ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-37789/19 от 14.08.2020 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

августа 2020 года

Дело №

А55-37789/2019

Резолютивная часть решения объявлена 14 августа 2020 года

Решение в полном объеме изготовлено   21 августа 2020 года

Арбитражный суд Самарской области

в составе

судьи Мехедовой В.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Черных И.А.

рассмотрев в судебном заседании   14 августа 2020 года  дело, возбужденное по  заявлению

Общества с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Самара", (ОГРН <***> ИНН <***>), Россия 445350, г. Жигулевск, Самарская область, ул. Никитинская д. 1 

к  Управлению Федеральной антимонопольной службы России по Самарской области, Россия 443086, г. Самара, Самарская область, ул. Ерошевского, д. 3 а

с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:

о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении № 063/04/9.21-508/2019 от 20.11.2019

при участии в заседании

от заявителя – ФИО2, доверенность от 01.02.2020, диплом;

от заинтересованного лица – ФИО3, доверенность от 29.07.2020, диплом;

от третьих лиц – не явились, извещены;

     установил:

        Заявитель - Общество с ограниченной ответственностью «Газпром газораспределение Самара» обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 063/04/9.21-508/2019 от 20.11.2019.

      Определением арбитражного суда от 09.01.2020 заявление принято к рассмотрению в общем порядке.  

      К участию в деле в соответствии со ст. 51 АПК РФ в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФИО1 и Департамент ценового тарифного регулировании Самарской области.

      В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал в полном объеме.

     Представитель заинтересованного лица возражает против удовлетворения заявленных требований по мотивам, изложенным в отзыве.

     Третье лицо  - ФИО1, явку представителя не обеспечило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом в соответствии со ст. 123 АПК РФ. Отзыв в материалы дела не представлен.

      Третье лицо - Департамент ценового тарифного регулировании Самарской области явку представителя в судебное заседание не обеспечило, представило отзыв на заявление.

      Как следует из материалов дела, в УФАС по Самарской области поступило обращение  ФИО1, поступившее из Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области исх.№ 24-01/3263 от 24.06.2019г. (вх. № 604-гр от 02.07.2019г.) на действия (бездействие) ООО «Газпром газораспределение Самара».

       При рассмотрении обращения ФИО1, Самарским УФАС России установлено, что потерпевшим по данному делу является ФИО1 (место жительства 445163 <...>), поскольку Договор № 000022-2019/ТП-ИП от 18.04.2019г. о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения ООО «Газпром газораспределение Самара» направлен для заключения ФИО1, являющемуся собственником подключаемого объекта, расположенного по адресу: 445163 <...>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 09.09.2016г.

      ООО «Газпром газораспределение Самара» является газораспределительной организацией и оказывает соответствующие услуги по транспортировке газа по трубопроводам.

      Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях», услуги по транспортировке газа по трубопроводам, относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

     ООО «Газпром газораспределение Самара» включено приказом ФЭК России от 16.03.2001 г. № 15/3 в реестр субъектов естественных монополий под номером 63.2.16.

     Приказом ФСТ России от 29.05.2015 г. № 193-э/6 утверждены тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ООО «Газпром газораспределение Самара» на территории Самарской области.

