ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-4892/10 от 19.07.2010 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. 226-56-17, 226-55-26 (факс)

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

19 июля 2010 года

Дело №

А55-4892/2010

Арбитражный суд Самарской области в составе председательствующего по делу судьи Медведева А.А., судей Николаевой С.Ю, Харламова А.Ю., рассмотрел 12 июля 2010 года заявление

Общества с ограниченной ответственностью "БайТекс", 461630, Оренбургская область, Бугуруслан, Гая, 5

к Собранию представителей муниципального района Камышлинский Самарской области, 446970, Самарская область, с. Камышла, Камышлинский район, Красноармейская, 37а,

с участием третьего лица:

Администрации муниципального района Камышлинский Самарской области, 446970, Самарская область, с. Камышла, Камышлинский район, Красноармейская, 37

о признании недействующим решения

при ведении протокола судебного заседания судьёй Медведевым А.А.

В судебное заседание явились представители:

от заявителя - Эйхлер Н.В., дов. от 11.01.2010г.,

от ответчика - Саксонова Е.М., дов. от 05.05.2010г., Шаймарданов Ф.Ф., решение №13 от 29.03.07г.,

от Администрации – Багаутдинов Р.К., дов. от 30.03.2010г.,

Резолютивная часть решения объявлена 12 июля 2010 года. Полный текст решения изготовлен 19 июля 2010 года

Установил:

Общество с ограниченной ответственностью «БайТекс» (далее – ООО «БайТекс», Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором, в соответствии со ст.49 АПК РФ изменив предмет заявленных требований, просит признать недействующим Решение Собрания представителей муниципального района Камышлинский Самарской области от 12.10.2009 г. №84 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, условий и сроков её внесения за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории муниципального района Камышлинский Самарской области», в части порядка определения размера арендной платы при предоставлении земельных участков, а именно: в части установления коэффициента по видам использования земельного участка для предприятий, занимающих земельные участки под объекты, связанные с добычей нефти и газа (скважины, охранные зоны месторождений, ДНС, ГЗУ, КИК, смотровые колодцы, крановые узлы, задвижки, километровые указатели, СКЗ, подъездные дороги, линии электропередач и т. д.) по доводам, изложенным в заявлении и дополнениях к нему (т.1 л.д.2-6, 117-118, т.2 л.д.93-101, т.3 л.д.2-4).

Данные изменения предмета заявленных требований судом приняты в порядке ст. 49 АПК РФ.

Собрание представителей муниципального района Камышлинский Самарской области (далее – Собрание, заинтересованное лицо) и Администрация муниципального района Камышлинский Самарской области (далее – Администрация, третье лицо) в отзывах на заявление требования не признали, просят в удовлетворении исковых требований отказать, считают нормативный правовой акт в оспариваемой части законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзывах и дополнениях к ним (т.2 л.д.8-17, 41-47, 88-91, 111-115, т.3 л.д.17-19).

В соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства.

Исследовав доказательства по делу, проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд находит требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, исходя при этом из следующего.

Как следует из материалов дела, 12 ноября 2009 г. Собранием представителей муниципального района Камышлинский Самарской области было принято Решение №84 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, условий и сроков её внесения за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории муниципального района Камышлинский Самарской области», которое вступило в силу 01.01.2010 г. (т.1 л.д.13-24).

Указанное решение опубликовано в газете "Камышлинские известия" N 138-142 (8243-47) от 17.11.2009г. (т.2 л.д.57-58).

ООО «БайТекс» считает, что Решение Собрания представителей муниципального района Камышлинский Самарской области от 12.10.2009 г. №84 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, условий и сроков её внесения за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории муниципального района Камышлинский Самарской области», в части порядка определения размера арендной платы при предоставлении земельных участков, а именно: в части установления коэффициента по видам использования земельного участка для предприятий, занимающих земельные участки под объекты, связанные с добычей нефти и газа (скважины, охранные зоны месторождений, ДНС,ГЗУ,КИК, смотровые колодцы, крановые узлы, задвижки, километровые указатели, СКЗ, подъездные дороги, линии электропередач и т. д.) не соответствует ст. 8, ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 3 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности.

