АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области
443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
01 августа 2012 года
Дело №
А55-3873/2012
Резолютивная часть решения объявлена 31 июля 2012 года
Полный текст решения изготовлен 01 августа 2012 года
Арбитражный суд Самарской области
в составе
судьи Бойко С.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Курушкиным А.В.
рассмотрев в судебном заседании 31 июля 2012 года дело по иску, заявлению
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области
к 1. ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице Самарского филиала
2. Управлению Росреестра по Самарской области
с участием третьих лиц:
1. ООО «Макдоналдс»,
2. ООО «РПК МИКО»,
3. Министерства имущественных отношений Самарской области
о признании незаконными действий, выразившихся в постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 63:01:0507003:14 и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов
при участии в заседании
от заявителя – не явился
от ФГБУ "ФКП Росреестра" – ФИО1, по доверенности от 27.02.2012
от Управления Росреестра по Самарской области – не явился
от ООО «Макдоналдс» - ФИО2 по доверенности от 09.02.2012 № 12/17, ФИО3, по доверенности №12/38 от 09.02.2012
от ООО «РПК МИКО» - не явился
от Министерства – не явился
Установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области обратилось в арбитражный суд с заявлением к ФБУ «Кадастровая палат» по Самарской области о признании незаконными действий, выразившихся в постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 63:01:0507003:14 и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
Определением от 23 марта 2012 года суд произвел замену ответчика по делу на ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице Самарского филиала в связи с состоявшейся реорганизацией.
Определением от 23 апреля 2012 года суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора ООО «Макдоналдс», ООО «РПК МИКО» и Министерство имущественных отношений Самарской области.
Определением от 05 июня 2012 года суд привел к участию в деле в качестве соответчика Управление Росреестра по Самарской области.
В судебное заседание представитель заявителя не явился, о времени и месте судебного заседания извещен по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" просит в удовлетворении заявленных требований отказать по мотивам, изложенным в отзыве.
Представитель ООО «Макдоналдс» в судебном заседании требования поддержали.
Представители Управления Росреестра по Самарской области, ООО «Макдоналдс», ООО «РПК МИКО» и Министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 26 июля 2012 года до 13 часов 00 минут 31 июля 2012 года.
Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что земельный участок с кадастровым номером 63:01:0507003:505, площадью 3223 кв.м., расположенный по адресу г. Самара, Ленинский район, ул. Полевая/ул. Самарская является собственностью Российской Федерации, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 09.09.2011.
Заявитель обратился в ФБУ «Кадастровая палат» по Самарской области с заявлением о выдаче кадастрового паспорта вышеназванного земельного участка. Однако решением от 25.10.2011 в выдаче кадастрового паспорта ему было отказано по мотивам пересечения границ вышеназванного земельного участка с границами земельного участка с кадастровым номером 63:01:0507003:14.
Полагая, что действия органа кадастрового учета, выразившиеся в постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 63:01:0507003:14 являются незаконными и нарушают его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд.
Из материалов дела усматривается, что земельный участок с кадастровым номером 63:01:0507003:505, площадью 3223 кв.м., расположенный по адресу г. Самара, Ленинский район, ул. Полевая/ул. Самарская был образован в 1998 году для целей предоставления его в аренду ООО «Макдоналдс» под строительство и эксплуатацию предприятия общественного питания. План границ названного земельного участка был согласован председателем комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Самара 23.10.1998 (т. 1 л.д.149). Согласно кадастровой выписке от 25.10.2011 (т. 1 л.д.8) вышеназванный земельный участок был поставлен на кадастровый учет 07.12.2005.
В свою очередь, земельный участок с кадастровым номером 63:01:0507003:14 был сформирован постановлением Главы г. Самара от 26.09.2005 № 2490 об утверждении проекта границ. Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2006 № 47 данный земельный участок был предоставлен в аренду ООО «РПК «МИКО» под размещение отдельно стоящей рекламной конструкции (т 1 л.д.72-75). На государственный кадастровый учет данный земельный участок был поставлен 11 мая 2007 года (т. 1 л.д.84).
