АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области
443001, г.Самара, ул. Самарская, 203Б, тел. (846) 207-55-15
РЕШЕНИЕ
г. Самара
24 мая 2022 года
Дело №
А55-36398/2021
Резолютивная часть решения объявлена 17 мая 2022 года.
Полный текст решения изготовлен 24 мая 2022 года.
Арбитражный суд Самарской области в составе судьи Черномырдиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Митекиной М.В.,
рассмотрев в судебном заседании 17 мая 2022 года дело по заявлению
ООО «Скиф», г.Самара
к Главе г.о. Самара
к Администрации городского округа Самара
при участии в деле третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора:
Департамента градостроительства городского округа Самара
о признании недействительным постановления
при участии в заседании:
от заявителя - ФИО1, доверенность от 01.06.2020,
от Администрации городского округа Самара, Главы г.о. Самара - ФИО2, доверенность от 03.01.2021,
от третьего лица – не явился, извещен
установил:
ООО «Скиф» обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просит:
1)признать Постановление Администрации городского округа Самара от 10.09.2021 №659 «О проведении общественных обсуждений по проекту о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа Самара, утвержденные постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 №61» недействительным, не соответствующим требованиям ст.33 ГК РФ в части проведения общественных обсуждений по проекту о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа Самара, утвержденные Постановлением Самарской Городской Думы №61 от 26.04.2021, в отношении земельного участка площадью 11715 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, город Самара, Промышленный район, ул. Солнечная с кадастровым номером 63:01:074004:3844;
2) в порядке пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ обязать заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, путем отмены Постановления №659 от 10.09.2021 в оспариваемой части (л.д.63 т.1).
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении (л.д.4-7, т.1), дополнениях к заявлению (л.д.113-119. 120-127, т.2). Заявлено ходатайство о назначении экологической экспертизы, в соответствии с которым просит поставить перед экспертами следующий вопрос: Влияет ли отнесение земельного участка с кадастровым номером 63:01:0704004:3844 к территориальной зоне Ц-3 на создание неблагоприятной среды?
В судебном заседании представитель заинтересованных лиц требования считает не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в отзыве (л.д.82-93, т.1), дополнениях к отзыву (л.д.145-150, т.2).
В судебное заседание представитель Департамента градостроительства городского округа Самара не явился, о времени и месте судебного заседания извещен в соответствии со статьей 123 АПК РФ, позиция изложена в отзыве (л.д.71-76, т.1).
Суд, рассмотрев ходатайство ООО «Скиф» о назначении экологической экспертизы, с учетом мнения представителя заинтересованного лица, руководствуясь статьей 82 АПК РФ, считает его не подлежащим удовлетворению в виду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 82 АПК РФ для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле.
Следовательно, суд назначает экспертизу не по любому ходатайству, а лишь исключительно для разъяснения возникающих у него при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 09.03.2011 №13765/10).
Данная норма не носит императивного характера, а предусматривает рассмотрение ходатайства и принятие судом решения об удовлетворении либо отказе ходатайства. Назначение экспертизы является правом, а не обязанностью суда.
При этом вопросы, разрешаемые экспертом, должны касаться существенных для дела фактических обстоятельств.
В связи с этим, определяя необходимость назначения той или иной экспертизы, суд исходит из предмета заявленных требований и обстоятельств, подлежащих доказыванию в рамках этих требований.
В силу статьи 1 Федерального закона от 23.11.1995 №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
Процедура проведения общественных обсуждений регламентирована положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации и не предусматривает проведение экологической экспертизы в целях соблюдения прав человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов лиц, указанных в части 1 статьи 5.1 ГрК РФ.
Учитывая, что предметом обжалования является правовой акт о проведении общественных обсуждений по проекту о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа Самара, утвержденные Постановлением Самарской Городской Думы №61 от 26.04.2001, являющийся этапом соблюдения предусмотренной Градостроительным кодексом РФ процедуры для решения вопроса о смене территориальной зоны, вопрос о назначении экологической экспертизы выходит за пределы обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения данного дела, входящих в предмет доказывания по настоящему делу.
