АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области
443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-55-25
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
27 ноября 2007 года
Дело №
А55-36589/2005-36
Арбитражный суд Самарской области
В составе судьи
ФИО1
рассмотрев в судебном заседании 27 ноября 2007 года дело по иску, заявлению
Чернореченская КЭЧ района
От 03 мая 2007 года
к Волжскому району Самарской области, Министерство финансов РФ в лице управления федерального казначейства РФ по Самарской области, Министерство управления финансами Самарской области
о взыскании 1.219.085руб.36коп.
при участии в заседании
при участии:
от истца – Счастливая М.Е. доверенность от 20.03.2007г.
ФИО2 доверенность от 24.05.2007г.
от ответчиков:
1 – ФИО3 доверенность № 19 от 28.09.2006г.
2 – ФИО4 доверенность № 21 от 18.01.2007г.
3 - ФИО5 доверенность № 07-07/8 от 12.04.2007г.
В соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в заседании 20.11.2007г. объявлялся перерыв до 27 ноября 2007 года до 11 час. 00 мин., после которого заседание было продолжено.
Установил:
Чернореченская КЭЧ района п.Рощинский Волжского района Самарской области обратилась в Арбитражный суд Самарской области с иском к Администрации муниципального района Волжский Самарской области г.Самара о взыскании 1219085руб. 36коп., составляющих задолженность по договору от 11.01.2005г. на возмещение расходов по оплате жилья и коммунальных услуг, связанных с реализацией льгот отдельным категориям граждан, предоставленных в соответствии с ФЗ-5 «О ветеранах», ФЗ-181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 г. №1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания.», Закон РФ от 15 января 1993 г. №4301-1 «О статусе Героев советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы», Закон Самарской области от 28 декабря 2004 г. №169-ГД «О социальной поддержке ветеранов ВОВ – тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненным к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий», ст.5, Закон самарской области от 16 июля 2004г. № 122-ГД «О государственной поддержке граждан, имеющих детей».
Постановлением кассационной инстанции от 17 апреля 2007г. решение от 4.08.2006г. отменено и дело направлено на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении истец уточнил исковые требования и просил в соответствии со ст.ст. 1069, 1071, 1080 Гражданского кодекса РФ:
1. Взыскать солидарно с Министерства финансов Российской федерации в лице Управления федерального казначейства РФ по Самарской области, Администрации муниципального района Волжский Самарской области, сумму убытков в размере 915 835 рублей 22 коп.
2. Взыскать солидарно с Министерства управления финансами Самарской области, Администрации муниципального района Волжский Самарской области, сумму убытков в размере 299 413 рублей 68 коп.
Как следует из материалов дела, 11 января 2005 года между Чернореченской квартирно-эксплуатационной частью района и Муниципальным образованием Волжский район Самарской области - в лице Главы Волжского района, ФИО6, был заключен договор на возмещение расходов по оплате жилья и коммунальных услуг, связанных с реализацией льгот, предоставленных категориям граждан в соответствии с ФЗ-5 «О ветеранах», ФЗ-181 «О социальной защите инвалидов Российской в Федерации», Указ Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 г. №1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания.», Закон РФ от 15 января 1993 г. №4301-1 «О статусе Героев советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы», Закон Самарской области от 28 декабря 2004 г. №169-ГД «О социальной поддержке ветеранов ВОВ – тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненным к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий», ст.5, Закон самарской области от 16 июля 2004г. № 122-ГД «О государственной поддержке граждан, имеющих детей».
По данному договору Чернореченская КЭЧ района обязалась представлять в Администрацию Волжского района списки граждан, проживающих в жилом фонде Чернореченской КЭЧ района и имеющих право на получение льгот, с указанием размеров предоставленных льгот на оплату жилья и коммунальных услуг. Муниципальный район Волжский обязался возмещать расходы, понесенные Чернореченской КЭЧ района в 2005 году, в связи с предоставлением указанных льгот.
Однако обязательство по возмещению понесенных Чернореченской КЭЧ расходов по оплате жилья и коммунальных услуг, связанных с реализацией льгот отдельным категориям граждан, Муниципальным районом Волжский не исполнено, его задолженность перед Чернореченской КЭЧ района за период январь 2005 года - июль 2005 года согласно расчету истца с учетом уточнений составляет 1.215.248руб.90коп.
По утверждению ответчика указанная сумма не была выплачена по вине самого истца. Согласно п. 2.1 договора, основанием для оплаты являются представляемые истцом ежемесячно в Администрацию Волжского района списки граждан с указанием адресов, фамилий и размеров представляемых льгот на оплату жилья и коммунальных услуг гражданам, имеющим право на получение льгот. Однако свою обязанность по представлению необходимых документов истец не исполнил.
Имеющимися в деле материалами подтверждается, что истец в период с января по июль 2005г. производил уменьшение размера платежей на оплату жилья и коммунальных услуг, проживающим в пос.Рощинский гражданам, имеющим право на льготы согласно Федеральным законам «О ветеранах» от 12.01.1995г. № 5-ФЗ и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995г. № 181-ФЗ. В связи с этим истец понес расходы в общей сумме 1219085руб. 36коп., которые не были компенсированы ему ответчиком, обязавшимся возмещать эти расходы согласно договору от 11.01.2005г. По размеру понесенных истцом расходов возражения от ответчика не поступили.