      Согласно пункту 64 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013г. №1314 (далее -Правила подключения, Правила), для заключения договора о подключении заявитель направляет исполнителю заявку о подключении (технологическом присоединении) в 2 экземплярах письмом с описью вложения или иным доступным способом. Заявитель вправе представить указанную заявку исполнителю лично или через уполномоченного представителя, а исполнитель обязан принять такую заявку (абзац 1). Заявитель вправе направить заявку о подключении (технологическом присоединении) и прилагаемые документы в электронной форме посредством официального сайта исполнителя в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт исполнителя) (абзац 2). Исполнитель обязан обеспечить принятие в электронном виде заявок о подключении (технологическом присоединении) и прилагаемых документов от заявителей (в том числе возможность бесплатного получения заявителями идентификатора и пароля) и возможность получения заявителем сведений об основных этапах обработки заявок юридических и физических лиц и индивидуальных предпринимателей на подключение (технологическое присоединение) к сетям газораспределения и (или) газопотребления, включая информацию о дате поступления заявки и ее регистрационном номере, направлении в адрес заявителей подписанного со стороны исполнителя договора о подключении и технических условий, дате заключения договора о подключении, ходе выполнения исполнителем технических условий, фактическом присоединении, а также о составлении и подписании акта о подключении (технологическом присоединении), на своем официальном сайте в режиме реального времени без использования программного обеспечения, установка которого на технические средства потребителя требует заключения лицензионного или иного соглашения с , правообладателем программного обеспечения, предусматривающего взимание с потребителя платы, и без использования специальных аппаратных средств (абзац 5).

     ФИО1 направил заявку о подключении (технологическое присоединении) объекта капитального строительства, расположенного по адресу: 445163 <...>, к сети газораспределения «Газпром газораспределение Самара» в электронной форме посредством официального сайта ООО «Газпром газораспределение Самара» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - 63gaz.ru.

     Указанная заявка была зарегистрирована ООО «Газпром газораспределение Самара» (вх. № 3596 от 13.03.2019г. - приложение № 3), что подтверждается представленной заявителем распечаткой с сайта «Единое окно Газпром газораспределение Самара» о принятии заявки.

      Подпунктом «в» пункта 74 Правил подключения предусмотрено, что при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 65 - 69 и 71 настоящих Правил, в полном объеме исполнитель направляет заявителю подписанный со своей стороны проект договора о подключении в 2 экземплярах любым доступным способом (почтовое отправление, электронное сообщение с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", вручение на руки) в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки о подключении (технологическом присоединении), направленной, в том числе посредством официального сайта исполнителя, за исключением случаев, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта.

     Согласно Правилам подключения, ООО «Газпром газораспределение Самара» необходимо было направить заявителю Договор о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения не позднее 03.04.2019г.

     Проект договора № 000003-2019/ТП-ИП от 18.04.2019г. о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения ООО «Газпром газораспределение Самара» вручен на руки ФИО1 22.04.2019г., что подтверждается выпиской из журнала передачи договоров о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства.

     Таким образом, ООО «Газпром газораспределение Самара» нарушен пп. «в» п. 74 Правил подключения.

      В соответствии с пунктом 76 Правил подключения, заявитель подписывает оба экземпляра проекта договора о подключении в течение 10 рабочих дней со дня получения подписанного исполнителем проекта договора о подключении и направляет в указанный срок один экземпляр исполнителю с приложением к нему документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего договор о подключении.

      ФИО1 Договор № 000022-2019/ТП-ИП от 18.04.2019г. о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения подписан не был, ввиду несогласия со стоимостью подключения, установленной в размере 85 087 руб. 62 коп.

      По результатам рассмотрения обращения ФИО1 , УФАС по Самарской области возбуждено дело об административном правонарушении № 063/04/9.21-508/2019 в отношении ООО «Газпром газораспределение Самара» по признакам состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.

     По результатам рассмотрения административного дела № 063/04/9.21-508/2019   Самарским УФАС России вынесено постановление (исх. № 727адм-19/5 от 20.11.2019) о привлечении ООО «Газпром газораспределение Самара» к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 150 000 руб.

      Не согласившись с указанным постановлением, ООО «Газпром газораспределение Самара» обратилось в Арбитражный суд Самарской области о признании постановления незаконным и подлежащим отмене.

     Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.