Окончательное решение о внесении изменений в Правила принимается Думой городского округа Самара, Глава городского округа Самара осуществляет действия по разработке соответствующих изменений и подготовке и проведению общественных обсуждений (публичных слушаний).
При этом суд считает, что имеющиеся в материалах дела доказательства являются достаточными для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и принятия законного и обоснованного решения.
Дело рассмотрено в порядке ст.ст. 121-124, 156 АПК РФ в отсутствие третьего лица, не обеспечившего явку своего представителя в судебное заседание, надлежащим образом уведомленного о месте и времени судебного заседания.
Исследовав материалы дела, проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве, дополнениях к заявлению, дополнениях к отзыву, выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле и присутствующих в судебном заседании, оценив в совокупности в соответствии со ст.ст. 71, 168 АПК РФ доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ООО «Скиф» является собственником земельного участка площадью 11 715 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0704004:3844, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский, Промышленный районы, ул. Солнечная. На указанном земельном участке расположены принадлежащие обществу объекты, зарегистрированные в установленном законом порядке, что подтверждается сведениям ЕГРП.
Из пояснений представителя заявителя следует, что ООО «Скиф» стало известно, что граждане ФИО3, ФИО4, ФИО5 обратились в комиссию по подготовке проекта Правил землепользования и застройки при Главе г.о. Самары о внесении изменений в Правила Землепользования и застройки, утвержденные Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 №61 в части изменения территориального зонирования земельного участка, принадлежащего ООО «Скиф» с существующей зоны Ц-3 (общественно-деловая зона районного значения) на зону Ц-4с (общественно-деловая зона для размещения объектов спортивно-зрелищного назначения).
По результатам рассмотрения заявлений граждан комиссия пришла к заключению рекомендовать главе г.о.Самары принять градостроительное решение - рассмотреть вопрос смены зоны на публичных слушаниях.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что постановлением Администрации городского округа Самара от 10.09.2021 №659 «О проведении общественных обсуждений по проекту о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа Самара, утвержденные постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 №61» определена обоснованность удовлетворения заявлений указанных граждан, принято решение об осуществлении подготовки проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки, организации проведения публичных слушаний (далее -постановление).
Заявитель полагает, что обжалуемое постановление не соответствует закону, нарушает право ООО «Скиф» свободно по своему усмотрению распоряжаться собственным недвижимым имуществом, приобретенным на законных основаниях.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО «Скиф» в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно с частям 4 и 5 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, ненормативный акт, решение и действие (бездействие) органа, осуществляющего публичные полномочия, могут быть признаны недействительными (незаконными) при наличии одновременно двух условий: в случае, если данный ненормативный акт, действие (бездействие) не соответствует закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.
В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №131) к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона №131 по вопросам местного значения органами местного самоуправления городского округа Самара принимаются муниципальные правовые акты.
Из пояснений представителя заинтересованных лиц и материалов дела следует, что 10.09.2021 принято Постановление №659 в отношении нескольких земельных участков, указанных в приложении к постановлению, на основании поступивших в Комиссию по застройке и землепользованию при Главе городскою округа Самара (далее - Комиссия) предложений физических и юридических лиц о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа Самара, утвержденные постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 №61 (далее - Правила землепользования и застройки).
Согласно части 1 статьи 33 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 ГрК РФ.
При этом пункт 1 статьи 30 ГрК РФ не предусматривает, что Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях обеспечения лишь прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
В силу статьи 5 ГрК РФ, физические лица являются субъектами градостроительных правоотношений, право на участие в которых реализуется через предусмотренную градостроительным законодательством процедур} проведения общественных обсуждений (публичных слушаний) при принятии государственными органами и органами местного самоуправления решений, затрагивающих права граждан, в том числе при осуществлении ими мероприятий по зонированию территорий.
Одним из оснований для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является поступление предложений об изменении границ территориальных зон от физических или юридических лиц в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений (пункт 2 части 2. пункт 5 части 3 статьи 33 ГрК РФ).
