят земельные участки с кадастровыми номерами: 63:37:2101002:26, 63:37:2102002:4. Согласно ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218 «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Удовлетворение требований при изложенных выше обстоятельствах приведет к принципу правовой определенности, стабильности гражданского оборота и равенства всех его участников.

Согласно общим началам гражданского законодательства и исходя из принципа добросовестности при осуществлении гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (пункт 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации); никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Расходы по государственной пошлине по иску в силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ответчиков,  при этом первый ответчик от уплаты государственной пошлины освобожден на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь ч. 1 ст. 110, ст.ст. 167-171, 180-182, ч.1 ст. 259, ст. 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

Р Е Ш И Л:

Признать недействительными результаты межевания проведенного в отношении: земельного участка с кадастровым номером: 63:37:0000000:26 (Единое землепользование); земельных участков с кадастровыми номерами: 63:37:2101002:4 и 63:37:2101002:26 входящими в состав земельного участка с кадастровым номером: 63:37:0000000:26 (Единое землепользование);

Восстановить границы и площади кварталов 44, 45 и 52 Усольского участкового лесничества Шигонского лесничества Самарской области существовавших до нарушения прав Российской Федерации администрацией муниципального района Шигонский Самарской области с учетом плана перераспределения лесов из колхозных земель, Лесного плана Самарской области, материалов лесоустройства и кварталов 44, 45 и 52 Усольского участкового лесничества Шигонского лесничества Самарской области.

Признать недействительной постановку на кадастровый учет: земельного участка с кадастровым номером: 63:37:2101002:4 площадью 1001990кв.м.; земельного участка с кадастровым номером: 63:37:2101002:26 площадью 18 818 кв.м.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью Агрофирма "Волжский Берег", в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3 000руб. 00коп.

Решение может быть обжаловано в месячный срок после его принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

А.Н. Шабанов