ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-40385/2023 от 13.02.2024 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443001, г. Самара, ул. Самарская,203Б, тел. (846)207-55-15

http://www.samara.arbitr.ru, e-mail: info@samara.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

28 февраля 2024 года

Дело №

А55-40385/2023

Резолютивная часть решения объявлена 13 февраля 2024 года.

Полный текст решения изготовлен 28 февраля 2024 года

Арбитражный суд Самарской области

в составе

судьи Максимовой В.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Белозерцевым С.В.

рассмотрев в судебном заседании 30 января - 13 февраля 2024 года дело по заявлению

ФКП «Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации», Россия 620100, г. Екатеринбург, Свердловская область, Сибирский тракт д. 5,

к 134 отделу государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны РФ ИНН Россия 443099, г. Самара, Самарская область, ул. Комсомольская д. 27А,

об оспаривании постановления

при участии в заседании:

от заявителя – не явился, извещен,

от заинтересованного лица – ФИО1 по доверенности от 09.01.2024,

установил:

ФКП «Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации» (далее – заявитель, ФКП «УЗКС МО РФ») обратилось в арбитражный суд Самарской области с заявлением к 134 отделу государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны РФ (далее – ответчик) о признании незаконным постановление 134 отдела ГАСН от 24.11.2023 № 134-92-2023 о наложении штрафа в размере 165 000 рублей и прекращении производства по делу об административном правонарушении.

В предварительном судебном заседании в соответствии со ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 30.01.2024 года до 13.02.2024 года. Информация о перерыве была опубликована на официальном сайте Арбитражного суда Самарской области в сети Интернет по адресу: http://www.samara.arbitr.ru. После перерыва предварительное судебное заседание продолжено.

Представитель заявителя в предварительное судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в порядке ст. 123 АПК РФ.

Представитель заинтересованного лица возражает против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 № 65 "О подготовке дела к судебному разбирательству", если лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте проведения предварительного судебного заседания и судебного разбирательства дела по существу, не явились в предварительное судебное заседание и не заявили возражений против рассмотрения дела в их отсутствие, судья вправе завершить предварительное судебное заседание и начать рассмотрение дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции в случае соблюдения требований части 4 статьи 137 АПК РФ.

Поскольку лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте проведения предварительного и судебного заседания, возражения против завершения предварительного разбирательства и открытия судебного заседания не заявили, суд первой инстанции, руководствуясь частью 4 статьи 137 АПК РФ решил вопрос о готовности дела и переходе в судебное заседание, что отражено в протоколе судебного заседания от 13.02.2024 г.

Исследовав доказательства по делу, проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, арбитражный суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, в период с 26.09.2023 г. по 06.10.2023 г., на основании поступившего в 134 отдел ГАСН (административный орган, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора) от филиала ФКП «УЗКС МО РФ» - РУЗКС ПВО «Извещения об окончании строительства, (реконструкции) объекта капитального строительства» № 23/09-20-02 от 20.09.2023 г. и решений о проведении выездных проверок в соответствии с программой проверок от 22.09.2023 г. № 83 и от 29.09.2023 г. № 85 на объекте капитального строительства, шифр Ц-23/20-23, инспекторским составом 134 отдела ГАСН, проведена выездная проверка в отношении застройщика (технического заказчика) - ФКП «УЗКС МО РФ», лиц, осуществляющих строительство - Публично-правовой компании «Военно-строительная компания» (генподрядчика) и Общество с ограниченной ответственностью «Строй.Ка» (субподрядчика).

О проведении проверки, привлекаемое юридическое лицо ФКП «УЗКС МО РФ», было уведомлено надлежащим образом. «Решение о проведении выездной проверки в соответствии с программой проверок» от 22.09.2023 г. № 83 за исх. № 197/134/988 от 22.09.2023 г. направлено в адрес юридического лица ФКП «УЗКС МО РФ» и получено адресатом 22.09.2023 г. (вх. № 12 Нэп от 22.09.2023 г.). «Решение о проведении выездной проверки в соответствии с программой проверок» от 29.09.2023 г. № 85 за исх. № 197/134/1029 от 02.10.2023 г. направлено в адрес юридического лица ФКП «УЗКС МО РФ» и получено адресатом 03.10.2023 г. (вх. № 1288эп от 03.10.2023 г.).