Исходя из общих принципов градостроительного законодательства, требующих обязательного учета мнения населения при принятии градостроительных решений, Градостроительный кодекс РФ предусматривает проведение публичных слушаний по ряду вопросов градостроительной деятельности с участием заинтересованных лиц, чьи законные интересы могут быть нарушены в связи с реализацией на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта, того или иного градостроительного решения (статьи 24. 28. 31. 39. 40 и 46 Градостроительного кодекса РФ) (Определение Конституционного Суда РФ от 15.07.2010 № 931-0-0).
Таким образом, учитывая предоставленное Конституцией РФ (статьи 2,3,32), Федеральным законом №131 право на участие граждан в местном самоуправлении, в том числе, путем проведения публичных слушаний по вопросам местного значения исходя из интересов населения (статья 1, пункт 3 части 3 статьи 28), у Комиссии отсутствуют основания не рассматривать заявления граждан о смене зонирования земельного участка.
Суд признает правомерным довод заинтересованного лица о том, что подобное регулирование проведения процедуры публичных слушаний призвано обеспечить каждому заинтересованному лицу возможность выразить свою позицию в отношении предполагаемых градостроительных решений и гласность при их подготовке и принятии, а также учесть мнения участников публичных слушаний, в том числе путем предоставления гражданам реальной возможности довести до сведения уполномоченного органа свое мнение по соответствующему вопросу.
Правилами должны быть обеспечены права и законные интересы и иных физических и юридических лиц, не являющихся правообладателями земельных участков. При этом интересы таких лиц и правообладателей земельных участков могут быть прямо противоположны, что свидетельствует об ошибочности доводов заявителя об обязательности соблюдения интересов только землепользователя.
С учетом изложенного, довод заявителя о том, что лишь собственник земельного участка вправе обратиться с предложением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки признается судом несостоятельным, так как основан на неверном применении норм материального права.
Как указано выше, из материалов дела следует, что в адрес Комиссии 20.05.2021 поступили заявления ФИО3, ФИО4, ФИО6 о внесении изменений в Правила землепользования и застройки в части, касающейся изменения территориального зонирования спорного земельного участка с зоны Ц-3 (общественно-деловая зона районного значения) на зону Ц-4с (общественно - деловая зона для размещения объектов спортивно-зрелищного назначения).
Результатом рассмотрения Комиссией поступивших предложений является заключение Комиссии с рекомендацией о внесении изменений в Правила или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, которое направляется главе местной администрации (часть 4 статьи 33 Градостроительного кодекса РФ).
Согласно заключению Комиссии от 24.05.2021 №КС-3-0-1 рекомендовано рассмотреть на общественных обсуждениях (публичных слушаниях) заявление ФИО3, ФИО4, ФИО5 о внесении изменений в Правила в части, касающейся изменения территориального зонирования спорного земельного участка с зоны Ц-3 (общественно-деловая зона районного значения) на зону Ц-4с (общественно - деловая зона для размещения объектов спортивно-зрелищного назначения) в отношении земельного участка с кадастровым номером 63:01:0704004:3844, расположенного по адресу: г. Самара. Промышленный район, ул. Солнечная.
Регламентация деятельности Комиссии как совещательного органа в вопросах, отнесенных Градостроительным кодексом РФ к ее компетенции, не предполагает осуществления ею властных, исполнительно-распорядительных полномочий при рассмотрении вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки (Определение Конституционного Суда РФ от 15.07.2010 №931-О-О).
Комиссия не наделена правом отказа в рассмотрении поступившего предложения о внесении изменений в Правила, а обязана осуществить подготовку заключения с рекомендациями о внесении в соответствии с поступившим предложением изменений либо об отклонении такого предложения, с указанием причин отклонения. Оформление и направление Комиссией результата рассмотрения вопроса о внесении изменений в Правила в виде протокола заседания само по себе не является решением о проведении публичных слушаний, в связи с чем не влечет нарушение прав и законных интересов заявителя.
Данный вывод согласуется с правовым подходом, изложенным в постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 09.06.2015 №Ф04-19022/2015 по делу №А67-2387/2014.
Согласно части 7 статьи 31, части 1 и 5 статьи 33 ГрК РФ глава местной администрации в течение 25 дней принимает решение с учетом рекомендаций комиссии о подготовке проекта о внесении изменений в Правила, которое подлежит официальному опубликованию в установленном порядке, или об отклонении предложения.