     В соответствии с частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц -от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

      Пунктом 87 Правил подключения предусмотрено, что в случае если размер платы за технологическое присоединение зависит от технических параметров, указанных в проектной документации, и устанавливается впоследствии органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) по индивидуальному проекту при заключении договора о подключении, в договоре о подключении указывается предварительный размер" платы за подключение (технологическое присоединение), определяемый исходя из предварительных технических параметров и укрупненных нормативов цен строительства различных видов объектов капитального строительства непроизводственного назначения и объектов инженерной инфраструктуры. Расходы н». реализацию мероприятий, для которых отсутствуют укрупненные нормативы цены строительства, не должны превышать сметную стоимость, рассчитанную по сметным нормативам, включенным в федеральный реестр сметных нормативов. При этом расчет предварительного размера платы за технологическое присоединение является обязательным приложением к договору о подключении.

     Из представленных в материалы административного дела документов следует, что к Договору 000022-2019/ТП-ИП от 18.04.2019г. о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения ООО «Газпром газораспределение Самара» приложена локальная смета № 57, что не соответствует пункту 87 Правил подключения.

     Таким образом, расчет предварительного размера платы за технологическое присоединение, как обязательное приложение к договору о подключении, отсутствует, в Договоре № 000022-2019/ТП-ИП от 18.04.2019г., как приложение не указан.

     В соответствии с пунктом 13(1) Правил подключения, размер платы за технологическое присоединение определяется исходя из технических параметров подключения и в соответствии с методическими указаниями по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утвержденными приказом ФАС России от 16.08.2018 № 1151/18.

     На основании пункта 97 Правил подключения, мероприятия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения, предусматриваемые договором о подключении, включают в себя:

        а) разработку исполнителем проектной документации согласно обязательствам,
предусмотренным договором о подключении;

        б) разработку заявителем проектной документации согласно обязательствам,
предусмотренным договором о подключении, за исключением случаев, когда в
соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной
деятельности разработка проектной документации не является обязательной;

        в) выполнение заявителем и исполнителем технических условий;

        г) мониторинг исполнителем выполнения заявителем технических условий;

        д) осуществление исполнителем фактического присоединения и составление акта о
подключении (технологическом присоединении).

     Как указано в пункте 87 Правил подключения, в случае если в случае если размер платы за технологическое присоединение зависит от технических параметров, указанных в проектной документации, и устанавливается впоследствии органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) по индивидуальному проекту при заключении договора о подключении, в договоре о подключении указывается предварительный размер платы за подключение (технологическое присоединение), определяемый исходя из предварительных технических параметров и укрупненных нормативов цен строительства различных видов объектов капитального строительства непроизводственного назначения и объектов инженерной инфраструктуры.

     Стоимость строительства газопровода в составе платы за подключение в локальной смете № 57 рассчитана ООО «Газпром газораспределение Самара», исходя из укрупненных нормативов цен строительства, подлежащих применению при расчете рассматриваемой платы в соответствии с Правилами подключения. Кроме расходов, рассчитанных с учетом укрупненных нормативов цен строительства (НЦС 15-01-003-01) в локальный сметный расчет № 57 включены расходы на кадастровые работы (в сумме 37 329, 42 руб.), проектно-сметные работы (в размере 21 794, 55 руб.), изыскательские работы (в размере 9 887, 78 руб.).

     В письменных пояснениях, представленных в антимонопольный орган, ООО «Газпром газораспределение Самара» (вх. № 7632-3 от 12.08.2019г.) указывает, что показатель НЦС 81-02-15-2017 не отражает цен на кадастровые, проектно-сметные и изыскательные работы, необходимые для строительства сети газораспределения в целях технологического присоединения. Как указывает ООО «Газпром газораспределение Самара», согласно пункту 3 НЦС-2017. НЦС 81-02-15-2017 Укрупненные нормативы цен строительства. Сборник 15 Наружные сети газоснабжения, утвержденные приказом Минстроя России от 21.07.2019г. № 1012/пр, показатели НЦС представляют собой сумму денежных средств, необходимую для прокладки наружных сетей, рассчитанную на единицу измерения (1 км трассы сетей газоснабжения).

