ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-35679/19 от 18.08.2020 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 207-55-15, факс (846) 226-55-26

http://www.samara.arbitr.ru, e-mail: info@samara.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

августа 2020 года

Дело №

А55-35679/2019

Резолютивная часть решения объявлена 18 августа 2020 года. Полный текст решения изготовлен 21 августа 2020 года.

Арбитражный суд Самарской области в составе судьи Коршиковой О.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Похвинской К.Е.

рассмотрев в судебном заседании 14 августа -18 августа 2020 дело по заявлению

Акционерного общества «Предприятие тепловых сетей»

к Средне-Поволжскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
- Администрации городского округа Самара,
- Главы городского округа Самара,
- Департамента градостроительства городского округа Самара,
- Департамента управления имуществом городского округа Самара,
- Администрации Советского внутригородского района г.о. Самара,
- Администрации Железнодорожного внутригородского района г.о. Самара,
- Администрации Октябрьского внутригородского района г.о. Самара,
- Администрации Ленинского внутригородского района г.о. Самара,
-Администрации Кировского внутригородского района г.о. Самара,
-Администрации Промышленного внутригородского района г.о. Самара,
- Администрации Самарского внутригородского района г.о. Самара,

о признании незаконным ненормативного акта

при участии в судебном заседании:

от заявителя –   предст.  ФИО1 по дов. от 26.03.2020, диплом, после перерыва: предст. ФИО2 по дов. от 26.03.2020, диплом,

от заинтересованного лица –  предст. ФИО3 по дов. от 09.01.2020, диплом, после перерыва: предст. ФИО4 по дов. от 09.01.2020, диплом,

от Администрации городского округа Самара - предст. ФИО5 по дов. от 02.06.2020, диплом, после перерыва: не явился, извещен,

от Главы городского округа Самара – предст. ФИО5 по дов. от 30.12.2019, диплом, после перерыва: не явились, извещены,

от иных третьих  лиц – не явился, извещен,

установил:

Заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением, в котором просит признать незаконным пункт 1 предписания Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 09-243-09-19-567/2-В от 06.09.2019 г.

      Обязать Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Акционерного общества «Предприятие тепловых сетей».

Представитель заявителя поддерживает заявленные требования, считает, что является ненадлежащим субъектом, а также, что бесхозяйные тепловые сети были переданы заявителю без проектной и иной документации, которую на данный момент восстановить не представляется возможным.

Представитель заявленные требования не признает по основаниям, изложенным в отзыве.

Представитель Администрации городского округа Самара, Главы городского округа Самара считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Администрация Промышленного внутригородского района г.о. Самара, Администрация Советского внутригородского района г.о. Самара, Администрации Октябрьского внутригородского района г.о. Самара, Администрации Кировского внутригородского района г.о. Самара, Администрации Самарского внутригородского района г.о. Самара в представленном отзыве поддерживает заявленные требования, считает, что на тепловые сети, переданные заявителю как безхозяйные не может быть документов, указанных в оспариваемом предписании в силу их отсутствия.

Представитель иных третьих лиц в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом в порядке ст. 123 АПК РФ.

 Исследовав доказательства по делу, проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, арбитражный суд пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 07.08.2019 г. №3800-р Средне-Поволжским Управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору  проведена внеплановая выездная проверка в отношении АО «Предприятие тепловых сетей» с целью исполнения приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.07.2019 г. №261 «О контроле хода подготовки объектов теплоснабжения к работе  в осенне-зимнем периоде 2019-2020 годов».

По результатам проверки составлен Акт проверки №09-243-09-19-567-В от 06.09.2019.

На основании Акта проверки Акционерному обществу «Предприятие тепловых сетей» выдано Предписание №09-243-09-19-567/2-В об устранении выявленных нарушений в срок до 06.12.2019 (т. 1 л.д. 107-110).