При получении от органа местного самоуправления проекта о внесении изменений в Правила глава муниципального образования принимает решение о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта (часть 11 статьи 31 Градостроительного кодекса РФ).
В силу пункта 1.4 Положения «О порядке организации и проведения общественных обсуждений, публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности», утвержденного Решением Думы городского округа Самара от 31.05.2018 №316, решение о проведении общественных обсуждений (публичных слушаний) по проектам, предусмотренным абзацами вторым - пятым пункта 1.2 настоящего Положения (в том числе о проекте правил землепользования и застройки и проектах, предусматривающих внесение изменений в правила землепользования и застройки), принимается Главой городского округа Самара. При этом организатором общественных обсуждений (публичных слушаний) в данном случае является Департамент градостроительства городского округа Самара.
На основании заключения по результатам заседания Комиссии от 20.07.2021 №КС-4-0-1, постановления Администрации городского округа Самара от 16.08.2021 №581 «О подготовке проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа Самара, утвержденные постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 №61» от 24.08.2021 №610 «О подготовке проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа Самара, утвержденные постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 №61» принято Постановление №659.
Порядок проведения общественных обсуждений определен частью 4 статьи 5.1 ГрК РФ.
Постановлением №659 постановлено провести общественные обсуждения по проекту о внесении изменений в правила в срок с 23.09.2021 по 26.10.2021.
В силу части 23 статьи 5.1 ГрК РФ заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте и (или) в информационных системах.
В силу пункта 5 статьи 41 Устава городского округа Самара официальным опубликованием решения, принятого на местном референдуме, муниципальных правовых актов городского округа Самара или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация их полного текста с пометкой «Официальное опубликование» в периодическом печатном издании - газете «Самарская Газета».
Данный муниципальный правовой акт опубликован на сайте Администрации городского округа Самара 14.09.2021 и в печатном издании газеты «Самарская газета» №196(6921) от 14.09.2021.
Аналогичным образом заключение о результатах публичных слушаний от 22.10.2021 по Постановлению №659 размещено на сайте Администрации городского округа Самара 26.10.2021 и в печатном издании газеты «Самарская газета» №233 (6958) от 26.10.2021.
Из пояснений представителя заинтересованных лиц следует, что в указанное заключение не были включены сведения о земельном участке с кадастровым номером 63:01:0704004:3844, принадлежащем на праве собственности ООО «Скиф», в связи с рассмотрением Красноглинским районным судом г. Самары дела №2а-2855/2021.
Из пояснений представителя заявителя и материалов дела следует, что в Администрацию городского округа Самара поступил административный иск ФИО7 о признании действий Комиссии по смене правового зонирования земельного участка с кадастровым номером 63:01:0704004:3844 незаконными, признании действий Главы городского округа Самара по смене правового зонирования земельного участка с кадастровым номером 63:01:0704004:3844, принадлежащего ООО «Скиф», с зоны Ц-3 на зону Ц-4с незаконными, противоречащими градостроительному законодательству, признании действии Администрации городского округа Самара по смене правового зонирования земельного участка с кадастровым номером 63:01:0704004:3844, принадлежащего ООО «Скиф», с зоны Ц-3 на зону Ц-4с незаконными, противоречащими градостроительному законодательству с ходатайством о принятии судом мер предварительной защиты.
Определением Красноглинского районного суда г.Самары от 18.10.2021 применены меры предварительной защиты в виде запрета Департаменту, Комиссии, Главе городского округа Самара, Администрации городского округа Самара, иным органам и лицам совершать любые действия, направленные на смену зонирования земельного участка с кадастровым номером 63:01:0704004:3844, площадью 11 715 кв.м., расположенного по адресу: г.Самара, Промышленный районы, ул. Солнечная, в том числе проведение общественных обсуждений, назначенных Постановлением №659 со сроком проведения с 23.09.2021 по 26.10.2021, сбором мнений с 23.09.2021 по 19.10.2021 до вступления в законную силу решения суда.