Основаниями для признания решения в оспариваемой части недействующим заявитель считает следующие обстоятельства:

- ООО «БайТекс» считает ущемлением своих прав и законных интересов в существенном (более чем в 7,9 раза) повышении размера арендной платы в 2010г. в сравнении с размером арендной платы в 2009 г.;

- заинтересованным лицом не представлено экономическое обоснование, исходя из экономической оценки территории, аналогичных цен на рассматриваемом рынке, состояния окружающей среды, инженерно-геологических условий, степени подверженности воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, рекреационной ценности территории или любых других фактических обстоятельств, доказывающих принятие нормативного акта на основе обоснованности устанавливаемых им величин;

- формула расчёта коэффициента по видам использования земельного участка ответчиком составлена произвольно, сочетает несколько способов определения размеров арендной платы и противоречит нормам, указанным в Постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582, в Постановлении Правительства Самарской области от 06.08.2008 № 308 и нормам действующего законодательства.

ООО «БайТекс» считает, что в оспариваемой части Решение Собрания представителей муниципального района Камышлинский Самарской области от 12.10.2009 г. №84 нарушает следующие права заявителя:

1. Право равенства участников регулируемых отношений.

2. Право на конкуренцию, право на самостоятельность хозяйствующего субъекта.

3. Обременения в виде незаконного возложения дополнительных финансовых затрат ( на основании оспариваемого решения, ограничивают конституционные права и свободы субъекта предпринимательской деятельности (ст. 8, ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).

Заинтересованное лицо и третье лицо считают, что в оспариваемой части Решение Собрания представителей муниципального района Камышлинский Самарской области от 12.11.2009 г. №84 не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Доводы заявителя суд считает ошибочными и необоснованными.

В то же время, доводы заинтересованного лица и третьего лица суд считает обоснованными, основанными на законе, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами.

Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В силу статьи 29 и части третьей статьи 191 АПК РФ арбитражному суду подведомственно рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов.

В статье 78 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" указано, что решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.

Из указанных норм следует, что к компетенции арбитражных судов отнесено рассмотрение заявлений о признании недействующими правовых актов, принятых органами местного самоуправления, в том числе и нормативных правовых актов, если такое заявление подано организацией или гражданином, которые полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.

В соответствии пунктами "в", "г", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей; разграничения государственной собственности; земельное законодательство.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно пунктам 1 и 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным.

Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" установлены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").

В соответствии с подпунктом "д" пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации управляет и распоряжается собственностью субъекта Российской Федерации в соответствии с законами субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области" утверждён Порядок, который устанавливает общие правила определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области.

В соответствии с Методикой определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области и предоставляемых для целей, не связанных со строительством, составной частью формулы расчёта размера арендной платы в год за земельные участки является Кв - коэффициент вида использования земельного участка, утверждаемый правовым актом представительного органа муниципального образования  .

Правила определения представительным органом муниципального образования размера коэффициента вида использования земельного участка Порядок определения размера арендной платы не содержит.

В силу пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения.

В исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находится принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных Уставом муниципального образования (подпункт 1 пункта 3 статьи 15 Федерального закона N 154-ФЗ).

Решением Собрания представителей муниципального района Камышлинский Самарской областиот 12.11.2009 г. №84 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, условий и сроков её внесения за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории муниципального района Камышлинский Самарской области» установлен коэффициента по видам использования земельного участка для предприятий, занимающих земельные участки под объекты, связанные с добычей нефти и газа (скважины, охранные зоны месторождений, ДНС, ГЗУ, КИК, смотровые колодцы, крановые узлы, задвижки, километровые указатели, СКЗ, подъездные дороги, линии электропередач и т. д.).

В соответствии с Приложением 1 к Порядку определения размера арендной платы, условий и сроков её внесения за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории муниципального района Камышлинский Самарской области, размер арендной платы за использование земельного участка определяется по формуле:

An = AxS , где: A - размер арендной платы за единицу площади земельного участка в год, S - площадь земельного участка.

Размер арендной платы за единицу площади земельного участка в год рассчитывается по формуле:

А = Скад х Ка х Кв х Кпр х Ки,

Скад - удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка;

Ка - коэффициент категории арендатора, определяемый в соответствии с таблицей 1;

Кв - коэффициент вида использования земельного участка, утверждаемый решением Собрания представителей муниципального района Камышлинский и определяется в соответствии с таблицей 2;

Кпр - коэффициент приближённости к культурно-административному центру муниципального образования.

Ки - коэффициент инфляции расчётного года.

Согласно строки 6.9 таблицы №2 Приложения к Порядку определения размера арендной платы, условий и сроков её внесения за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории муниципального района Камышлинский Самарской области» в отношении предприятий занимающих земельные участки под объекты, связанные с добычей нефти и газа (скважины, охранные зоны месторождений, ДНС, ГЗУДИК, смотровые колодцы, крановые узлы, задвижки, километровые указатели, СКЗ, подъездные дороги, линии электропередач и т. д.) установлен коэффициент вида использования земельного участка в размере - 45,0.