Управление Ростехнадзора в пункте 1 Предписания обязало АО «ПТС» устранить нарушение п.2.8.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок (утв. Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 №115, далее - ПТЗ), пп.5 п.13 Правил оценки готовности к отопительному периоду (утв. Приказом Минэнврго России от 12.03.2013 №103, далее также - Правила оценки): при эксплуатации тепловых сетей, переданных на содержание и эксплуатацию АО «ПТС» по Постановлениям главы г.о. Самара как бесхозяйные, не хранятся и не используются в работе:

-утвержденная проектная документация (чертежи, пояснительные записки, и др.) со всеми последующими изменениями;

-акты приемки скрытых работ, испытаний и наладки тэпловых энергоустановок и тепловых сетей, акты приемки тепловых энергоустановок и тепловых сетей в эксплуатацию;

-исполнительные чертежи тепловых энергоустановок и тепловых сетей;

-технические паспорта тепловых сетей.

Не согласившись с пунктом 1 предписания, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частями 4 и 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, ненормативный акт, решение и действие (бездействие) органа, осуществляющего публичные полномочия могут быть признаны недействительными (незаконными) при наличии одновременно двух условий: в случае, если данный ненормативный акт, действие (бездействие) не соответствует закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.

В обоснование своей позиции административный орган указывает следующее.

АО «ПТС» не является лицом, ответственным в соответствии с законодательством РФ за хранение или использование на бесхозяйных тепловых сетях документов, в создании которых АО « ПТС» не участвовало и которые не были переданы при закреплении за АО «ПТС» указанных сетей.

В соответствии с п.6 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей орган местного самоуправления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят данные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.

На основании приказа Минэнерго России от 20.10.2014 №755 «Об утверждении схемы теплоснабжения городского округа Самара на период с 2014 по 2029 год» АО «ПТС» присвоен статус единой теплоснабжающей организации  г. Самара.

В связи с этим на основании постановлений администрации г.о. Самара №957 от 02.09.2015 г., №578 от 06.07.2017 г., №1068 от 15.12.2017 [., №675 от 22.08.2018 г., №481 от 26.07.2019 г. АО «ПТС» было определено организацией, осуществляющей содержание и обслуживание более 460 км бесхозяйных сетей в г. Самара.

Для того чтобы исполнить предписание, по мнению Управления Ростехнадзора, необходимо хранить и использовать в работе перечисленные в Предписании документы.

Однако, у АО «ПТС» указанных документов не имеется. Они не передавались в АО «ПТС» ни при закреплении за Обществом бесхозяйных сетей, ни позднее.

Из смысла пунктов 5, 6 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ следует, что разрешение на строительство тепловых сетей, проектная документация в полном объеме подготавливаются лицом, ведущим строительство указанных сетей.

Пунктом 6.13 Свода правил «Организация строительства» (СП 48.13330.2011, утв. Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2010 №781) установлено, что лицо, осуществляющее строительство, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности должно вести исполнительную документацию, в том числе: акты освидетельствования скрытых работ; акты освидетельствования участков сетей инженерно-технического обеспечения; комплект рабочих чертежей с надписями о соответствии выполненных в натуре работ этим чертежам или о внесенных в них по согласованию с проектировщиком изменениях, сделанных лицами, ответственными за производство строительно-монтажных работ; исполнительные схемы и профили участков инженерно-технического обеспечения; акты испытания и опробования технических устройств: результаты экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ, проведенных в процессе строительного контроля; иные документы, отражающие фактическое исполнение проектных решений.

Согласно пункту 6.13 СП 48.13330.2011 исполнительная документация подлежит постоянному хранению у застройщика (технического заказчика).

Технический паспорт тепловой сети также составляется до ввода в эксплуатацию данной тепловой сети. В соответствии с п. 7 Приказа Ростехнадзора №212 от 07.04.2008 паспорт тепловой сети представляется должностному лицу органа Ростехнадзора лицом, осуществляющим обслуживание тепловой сети, для выдачи разрешения на допуск в эксплуатацию тепловой сети.

Таким образом, АО «ПТС» не является лицом, обязанным в соответствии с законодательством составлять указанные в п. 2.8.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок документы.

Ни в акте проверки, ни в оспариваемом предписании не указаны какие конкретно документы, предусмотренные п. 2.8.1 Правил и на какие конкретно тепловые энергоустановки отсутствуют у заявителя

Средне-Поволжское управление Ростехнадзора утверждает, что согласно п. 13 Распоряжения № 3800-Р, которое было заблаговременно вручено АО «ПТС», а также в первый день проверки, для достижения целей и задач запрашивалась нормативно-техническая документация.