Апелляционным определением Самарского областного суда от 23.11.2021 Определение Красноглинского районного суда г.Самары от 18.10.2021 отменено полностью с разрешением вопроса по существу. Решением Красноглинского районного суда г.Самары от 29.11.2021 по делу №2а-2855 2021 административные исковые требования ФИО7 оставлены без удовлетворения, меры предварительной защиты отменены.
С учетом изложенного, заключение о результатах общественных обсуждений от 03.12.2021 по Постановлению №659 в отношении земельного участка с кадастровым номером 63:01:0704004:3844, расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Солнечная, было опубликовано на сайте Администрации городского округа Самара 07.12.2021 и в печатном издании газете «Самарская газета» №267 (6992) от 07.12.2021.
Таким образом, оспариваемый муниципальный правовой акт принят в пределах компетенции органа местного самоуправления городского округа Самара с соблюдением процедуры, предусмотренной законодательством для принятия оспариваемого муниципального правового акта.
Итогом проведения обсуждений и слушаний является внесение Комиссией изменений в проект, после чего его новая редакция с обязательным приложением протокола общественных обсуждений или публичных слушаний и заключение об их результатах направляется главе местной администрации (часть 15 статьи 31. часть 1 статьи 33 Градостроительного кодекса РФ).
Глава местной администрации в течение 10 дней после представления ему проекта внесения изменений в Правила и приложений к нему либо принимает решение об утверждении изменений в Правила, если субъектом РФ принято решение об утверждении Правил местной администрацией, либо передает проект на утверждение представительному органу местного самоуправления, который должен рассмотреть данный вопрос на заседании не позднее дня проведения заседания, следующего за ближайшим заседанием (часть 1 статьи 32, часть 5.1 статьи 33 Градостроительного кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 3.1 Правил землепользования и застройки Дума городского округа Самара утверждает Правила землепользования и застройки и вносит в них изменения.
Таким образом, окончательное решение о внесении изменений в Правила землепользования и застройки принимается Думой городского округа Самара. Глава городского округа Самара и Комиссия осуществляют вспомогательную функцию, совершая действия по разработке соответствующих изменений и подготовке и проведению общественных обсуждений (публичных слушаний).
Учитывая изложенное, постановление №659 в соответствии с вышеуказанными Градостроительными нормами является документом, необходимым для обеспечения процедуры внесения изменений в Правила землепользования и застройки. Кроме того, Постановление №659 не устанавливает для ООО «Скиф» каких-либо обязательных предписаний (обязательств), влияющих на его права и свободы.
Суд соглашается с доводом заинтересованного лица о том, что постановление №659 не нарушает право ООО «Скиф» свободно распоряжаться спорным земельным участком. В силу статьи 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, а также выполнять иные требования, предусмотренные настоящим кодексом, федеральными законами. По смыслу статьи 43 Земельного кодекса РФ указанное право может быть ограничено в случае и в порядке, установленных действующим законодательством.
Судом отклоняется довод заявителя о том, что изменение территориальной зоны с зоны Ц-3 на зону Ц-4с ООО «Скиф» будет создавать какие-либо препятствия по распоряжению земельного участка в соответствии с его видом разрешенного использования.
Согласно пунктам 6. 7 статьи 1 ГрК РФ в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов осуществляется зонирование территорий.
Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ), содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 ГрК РФ).
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований (пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ). Данная норма корреспондирует общему правилу, установленному частью 3 статьи 9 ГрК РФ, об обязательности документов территориального планирования для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Согласно Генеральному плану городского округа Самара земельный участок, принадлежащий ООО «Скиф» на праве собственности, расположен в функциональной зоне планируемых территорий объектов структуры общегородской системы обслуживания, что соответствует территориальной зоне: общественно - деловая зона для размещения объектов спортивно-зрелищного назначения (Ц-4с).
Как следует из материалов дела, ООО «Скиф» на праве собственности принадлежат объекты капитального строительства с кадастровыми номерами 63:01:0704004:3294, 63:01:0704004:3295, 63:01:0704004:3296 с назначением «клуб многоцелевого назначения».