     Согласно письменным пояснениям ООО «Газпром газораспределение Самара», показатели НЦС не учтены и, при необходимости, могут учитываться дополнительно: прочие затраты подрядных организаций, не относящиеся к строительно-монтажным работам (командировочные расходы, перевозка рабочих, затраты по содержанию вахтовых поселков), плата за землю и земельный налог в период строительства, проектные работы (проект организации дорожного движения, проект дендрологии, благоустройства и озеленения), санитарно-экологическое обследование грунтов, составление программы мониторинга деформационных процессов устройство уширения дорожного покрытия, устройство и разборка рельсостраховочных пакетов, устройство временных объездных дорог и т.п.

      Однако, как указывает антимонопольный орган, в пункте 9 НЦС 81-02-15-2017, на который ссылается ООО «Газпром газораспределение Самара» в письме (вх. № 7632-3 от 12.08.2019г.), в числе неучтенных показателей НЦС отсутствуют затраты на кадастровые, проектно-сметные и изыскательские работы.

     Напротив, в соответствии с пунктом 6 НЦС 81-02-15-2017, в показателях НЦС учтена вся номенклатура затрат, которые предусматриваются действующими нормативными документами в сфере ценообразования для выполнения основных, вспомогательных и сопутствующих этапов работ для прокладки наружных сетей газоснабжения при строительстве в нормальных (стандартных) условиях, не осложненных внешними факторами.

     Согласно пункту 8 НЦС 81-02-15-2017, показатели НЦС предусматривают стоимость строительных ресурсов, затраты на оплату труда рабочих и эксплуатацию строительных машин (механизмов), накладные расходы и сметную прибыль, а также затраты на строительство временных титульных зданий и сооружений и дополнительные затраты на производство работ в зимнее время, затраты на проектно-изыскательские работы и экспертизу проекта, строительный контроль, резерв средств на непредвиденные работы и затраты.

     Таким образом, укрупненные нормативы цен строительства НЦС 81-02-15-2017 уже предусматривают затраты на проектно-изыскательские работы и включение в расчет платы за подключение объекта ФИО1 по локальной смете № 57 стоимости кадастровых, проектно-сметных и изыскательских работ является неправомерным, а соответственно нарушает пункт 87 Правил подключения.

      Данный вывод подтверждается письмами Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 24.06.2019г. № 24-01/3263, от 28.08.2019г. № 24-01/4327, который в соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 10.10.2018г. № 582, является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным в области государственного регулирования цен (тарифов, надбавок, платы) на товары (работы, услуги) на территории Самарской области и осуществляет региональный государственный контроль (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов, надбавок, платы) на товары (работы, услуги) на территории Самарской области.

      Согласно письменным объяснениям ООО «Газпром газораспределение Самара», заявка ФИО1 о подключении (технологическом присоединении) аннулирована без оформления каких-либо дополнительных документов в соответствии с пунктом 78 Правил подключения по причине невозвращения заявителем в адрес ООО «Газпром газораспределение Самара» подписанного проекта договора в течение 30 рабочих дней с момента его получения.

        Ранее на ООО «Газпром газораспределение Самара» постановлением Самарского УФАС России от 09.07.2019г. по делу № 063/04/9.21-125/2019 об административном нарушении был наложен штраф за нарушение части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

       19.11.2019г. Арбитражный суд Самарской области вынес решение по делу А55-24337/2019 об отказе в удовлетворении заявленных ООО «Газпром газораспределение Самара» требований о признании незаконным постановления Самарского УФАС России от 09.07.2019г. по делу № 063/04/9.21-125/2019 об административном нарушении.

        Правовая позиция суда, изложенная в указанном решения подтверждена Постановлением арбитражного суда кассационной инстанции от 23 июня 2020 №Ф06-62725/2020.

       Согласно статье 4.6 КоАП РФ, лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

       Таким образом, ООО «Газпром газораспределение Самара» совершено административное правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

      В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях, ООО «Газпром газораспределение Самара» виновно
в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение
которого предусмотрена частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях, так как у Общества имелась возможность для
соблюдения норм законодательства, но ООО «Газпром газораспределение Самара» не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению и недопущению выявленного правонарушения.    

