ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-35635/2017 от 21.05.2018 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

25 мая 2018 года

Дело №

А55-35635/2017

Резолютивная часть решения объявлена 21 мая 2018 года

Решение в полном объеме изготовлено 25 мая 2018 года

Арбитражный суд Самарской области

в составе

судьи Рагуля Ю.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Матвеевой А.В.,

рассмотрев в судебном заседании 15.05.2018 – 21.05.2018 дело по заявлению

Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мурманску

к Индивидуальному предпринимателю ФИО1

о взыскании обязательных платежей и санкций,

с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:

1. Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе г. Мурманск;

2.Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе г.Тольятти и Ставропольском районе Самарской области;

при участии в заседании:

от заявителя – не явился;

от ответчика – не явился;

от третьих лиц:

1.– не явился;

2.– не явился;

установил:

Инспекция Федерального налоговой службы по г. Мурманску обратилась в Арбитражный суд Мурманской области о взыскании с Индивидуального предпринимателя ФИО1 задолженности по страховым взносам, образовавшейся за период до 01.01.2017 в сумме 176 277,51 руб., из них недоимки по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в сумме 130 275,60 руб., пени по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в сумме 39 707,64, недоимки по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии 00 руб.; пени по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 3305,39 руб.; недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 0 руб.; и пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 2 988, 85 руб., с ходатайством о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.

Определением Арбитражного суда Мурманской области от 16.11.2017г. заявление принято к рассмотрению суда в соответствии с положениями ст.ст. 226, 227 АПК РФ.

Определением Арбитражного суда Мурманской области от 20.12.2017 заявление ИФНС России по г. Мурманску о взыскании с Индивидуального предпринимателя ФИО1 задолженности по страховым взносам, образовавшейся за период до 01.01.2017 в сумме 176 277,51 руб. передано по подсудности в соответствии со ст. 39 АПК РФ на рассмотрение Арбитражного суда Самарской области по месту регистрации предпринимателя.

Определением Арбитражного суда Самарской области от 12 января 2018 года заявление принято к производству в порядке упрощенного производства в соответствии со ст. ст. 226, 227 АПК РФ, сторонам предложено в срок до 27.02.2018 представить дополнительные документы.

Определением от 05.03.2018г. в соответствии со ст. 227 АПК РФ суд определил о рассмотрении дела по правилам искового производства.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе г. Мурманск, Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе г.Тольятти и Ставропольском районе Самарской области.

Представитель заявителя в судебное заседание не явился о месте и времени, которого извещен надлежащим образом в силу ст. 123 АПК РФ.

Представитель ответчика в предварительное судебное заседание не явился о месте и времени, которого извещен надлежащим образом в силу ст. 123 АПК РФ. Ответчик отзыв на заявление в материалы дела не представил.

Представители третьих лиц в предварительное судебное заседание не явились о месте и времени, которого извещены надлежащим образом в силу ст. 123 АПК РФ.

От Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе г.Тольятти и Ставропольском районе Самарской области через электронную систему «мой арбитр» поступил отзыв на заявление и дополнительные документы (вх. № 75453 от 08.05.2018г.), которые судом в порядке ст. ст. 75, 81 АПК РФ приобщены к материалам дела.

В судебном заседании в соответствии со статьей 163 АПК РФ с 15.05.2018г. объявлялся перерыв до 21.05.2018г. до 11 час. 20 мин. После перерыва судебное заседание продолжено. Информация о перерыве была опубликована на официальном сайте Арбитражного суда Самарской области в сети Интернет по адресу: http://www.samara.arbitr.ru.

Рассмотрев материалы дела, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 АПК РФ, представленные сторонами в обоснование своих доводов доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, с учетом распределения бремени доказывания, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, руководствуясь положениями действующего законодательства, судебной практики по рассматриваемому вопросу, принимая во внимание конкретные обстоятельства данного дела, суд считает заявленные требования, не подлежат удовлетворению по следующим обстоятельствам.

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 15.01.2016 № 13 "О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины при осуществлении расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования" приняты Федеральный закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон № 243-ФЗ) и Федеральный закон от 03.07.2016 № 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую часть Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N250-ФЗ).

Согласно статье 20 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее - Закон № 250-ФЗ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Статьей 19 указанного Закона установлено, что передача органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), за исключением сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, содержащихся в решениях и иных актах органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера, по которым начата процедура обжалования в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) или в суд, осуществляется в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее - Закон № 243-ФЗ) установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

В соответствии с Порядком обмена информацией Пенсионным фондом Российской Федерации произведена передача информации о задолженности плательщиков страховых взносов в Федеральную налоговую службу для проведения процедуры взыскания образовавшейся до 01 января 2017 года.

