ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-37833/19 от 09.06.2020 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

июня 2020 года

Дело №

А55-37833/2019

Резолютивная часть решения объявлена 09 июня  2020 года. Полный текст решения изготовлен  17 июня  2020 года.

Арбитражный суд Самарской области

в составе

ФИО1

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Грязновой Е.В., после перерыва секретарем Цветиковым П.А.

рассмотрев 03-09 июня 2020 года в судебном заседании    дело по заявлению

Муниципального предприятия по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара    

к  Администрации Железнодорожного внутригородского района городского округа Самара

с участием третьих лиц –  Администрации г.о. Самара, Департамента управления имуществом г.о. Самара, Департамента жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.о. Самара, ООО «Энерго», Строительно-монтажного треста №9,  ПАО «Самараэнерго»

при участии в заседании

от заявителя – ФИО2 по доверенности №13 от 09.01.2020

от заинтересованного лица – ФИО3 по доверенности №3д от  09.01.2020, ФИО4     по доверенности от 09.01.2020 №10д

от третьих лиц – не явились

установил:

       Муниципальное предприятие по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара  (далее по тексту – заявитель, предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просит признать   незаконным бездействие Администрации Железнодорожного внутригородского района г.о. Самара, выразившееся в непринятии мер по формированию пакета документов для оформления права муниципальной собственности на безхозный участок воздушной линии электропередачи 0,4 кВ (АВВГ-4*16) протяженностью 25 метров от опоры №1/11 до вводно-распределительного устройства здания общежития, расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, Южный проезд, д. 11, и просит обязать Администрацию Железнодорожного внутригородского района г.о. Самара устранить нарушения прав  путем формирования пакета документов для оформления права муниципальной собственности на безхозный участок воздушной линии электропередачи 0,4 кВ (АВВГ-4*16) протяженностью 25 метров от опоры №1/11 до вводно-распределительного устройства здания общежития, расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, Южный проезд, д. 11 и направления такого пакета документов в Департамент управления имуществом г.о. Самара.

     Администрация Железнодорожного внутригородского района городского округа Самара (далее – администрация района, заинтересованное лицо) возражает против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.

     Представители третьих лиц  в судебное заседание не явились, третьи лица   о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в порядке ст. 123 АПК РФ.

     В судебном заседании объявлялся перерыв до 09 часов 50 минут 09 июня 2020 года в порядке ст. 163 АПК РФ.

     Исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

     Как следует из материалов дела, общежитие, расположенное по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, Южный проезд, д. 11, передано в муниципальную собственностью и включено в реестр муниципального имущества на основании постановления Администрация городского округа Самара №906 от 14.08.2013 «О безвозмездном приобретении имущества в собственность городского округа Самара» за номером 017911.    Объекты инженерной инфраструктуры, в том числе: ввод электроснабжения - воздушная линия электропередачи 0,4 кВ (АВВГ-4*16) протяженностью 25 метров от опоры №1/11 до вводно-распределительного устройства здания общежития, в муниципальную собственность не передавалась.        

     Согласно п. 10 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью городского округа Самара, утвержденного постановлением Самарской городской Думы №154 от 30.05.2002, полномочия по управлению и распоряжению муниципальным жилищным фондом осуществляет Департамент управления имуществом городского округа Самара.

      На основании договора №1 на эксплуатацию, содержание муниципального специализированного жилищного фонда, заключенного 01.05.2008  с Департаментом управления имуществом городского округа Самара, предприятие является обслуживающей организацией здания общежития. Указанное здание общежития было передано предприятию  на основании дополнительного соглашения №17 от 29.01.2014 к договору №1.

     Из содержания акта разграничения балансовой принадлежности от 28.12.2009, подписанного ООО «Энерго» и СМП №101 (структурное подразделение Строительного монтажного треста №9 - филиала ОАО «РЖДстрой»)  до передачи здания общежития в муниципальную собственность, спорная воздушная линия электропередачи была запитана на опоре №1/11 от КТПн-2 РУ-0,4 кВ, принадлежащей ООО «Энерго», и обслуживалась СМП №101.