     Доказательства, свидетельствующие о том, что ООО «Газпром газораспределение Самара» предприняло все зависящие от него меры к выполнению требований действующего законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.

    На основании изложенного, привлечение ООО «Газпром газораспределение Самара» к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является правомерным.

    Суд считает довод ООО «Газпром газораспределение Самара» о том, что вывод Управления о нарушении срока направления ФИО1 проекта договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения от 18.04.2019г. № 000022-2019/ТП-ИП, предусмотренного подпунктом «в» пункта 74 Правил подключения, поскольку считает, что заявка была подана только на бумажном носителе 08.04.2019г. несостоятельным, поскольку согласно представленной информации (вх.№ 10204-3 от 29.10.2019г., вх № 10282-3 от 31.10.2019г., ФИО1 первоначально направлял 13.03.2019г заявку о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства и в электронной форме посредством официального сайта ООО «Газпром газораспределение Самара» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - 63gaz.ru, а затем и в письменной форме.  

      Заявитель указывает, что заявка ФИО1 в электронной форме (вх. № 3596 от 13.03.2019г.) не проходила регистрацию через сервис Единое окно на сайте ООО «Газпром газораспределение Самара», однако согласно пункту 64 Правил подключения ООО «Газпром газораспределение Самара» было обязано обеспечить принятие в электронном виде заявки о подключении (технологическом присоединении) и прилагаемых документов от заявителей.

       Судом отклоняется довод, что антимонопольным органом сделан неверный вывод о том, что в договоре отсутствует расчет предварительного размера платы за технологическое присоединение, как обязательное приложение, поскольку локальная смета, переданная ФИО1 вместе с проектом договора от 18.04.2019г. № 000022-2019/ТП-ИП содержала полную информацию о предварительной сумме договора и, по сути, являлась расчетом предварительного размера платы за технологическое присоединение.

      Согласно пункту 87 Правил, обязательным приложением к договору о подключении является расчет предварительного размера платы за технологическое присоединение. К проекту договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения от 18.04.2019г. № 000022-2019/ТП-ИП, не был приложен расчет предварительного размера платы за технологическое присоединение, в связи, с чем Управление отметило в постановлении данный факт.

      При этом следует отметить, что нарушением пункта 87 Правил подключения Управление признало не данный факт, а включение в расчет платы за подключение объекта ФИО1 по локальной смете № 57 расходов на кадастровые, проектно-сметные и изыскательские работы, уже предусмотренные НЦС 81-02-15-2017.

      ООО «Газпром газораспределение Самара» считает необоснованным вывод
Самарского УФАС России о том, что включение в расчет размера платы за
технологическое присоединение затрат на кадастровые, проектно-сметные и
изыскательские работы является неправомерным, поскольку, по его мнению, в проекте
договора от 18.04.2019г. № 009022-2019/ТП-ИП размер платы за подключение отражает
экономически обоснованные расходы Общества на технологическое присоединение
объектов ФИО1, состав которых определен Основными положениями
формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его
транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего
оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации,
утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 №
1021 и Методическими указаниями по расчету размера платы за технологическое
присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или)
размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину,
утвержденными приказом ФАС России от 16.08.2018г. № 1151/18.

     Однако из пункта 87 Правил подключения следует, что предварительный размер платы   за   подключение   (технологическое   присоединение)   объектов   капитального строительства к сетям газораспределения, определяется исходя из предварительных технических параметров и укрупненных нормативов цен строительства различных видов объектов капитального строительства непроизводственного назначения и объектов инженерной инфраструктуры.

     Стоимость строительства газопровода в составе платы за подключение в локальной смете № 57 была рассчитана ООО «Газпром газораспределение Самара», исходя из укрупненных нормативов цен строительства (НЦС 15-01-003-01 - приложение № 8).