Из кадастрового плана территории от 24.10.2011 (т. 1 л.д.30), публичной кадастровой карты (т.1 л.д.32), а также дежурной карты территории департамента строительства и архитектуры городского округа Самара (т. 1 л.д.213). усматривается, что земельный участок с кадастровым номером 63:01:0507003:14 расположен внутри контура земельного участка с кадастровым номером 63:01:0507003:505. Таким образом, материалами дела подтверждается наложение границ вышеназванных земельных участков.
Обосновывая незаконность оспариваемых действий заявитель ссылается на нарушение требований Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Суд считает данные доводы ошибочными, т.к. оспариваемые действия совершены Управлением Роснедвижимости по Самарской области (ныне – Управление Росреестра по Самарской области) в мае 2007 года, т.е. до принятия вышеназванного закона.
Статьей 5 Федерального закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", действовавшим на момент совершения оспариваемых действий (утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 13.05.2008 № 66-ФЗ) установлено, что деятельность по ведению государственного земельного кадастра осуществляется, в том числе, в соответствии с принципом сопоставимости и совместимости сведений государственного земельного кадастра со сведениями, содержащимися в других государственных и иных кадастрах, реестрах, информационных ресурсах.
В силу пункта 6 статьи 19 Федерального закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", действовавшего на момент совершения оспариваемых действий, проведение государственного кадастрового учета земельных участков включает в себя проверку представленных заявителями документов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 названного Закона в проведении государственного кадастрового учета земельных участков должно быть отказано в случае, если при межевании земельных участков, в отношении которых должен проводиться государственный кадастровый учет, нарушены права смежных землепользователей.
В силу части 4 статьи 69 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в период рассматриваемых правоотношений) при проведении землеустройства обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении, путем извещения их в письменной форме землеустроителями не позднее чем за семь календарных дней до начала работ. Отсутствие при проведении землеустроительных работ надлежащим образом извещенных лиц не является препятствием для проведения землеустройства. Заинтересованные лица вправе обжаловать действия, ущемляющие их права и законные интересы, в установленном порядке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 № 396 утверждено Положение о проведении территориального землеустройства.
Согласно пункту 2 Положения Федеральная служба земельного кадастра России и ее территориальные органы (Указом Президента РФ от 09.03.2004 N 314 Федеральная служба земельного кадастра РФ преобразована в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости) обеспечивают проведение территориального землеустройства в соответствии с решениями органов государственной власти, а также на землях, находящихся в федеральной собственности.
Территориальное землеустройство остальных объектов землеустройства проводится юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями на основании договора по инициативе органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.
Работы по межеванию объектов землеустройства включают в себя:
а) определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование с лицами, права которых могут быть затронуты;
б) закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства;
в) изготовление карты (плана) объекта землеустройства в порядке, устанавливаемом Федеральной службой земельного кадастра России.
При определении границ объекта землеустройства на местности и их согласовании обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты межеванием, путем извещения их в письменной форме не позднее, чем за 7 дней до начала работ (пункты 9, 10 Положения).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что при межевании земельного участка с кадастровым номером 63:01:0507003:14 его границы не были согласованы с заявителем, как представителем собственника смежного земельного участка с кадастровым номером 63:01:0507003:505.
Согласно пункту 11 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства от 17.02.2003, утвержденных руководителем Федеральной службы земельного кадастра РФ, лица, права которых могут быть затронуты при проведении межевания (собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы земельных участков, соответствующие органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления), не позднее чем за 7 календарных дней до начала работ извещаются о времени и месте проведения межевания.
Определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование проводятся в присутствии лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания, или уполномоченных ими лиц (представителей) при наличии надлежащим образом оформленных доверенностей.
Результаты согласования границ оформляются актом (актами) согласования границ объекта землеустройства, который подписывается всеми участниками процедуры согласования границ, включая исполнителя работ (пункты 14.1. и 14.4. Методических рекомендаций).