Однако, Распоряжение № 3800-Р не содержит требование о предоставлении документов, предусмотренных п. 2.8.1 Правил, в отношении именно тепловых энергоустановок.

Пункт 2.8.1 ПТЭ также не распространяется на АО «ПТС» потому, что АО «ПТС» в соответствии с ч.б ст. 15 ФЗ «О теплоснабжении» осуществляет в отношении бесхозяйных сетей содержание и техническое обслуживание.

В содержание тепловых сетей в соответствии с п.2.3. Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, утв. Приказом Госстроя РФ от 13.12.2000, входят содержание тепловых сетей, тепловых пунктов и других сооружений в работоспособном, технически исправном состоянии; соблюдение режимов теплоснабжения по количеству и качеству тепловой энергии и теплоносителей, поддержание на границе эксплуатационной ответственности параметров теплоносителей; соблюдение требований промсанитарии, пожарной и экологической безопасности; соблюдение оперативно-диспетчерской дисциплины.

Согласно п. 2.8.1. при эксплуатации тепловых энергоустановок хранятся и используются в работе следующие документы:

- генеральный план с нанесенными зданиями, сооружениями и тепловыми сетями;

- утвержденная проектная документация (чертежи, пояснительные записки и др.) со всеми последующими изменениями;

- акты приемки скрытых работ, испытаний и наладки тепловых энергоустановок и тепловых сетей, акты приемки тепловых энергоустановок и тепловых сетей в эксплуатацию;

- акты испытаний технологических трубопроводов, систем горячего водоснабжения, отопления, вентиляции;

- акты приемочных комиссий;

- исполнительные чертежи тепловых энергоустановок и тепловых сетей;

- технические паспорта тепловых энергоустановок и тепловых сетей;

- технический паспорт теплового пункта;

- инструкции по эксплуатации тепловых энергоустановок и сетей, а также должностные инструкции по каждому рабочему месту и инструкции по охране труда.

При этом, ни в акте проверки, ни в оспариваемом предписании не указан перечень тепловых энергоустановок, содержащий индивидуальные сведения о каждой тепловой энергоустановки.

 Также ни в акте проверки, ни в оспариваемом предписании не указаны какие конкретно документы, предусмотренные п. 2.8.1 Правил и на какие конкретно тепловые энергоустановки отсутствуют у заявителя.

Пункт 2.8.1 ПТЭ ТЭ регламентирует необходимость хранения и использования в работе утвержденной проектной документации. Её хранение и использование в работе определяется необходимостью установления изначального состояния тепловых сетей и возможности проверки соответствия фактического состояния тепловых сетей проектам.

В ходе рассмотрения дела, управлением не были представлены доказательства, опровергающие довод общества о том, что обязанность хранить проектную документацию находится в прямой взаимосвязи с ее фактическим наличием.

Также необходимо отметить, что закрепление за АО «ПТС» бесхозяйных тепловых сетей носит временный характер.

Статус Единой теплоснабжающей организации (ЕГО) присваивается на определенный срок.

После постановки органом местного самоуправления г.о. Самара сетей на учет в качестве бесхозяйных и оформления на ниx права муниципальной собственности обязанность АО «ПТС» по содержанию и техническому обслуживанию данных сетей будет прекращена в силу ч. 6 ст. 15 ФЗ «О теплоснабжении» (орган местного самоуправления передает на содержание и техническое обслуживание бесхозяйные тепловые сети до признания права муниципальное собственности на них).

Таким образом, на АО «ПТС», осуществляющее временное (до признания права муниципальной собственности) содержание и техническое обслуживание данных сетей, неправомерно возлагаются обязанности по восстановлению исходной документации на данные тепловые сети.

АО «ПТС» не участвовало в строительстве данных тепловых сетей, в создании документации на данные тепловые сети, а именно: чертежей, схем, прочих графических и текстовых материалов, зафиксировавших точное фактическое расположение, размеры и детали трубопроводов и их составляющих в том виде, в котором они выполнены при строительстве и вводе в эксплуатацию.