При проведении проверки присутствовал ведущий инженер-инспектор инспекции строительного контроля РУЗКС ЦВО филиала ФКП «УЗКС МО РФ» ФИО2 (доверенность от 01.01.2023 г. № 23/18).

Проверка объекта капитального строительства, шифр Ц-23/20-23, проведена, в соответствии с положениями Федерального закона от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Приказа Министра обороны Российской Федерации от 10.01.2022 года № 6 (зарегистрирован в Минюсте РФ 23.03.2022 года регистрационный номер № 67868).

Оформленные по результатам проведенной проверки «Акт выездной проверки...» № 134-33-2023 от 11.10.2023 г., явившийся основанием для выдачи ФКП «УЗКС МО РФ» «Предписания об устранении выявленных нарушений...» № 134-33/1-2023 от 11.10.2023 г. за исх. № 197/134/1081дсп от 12.10.2023 г. направлены в адрес юридического лица ФКП «УЗКС МО РФ» по почте и получены адресатом 23.10.2023 г., что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 44309961105958.

В ходе проведенной проверки сооружений объекта капитального строительства, шифр Ц-23/20-23, по адресу месторасположения, выявлены следующие факты нарушения требований технических регламентов и проектной документации:

- техническим заказчиком, не представлен акт, подтверждающий соответствие параметров построенного объекта капитального строительства требованиям проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов) - нарушение ч. 7.1 ст. 53 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ.

- техническим заказчиком, направлено извещение об окончании строительства объекта в орган государственного строительного надзора до фактического окончания строительства, оформления исполнительной документации, связанной с выполнением всех работ по строительству - нарушение л. 1 альбома ПД Ц-23/20-23-ПОС.ТЧ, п. 10.1 СП 48.13330.2019, п. 4.15 СП 68.13330.2017 и приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 марта 2020 г. N 107.

Указанные нарушения требований технических регламентов были выявлены в присутствии ведущего инженера-инспектора инспекции строительного контроля РУЗКС ЦВО филиала ФКП «УЗКС МО РФ» ФИО2

Протокол № 134-92-2023 от 10.11.2023 г. направлен в адрес ФКП «УЗКС МО РФ» почтой 10.11.2023 г. за исх. № 197/134/1158, получен адресатом 17.11.2023 г.

10.11.2023 г. исх. № 197/134/1162, Предприятию направлено «Определение о назначении времени и места рассмотрения дела и вызове лиц для рассмотрения дела об административном правонарушении» от 10.11.2023 г., согласно «Отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 44309962347319», получено адресатом 17.11.2023 г.

Дело об административном правонарушении, рассмотрено в отсутствие представителя юридического лица - ФКП «УЗКС МО РФ».

Нарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ, были допущены при строительстве объекта капитального строительства, шифр Ц-23/20-23.

Объект капитального строительства, шифр Ц-23/20-23 создан для получения образования детьми военнослужащих и гражданского персонала, проживающего в закрытом военном городке.

Не согласившись с постановлением административного органа, ФКП «УЗКС МО РФ» обратилось в арбитражный суд.

В обоснование заявленных требований ФКП «УЗКС МО РФ» указывает, что административным органом не соблюдены нормы статьи 1.6 КоАП РФ, состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ, а именно объективная сторона и субъективная, в действиях ФКП «УЗКС МО РФ» отсутствуют.

Оценив доводы ФКП «УЗКС МО РФ» в совокупности с представленными в материалы дела доказательствами, в соответствии с положениями ст. 65, 68, 71, 75 АПК РФ суд пришел к выводу об отклонении доводов заявителя по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Предприятие осуществляет строительно-монтажные работы на объекте капитального строительства, шифр Ц-23/20-23, (далее - Объект) в качестве застройщика (технического заказчика). К строительству привлечены генеральный подрядчик - Публично-правовая компания «Военно-строительная компания» и субподрядчик - Общество с ограниченной ответственностью «Строй.Ка».

Предприятие приняло на себя предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности функции застройщика и тем самым являлся субъектом градостроительных правоотношений, на которого распространялись общеобязательные требования действующего законодательства.