При этом кроме расходов, рассчитанных с учетом укрупненных нормативов цен строительства (НЦС 15-01-003-01) в локальный сметный расчет № 57 включены расходы на кадастровые работы (в сумме 37 329, 42 руб.), проектно-сметные работы (в размере 21 794, 55 руб.), изыскательские работы (в размере 9 887, 78 руб.).

     Однако, в соответствии с пунктом 6 НЦС 81-02-15-2017, в показателях НЦС учтена вся номенклатура затрат, которые предусматриваются действующими нормативными документами в сфере ценообразования для выполнения основных, вспомогательных и сопутствующих этапов работ для прокладки наружных сетей газоснабжения при строительстве в нормальных (стандартных) условиях, не осложненных внешними факторами.

     Согласно пункту 8 НЦС 81-02-15-2017, показатели НЦС предусматривают стоимость строительных ресурсов, затраты на оплату труда рабочих и эксплуатацию строительных машин (механизмов), накладные расходы и сметную прибыль, а также затраты на строительство временных титульных зданий и сооружений и дополнительные затраты на производство работ в зимнее время, затраты на проектно-изыскательские работы и экспертизу проекта, строительный контроль, резерв средств на непредвиденные работы и затраты.

     Таким образом, укрупненные нормативы цен строительства НЦС 81-02-15-2017 уже предусматривают затраты на проектно-изыскательские работы и включение в расчет платы за подключение объекта ФИО1 по локальной смете № 57 стоимости кадастровых, проектно-сметных и изыскательских работ является неправомерным, а соответственно нарушает пункт 87 Правил подключения.

     Заявитель указывает, что пункт 6 НЦС 81-02-15-2017 не определяет конкретные виды работ, а пункт 8 противоречит пункту 9 НЦС 81-02-15-2017, в части включения в НЦС затрат на проектно-изыскательские работы и экспертизу проекта.

     Однако в пункте 8 НЦС 81-02-15-2017 конкретно определено, что показатели НЦС предусматривают затраты на проектно-изыскательские работы и экспертизу проекта.

     Пункт 8 НЦС 81-02-15-2017 не противоречит пункту 9. В пункте 9 НЦС 81-02-15-2017 указаны те показатели НЦС, которые не учтены и при необходимости могут учитываться дополнительно. С2реди этих показателей отсутствуют затраты на кадастровые, проектно-сметные и изыскательские работы.

     ООО «Газпром газораспределение Самара» считает, что кадастровые, проектно-сметные и изыскательские работы не относятся к строительно-монтажным работам и соответственно затраты на их проведение должны быть отражены в расчете предварительного размера платы за подключение к проекту договора № 000003-2019/ТП-ИП от 18.04.2019г. отдельно в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, при этом ООО «Газпром газораспределение Самара» ссылается на главу 37 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая выделяет определенные виды работ (строительные, проектные и изыскательские). Кроме того, заявитель ссылается на решение ФАС России от 18.12.2018г. № 18/44/105/20156, в котором подтверждена необходимость разграничения вышеуказанных работ.

     Однако данный довод не опровергает тот факт, что укрупненные нормативы цен строительства НЦС 81-02-15-2017 предусматривают затраты на кадастровые, проектно-сметные и изыскательские работы.

     Согласно пункту 6 НЦС 81-02-15-2017, в показателях НЦС учтена вся номенклатура затрат, которые предусматриваются действующими нормативными документами в сфере ценообразования для выполнения основных, вспомогательных и сопутствующих этапов работ для прокладки наружных сетей газоснабжения.

     Глава 37 Гражданского кодекса Российской Федерации не содержит понятие строительно-монтажных работ, не определяет их состав; данная глава регламентирует договор подряда, отдельными видами которого являются строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ.