Предписание Управления Ростехнадзора не отвечает признаку исполнимости, как по способу устранения нарушения, так и по объему - конкретному перечню бесхозяйных тепловых сетей, в отношении которых не хранится и не используется в работе проектная и иная документация.

Между тем Предписание как акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретного юридического лица, должно содержать четкую формулировку относительно конкретных действий, которые необходимо совершить заявителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.

Недопустимо, формальное изложение нарушения ПТЭ, без указания перечня конкретных объектов - участков тепловых сетей и способа устранения нарушения.

Управление Ростехнадзора ни в Распоряжении о проведении проверки №3800-Р от 07.08.2019, ни в ходе проверки, ни письменно, ни устно не запрашивало проектную и иную документацию на бесхозяйные тепловые сети. Ни в акте проверки, ни в оспариваемом Предписании не указан перечень тепловых энергоустановок, содержащий индивидуальные сведения о каждой энергоустановке.

Отсутствие в оспариваемом Предписании определенности в указании конкретного места выявленных и подлежащих устранению нарушений и способа их устранения свидетельствует о несоответствии оспариваемого предписания критериям определенности и исполнимости властного указания государственного органа, осуществляющего контрольные функции.

Неправомерность констатации Ростехнадзором в Предписании факта нарушения вместо указания конкретного способа его устранения и отсутствия в предписании индивидуальных характеристик тепловой сети, на которую отсутствует проектная и иная документация, подтверждена вступившим в законную силу судебным актом - решением Арбитражного суда от 09.01.2020 по делу А55-13458/2019, оставленным без изменения судом кассационной инстанции 20.07.2020, между теми же сторонами.

По данному делу АО «ПТС» оспаривало законность и обоснованность Предписания Средне-Поволжского управления Ростехнадзора, в котором аналогичным образом было изложено «нарушение» АО «ПТС»: «при эксплуатации тепловых энергоустановок не хранится и не используется в работе утвержденная проектная документация...», без указания в Предписании конкретных участков тепловых сетей и их местонахождения.

Администрация г.о. Самара в своем отзыве от 22.01.2020 №1-03/2-06-01/685 указала, что оспариваемое Предписание не отвечает признаку исполнимости: в Предписании не указаны конкретные объекты (тепловые энергоустановки, тепловые сети), которые являются бесхозяйными и на которые отсутствует вышеуказанная документация.

Кроме того, на закрепленные за АО «ПТС» постановлением Администрации бесхозяйные тепловые сети не может быть указанных в пункте 1 Предписания документов, в силу их отсутствия по причине неизвестности собственника, который изначально должен был надлежащим образом разрабатывать и утверждать проектную документацию (чертежи, пояснительные записки и др.) со всеми последующими изменениями.

Администрация Промышленного внутригородского района г.о. Самара в своем отзыве от 05.02.2020 №14/604 также отметила, что Предписание не отвечает признакам определенности и исполнимости ввиду отсутствия в нем перечня объектов, по которым у АО «ПТС» проектная и иная документация отсутствует.

Как указала Администрация Промышленного внутригородского района г.о. Самара в Отзыве, на тепловые сети, закрепленные за АО «ПТС» на содержание и обслуживание как бесхозяйные, не может быть указанных в пункте 1 Предписания документов, в силу их отсутствия по причине неизвестности застройщика (технического заказчика), который изначально должен был надлежащим образом разработать и утвердить документацию.

Согласно приказу Минрегиона РФ от 27.12.2010 №781 и Приказу Ростехнадзора от 26.12.2006 №1128 документация разрабатывается до начала строительства и монтажа объектов теплоснабжения или непосредственно на этапе строительства и вводе в эксплуатацию. Следовательно, получение данных документов на построенный и эксплуатируемый объект невозможно.

Администрация Советского внутригородского района указала, что на закрепленные за АО «ПТС» бесхозяйные тепловые сети не может быть указанных в пункте 1 Предписания документов в силу их отсутствия по причине неизвестности собственника, который изначально должен был надлежащим образом разрабатывать и утверждать проектную документацию (чертежи, пояснительные записки и др.).