Ссылки заявителя на положения ГрК РФ, законодательства о контрактной системе основаны на неверном понимании положений нормативных правовых актов, поскольку ГрК РФ либо, иной нормативный правовой акт не содержат императивного требования о заключении договора о перемене лиц в обязательстве, о приобретении прав собственности на Объект для осуществления заявителем функций застройщика. Обеспечение федеральным органом исполнительной власти строительства для государственных нужд не тождественно обеспечению техническим заказчиком строительства в интересах федерального органа исполнительной власти. Функции государственного заказчика в государственном оборонном заказе ФКП «УЗКС МО РФ» не передавались и для осуществления ФКП «УЗКС МО РФ» функций застройщика этого не требовалось. Не требуется для этого и заключения договора строительного подряда исключительно между ФКП «УЗКС МО РФ» и подрядчиком (подобные договоры заключаются Минобороны России).

В соответствии с пунктом 69 Указа Президента Российской Федерации от 16.08.2004 г. № 1082 (далее - Указ) Минобороны России проводит государственную экспертизу проектной документации, результатов инженерных изысканий и проверку достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, входящих в военную инфраструктуру Вооруженных Сил, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 69.1 Указа № 1082 Минобороны России выдает разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию объектов обороны и безопасности, входящих в военную инфраструктуру Вооруженных Сил, объектов обороны и безопасности войск национальной гвардии Российской Федерации.

Исходя из анализа пунктов 1, 69, 69.1 Указа № 1082 Минобороны России не может самостоятельно выступать застройщиком, более того, является федеральным органом исполнительной власти, как орган исполнительной власти выдает разрешения на строительство объектов обороны и безопасности по заявлению застройщиков или технических заказчиков (часть 7 статьи 51 ГрК РФ), проводит государственную экспертизу проектной документации объектов обороны и безопасности по заявлению застройщиков или технических заказчиков (часть 1 статьи 49 ГрК РФ).

ФКП «УЗКС МО РФ» распоряжением Правительства РФ от 03.03.2010 № 272-р определено единственным исполнителем, оказывающим услуги заказчика (застройщика) в части проектирования, строительства, капитального ремонта и технического перевооружения строек и объектов Минобороны России.

Из положений распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 № 1119-р «О внесении изменений в устав федерального казенного предприятия «Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.03.2008 № 290-р» (далее - Устав) следует, что Предприятие создано в целях выполнения работ и оказания услуг в сфере проектирования, строительства и организации строительства объектов для нужд обороны и безопасности государства (пункт 10 Устава). Пунктом 11 указанного распоряжения установлено, что для достижения цели, указанной в пункте 10 настоящего устава, предприятие в установленном законодательством Российской Федерации порядке осуществляет следующие виды деятельности, в том числе: обеспечение проектно-сметной и разрешительной документацией в отношении строительства и капитального ремонта объектов, в том числе объектов государственного оборонного заказа, выполнение работ по предпроектной подготовке, проектированию и организации строительства объектов, организация проектных, изыскательских исследовательских, природоохранных, строительных, ремонтных, монтажных и иных работ, определение порядка и условий строительства. Согласно подпункту «д» пункта 12 Устава предприятие вправе в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации выступать застройщиком, заказчиком, исполнителем работ и услуг в сфере предпроектной подготовки, проектирования и организации строительства.

Исходя из указанных распоряжений, Устава ФКП «УЗКС МО РФ», условий государственного контракта, ФКП «УЗКС МО РФ» фактически является техническим заказчиком в целях обеспечения выполнения работ, осуществления контроля и надзора за производством строительных работ и принятия решений во взаимоотношениях с генеральным подрядчиком.

Таким образом, ФКП «УЗКС МО РФ» является надлежащим субъектом ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ

Согласно п. 1 ст. 52 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется Градостроительным кодексом РФ, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными Правовыми актами Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 53 ГрК РФ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка проводится строительный контроль. Частью 2 статьи 53 ГрК РФ предусмотрено, что строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления капитального ремонта на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или техническим заказчиком, либо привлекаемым ими на основании договора физическим или юридическим лицом.