Договором сторон от 11 января 2005 года не предусмотрены конкретные даты для представления истцом списков льготников. Кроме того, ответчиком были фактически изменены требования к документам, которые должны были представляться истцом для получения предусмотренных договором выплат. С учетом приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28.03.2005г. № 243 и пунктов 4,5 «Порядка предоставления муниципальным образованиям Самарской области субвенций в целях реализации мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых … отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов», утвержденных постановлением Правительства Самарской области от 16.03.2005г. № 27, представления только списков льготников оказалось недостаточным. Фактически для подтверждения правильности произведенных льготных начислений истец представлял ответчику за каждый месяц 2005г. пакет документов, состоящий из счета-фактуры, сводного расчета и списка льготников. Причем указанные документы неоднократно возвращались ответчиком истцу на переоформление, что подтверждается в письменном отзыве ответчика. В связи с этим не может быть принята во внимание ссылка ответчика на несоблюдение истцом требований пункта 2.1. договора сторон.
В соответствии с условиями договора сторон возмещение расходов Чернореченской КЭЧ района, понесенных в 2005 году в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам согласно Федеральным законам «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», не поставлено в зависимость от соблюдения сроков предоставления документов.
Материалами дела подтверждено предъявление истцом ответчику счетов-фактур с приложением подтверждающих документов, удостоверяющих предоставление льгот, за весь спорный период на сумму невозмещенных расходов 1.215.248руб.90коп., о чем свидетельствуют штампы финансового управления Администрации Волжского района, факт представления документов ответчиком не оспаривается, доказательств оплаты не имеется.
Не компенсированные из бюджетов различных уровней расходы, которые несут предприятия, предоставляя за счет собственных средств установленные законодательными актами льготы, составляют его убытки (ч.2 ст. 15 ГК РФ). Ст. 16 ГК РФ о праве каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями или бездействием органов государственной власти или их должностных лиц, применяется в совокупности со статьями 1069, 1071 Кодекса. Субъектом имущественной ответственности выступает государство в целом, его субъекты, а за действия (бездействие) органов местного самоуправления - муниципальные образования. Компенсация убытков осуществляется за счет бюджета соответствующего уровня.
Администрацией муниципального образования Волжский район Самарской области получены на эти цели субсидии из вышестоящих бюджетов. Бюджетным кодексом Российской Федерации субвенция определяется как бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных расходов.
Обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования предоставить юридическим лицам, органам государственной власти, органам местного самоуправления средства соответствующего бюджета признаются расходными обязательствами. Расходные обязательства, исполнение которых предусмотрено законом о бюджете на соответствующий финансовый год являются бюджетными обязательствами. Льготы, предоставленные истцом, относятся к бюджетным обязательствам Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства и субъекта Российской Федерации в лице Министерства управления финансами Самарской области, что подтверждается включением расходов на компенсацию льгот в Законы о бюджете Российской Федерации и Самарской области на 2005 год.
В частности, из средств федерального бюджета должны быть компенсированы расходы по следующим категориям льготников: инвалиды 1,2,3 группы, семьи, имеющие детей-инвалидов, инвалиды по зрению, инвалиды войны, участники ВОВ, ветераны боевых действий, члены семей погибших инвалидов войны, участников ВОВ, ветеранов боевых действий, бывшие узники концлагерей, Герои Российской Федерации, на общую сумму 915 835 руб. 22 коп.
В составе федерального бюджета образуется федеральный фонд компенсаций (ст. 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Фонд компенсаций образуется в целях предоставления субвенций на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации. Финансирование полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации за счет субвенций из федерального бюджета регулируется положениями ст. 26.20 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». В соответствии с указанной статьей общий объем субвенций из федерального бюджета определяется законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
В соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2005 года №173-Ф3 «О федеральном бюджете на 2005 год» размер субвенций бюджету Самарской области составляет 516 765-3 тыс. руб. (Приложение №20 к закону о федеральном бюджете на 2005 год).
Из областного бюджета финансировались льготы реабилитированным лицам, многодетным семьям, ветеранам труда. Истец предоставил данным категориям льготников уменьшение платежей на сумму 299 413-68 руб.
Законом Самарской области от 25 декабря 2004 г. №166-ГД «Об областном бюджете на 2005 год» утвержден фонд компенсаций на 2005 год. Волжскому району на все категории льготников предусмотрены компенсации в размере 92 574 тыс. руб. В соответствии с Законом Самарской области от 7 июля 2006 г. №61-ГД «Об исполнении областного бюджета на 2005 год» фонд компенсаций исполнен от годового плана на 57 995 тыс. руб.
При указанных обстоятельствах исковые требования по настоящему делу подлежат удовлетворению в сумме 1.215.248руб.90коп.
Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со ст. 101,102, 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя, однако в соответствии со ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации взысканию не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 9, 27, 28, 110, 167-177, 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Взыскать солидарно с Министерства финансов Российской федерации в лице Управления федерального казначейства РФ по Самарской области, Администрации муниципального района Волжский Самарской области в пользу Чернореченской КЭЧ района сумму убытков в размере 915 835 рублей 22 коп.
Взыскать солидарно с Министерства управления финансами Самарской области, Администрации муниципального района Волжский Самарской области в пользу Чернореченская КЭЧ района сумму убытков в размере 299 413 рублей 68 коп.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока с даты его вынесения.
Исполнительный лист выдать по вступлении решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.
Судья
/
ФИО1
Помощник судьи
ФИО7