Согласно ч.6 ст. 15 ФЗ «О теплоснабжении» в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.

При этом тариф АО «ПТС» не позволяет покрыть расходы АО «ПТС» по содержанию и обслуживанию бесхозяйных тепловых сетей ввиду значительного ограничения органом регулирования тарифов роста тарифа на тепловую энергию в течение нескольких лет, с целью непревышения индекса изменения платы граждан за жилищно-коммунальные услуги, утверждаемого Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 30.04.2014 N 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации").

АО «ПТС» как единая теплоснабжающая организация в отношении закрепленных за ним бесхозяйных тепловых сетей выполняет лишь содержание и обслуживание. Понятия «содержание» и «обслуживание» развернуто раскрыты в первоначальном Заявлении АО «ПТС» по настоящему делу о признании недействительным пункта 1 Предписания.

Данные тепловые сети закреплены за АО «ПТС» постановлением Главы г.о. Самара. По акту приема-передачи во владение и пользование АО «ПТС» данные тепловые сети не передавались, собственником данных сетей Общество не является.

Фактически АО «ПТС» временно, до признания права муниципальной собственности на данные сети либо возвращения их прежнему собственнику, выполняет их содержание.

Согласно п. 1.7 ПТЭ ответственность за выполнение настоящих Правил несет руководитель организации, являющейся собственником тепловых энергоустановок, или технический руководитель, на которого возложена эксплуатационная ответственность за тепловые энергоустановки в соответствии с законодательством РФ.

Законодательством РФ о теплоснабжении, Правилами технической эксплуатации не установлена эксплуатационная ответственность единой теплоснабжающей организации за временно закрепленные за ней бесхозяйные тепловые сети.

Кроме того, законным владельцем закрепленных за АО «ПТС» бесхозяйных тепловых сетей является муниципальное образование - городской округ Самара, поскольку в соответствии с пунктом 3 Постановления администрации г.о. Самара от 02.09.2015 №957 «Об определении организации для осуществления содержания и обслуживания тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации», Департаменту управления имуществом г.о. Самара предписано организовать работу по регистрации права собственности городского округа Самара на тепловые сети, закрепленные данным постановлением за АО «ПТС».

Таким образом, АО «ПТС» как единая теплоснабжающая организация, осуществляющая в отношении закрепленных постановлением Главы г.о. Самара от 02.09.2015 №957 бесхозяйных тепловых сетей содержание и обслуживание, не является эксплуатирующей организацией по смыслу пункта 1.7. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок (ПТЭ).

Согласно пункту 6 Распоряжения №290-Р от 23.01.2019 о проведении Управлением Ростехнадзора внеплановой выездной проверки акционерного общества «ПТС» (прилагается), по результатам которой было выдано оспоренное в рамках дела №А55-13458/2019 предписание, указано, что «проверка проводится с целью проверки соблюдения требований промышленной и энергетической безопасности при использовании (эксплуатации) тепловых сетей».

Порядок осуществления федерального государственного энергетического надзора установлен Постановлением Правительства №610 от 20.07.2013.

Согласно п. 2 (2) Порядка государственный надзор в сфере теплоснабжения осуществляется органами государственного надзора в соответствии, в том числе, с правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок (Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утв. Приказом Минэнерго №115 от 24.03.2003).

Последним абзацем пункта 10 Распоряжения №290-Р от 23.01.2019 «Обязательные требования и (или) требования, установленные муниципальными правовыми актами, подлежащие проверке: Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденные приказом Минэнерго России от 24.03.2003 №115, зарегистрированным Минюстом России от 02 апреля 2003 г., регистрационный номер №4358».

В перечне положений об осуществлении государственного контроля (надзора) согласно абз.5 п. 12 Распоряжения №290-Р от 23.01.2019 указан Административный регламент по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению Федерального государственного энергетического надзора, утв. Приказом Ростехнадзора от 30.01.2015 №38, что соответствует абз.5 п. 12 Распоряжения №3800-р от 07.08.2019.

