ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-34436/19 от 15.06.2020 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

22 июня 2020 года

Дело №

А55-34436/2019

Резолютивная часть решения объявлена 15 июня 2020 года. Полный текст решения изготовлен 22 июня 2020 года.

Арбитражный суд Самарской области

в составе

ФИО1

при ведении протокола судебного заседания секретарем Цветиковым П.А.

рассмотрев 05-15 июня 2020 года в судебном заседании дело по заявлению Администрации городского округа Тольятти

к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области

с участием третьих лиц – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, Нижне-Волжского БВУ Федерального агентства водных ресурсов, Министерства природных ресурсов экологии Российской Федерации, Федерального агентства лесного хозяйства

о признании решения недействительным

при участии в заседании

от заявителя – ФИО2 по доверенности №11974/1 от 27.12.2019

от заинтересованного лица – ФИО3 по доверенности №05 от 09.01.2020

от третьих лиц – не явились

установил:

Администрация городского округа Тольятти (далее – заявитель, администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании решения Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, изложенного в письме от 30.07.2019 № 27-050-2/17878, недействительным и просит обязать Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в месячный срок с момента вступления решения в законную силу рассмотреть обращение Администрации г.о.Тольятти об исключении из государственного лесного реестра и границ Тольяттинского лесничества, установленных приказом Рослесхоза от 18.12.2017 № 734 «Об определении количества лесничеств на землях населенных пунктов городского округа Тольятти Самарской области, занятых городскими лесами, и установлении их границ, признании утратившим силу отдельного положения приказа Рослесхоза от 30.12.2008 № 435», водных объектов общей площадью 90 га.

Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее – министерство, заинтересованное лицо) против заявленных требований возражает по основаниям, изложенным в отзыве.

Федеральное агентство лесного хозяйства поддерживает позицию министерства по основаниям, изложенным в отзыве, заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя, которое судом удовлетворено на основании ст.156 АПК РФ.

Нижне-Волжским БВУ Федерального агентства водных ресурсов заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя, которое судом удовлетворено на основании ст.156 АПК РФ.

Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, Министерства природных ресурсов экологии Российской Федерации в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания третьи лица извещены надлежащим образом в порядке ст. 123 АПК РФ.

В судебном заседании объявлялся перерыв до 15 часов 00 минут 15 июня 2020 года в порядке ст. 163 АПК РФ.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд находит заявленные требования неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, письмом от 30.07.2019 № 27-050-2/17878 министерство, рассмотрев обращение администрации об исключении из государственного лесного реестра и границ Тольяттинского лесничества сведений о водных объектах общей площадью 90 га, в связи с невозможностью внесения сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости, указало на невозможность принять решение о внесении изменений в сведения государственного лесного реестра в части исключения из площади Тольяттинского лесничества водных объектов общей площадью 90 га, поскольку повлечет за собой нарушение норм действующего законодательства.

Министерство в оспариваемом решении в обоснование ссылается на то, что согласно сведений, внесенных в государственный лесной реестр на основании приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 18.12.2017 № 734 «Об определении количества лесничеств на землях населенных пунктов городского округа Тольятти Самарской области, занятых юродскими лесами, и установлении их границ, признании утратившим силу отдельного положения приказа Рослесхоза от 30.12.2008 № 435», площадь земель населенных пунктов городского округа Тольятти, занятых городскими лесами Тольяттинского лесничества составляет 7979 га.

Частью 6 статьи 105 Лесного Кодекса Российской Федерации изменение границ лесопарковых зон, зеленых зон и городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.

Приказами Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.11.2013 № 496, от 14.12.2017 № 671, от 15.01.2019 №10 утвержден перечень, формы и порядок подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение.

Документами, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения, в том числе являются: решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти Российской Федерации в области лесных отношений, решения органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об установлении или изменении границ населенных пунктов на основании утверждения или изменения генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, утверждения или изменения схем территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях), лесоустроительная документация, судебные акты.

Исходя из изложенного министерство считает возможным внесение изменений в государственный лесной реестр исключительно по вышеуказанным основаниям.

Не согласившись с решением министерства, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В обоснование заявленных требований администрация ссылается на нарушение министерством п. 2.3. приказа Минприроды России от 11.11.2013 N 496 "Об утверждении Перечня, формы и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение", согласно которому, основанием для внесения документированной информации в Акт об изменении документированной информации государственного лесного реестра также являются уведомления об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а также иные уведомления органа регистрации прав, предусмотренные Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Заявитель указывает на основание обращения к заинтересованному лицу за исключением водных объектов из государственного лесного реестра и границ Тольяттинского лесничества, которым является факт невозможности внесения сведений о них в ЕГРН. По мнению заявителя, данное основание предусмотрено вышеуказанным порядком для исключения сведений из государственного лесного реестра.

Министерство в обоснование возражений также указывает на установленный законодательством прямой запрет на уменьшение площади земель, на которых располагаются городские леса.