В соответствии с п. 1 ст. 53 ГрК РФ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов строительства, в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка проводится строительный контроль. В соответствии со ст. 34 Технического регламента строительство здания или сооружения должно осуществляться с применением строительных материалов и изделий, обеспечивающих соответствие здания и сооружения требованиям проектной документации и Технического регламента. Обязанности по проведению строительного контроля, организации, координации строительства установлены в соответствии с действующими градостроительными требованиями, по строительному контролю соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе, решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 53 ГрК РФ) с подпунктом 3 части 1 статьи 39 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», пунктом 16 части 1, часть 15 статьи 48, статьей 49, 51, 52, частей 2, 4 статьи 53 ГрК РФ, пунктами 2, 3, 6, 7, 8, 9. 10, 11, 12 Положения о проведении строительного контроля, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 468, пунктами 4.4, 7.1, 7.3 СП 48.13330.2019 «Организация строительства». Согласно действующему законодательству как застройщик (заказчик, технический заказчик) так и лицо, осуществляющее строительство, обязаны проводить строительный контроль в процессе строительства объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе, решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 53 ГрК РФ).

В соответствии с пунктом 4.4 СП 48.13330.2019 «Организация строительства» базовыми функциями застройщика является получение разрешения на строительство; обеспечение строительства проектной документацией, прошедшей экспертизу и утвержденной в установленном порядке; извещение о начале любых работ на строительной площадке органа государственного строительного надзора, которому подконтролен данный объект; обеспечение строительного контроля застройщика (заказчика); организация наладки и опробования оборудования, пробного производства продукции и других мероприятий по подготовке объекта к эксплуатации; принятие решений о начале, приостановке, консервации, прекращении строительства, о вводе законченного строительством объекта недвижимости в эксплуатацию; комплектование, хранение и передача соответствующим организациям исполнительной и эксплуатационной документации. Согласно пункту 7.3 СП 48.13330.2019 «Организация строительства» строительный контроль заказчика (застройщика) выполняет: проверку наличия у лица, осуществляющего строительство, документов о качестве (сертификатов в установленных случаях) на применяемые им материалы, изделия конструкций и оборудование, документированных результатов входного контроля и лабораторных испытаний; контроль соблюдения лицом, осуществляющим строительство правил складирования и хранения применяемых материалов, изделий конструкций и оборудования; при выявлении нарушений этих правил представитель строительного контроля застройщика (заказчика) может запретить применение неправильно складированных и хранящихся материалов; контроль соответствия выполняемого лицом, осуществляющим строительство, операционного контроля требованиям 7.1.6; контроль наличия и правильности ведения лицом, осуществляющим строительство, исполнительной документации, в том числе оценку достоверности геодезических исполнительных схем выполненных конструкций с выборочным контролем точности положения элементов; контроль за устранением дефектов в проектной документации, выявленных в процессе строительства, документированный возврат дефектной документации проектировщику, контроль и документированная приемка исправленной документации, передача ее лицу, осуществляющему строительство; контроль исполнения лицом, осуществляющим строительство, предписаний органов государственного надзора и местного самоуправления; извещение органов государственного надзора обо всех случаях аварийного состояния на объекте строительства; оценку (совместно с лицом, осуществляющим строительство) соответствия выполненных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, подписание двухсторонних актов, подтверждающих соответствие; контроль за выполнением лицом, осуществляющим строительство, требования о недопустимости выполнения последующих работ до подписания указанных актов; заключительную оценку (совместно с лицом, осуществляющим строительство, соответствия законченного строительством объекта требованиям законодательства, проектной и нормативной документации.

Кроме того, в соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.02.2011 № 213-0-0, для обеспечения безопасности градостроительной деятельности законодателем введена норма, возлагающая не только на лиц, осуществляющих строительство, но и на заказчика обязанность осуществлять контроль за соответствием выполняемых строительных работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка.

Из вышеизложенного следует, что застройщик (заказчик) при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства обязан обеспечить, в том числе и через лиц, непосредственно выполняющих работы, соответствие строящегося или реконструируемого объекта обязательным законодательным требованиям, общую организацию строительного производства, ведение исполнительной документации, строительный контроль за выполнением строительно-монтажных работ, техническое сопровождение строительства, а также устранение выявленных государственными надзорными органами нарушений, поскольку действующим законодательством именно на застройщика (заказчика) возложена обязанность по предъявлению законченного строительством или реконструкцией объекта органам государственного строительного надзора. Безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса (часть 1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»).

Являясь субъектом строительной деятельности и обладая свидетельством саморегулируемой организации в области строительного контроля (№ СРО-С-016-00479/1-11032011 от 11.03.2011г.), заказчик (застройщик) ФКП «УЗКС МО РФ» как субъект строительной деятельности обязан знать и добросовестно выполнять требования действующего законодательства в рассматриваемой сфере.