В перечне документов, представление которых юридическим лицом необходимо для достижения целей и задач проверки, в соответствии с п.13 Распоряжения №290-Р от 23.01.2019 перечислены, в т.ч., «документы, подтверждающие... функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб, а именно: ...обеспеченность персонала средствами индивидуальной и коллективной защиты, спецодеждой, инструментами и необходимой для производства работ оснасткой, нормативно-технической и оперативной документацией, инструкциями, схемами, первичными средствами пожаротушения.

Указанные обстоятельства подтверждают, что проверка, по результатам которой выдано оспоренное в рамках дела № А55-13458/2019 предписание проводилась на предмет соблюдения требований энергетического надзора (выполнение Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок).

В признанном незаконным пункте 64 предписания от 11.02.2019 №07-050-02-19-021-В АО «ПТС» должно было устранить нарушение, заключающееся в том, что «при эксплуатации тепловых энергоустановок не хранится и не используется в работе утвержденная проектная документация (чертежи, пояснительные записки и др.) со всеми последующими изменениями, чем нарушены требования пункта 2.8.1 ПТЭ».

В пункте 1 оспариваемого по настоящему делу Предписания АО «ПТС» также вменяется в вину отсутствие проектной и иной документации на сети, не имеющие эксплуатирующей организации, содержание и обслуживание которых на основании Постановления Администрации городского округа Самара № 957 от 02.09.2015 (с последующими изменениями и дополнениями) осуществляет единая теплоснабжающая организация АО «ПТС».

Судебными актами по делу А55-13458/2019 данным доводам Управления Ростехнадзора дана оценка, они признаны необоснованными, а пункт 64 Предписания  недействительным.

Как установил Арбитражный суд Поволжского округа в Постановлении от 20.07.2020 по делу №А55-13458/2019, «пункт 2.8.1 ПТЭ ТЭ регламентирует необходимость хранения и использования в работе утвержденной проектной документации. Её хранение и использование в работе определяется необходимостью установления изначального состояния тепловых сетей и возможности проверки соответствия фактического состояния тепловых сетей проектам. В ходе рассмотрения дела, управлением не были представлены доказательства, опровергающие довод общества о том, что обязанность хранить проектную документацию находится в прямой взаимосвязи с ее фактическим наличием».

В рамках рассматриваемого дела Управлением данный довод также не опровергнут.

Буквальное толкование Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок во взаимосвязи с Постановлениями Администрации городского округа Самара, позволяет прийти к выводу о том, что положения пункта 2.8.1 ПТЭ ТЭ, определяющего перечень документов, которые хранятся и используются в работе при эксплуатации тепловых энергоустановок, в части содержания и обслуживания тепловых сетей, указанных в приложениях к Постановлениям Администрации городского округа Самара, на АО «ПТС» не распространяется; соответственно, оспариваемый пункт предписания не основан на нормах действующего законодательства.

Неправомерен довод Управления Ростехнадзора о том, что требование представления проектной и иной документации на тепловые сети и указание в качестве нарушения отсутствие этой документации соответствует распоряжению о проведении проверки и пункту 13 Правил оценки готовности к отопительному периоду, поскольку нормативно-техническая документация не является проектной и иной документацией на тепловые сети. Установив в качестве нарушения отсутствие у АО «ПТС» проектной и иной документации на бесхозяйные сети, Управление Ростехнадзора вышло за пределы предоставленных полномочий.

Управление Ростехнадзора обосновывает истребование у АО «ПТС» в ходе проверки готовности к отопительному сезону проектной и иной документации на бесхозяйные тепловые сети и указание в качестве нарушения на отсутствие указанной документации ссылкой на подпункт 5 пункта 13 Правил оценки готовности к отопительному периоду (утв. Приказом Минэнерго РФ от 12.03.2013 №103, далее - Правила 103).

Согласно пп.5 п. 13 Правил 103 при проверке готовности к отопительному периоду необходимо проверить функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб, а именно: укомплектованность указанных служб персоналом; обеспеченность персонала средствами индивидуальной и коллективной защиты, спецодеждой, инструментами и необходимой для производства работ оснасткой, нормативно-технической и оперативной документацией, инструкциями, схемами, первичными средствами пожаротушения.

Управление Ростехнадзора со ссылкой на данный пункт утверждает, что проектная и иная указанная в пункте 1 оспариваемого Предписания документация является нормативно-технической документацией.