     Ссылку заявителя на решение ФАС России от 18.12.2018г. № 18/44/105/20156  суд считает необоснованной, поскольку данное решение принято в сфере законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, а не в сфере законодательства о тарифном регулировании и также не опровергает тот факт, что укрупненные нормативы цен строительства НЦС 81-02-15-2017 предусматривают затраты на кадастровые, проектно-сметные и изыскательские работы.

     Кроме того следует отметить, что расчет стоимости проектно-сметных работ в размере 21 794, 55 руб., включенной в состав платы за технологическое присоединение объекта ФИО1 к сетям газораспределения произведен ООО «Газпром газораспределение Самара» в нарушение пункта 87 Правил подключения не в соответствии с укрупненными нормативами цен строительства, а в соответствии со справочником базовых цен на проектные работы в строительстве «Газооборудование и газоснабжение промышленных предприятий, зданий и сооружений» от 27.02.2015г. № 140 (СБЦП 81-02-14-2001).

      Довод ООО «Газпром газораспределение Самара» о том, что Управление необоснованно приводит в качестве подтверждения своей позиции довод о наличии писем Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 24.06.2019г. № 24-01/3263,  от 28.08.2019г. № 24-01/4327 поскольку, с точки зрения ООО «Газпром газораспределение Самара», мнение Департамента носит субъективный характер и не может являться надлежащим подтверждением позиции Управления по данному делу, суд считает несостоятельным.

     Департамент ценового и тарифного регулирования Самарской области, в соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 10.10.2018г. № 582, является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным в области государственного регулирования цен (тарифов, надбавок, платы) на товары (работы, услуги) на территории Самарской области и осуществляет региональный государственный контроль (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов, надбавок, платы) на товары (работы, услуги) на территории Самарской области.

     Согласно Положению о Департаменте ценового и тарифного регулирования Самарской области, утвержденному Постановлением Правительства Самарской области от 10.10.2018г. № 582, Департамент утверждает плату за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину (пункт 5.1) и осуществляет региональный государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов) в сфере газоснабжения, в части платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину (пункт 32.7).

     В данном случае размер платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования ФИО1 к сети газораспределения ООО «Газпром газораспределение Самара» должен был быть установлен впоследствии Департаментом ценового и тарифного регулирования Самарской области, а, соответственно, он был бы установлен с учетом позиции, изложенной в письмах Департамента от 24.06.2019г. № 24-01/3263 и от 28.08.2019г. № 24-01/4327.

    Дело № 063/04/9.21-508/2019 об административном правонарушении возбуждено в соответствии с требованиями законодательства.

     Административное расследование и составление протокола об административном правонарушении по делу № 063/04/9.21-508/2019 проведено в соответствии с нормами КоАП РФ.

      С учетом изложенного, суд считает обоснованным вывод административного органа о нарушении ООО «Газпром газораспределение Самара» положений Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 No1314, что образует событие правонарушения, ответственность за которое предусмотрено частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

     Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

     Доказательств наличия каких-либо обстоятельств, препятствующих выполнению заявителем своих обязанностей по соблюдению действующего законодательства, в суд представлено не было.

     Заявителю определена минимальная мера наказания, предусмотренная санкцией части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, в связи с чем, оснований для снижения размера штрафа у суда не имеется.

     Существенных нарушений процедуры привлечения заявителя к ответственности судом не установлено.

     Оснований для квалификации совершенного заявителем правонарушения, как малозначительного, суд также не находит. Пунктом 18.1. Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации №10 от 02.06.2004 определено, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, и производится с учетом положений пункта 18 настоящего   Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

     Доказательств исключительности случая вмененного заявителю правонарушения им не представлено, а также не усматривается и из материалов дела.

     При таких обстоятельствах в удовлетворении заявленных требований ООО «Газпром газораспределение Самара» о признании незаконным и подлежащим отмене постановления УФАС по Самарской области о назначении административного наказания по делу № 063/04/9.21-508/2019 об административном нарушении, следует отказать.

Руководствуясь ст.167-170,211  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

       В удовлетворении заявленных требований отказать.

       Решение  может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

В.В. Мехедова