АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области 443001, г.Самара, ул. Самарская,203Б, тел. (846) 207-55-15 http://www.samara.arbitr.ru, e-mail: info@samara.arbitr.ru | |||||||
Именем Российской ФедерацииРЕШЕНИЕ город Самара | |||||||
марта 2021 года | Дело № | А55-35112/2020 | |||||
Арбитражный суд Самарской области | |||||||
в составе судьи | судьи Мешковой О.В., | ||||||
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по иску, заявлению | |||||||
Управление семьи, опеки и попечительства Администрации г.о. Сызрань Самарской области, г. Сызрань Самарской области, ИНН <***> | |||||||
к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сызрани Самарской области (межрайонное), г. Сызрань Самарской области | |||||||
о признании незаконным решения Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сызрани Самарской области (межрайонное) от 26.11.2020г. № 077S19200021556 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, вынесенного в отношении Управление семьи, опеки и попечительства Администрации г.о. Сызрань Самарской области, | |||||||
установил: Заявитель - Управление семьи, опеки и попечительства Администрации г.о. Сызрань Самарской области - обратился в арбитражный суд с заявлением, в котором просит: признать незаконным и отменить решение ГУ УПФР в г.Сызрани Самарской области (межрайонное) от 26.11.2020г. № 077S19200021556 о привлечении к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Определением Арбитражного суда Самарской области от 24.12.2020 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии со статьями 226, 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). С учетом положений ч. 1, 6 ст. 121, ч. 4 ст. 123 АПК РФ лица, участвующие в деле, о принятии искового заявления к производству и возбуждении производства по делу, надлежащим образом извещены, что подтверждается почтовыми уведомлениями о вручении определения суда заявителю - №44392553327586 и заинтересованному лицу - №44392553327593. В установленные судом сроки от сторон дополнительных документов не поступало. Поскольку настоящее дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства, в соответствии с частью 2 статьи 228 АПК РФ электронные копии заявления и приложенных к нему документов, а также иные поступившие в дело документы были размещены в режиме ограниченного доступа на официальном сайте Арбитражного суда Самарской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Информация о движении дела, в том числе о принятии дела к рассмотрению в порядке упрощенного производства, была опубликована на официальном сайте Арбитражного суда Самарской области в сети Интернет по веб-адресу: http://www.samara.arbitr.ru. Сроки, установленные арбитражным судом для представления в суд отзыва на иск, доказательств и иных документов, письменных объяснений истекли. 19.02.2021 арбитражным судом было принято решение об удовлетворении заявленных требований в виде резолютивной части решения в соответствии с ч. 1 ст. 229 АПК РФ. Данное решение суда было опубликовано на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 21.02.2021. От Пенсионного фонда в установленный срок на основании ч. 2 ст. 229 АПК РФ поступило заявление о составлении мотивированного решения, которое подлежит удовлетворению. Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 АПК РФ, представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательства, руководствуясь положениями действующего законодательства, судебной практики по рассматриваемому вопросу, принимая во внимание конкретные обстоятельства данного дела, суд считает заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, Государственным учреждением – Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сызрани Самарской области (межрайонное) (далее также - орган контроля) в отношении Управления семьи, опеки и попечительства Администрации г.о. Сызрань Самарской области (далее также - заявитель), по результатам рассмотрения материалов проверки (акт о выявлении правонарушения от 19.10.2020 № 077S18200019544), вынесено решение от 26.11.2020 № 077S19200021556 о привлечении к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (далее также - решение). Указанным решением установлено, что заявителем нарушен п. 2.2. ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ), а именно сведения по форме СЗВ-М «исходная» за август 2020 года в отношении 19 застрахованных лиц представлена по телекоммуникационным каналам связи 31.08.2020, сведения по форме СЗВ-М «дополняющая» за август 2020 года в отношении 75 застрахованных лиц представлена по телекоммуникационным каналам связи 24.09.2020 при сроке представления сведений не позднее 15.09.2020. Не согласившись с вынесенными решениями, заявитель обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд. Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст.71 АПК РФ, представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательства, руководствуясь положениями действующего законодательства, судебной практики по рассматриваемому вопросу, принимая во внимание конкретные обстоятельства данного дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с п.2.2 ст.11 Федерального закона №27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица). Как указал заявитель, сведения о застрахованных лицах направлены заявителем в УПФР г.