Таким образом, из анализа приведенного выше законодательства следует, что Собрание представителей муниципального района Камышлинский Самарской области, реализуя полномочия, предоставленные представительному органу муниципального образования федеральным и региональным законодательством, вправе было принимать оспариваемый заявителем нормативный правовой акт.

Доводы ООО «БайТекс» о том, что ущемление его прав и законных интересов заключается в существенном (более чем в 7,9 раза) повышении размера арендной платы в 2010г. в сравнении с размером арендной платы в 2009 г., суд считает необоснованными.

Суд установил, что ООО «БайТекс» является арендатором земельного участка площадью 555577 кв.м. кадастровый номер 63:20:00 00 000:0041, расположенный по адресу: Самарская область. Камышлинский район, Байтуганское месторождение нефти, из категории земель: земли промышленности, для размещения объектов нефтедобычи на Байтуганском месторождении нефти, предоставленного в соответствии с договором аренды земельного участка № 4/8-АД от 21.07.2006 г. на 25 лет, заключённого между ООО «БайТекс» и Администрацией муниципального района Камышлинский Самарской области (т.1 л.д.25-54).

В соответствии с п.4.3. договор аренды земельного участка № 4/8-АД от 21.07.2006 г. размер арендной платы может быть изменен только по письменному Соглашению Сторон   при наступлении объективных причин, в т.ч. в связи с решениями органов местного самоуправления.

Как следует из материалов дела, Администрация обратилась к ООО «БайТекс» с предложением заключить дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка № 4/8-АД от 21.07.2006 г. в части соответствующего увеличения арендной платы в связи с принятием Решение Собрания представителей муниципального района Камышлинский Самарской области от 12.11.2009 г. №84 (т.1 л.д.51-53).

Однако сведения о заключении Обществом данного соглашения либо об изменении условий договора в судебном порядке в материалах дела отсутствуют.

При указанных обстоятельствах арбитражный суд не усматривает какого-либо ущемления оспариваемым нормативным актом прав и законных интересов арендатора.

Заявитель считает, что завышенный, по его мнению, размер арендной платы препятствует ему заключить договор аренды земельного участка в Камышлинском районе Самарской области, необходимого под размещение площадки для складирования труб.

Однако увеличение арендной платы не может являться нарушением прав и интересов ООО «БайТекс», поскольку Общество как субъект предпринима­тельской деятельности, решая вопрос о заключении договора аренды и располагая сведе­ниями об условиях сдачи в аренду земельного участка, имеет возможность при несогласии отказаться от его заключения.

Правовые основания настаивать на заключении данного договора у ООО «БайТекс» отсутствуют, поскольку земельный участок, который был выбран Обществом в качестве площадки для складирования труб относится к землям сельскохозяйственного назначения и его использование для указанных целей возможно в определенных случаях при наличии проекта рекультивации таких земель либо перевода земельного участка из одной категории в иную (ст.79 Земельного кодекса РФ).

Сведения о том, что указанные условия заявителем соблюдены (имеется проект рекультивации земель сельскохозяйственного назначения либо данный земельный участок переведён в иную категорию) в материалах дела отсутствуют.

Кроме того, земельный участок предназначался для складирования движимого имущества, ООО «Бай-Текс» не представило доказательств, что оно не может использовать иной земельный участок для таких целей.

Таким образом, довод о том, что заключению договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения препятствует именно высокая арендная плата, а не иные обстоятельства, не основан на материалах дела.

Заявитель указывает, что формула расчёта коэффициента по видам использования земельного участка ответчиком составлена произвольно, сочетает несколько способов определения размеров арендной платы и противоречит нормам, указанным в Постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582, в Постановлении Правительства Самарской области от 06.08.2008 № 308 и нормам действующего законодательства.

Согласно п.1 ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" органам государственной власти и местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.

Как разъяснено в абзаце 2 п. 8 Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.06.2008 №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», действия органов государственной власти являются не противоречащими антимонопольному законодательству, если имеется конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу осуществить данные действия.

Оспариваемое решение было принято Собранием Представителей муниципального района Камышлинский Самарской области в пределах своей компетенции и носит характер осуществления полномочий органа местного самоуправления по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся на территории муниципального образования.