Из материалов дела следует, что в целях реализации работ по обозначенному объекту, заключен государственный контракт 30.11.2021 г. № 21231877977*** (далее - Госконтракт). Согласно Госконтракту государственный заказчик передал исполнение части своих функций, определенных в разделе 7 указанного контракта ФКП «УЗКС МО РФ». В соответствии с пунктами раздела 7 Госконтракта ФКП «УЗКС МО РФ» обязалось: осуществлять контроль и технический надзор за выполнением строительно-монтажных работ (объемами качеством, стоимостью и сроками), используя при этом качественные критерии, заложенные в действующих в РФ строительных нормах и правилах, технических условиях, а также принимать и проверять качество строительно-монтажных работ. Заказчик осуществляет иные функции государственного заказчика, определенные законодательством РФ. Перечень функций определён разделом 7 Госконтракта и не является исчерпывающим.

Положениями указанного Госконтракта, так и нормами законодательства о градостроительной деятельности, техническом регулировании, на застройщика (заказчика) возложена обязанность по устранению нарушений законодательных требований, в том числе, возникших по причине ненадлежащего (несвоевременного) осуществления строительного контроля и организации строительства (реконструкции). Обязанность по осуществлению строительного контроля, организации и координации строительства в соответствии с действующими градостроительными требованиями возложена на предприятие как на застройщика (заказчика) подпунктом 3 части 1 статьи 39 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», пунктом 16 части 1, частью 15 статьи 48, статьями 49, 51, 52, частями 2, 4 статьи 53 ГрК РФ, пунктами 2,3, 6, 7,8, 9,10, 11,12 Положения о проведении строительного контроля, утв. постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 № 468, пунктами 4.4,7.1,7.3 СП 48.13330.2019 «Организация строительства».

Законодательство не сводит действия лица, осуществляющего строительство - ФКП «УЗКС МО РФ» (технического заказчика) только к проверке выполненных работ и выдаче замечаний генподрядчику. Самоустранение Предприятия отисполнения функций лица, осуществляющего строительство (технического заказчика) не может рассматриваться как норма.

Таким образом, событие и состав вменяемого административного правонарушения установлен в ходе проверки и рассмотрения дела об административном правонарушении 134 отделом ГАСН, что подтверждается материалами дела.

В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. При определении вины юридических лиц форма вины выяснению не подлежит (п. 16.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»).

На основании изложенного следует, ФКП «УЗКС МО РФ» своими действиями (бездействием) по недолжному осуществлению строительного контроля на сооружениях объекта капитального строительства, шифр Ц-23/20-23, совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ.

Вопреки доводам ФКП «УЗКС МО РФ» диспозиция ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ не ограничивает круг субъектов административной ответственности только генподрядчиком.

В соответствии с ч.1 ст. 9.4 КоАП РФ, нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Объектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ, являются отношения, связанные с обеспечением безопасности зданий, сооружений или их составных частей, соблюдением требований нормативных документов в области строительства, в том числе при производстве строительных материалов, конструкций и изделий.

Объективной стороной правонарушения является несоблюдение обязательных требований государственных стандартов и других нормативных документов в области строительства при выполнении инженерных изысканий, проектных, строительно-монтажных работ, а также при производстве строительных материалов, конструкций и изделий.

Поскольку признак «непосредственное» в диспозиции ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ отсутствует, административная ответственность установлена санкцией названной нормы права также для должностных лиц и юридических лиц (а непосредственными исполнителями работ, как правило, являются работники), доводы ФКП «УЗКС МО РФ» о том, что данная диспозиция указывает на то, что деяние (нарушение обязательных требований) должно произойти исключительно в форме действия по непосредственному выполнению работ, подлежат отклонению.

Субъектом административного правонарушения, по данному делу, является юридическое лицо - ФКП «УЗКС МО РФ», совершившее административное правонарушение в связи с выполнением им организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

ФКП «УЗКС МО РФ» имело возможность соблюдения требований действующего законодательства, однако не предприняло для этого необходимых мер (п. 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").

В связи с изложенным оснований для снижения административного штрафа у суда не имеется.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным и отмене постановление 134 отдела государственного архитектурно-строительного надзора Минобороны России от 24.11.2023 № 134-92-2023.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

В.А. Максимова