     Заявитель ссылается на то, что  не имеет специализированной службы для обслуживания воздушной линии электропередачи   0,4 кВ (АВВГ-4*16) протяженностью 25 метров от опоры №1/11 до вводно-распределительного устройства здания общежития, поэтому указанная линия не принималась и не может быть принята им  на обслуживание.

     Согласно ст. 8, подп. 4 п. 6 ст. 14 ФЗ от 23.11.2009 N 261-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" выявление бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные  объекты недвижимого имущества должно входить в Перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

     Из содержания указанных актов следует, что предусмотренный комплекс мероприятий возложен на орган местного самоуправления в целях исключения ситуации, при которой какие-либо объекты электроснабжения никем не обслуживаются, что может привести к ухудшению качества услуг электроснабжения и невозможности оказания таких услуг в дальнейшем. При этом выявление бесхозяйных сетей электроснабжения влечет за собой возникновение у органа местного самоуправления обязанности по определению специализированной организации, энергопринимающие устройства которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными сетями и которая будет осуществлять содержание и обслуживание данных сетей, поскольку именно такая организация обязана обеспечивать надежное и бесперебойное электроснабжение потребителей.  Аналогичная правовая позиция содержится  в решении Арбитражного суда Самарской области от 21.12.2017 по делу № А55-29094/2017.

      В соответствии с п. 1.3 постановления Администрации городского округа Самара от 27.05.2015 № 581 «Об утверждении Порядка выявления и организации работы по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество, расположенное на территории городского округа Самара», выявление бесхозяйного имущества на территории городского округа Самара осуществляется Администрацией городского округа Самара в лице своих территориальных органов (далее - администрация соответствующего района) по собственной инициативе, а также на основании сведений, поступивших из: органов   местного   самоуправления   городского   округа   Самара   и   отраслевых (функциональных) органов Администрации городского округа Самара;

органов государственной власти РФ и органов государственной власти Самарской области; средств массовой информации, сети Интернет; заявлений и обращений граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц; иных источников информации.

     Письмом от 01.10.2014 (исх.№3870)  предприятие  обратилось в администрацию района с просьбой согласовать перечень объектов электроснабжения к общежитию по Южному проезду, д. 11 для включения спорной воздушной линии электропередачи в реестр муниципального имущества и дальнейшего закрепления кабеля за специализированной службой городского округа Самара.  Данный перечень администрацией района  был согласован и направлен в Департамент управления имуществом городского округа Самара.

      В соответствии со ст. 3 Закона Самарской области от 06.07.2015 № 74-ГД «О разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округа Самара и внутригородских районов городского округа Самара по решению вопросов местного значения внутригородских районов», в полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения внутригородских районов по организации в границах внутригородского района электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, входит:

- организация деятельности по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные сети электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения и осуществление передачи указанных бесхозяйных объектов в эксплуатацию до признания на них права муниципальной собственности;

- выявление бесхозяйных сетей электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения,
не переданных в установленном порядке в муниципальную собственность, и
осуществление подготовки документов для организации учета данного имущества
органами государственной власти и органами местного самоуправления городского
округа Самара.        

      В соответствии с п. 1.4 постановления Администрации городского округа Самара от 27.05.2015 № 581 формирование пакета документов для оформления права муниципальной собственности осуществляет администрация соответствующего района.

      Предприятие указывает на неоднократное обращение к администрации района с просьбой провести мероприятия по передаче спорных сетей электроснабжения в муниципальную собственность в целях дальнейшей передачи на обслуживание специализированной организации. По мнению предприятия, администрацией района не предприняты меры по оформлению права муниципальной собственности на бесхозный ввод электроснабжения - воздушная линия электропередачи 0,4 кВ (АВВГ-4*16) протяженностью 25 метров от опоры №1/11 до вводно-распределительного устройства здания общежития, расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, Южный проезд, д. 11.