Исходя из положений статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из материалов дела следует, что основанием обращения к заинтересованному лицу за исключением водных объектов из государственного лесного реестра и границ Тольяттинского лесничества администрация указывает на невозможность внесения сведений о них в ЕГРН. В материалы дела администрацией представлены сведения о внесении в реестр водных объектов следующих водных объектов: озер Восьмерка, код 11010000511199000000180, Грязное, код 11010000511199000000130, Казинское, код 11010000511199000000170, Новое, код 11010000511199000000160, Пляжное, код 11010000511199000000200, Рыбное, код 11010000511199000000150, Скрытое, код 11010000511199000000140, Чистое, код 11010000511199000000190, принадлежность к географической единице 11.01.00 - Волга от верховий Куйбышевского водохранилища до впадения в Каспийское море; заключения о статусе водных объектов, составленные ООО «Экостандарт «Технические решения». Исходя из сведений о водных объектах площадь 90 га, указанная в обращении Администрации г.о.Тольятти об исключении из государственного лесного реестра и границ Тольяттинского лесничества водных объектов, значительно превышает площадь, содержащуюся в указанных сведениях о них.

Согласно письму Нижне-Волжского БВУ Федерального агентства водных ресурсов от 21.04.2020 №АЕ-8-837/04, сведения о водных объектах – о вышеуказанных озерах внесены в государственный водный реестр.

Суд находит доводы министерства обоснованными и отклоняет доводы администрации по следующим основаниям.

Внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании Приказа Минприроды России от 11.11.2013 № 496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение» (в ред. Приказов Минприроды России от 14.12.2017 №671, от 15.01.2019 № 10).

Согласно указанному приказу, документами, являющимися основаниями для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения, являются следующие Акты: Акт о внесении документированной информации в государственный лесной реестр (Форма 1); Акт об изменении документированной информации государственного лесного реестра (Форма 2); Акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию (Форма 3). Формы актов являются приложением к приказу.

Акты о внесении документированной информации в государственный лесной реестр или ее изменении составляются не позднее месяца с момента поступления первичной документации, перечень которой утвержден приказом Минприроды России от 11 ноября 2013 г. № 496, и форм ведения государственного лесного реестра, утвержденных приказом Минприроды России от 6 октября 2016 г. № 514.

Согласно Письму Рослесхоза от 27.02.2015 № ПК-06-54/1869 Акт о внесении документированной информации в государственный лесной реестр (форма 1, п. 3.1 приказа) составляется при поступлении первичных документов, подтверждающих проведение лесоустройства на территории лесничества (участкового лесничества) или лесного участка.

Остальная информация является производной от материалов лесоустройства и направлена на изменение первоначально внесенной информации, поэтому при поступлении иных первичных документов составляется Акт об изменении документированной информации государственного лесного реестра (форма 2, п. 3.2 приказа).

К акту прикладываются подлинники первичных документов и впоследствии акты группируются по участковым лесничествам и видам первичной документации.

На основании п.п. 12, 13 Приказа Минприроды России от 15.01.2019 № 10 «Об утверждении Порядка ведения государственного лесного реестра и внесении изменений в Перечень, формы и порядок подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение», утвержденные приказом Минприроды России от 11 ноября 2013 г. № 496», изменение документированной информации, внесенной в государственный лесной реестр, осуществляется на основании решения уполномоченного органа, осуществляющего ведение государственного лесного реестра, в случаях:

- выявления несоответствия документированной информации о количественных, качественных и иных характеристиках лесов и лесных ресурсов в границах лесных участков, содержащейся в государственном лесном реестре, их фактическому состоянию;

- обнаружения ошибки уполномоченным органом, осуществляющим ведение государственного лесного реестра, поступления в указанный уполномоченный орган заявления об ошибке от лиц и органов, указанных в пункте 8 настоящего Порядка, или решения суда об устранении ошибки, вступившего в законную силу.

Уполномоченный орган, осуществляющий ведение государственного лесного реестра, осуществляет исключение сведений из документированной информации, внесенной в государственный лесной реестр, путем внесения соответствующих изменений в соответствии с пунктом 12 указанного Порядка, в случаях, предусмотренных частями 6, 7 статьи 4.6 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации».

В соответствии с ч. 6, 7 ст. 4.6. Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ, «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, осуществляет исключение из государственного лесного реестра сведений, которые противоречат сведениям Единого государственного реестра недвижимости, на основании уведомлений органа регистрации прав об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и иных уведомлений, предусмотренных Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в течение 30 дней со дня получения указанных уведомлений.

Сведения о лесных участках, внесенных в государственный лесной реестр, исключаются из государственного лесного реестра органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в

том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям:

1) сведения об этих лесных участках не внесены в Единый государственный реестр недвижимости;

2) границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков (за исключением случаев пересечения с границами лесного участка, образованного для использования лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью), а также границы лесничеств, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом;

3) договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из государственного лесного реестра (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).

Доказательства соблюдения администрацией указанной процедуры в материалы дела не представлены.

Судом не установлено нарушения в том числе п. 2.3. приказа Минприроды России от 11.11.2013 N 496 "Об утверждении Перечня, формы и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение", не установлено нарушения оспариваемым отказом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создания препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, что в соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для признания незаконным ненормативного правового акта органов, осуществляющих публичные полномочия.

В соответствии с частями 4 и 5 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, ненормативный акт, решение и действия (бездействие) органа, осуществляющего публичные полномочия, могут быть признаны недействительными (незаконными) при наличии одновременно двух условий: в случае, если данный ненормативный акт, действия (бездействие) не соответствуют закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При таких обстоятельствах, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

Расходы по уплате госпошлины распределяются в соответствии с требованиями ст. 110 АПК РФ.

Руководствуясь ст. 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара в течение месяца с даты принятия с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

ФИО1