Данный довод не соответствует действительности и нормативным актам РФ.

Согласно пункту 2.9.4 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок (утв. Приказом Минэнерго от 24.03.2003 №115, далее - ПТЭ) тепловые энергоустановки оснащаются средствами измерений в соответствии с проектной документацией и нормативно-технической документацией, действие которой распространяется на данные типы энергоустановок.

Таким образом, суд приходит к выводу, что термины «проектная документация» и «нормативно-техническая документация» имеют различные понятия.

Проектная документация не является нормативно-технической документацией.

В соответствии с п.2.2.5 ПТЭ ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок организации и ее подразделений обеспечивает эксплуатацию тепловых энергоустановок в соответствии с требованиями настоящих Правил, правил техники безопасности и другой нормативно-технической документацией;

Понятие термину «нормативно-техническая документация» также дано в Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения (утв. Приказом Госстроя от 13.12.2000 №285, далее - Типовая инструкция 285).

В Преамбуле Инструкции №285 отмечено, что Типовая инструкция дополнена с учетом вновь вышедших и пересмотренных нормативно-технических документов (НТД), а также опыта эксплуатации коммунальных систем централизованного теплоснабжения.

Типовая инструкция устанавливает требования к технической эксплуатации тепловых сетей и сооружений на них, выполнение которых необходимо для обеспечения надежной и экономичной работы систем коммунального теплоснабжения, бесперебойного отпуска тепловой энергии и теплоносителей.

Как указано в Типовой инструкции №285, ряд положений, относящихся к проектированию, строительству, монтажу, наладке, ремонту тепловых сетей, насосных станций и тепловых пунктов, в Типовой инструкции изложен кратко, поскольку они рассматриваются в других нормативно-технических документах.

Согласно пункту 3.1 Типовой инструкции № 285 устройство тепловых сетей должно соответствовать требованиям строительных норм и правил, других НТД и техническим условиям.

Таким образом, под нормативно-технической документацией понимается не проектная и иная документация, описывающая порядок и условия строительства конкретных участков тепловых сетей, а нормативные документы технического характера, устанавливающие обязательные требования при работе с тепловыми сетями соответствующего вида.

Данный вывод подтверждается также приложением №1 к Инструкции №285, которое называется «Перечень нормативно-технических документов по эксплуатации тепловых сетей». В этом перечне содержится ссылка на 38 нормативно-технических документов, среди которых: «Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей»; «Правила устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды»; СНиП 2.04.07-86 «Тепловые сети»; СНиП 2.04.14-88 «Тепловая изоляция оборудования и трубопроводов» СП 41-101-95 «Проектирование тепловых пунктов», несколько видов Правил по технике безопасности, инструкции, методические указания и т.д.

Таким образом, проектная и иная предусмотренная разделом 2.8 документация на конкретные участки тепловых сетей не является нормативно-технической документацией.

Обеспеченность персонала эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб нормативно-технической документацией (пп.5 п. 13 Правил готовности к отопительному сезону (Правила 103) и пункт 13 распоряжения от 07.08.2019 №3800-р о проведении Ростехнадзором проверки означает знание и применение работниками АО «ПТС» содержания нормативно-технической документации, то есть опубликованных установленном порядке, принятых уполномоченным органом власти обязательных технических правил, регулирующих права и обязанности неопределенного круга лиц, управляющих техническими устройствами соответствующего вида.

В связи с этим довод Управления Ростехнадзора о правомерности в рамках проверки органом Ростехнадзора готовности АО «ПТС» к отопительному сезону истребования у проверяемого лица проектной и иной указанной в пункте 1 оспариваемого Предписания документации и указание в качестве нарушения отсутствие указанных документов не обоснован.

 Распоряжение о проведении проверки от 07.08.2019 №3800-р не содержит ни ссылок на пункт 2.8.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, ни перечня документов, предусмотренных пунктом 2.8.1 Правил, ни требования по предоставлению документов в отношении конкретных тепловых энергоустановок.

В связи с этим требование предоставить проектную и иную указанную в п.2.8.1 ПТЭ документацию незаконно, как незаконно и указание в качестве нарушения отсутствие у АО «ПТС» указанной документации.

