АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области 443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846-2) 226-56-17 | ||||||
Именем Российской ФедерацииРЕШЕНИЕ | ||||||
июля 2014 года | Дело № | А55-4302/2014 | ||||
Резолютивная часть решения объявлена 08 июля 2014 года. Полный текст решения изготовлен 09 июля 2014 года. Судья Арбитражного суда Самарской области Степанова И.К. при ведении протокола судебного заседания секретарем Рызлейцевой Г.А. рассмотрев 08 июля 2014 года в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Куйбышевской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО "РЖД" к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении при участии от заявителя – ФИО1 по доверенности от 25.04.2014 №82-ДЮ от заинтересованного лица – ФИО2 по доверенности от 17.03.2014 №46 от 3-го лица – не явился | ||||||
Установил: Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Куйбышевской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО "РЖД" (далее – общество) просит признать незаконным и отменить постановление Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Ространснадзора №СМ 04-14 от 17.02.2014. Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Ространснадзора (далее - административный орган) считает оспариваемое постановление законным и обоснованным, поскольку факт административного правонарушения подтверждается материалами дела об административном правонарушении с соблюдением процедуры привлечения к административной ответственности. Представитель Куйбышевской транспортной прокуратуры в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания третье лицо извещено надлежащим образом в порядке ст. 123 АПК РФ. Исследовав материалы дела, суд установил следующее. В ходе проверки выявлены следующие нарушения законодательства о транспортной безопасности. В нарушение подп. 5.14.1 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта (утв. приказом Минтранса 08.02.2011 № 43) (далее – Требования), на железнодорожном вокзале отсутствует информирование в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на ОТИ, а также юридических лиц, осуществляющих на них какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и/или ТС в части прохода (проезда) в зоны транспортной безопасности вне КПП или без соблюдения условий допуска. В нарушение подп. 5.14.2 Требований, на железнодорожном вокзале отсутствует информирование в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на ОТИ, а также юридических лиц, осуществляющих на них какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и/или ТС в части перевозки по поддельным (подложным) и/или недействительным проездным, перевозочным и/или удостоверяющим личность документам. В нарушение подп. 5.14.3 Требований, на железнодорожном вокзале отсутствует информирование в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на ОТИ, а также юридических лиц, осуществляющих на них какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и/или ТС в части проноса (провоза) предметов и/или веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности и зону свободного доступа ОТИ и/или ТС, а также о предметах и веществах, которые запрещены или ограничены для перемещения. В нарушение п. 5.24 Требований, на железнодорожном вокзале не обеспечено видеонаблюдение за действиями сил транспортной безопасности на КПП и постах (пунктах) управления обеспечением транспортной безопасности ОТИ и/или ТС. В нарушение п. 5.6.6, п. 5.27 Требований, Инструкция о пропускном и внутриобъектовом режиме на вокзальном комплексе Самара Куйбышевской РДЖВ, утвержденная и.о. начальника вокзала Самара ФИО3 30.03.2012, не конкретизирована, носит декларированный характер и не соответствует требованиям п. 5.6.6 и п. 5.27, то есть не направлена на обеспечение реализации мер по обеспечению транспортной безопасности на ОТИ - железнодорожном вокзале Самара. В нарушение п. 5.6.7 Требований, на ОТИ - железнодорожном вокзале Самара не разработан, не принят Порядок выявления и распознавания на контрольно-пропускных пунктах (постах) или на транспортных средствах физических лиц, не имеющих правовых оснований на проход и/или проезд в зону транспортной безопасности ОТИ, а также предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности ОТИ или ТС в соответствии с законодательством Российской Федерации. Не исполняются обществом положения п. 6 и п. 6.1 Требований и в зоны свободного доступа и зону транспортной безопасности ОТИ - железнодорожного вокзала Самара возможно беспрепятственное проникновение лица (группы лиц), пытающегося совершить АНВ, в том числе оснащенного специальными техническими средствами или с использованием автотранспортных средств, самоходной техники и машин (проходы на пассажирские платформы, тоннели, проход со стороны 6 и 7 платформ и др.). По данному факту исполняющим обязанности Куйбышевского транспортного прокурора 22.01.2014 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ. Постановлением №СМ 04-14 от 17.02.2014 о назначении административного наказания общество привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30000 рублей. Согласно ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей. В обоснование жалобы общество ссылается на отсутствие вины и состава административного правонарушения. Суд находит доводы общества обоснованными исходя из следующего. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения, лицо его совершившее, его вина. Указанные обстоятельства подлежат доказыванию в порядке, определенном главой 26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оценивая обстоятельства дела, суд находит, что в соответствии с требованиями статьи 65 и части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации административным органом не доказан факт вменяемого обществу административного правонарушения, т.к. не учтены следующие обстоятельства. На железнодорожном вокзале Самара присутствует информация в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на ОТИ, а также юридических лиц, осуществляющих на них какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и/или ТС в части прохода (проезда) в зоны транспортной безопасности вне КПП или без соблюдения условий допуска; в части перевозки по поддельным (подложным) и/или недействительным проездным, перевозочным и/или удостоверяющим личность документам; в части проноса (провоза) предметов и/или веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности и зону свободного доступа ОТИ или ТС, а также о предметах и веществах, которые запрещены или ограничены для перемещения - стенды с необходимой информацией располагаются в кассовом зале. На железнодорожном вокзале Самара обеспечено видеонаблюдение за действиями сил транспортной безопасности на КПП и постах (пунктах) управления обеспечением транспортной безопасности - камеры расположены в ситуационном центре и над КПП вокзала. На железнодорожном вокзале Самара разработана и утверждена Инструкция о пропускном и внутриобъектовом режиме, организован пропускной и внутриобъектовый режимы в соответствии с внутренними организационно-распорядительными документами субъекта транспортной инфраструктуры, направленными на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ. Инструкция не регламентирует порядок прохода, проезда на ОТИ, в зону транспортной безопасности железнодорожного вокзала через пассажирские платформы № 1-6, проходы на пассажирские платформы, тоннели к пассажирским платформам в связи с тем, что в соответствии с установленной на вокзале Самара конфигурацией зон транспортной безопасности, указанная территория является зоной свободного доступа. Согласно п. 5.25.1. Требований, доступ физических лиц, пронос (провоз) материальных объектов в зону свободного доступа ОТИ не ограничивается. Порядок пропуска физических, юридических лиц, автотранспорта, материальных объектов через КПП установлен дополнительными инструкциями. В рамках подготовки плана транспортной безопасности разработаны следующие документы, являющиеся неотъемлемой частью этого Плана: Схема размещения и оснащение КПП - Приложение №13 к Плану; Порядок прохода, проезда лиц, транспортных средств в зону транспортной безопасности, в/на критический элемент объекта транспортной инфраструктуры через КПП - Приложение 6.2 к Плану. Права и обязанности контролеров КПП и сотрудников обеспечивающих пропускной и внутриобъектовый режимы установлены утвержденными должностными инструкциями. Таким образом, указанные документы, свидетельствуют о выполнении обществом пунктов 5.6.6 и 5.27 Требований. В соответствии с п.5.6.7 Требований на железнодорожном вокзале Самара разработан и принят Порядок выявления и распознавания на контрольно-пропускных пунктах (постах) или на транспортных средствах физических лиц, не имеющих правовых оснований на проход и/или проезд в зону транспортной безопасности ОТИ - Приложение №7 к Плану. Предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности ОТИ установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации - Приложение №18 к Плану. Требования, указанные в пунктах 6 и 6.1, выполняются: на вокзале установлены: вазоны; металлическое ограждение, шлагбаум, ворота, ограждение «кактус». Места возможного проникновения на пассажирские платформы и тоннели контролируются дежурным оператором системой видеонаблюдения и в ходе патрулирования сотрудниками охраны. Дополнительные инженерные системы планируются к установке в ходе поэтапной реализации плана транспортной безопасности вокзала Самара в рамках выделенных инвестиционных средств. Все вышеуказанные документы и Приложения к Плану транспортной безопасности были представлены в ходе плановой проверки вокзала Самара административному органу 20.01.2014, отражены в объяснениях от 17.02.2014 (л.д.47-49). Данных обстоятельств административный орган не отрицает и вышеизложенных обстоятельств не опровергает. Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что обществом все необходимые распоряжения и указания для организации работы по исполнению Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных приказом Минтранса от 08.02.2011 №43, выполняются. Аналогичный вывод содержится в решении Железнодорожного районного суда г. Самары от 18.04.2014 (л.д.79-84) по делу об административном правонарушении. При таких обстоятельствах, оспариваемое постановление является незаконным. | ||||||
Руководствуясь ст. ст. 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Признать незаконным и отменить постановление Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Ространснадзора №СМ 04-14 от 17.02.2014. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней после его принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области. | ||||||
Судья | / | Степанова И.К. | ||||