      В обоснование возражений администрация  района указывает на принятые ею меры по обращению предприятия по вопросу направления перечня объектов электроснабжения к муниципальному общежитию, расположенного по адресу: Южный проезд, д. 11 для включения в реестр муниципального имущества городского округа Самара. Так, в ходе рассмотрения указанного обращения администрацией района было направлено письмо в АО «Самарская сетевая компания» (далее - АО «ССК») (от 26.02.2019 исх. № 02/02-01/913) с согласованным перечнем объектов электроснабжения с целью согласования и выражения согласия о приемке данных объектов электроснабжения в хозяйственное ведение АО «ССК». 03.04.2019 администрацией района был получен ответ АО «ССК» (исх.4881 от 03.04.2019) о том, что персоналом АО «ССК» проводится обследование кабельной линии КЛ-0,4кВ (АВВГ-4*16) от опоры 1/11 в сторону дома №11 Южный проезд. 25.07.2019 администрацией района направлен запрос в АО «ССК» (исх. 764 от 25.07.2019) с целью проинформировать администрацию района о результатах обследования кабельной линии КЛ-0,4кВ (АВВГ-4*16) от опоры 1/11 в сторону дома №11 Южный проезд. 24.07.2019 администрацией района направлен запрос в ООО «Энерго» о предоставлении информации собственника кабельной линии КЛ-0,4кВ (АВВГ-4*16) от опоры 1/11 в сторону дома №11 Южный проезд. Также администрацией района направлено письмо (исх.№ 02/2-01/4573 от 24.07.2019) в Департамент градостроительства городского округа Самара и Департамент управления имущества о предоставлении информации собственника кабельной линии КЛ-0,4кВ (АВВГ-4*16) от опоры 1/11 в сторону дома №11 Южный проезд. 29.07.2019 администрацией района был получен ответ АО «ССК» (исх. 11724 от 29.07.2019) о том, что кабельная линия КЛ-0,4кВ (АВВГ-4*16) от опоры 1/11 в сторону дома №11 Южный проезд подключена к  опоре    №1/11    к    воздушной    линии    ВЛ-0,4кВ,    принадлежащей ООО «Энерго». Принятие данного имущества на баланс АО «ССК» посчитало  нецелесообразным, поскольку состояние кабельной линии не отвечает современным требованиям ПУЭ, ПТЭ, СНиПов. Перечень объектов электроснабжения возвращен без согласования АО «ССК». 30.07.2019 администрацией района был получен ответ (исх.38-Д05-01-01/6047 от 30.07.2019)  Департамента градостроительства городского округа Самара  о том, что департамент информацией о собственнике электросетевых объектов по адресу: Южный проезд, д. 11 не располагает. 02.08.2019 администрацией района был получен ответ (вх.3851 от 02.08.2019) Департамента управления имуществом городского округа Самара  о том, что кабельная линия, расположенная по вышеуказанному адресу, в муниципальную собственность г.о. Самара не передавалась, сведения о данном объекте в реестре муниципального имущества г.о. Самара не учитываются. 29.07.2019 администрацией района был получен ответ (исх.1358 от 29.07.2019) с приложением акта разграничения балансовой принадлежности электросетей, эксплуатационной ответственности сторон  и схемы учета между ООО «Энерго» и Строительно-монтажный поезд № 101-структурное подразделение Строительно-монтажного треста № 9 - филиала ОАО «РЖДстрой» (далее - потребитель). Согласно данному акту границей ответственности между энергоустановками являются отпайка жил кабеля 0,4 Кв на опоре №1/11 ВЛЭП-0,4 кВ, запитанной от КТПн-2 РУ-0,4 кВ и далее в сторону дома №11 по Южному проезду, в том числе на потребителя возложена ответственность за кабель 0,4кВ от опоры до дома, прибор учета, за КТПн-2, ВЛЭП-0,4кв, опору №1/10 несет ответственность ООО «Энерго». Также согласно данному ответу на основании нового договора энергоснабжения №20-2632э от 11.04.2019 произошла смена абонента с СМП-101 на Муниципальное предприятие по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара. Администрация по результатам  принятых мер пришла к выводу о том, что участок воздушной линии электропередачи 0,4 кВ (АВВГ-4*16) протяженностью 25 метров от опоры № 1/11 до вводно-распределительного устройства здания общежития, расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, Южный проезд, д. 11, не является бесхозяйным.