Данный вывод подтверждается судебными актами по делу А55-13458/2019.

Судом отклоняется довод Управления Ростехнадзора о том, что АО «ПТС» осуществляет эксплуатацию бесхозяйных тепловых сетей.

Закрепление бесхозяйных тепловых сетей за единой теплоснабжающей организацией в соответствии с Федеральным законом «О теплоснабжении» осуществляется распорядительным актом органа местного самоуправления независимо от воли данной организации, в отсутствие двустороннего соглашения/иного документа между органом местного самоуправления и единой теплоснабжающей организацией, который бы регламентировал содержание взаимных прав и обязанностей по отношению к закрепленному теплосетевому имуществу.

Законом о теплоснабжении не предусмотрено право организации отказаться от закрепления за ней бесхозяйных тепловых сетей, в том числе по мотиву технического состояния сетей, отсутствия на них какой-либо документации.

При этом, учитывая временный характер управления указанными тепловыми сетями, а также ограниченный перечень действий, которые единая теплоснабжающая организация обязана осуществлять в отношении указанных тепловых сетей (содержание и техническое обслуживание согласно ч. 6 ст. 15 ФЗ «О теплоснабжении»), распространение Управлением Ростехнадзора всех требований Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок на АО «ПТС» неправомерно.

Ошибочен вывод Управления Ростехнадзора о том, что доказательством эксплуатации АО «ПТС» бесхозяйных тепловых сетей является приказ АО «ПТС» №619 от 31.07.2018 о закреплении за сетевыми районами АО «ПТС» эксплуатационной ответственности за содержание и обслуживание тепловых сетей.

Факт содержания и технического обслуживания бесхозяйной тепловой сети не означает эксплуатацию данной сети по смыслу п. 1.7 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок и распространение на АО «ПТС» требований Правил, не связанных с содержанием и обслуживанием сетей.

В связи с этим включение заявителем бесхозяйных тепловых сетей в какой-либо свой приказ, выбор некорректной формулировки не может служить основанием для возложения на АО «ПТС» дополнительных, не предусмотренных законодательством, обязанностей.

Основной целью приказа №619 от 31.07.2018 являлось назначение ответственных лиц в сетевых районах АО «ПТС» (распределение теплосетей по географическому признаку). Единый (на собственные и бесхозяйные сети) приказ был издан для упрощения документооборота организации.

Поэтому включение АО «ПТС» в основной «эксплуатационный» приказ помимо собственных теплосетей бесхозяйные тепловые сети и назначение ответственных за содержание и обслуживание закрепленных бесхозяйных теплосетей не возложило на АО «ПТС» дополнительных обязанностей и ответственности.

Ссылка заинтересованного лица на судебную практику не может быть принята арбитражным судом, поскольку судебные акты по указанным заявителем делам основаны на  иных фактических обстоятельствах.

С учетом изложенных норм права, оспариваемый Акционерным обществом «Предприятие тепловых сетей» пункт №1 Предписания № 09-243-09-19-567/2-В от 06.09.2019 г. является недействительным и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, возлагает на заявителя необоснованные и незаконные обязанности, а также создает иные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности.

Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В соответствие с п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться в том числе указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В качестве меры, направленной на устранение допущенных нарушений прав заявителя оспариваемым отказом, суд первой инстанции считает необходимым обязать Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Акционерного общества «Предприятие тепловых сетей».

          Расходы по госпошлине, в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат взысканию с заинтересованного лица в пользу заявителя. Излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

         Заявление удовлетворить. Признать незаконным и отменить пункт 1 предписания Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 09-243-09-19-567/2-В от 06.09.2019 г.

         Обязать Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Акционерного общества «Предприятие тепловых сетей».

         Взыскать с Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в пользу Акционерного общества «Предприятие тепловых сетей» расходы по оплате госпошлины в размере 3 000 руб.

        Выдать Акционерному обществу «Предприятие тепловых сетей» справку на возврат из федерального бюджета государственной пошлины в размере 313 руб., уплаченной по платежному поручению № 6086 от 29.08.2018.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

О.В. Коршикова