При этом решением Арбитражного суда Самарской области от 27.05.2020 по делу №А55-36152/2019, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2020, признан незаконным отказ Администрации городского округа Самара в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 63:01:0000000:28352, площадью 11 306 кв.м. В материалах дела №А55-36152/2019 имеется градостроительное обоснование, согласно которому спорный земельный участок с видом разрешенного использования «для строительства клуба многоцелевого назначения» испрашивался ООО «Скиф» под размещение спортивного центра многоцелевого назначения с комплексом открытых физкультурно-спортивных сооружений. На земельном участке располагаются клуб многоцелевого назначения, беговые дорожки, детская площадка, спортивные площадки, озелененные территории, парковка проходы и тротуары, представляющие собой единый комплекс и элемент единой планировки территории для занятий спортом и иными занятиями жителей (л.д.59-112 т.2).
Судами сделан вывод о том, что объекты, расположенные на испрашиваемом земельном участке, имеют единое назначение, являются объектами комплексной застройки с целевым использованием - клуб многоцелевого назначения для занятия спортом и иными занятиями жителей на озелененных площадках клуба, то есть представляют собой единый комплекс, состоящий из разнородных элементов, объединенных общим функциональным назначением, и соответствуют виду разрешенного использования земельного участка: для строительства клуба многоцелевого назначения.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же липа.
В соответствии со статьей 13 Правил землепользования и застройки такие виды разрешенного использования земельного участка, как размещение площадок для занятия спортом и физкультурой на открытом воздухе (физкультурные площадки, беговые дорожки, поля для спортивной игры), а также размещение сооружений для занятия спортом и физкультурой на открытом воздухе, относятся к основным видам разрешенного использования земельных участков, расположенных в территориальной зоне Ц-4с.
В отзыве и пояснениях, данных в судебных заседаниях, представитель заинтересованных лиц указывает, что изменение территориального зонирования земельного участка с зоны Ц-3 на зону Ц-4с не повлечет изменения его фактического использования.
Кроме того, заявитель не лишен возможности самостоятельного выбора основных и вспомогательных видов разрешенного использования земельного участка.
С учетом вступившего в законную силу судебного акта по делу №А55-36152/2019, согласно которому спорный земельный участок испрашивался под размещение спортивного центра многоцелевого назначения с комплексом открытых физкультурно-спортивных сооружений, изменение территориальной зоны с Ц-3 на Ц-4с привело к соответствию фактического использования земельного участка, на котором расположены объекты капитального строительства ООО «Скиф», с территориальной зоной, в которой он находится.
При этом оспариваемым постановлением №659 территориальная зона земельного участка с кадастровым номером 63:01:0704004:3844 не изменена. Решение о смене территориальной зоны принято Думой городского округа Самара 22.02.2022.
Установленные судом по рассматриваемому спору обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что постановление №659 является документом, предшествующим соблюдению процедуры внесения проекта для принятия решения о смене территориальной зоны в отношении указанного земельного участка, не нарушает права ООО «Скиф» по распоряжению, пользованию, принято в пределах компетенции, с соблюдением установленной законодательством процедуры, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что права заявителя на осуществление предпринимательской деятельности оспариваемым постановлением не нарушаются.
Довод ООО «Скиф» о том, что изменение территориальной зоны приведет к уменьшению рыночной стоимости спорного земельного участка, судом отклоняется как основанный на предположениях.
Ссылка заявителя на судебную практику судом отклоняется, поскольку указанная обществом судебная практика вынесена по иным фактическим обстоятельствам и не имеет преюдициального значения для рассмотрения настоящего спора.
Кроме того, судом установлено, что Решением Думы городского округа Самара от 22.02.2022 №172 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа Самара, утвержденные Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2021 №61» в отношении земельного участка с кадастровым номером 63:01:0704004:3844, расположенного по адресу: г.Самара, Промышленный район, ул. Солнечная, изменена территориальная зона с зоны Ц-3 на зону Ц-4с. Таким образом, в данном случае удовлетворение заявленных требований не повлечет восстановление прав заявителя.
В связи с вышеизложенным, в удовлетворении требований следует отказать.
Расходы по оплате государственной пошлины распределяются в соответствии со статьей 110 АПК РФ и относятся на заявителя.
Руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.
Судья
/
Е.В. Черномырдина