В силу того, что Российская Федерация, в лице заявителя является собственником земельного участка с кадастровым номером 63:01:0507003:505, при проведении работ по межеванию земельного участка с кадастровым номером 63:01:0507003:14 и постановке его на кадастровый учет не были учтены законные интересы Российской Федерации.
Довод кадастровой палаты о том, что в 2005 году кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 63:01:0507003:505 был осуществлен без определения границ, и что сведения о его границах были внесены в ГКН по итогам межевания лишь в 2008 году судом отвергается, т.к. план границ названного земельного участка был согласован председателем комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Самара 23.10.1998 (т. 1 л.д.149). На данном плане отображены границы земельного участка с указанием поворотных точек и расстояний между ними. Таким образом, данный план позволяет установить границы земельного участка на местности. Следовательно с его помощью орган кадастрового учета имел возможность выявить пересечение границ земельного участка с кадастровым номером 63:01:0507003:505 и земельного участка с кадастровым номером 63:01:0507003:14.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что постановка на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 63:01:0507003:14 произведена Управлением Роснедвижимости по Самарской области на основании описания земельного участка, подготовленного с нарушением требований, предъявляемых к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на кадастровый учет, а также на основании материалов межевания, произведенного с нарушением указанных норм законодательства, действовавших на момент совершения оспариваемых действий, то есть при отсутствии согласования со смежным землепользователем и собственником объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 63:01:0507003:505. Оспариваемые действия не соответствуют требованиям пункта 6 статьи 19 Федерального закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" и нарушают права и законные интересы заявителя, т.к. препятствуют осуществлений полномочий по распоряжению от имени Российской Федерации земельным участком с кадастровым номером 63:01:0507003:505. Названные обстоятельства, в силу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием для признания оспариваемых действий незаконными и обязания устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя
Указом Президента Российской Федерации от 17.05.2000 № 867 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" Государственный комитет РФ по земельной политике был упразднен, его функции были переданы образованной Федеральной службе земельного кадастра России и преобразованному Министерству имущественных отношений Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Федеральная служба земельного кадастра России преобразована в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости"
Приказом Минэкономразвития РФ от 20.09.2004 № 255 "Об утверждении структуры территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости" Комитеты по Земельным ресурсам и землеустройству и Службы земельного кадастра Федерального агентства кадастра России были переименованы в Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Управление Роснедвижимости).
Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 № 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" упразднено Федеральное агентство геодезии и картографии и Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, функции упраздненных федеральных агентств переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии.
Пунктом 5 Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 № 1847 установлено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является правопреемником Федерального агентства геодезии и картографии и Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.
Приказом Росреестра от 11.03.2010 № П/93 Федеральное государственное учреждение "Кадастровая палата" по Самарской области наделена полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
ФБУ «Кадастровая палата» по Самарской области было реорганизовано в форме присоединения к Федеральному государственному бюджетному учреждению Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что Управление Росреестра по Самарской области является правопреемником Управления Роснедвижимости по Самарской области. В то же время, функции по ведению государственного кадастра недвижимости осуществляет ФГБУ "ФКП Росреестра".
С учетом изложенного, суд полагает, что устранение допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя путем исключения из государственного кадастра недвижимости земельного участка с кадастровым номером 63:01:0507003:14, следует возложить на ФГБУ "ФКП Росреестра".
Руководствуясь ст.ст. 167-178,198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Заявление удовлетворить.
Признать незаконными действия Управления Роснедвижимости по Самарской области (ныне – Управление Росреестра по Самарской области), выразившиеся в постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 63:01:0507003:14, площадью 18 кв.м., расположенный по адресу г. Самара, Ленинский район, ул. Полевая/ул. Самарская.
Обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" по вступлении настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Российской Федерации путем исключения из государственного кадастра недвижимости земельного участка с кадастровым номером 63:01:0507003:14, площадью 18 кв.м., расположенный по адресу г. Самара, Ленинский район, ул. Полевая/ул. Самарская.
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.
Судья
/
С.А. Бойко