     Согласно отзыву ООО «Энерго» опора № 1/11 принадлежит ООО «Энерго», кабельная линия электропередач 0,4 кВ отходящая от опоры № 1/11 протяженностью 25 метров до вводно-распределительного устройства здания общежития, расположенного по адресу: г.Самара, Железнодорожный район, Южный проезд, д.11, ООО «Энерго» не принадлежит, ООО «Энерго» на вышеназванную линию не претендует, права не заявляло.  

       Суд находит доводы заявителя обоснованными и отклоняет доводы администрации района   исходя из следующего.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, действиями (бездействием)  гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (статья 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 6 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

       Из материалов дела следует, что имеются основания для  формирования пакета документов для оформления права муниципальной собственности, которое осуществляет администрация района.

      Администрацией не учтено  содержание акта разграничения балансовой принадлежности от 28.12.2009, подписанного ООО «Энерго» и СМП №101 (структурное подразделение Строительного монтажного треста №9 - филиала ОАО «РЖДстрой»)  до передачи здания общежития в муниципальную собственность, согласно которому спорная воздушная линия электропередачи была запитана на опоре №1/11 от КТПн-2 РУ-0,4 кВ, принадлежащей ООО «Энерго», и обслуживалась СМП №101. На основании нового договора энергоснабжения №20-2632э от 11.04.2019 произошла смена абонента с СМП-101 на Муниципальное предприятие по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара, которое   не имеет специализированной службы для обслуживания воздушной линии электропередачи   0,4 кВ (АВВГ-4*16) протяженностью 25 метров от опоры №1/11 до вводно-распределительного устройства здания общежития и поэтому указанная линия не принималась и не может быть принята им  на обслуживание.

      В силу  положений ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

      В порядке ч. 4 ст. 201 АПК РФ следует обязать Администрацию Железнодорожного внутригородского района г.о. Самара в течение месячного срока после вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав  путем формирования пакета документов для оформления права муниципальной собственности на безхозный (бесхозяйный) участок воздушной линии электропередачи 0,4 кВ (АВВГ-4*16) протяженностью 25 метров от опоры №1/11 до вводно-распределительного устройства здания общежития, расположенного по адресу: г. Самара. Железнодорожный район, Южный проезд, д. 11 и направления такого пакета документов в Департамент управления имуществом г.о. Самара.

       При таких обстоятельствах, заявленные требования следует удовлетворить.

       Расходы по оплате госпошлины   в сумме  3000 руб. в соответствии со ст. 110 АПК РФ относятся на заинтересованное лицо и подлежат взысканию с него  в пользу заявителя.

Руководствуясь ст.  110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

     Признать незаконным бездействие Администрации Железнодорожного внутригородского района г.о. Самара, выразившееся в непринятии мер по формированию пакета документов для оформления права муниципальной собственности на безхозный участок воздушной линии электропередачи 0,4 кВ (АВВГ-4*16) протяженностью 25 метров от опоры №1/11 до вводно-распределительного устройства здания общежития, расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, Южный проезд, д. 11.

        Обязать Администрацию Железнодорожного внутригородского района г.о. Самара в течение месячного срока после вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав  путем формирования пакета документов для оформления права муниципальной собственности на безхозный участок воздушной линии электропередачи 0,4 кВ (АВВГ-4*16) протяженностью 25 метров от опоры №1/11 до вводно-распределительного устройства здания общежития, расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, Южный проезд, д. 11 и направления такого пакета документов в Департамент управления имуществом г.о. Самара.

       Взыскать с Администрации Железнодорожного внутригородского района г.о. Самара в пользу Муниципального предприятия по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара    расходы по уплате госпошлины в сумме 3000 руб.

       Решение  может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара в течение месяца с даты принятия с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

ФИО1