Сызрани Самаркой области (межрайонное) 31.08.2020 по телекоммуникационным каналам связи (форма СЗВ-М «исходная» за август 2020 на 19 застрахованных лиц, то есть своевременно. Форма СЗВ-М «дополняющая» была представлена в Пенсионный фонд в связи с самостоятельным выявлением со стороны Управления семьи, опеки и попечительства Администрации г.о. Сызрань Самарской области получателей страховой пенсии среди приемных родителей, патронатных воспитателей, исполняющих свои обязанности возмездно по договору об осуществлении опеки и попечительства. При этом, в соответствии с нормами Федерального закона от 1.04.2020г. №86-ФЗ (вступил в силу 1.07.2020г.)» О внесении изменений в ст.7 Федерального Закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», исключены из числа застрахованных лиц, определенных ст.7 Федерального Закона от 15.12.2001г. №2 167 - ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» - лица, получающие страховые пенсии в соответствии с законодательством РФ, являющиеся опекунами или попечителями, исполняющими свои обязанности возмездно по договору об осуществлении опеки или попечительства, в том числе и по договору о приемной семье. Обязанность по предоставлению страхователем в территориальные органы ПФР сведений индивидуального (персонифицированного) учета по формам СЗВ-М и СЗВ-СТ АЖ в отношении опекунов или попечителей, исполняющих свои обязанности возмездно по договору об осуществлении опеки или попечительства, в том числе и по договору о приемной семье и при этом являющихся получателями страховой пенсии - отсутствует. В перечне документов, которые должен представлять в УСОП Администрации г.о.Сызрани приемный родитель или патронатный воспитатель, на основании Приказа Министерства социально-демографического развития Самарской области №2295 от 21.08.2012г. «Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуга «Назначение и выплата вознаграждения, причитающегося приемному родителю, патронатному воспитателю» - не указан документ, подтверждающий принадлежность к получателям страховой пенсии приемного родителя или патронатного воспитателя. В соответствии со ст.ст.11, 15, 16, 17 Закона №27-ФЗ, ст.6, 14 Федерального Закона от 15.12.2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», п.п.37, 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России №766н от 21.12.-2016г. - страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц. Законом №27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные). Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и применение финансовых санкций является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности. УСОП Администрации г.о.Сызрань первоначально представила в УПФР сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М тип «исходная» за август 2020г. в установленный законом срок. Судом установлено, УСОП Администрации г.о.Сызрань самостоятельно выявило ошибку до момента ее обнаружения ПФ РФ, путем предоставления дополняющих сведений по форме СЗВ-М за август 2020 года. Дополняющие сведения были приняты Управлением Пенсионного фонда. В материалы дела представлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 19.10.2020. Следовательно, УСОП Администрации г.о.Сызрань самостоятельно выявило ошибки в ранее представленных сведениях и представила дополняющую форму, до момента обнаружения ошибки Управлением Пенсионного Фонда. Из позиции Верховного суда РФ, отраженной в определении от 02.07.2018 №303-КГ18-99 следует, что если организация самостоятельно обнаружила ошибки в форме СЗФ-М и дополнила «забытыми» работниками, то она реализовала свое право дополнять и уточнять сведения о застрахованных лицах. Законом также не установлен срок, в течение которого страхователь может самостоятельно выявить ошибку или неполноту в представленных сведениях, до того как их обнаружит ПФР, и представить уточненные (исправленные) сведения. Статья 15 Федерального закона 27-ФЗ предоставляет право страхователю дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Абзац 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ предусматривает ответственность страхователей за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений в виде штрафа в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица. Из изложенного следует, что первоначально своевременное представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, впоследствии самостоятельно исправленные заявителем, не могут расцениваться как предоставленные несвоевременно или неполные, поскольку они скорректированы в действующим законодательством, и не влекут применение к страхователю штрафных санкций. В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Исходя из положений статей 8, 9, 15 Закона N 27-ФЗ, указанные сведения предоставляются в соответствующий орган Пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя. Статьей 16 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе но их учетным данным. Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором ли сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются. Согласно разъяснениям, изложенным в постановлении Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п. при представлении сведений о застрахованных лицах обязательно заполняется тип формы (код): "исхд" - исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период: "доп" - дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период: "отмн" - отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период. Таким образом, исправления и корректировки сведений вносятся в форму в особом порядке при выявлении страхователем ошибки в ранее представленных сведениях в отношении застрахованного лица. Указание о возможности неприменения финансовых санкций в случае исправления ошибки страхователем до момента ее обнаружения пенсионным фондом установлено пунктом 39 действующей Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, положения которого не содержат каких-либо ограничений по сроку предоставления исправленных сведений в случае самостоятельного выявления ошибки страхователем. Приказ Минтруда России от 21.12.2016 N 766н "Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.02.2017 N 45549) регулирует указанные отношения после 21.12.2016. Согласно п. 39 Приказа 766п за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ. Суд считает, что предоставление корректирующих сведений до момента обнаружения ошибки Управлением Пенсионного Фонда не образует состав вмененного заявителю правонарушения. Как указано в пункте 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018, формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности. Пенсионный фонд не вправе привлекать страхователя к ответственности за представление неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах за отчетный период, если страхователь самостоятельно выявил ошибку до ее обнаружения пенсионным фондом и представил в пенсионный фонд исправленные сведения за этот период. Самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения пенсионным фондом, страхователь реализует свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, что допускает не применять к нему финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ. Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц. Аналогичная правовая позиция изложена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99 и от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702, от 16.01.2018 №307-КП7-13851 по делу №А56-74565/2016, от 11.02.2013 N ВАС-1010/13 по делу №А76-7462/2012. При таких обстоятельствах, основания для привлечения УСОП Администрации г.о.Сызрань к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, и взыскания штрафа в общем размере 37500 руб. в рассматриваемом случае отсутствуют. Таким образом, следует признать незаконным решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сызрани Самарской области (межрайонное) от 26.11.2020г. № 077S19200021556 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, вынесенного в отношении Управление Семьи, Опеки и Попечительства Администрации г.о. Сызрань Самарской области. В соответствии со ст.201 АПК РФ следует обязать фонд устранить нарушения прав и законных интересов заявителя, допущенные в связи с принятием оспариваемых решений. На основании ст.110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя, но поскольку и заявитель и ответчик в силу ст.333.37 НК РФ освобождены от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина в размере 3000 руб., уплаченная заявителем по чек-ордеру от 29.12.2020 на основании ст.333.40 НК РФ подлежат возврату из федерального бюджета заявителю. | |||||||
Руководствуясь статьями 101-102, 110, 112, 201, 227-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 5, 8, 15, 16, 11, 17 Федерального закона от 01.04.1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», пунктом 34, 39, 41, Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, правовой позицией, изложенной в пункте 36 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4(2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.12.2019, частью 1 статьи 110 АПК РФ, пунктом 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 N 99 "О процессуальных сроках", ст. 333.37 и 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации | |||||||
Р Е Ш И Л: | |||||||
1. Заявление Управления семьи, опеки и попечительства Администрации г.о. Сызрань Самарской области удовлетворить. Признать незаконным решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сызрани Самарской области (межрайонное) от 26.11.2020г. № 077S19200021556 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, вынесенного в отношении Управление Семьи, Опеки и Попечительства Администрации г.о. Сызрань Самарской области. Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сызрани Самарской области (межрайонное) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Управления семьи, опеки и попечительства Администрации г.о. Сызрань Самарской области. 2. Возвратить Управлению семьи, опеки и попечительства Администрации г.о. Сызрань Самарской области из федерального бюджета государственную пошлину в размере 3000 руб., уплаченную согласно чеку-ордеру ПАО СБЕРБАНК от 29.12.2020. | |||||||
Решение подлежит немедленному исполнению. Решение в виде резолютивной части может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области. Лица, участвующие в деле, вправе подать ходатайство о составлении мотивированного решения в течение пяти дней со дня размещения резолютивной части решения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Мотивированное решение, составленное по заявлению лица, участвующего в деле, может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области. | |||||||
Судья | / | О.В. Мешкова | |||||