Как следует из материалов дела, на налоговом учете в Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Мурманску состоит в качестве плательщика страховых взносов гражданин ФИО1, который до 01.01.2017г. в соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», а с 01.01.2017г. – п. 3.4. ст. 23 и главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) обязан своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов, в указанный бюджет.

Индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), в соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ) уплачивают страховые взносы в ПФ РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с ч.1.1, 1.2 данной статьи.

Частью 4.1 ст.14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ предусмотрено, если плательщики страховых взносов прекращают осуществлять предпринимательскую, либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, прекращен либо приостановлен статус адвоката, прекращены полномочия нотариуса, занимающегося частной практикой. В соответствии с ч. 8 ст. 16 Федерального Закона от 24.07.200 № 212-ФЗ уплата страховых взносов такими плательщиками производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.

ФИО1 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 20.02.2004 года.

Территориальные органы ПФР формировали сумму обязательств плательщика по размеру фиксированного страхового взноса, который подлежал уплате в соответствии с пунктом 2 части 1.1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ на основании полученных от территориальных органов ФНС России данных.

В случае, если в указанной информации отсутствовали сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекщий расчетный период взыскивается органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы и тарифа страховых взносов в ПФР, установленного п.1 ч.2 ст. 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

В связи с тем, что Индивидуальный предприниматель ФИО1 страховые взносы в установленный срок не уплатил, в соответствии с ч.5 ст.22 Федерального Закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ налоговым органом в его адрес направлены требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 09.01.2017г. № 077S01170102845, № 077S01170100662, со сроком исполнения до 01.04.2017г. Согласно ст.25 Федерального Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ неисполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями, начисленными за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты взносов.

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ плательщик страховых взносов обязан был уплатить задолженность по страховым взносам, образовавшуюся за период до 01.01.2017 года в общей сумме 176 277, 51 руб., в том числе:

- недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в сумме 130275,60 руб.;

- пени по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в сумме 39707,67 руб.;

- недоимку по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 0,00 руб.;

- пени по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 3305,39 руб.

- недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 0,00 руб.;

- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 2988,85 руб.

Указанные требования налогового органа ответчиком не исполнены в установленный срок.

В соответствии со статьёй 46 НК Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока.

Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (пункт 3 ст.46 НК РФ).

В связи с истечением срока для добровольного исполнения требований № 077S01170102845, № 077S01170100662 по состоянию на 09.01.2017г. налоговый орган на основании п. 3 ст. 46 Налогового кодекса РФ обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

При этом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд в соответствии со ст. 46 НК РФ.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.

В силу п. 3 ст. 4 Закона N 243-ФЗ в случае утраты налоговыми органами возможности взыскания переданных им органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, указанные недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговыми органами в случаях и порядке, установленных статьей 59 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в случае исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа.

Согласно пункту 4 статьи 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного в срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

В пункте 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по смыслу положений статьи 44 НК РФ утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер ко взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.

Согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.

Таким образом, для установления факта утраты налоговым органом возможности взыскания недоимки, пеней, штрафов, необходимо, чтобы у налогоплательщика имелась обязанность по уплате данных сумм налогов, пени и штрафов, однако налоговый орган пропустил установленный срок их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.

Из материалов дела следует, что спорные правоотношения имели место до 2017г. Сроки, предусмотренные ст. 46 НК РФ для осуществления взыскания задолженности за указанный период, на дату обращения в суд с настоящим заявлением – 03.10.2017 налоговым органом пропущены.

Перечень уважительных причин, которые являются основанием для восстановления пропущенного налоговым органом срока на обращение в суд, положениями налогового законодательства не определен, в связи с чем в каждом конкретном случае исходя из оценки представленных налоговым органом доказательств, суд определяет, являются ли причины пропуска срока на обращение в суд, приведенные Инспекцией, уважительными, т.е. объективно препятствующими налоговому органу реализовать предоставленные законодательством полномочия, направленные на поступление в бюджет соответствующих сумм налогов.

Заявляя ходатайство о восстановлении срока, между тем налоговым органом не представлено суду доказательств того, что существовали какие-либо уважительные причины пропуска срока на взыскание спорной задолженности.

Следовательно, налоговым органом утрачена возможность взыскания недоимки, как в бесспорном, так и в судебном порядке.

При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для восстановления пропущенного срока и удовлетворения заявленных требований.

Расходы по уплате госпошлины относятся на заявителя, однако взысканию не подлежат, поскольку налоговые органы освобождены от ее уплаты на основании статьи 333.37 НК Российской Федерации.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

Ю.Н. Рагуля