Ограничение права хозяйствующего субъекта в сравнении с правом другого хозяйствующего субъекта влечет их неравенство перед законом нарушает гарантии поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности.

ООО «БайТекс» не представил доказательства, что права ООО «БайТекс» на конкуренцию и на самостоятельность хозяйствующего субъекта нарушены, а Общество поставлено в ущербное положение перед другими хозяйствующими субъектами, связанными с добычей нефти и газа. Сравнение же с коэффициентом, установленным для земельных участков для добычи общераспространённых полезных ископаемых (строка 6.11 таблицы 2), является некорректным, поскольку в деятельности по добыче нефти и газа и в деятельности по добыче общераспространённых полезных ископаемых (карьеры глиняные, песчаные, песчано-гравийные, по разработке щебня и т. д.) соперничество хозяйствующих субъектов не усматривается.

Решение Собрания Представителей муниципального района Камышлинский № 84 от 12.11.2009 является нормативным правовым актом, распространяется на неопределенный круг лиц, в связи с чем арендаторы земельных участков под объектами связанными с добычей нефти и газа находятся в равных условиях.

Положения ст. 8 Конституции РФ обеспечивают единство экономического пространства в Российской Федерации.

Вместе с тем следует иметь в виду, что свобода экономической деятельности не является абсолютной. Она может быть ограничена федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.

Предоставление органам местного самоуправления возможности влиять на размер арендной платы за пользование земельными участками позволяет осуществлять перераспределение средств от предприятий высокодоходной отрасли к предприятиям и учреждениям социального обеспечения населения, обеспечивающим повышение уровня жизни населения региона.

В соответствии с ч.3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Указанная норма устанавливает невозможность ограничения прав и свобод физических лиц федеральным законом. По настоящему делу заявитель просит признать недействующим в части акт органа местного самоуправления, однако ООО «БайТекс» не обладает полномочиями выступать в защиту неопределенного круга лиц, в связи с чем, оспариваемый акт не может нарушать положения ч.3 ст.55 Конституции РФ.

В п.1 ст.1 Гражданского кодекса РФ установлено, что гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Конституционный Суд РФ в Постановлениях от 06.06.2000 № 9-П и от 01.04.2003 № 4-П указывал, что защищаемая свобода договора, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела не должна приводить к отрицанию или умалению других общепризнанных прав и свобод, она не является абсолютной и может быть ограничена.

Свобода договора имеет объективные пределы, которые определяются основами конституционного строя и публичного правопорядка. В частности, речь идет о недопустимости распространения договорных отношений и лежащих в их основе принципов на те области социальной жизнедеятельности, которые связаны с реализацией государственной власти.

Поскольку органы местного самоуправления и их должностные лица обеспечивают осуществление народом своей власти, их деятельность (как сама по себе, так и ее результаты) не может быть предметом частноправового регулирования, так же как и реализация гражданских прав и обязанностей не может предопределять конкретные решения и действия органов власти и должностных лиц.

Как указывалось выше, п. 3 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 и Постановление Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308 не содержат правил определения представительным органом муниципального образования размера коэффициента вида использования земельного участка, в том числе его экономического обоснования.

Ссылка заявителя на Определение Конституционного суда РФ от 11.05.2004 № 209-О является необоснованной, поскольку арендная плата за землю не относится к налогам и к ней не применимы положения налогового законодательства.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 установлены основные принципы определения арендной платы   при аренде земельных участков, а не размера коэффициента вида использования земельного участка.

Принцип экономической обоснованности требует, чтобы арендная плата устанавливалась в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования  .

Таким образом, доходность земельного участка должна учитываться при расчёте арендная платы, а не её отдельной составляющей части - коэффициента вида использования земельного участка.

Однако заявителем Решение Собрания представителей муниципального района Камышлинский Самарской областиот 12.11.2009 г. №84 оспаривается не в части всего порядка определения размера арендной платы, а лишь в части установления коэффициента по видам использования земельного участка 45,0 (строка 6.9 таблицы №2 Приложения).

Поэтому требование о том, чтобы данный коэффициент полностью отвечал требованиям, предъявляемым к расчёту всего размера арендной платы, является необоснованным.

Собрание и Администрация представили методику определения коэффициента по видам использования земельного участка 45,0 (строка 6.9 таблицы №2 Приложения).

В качестве базы для расчета коэффициента использованы:

- удельный показатель кадастровой стоимости земель промышленности под объектами для добычи нефти и газа: скважины, охранные зоны месторождений, подъездные дороги до ме­сторождений (Постановление Правительства Самарской области от 29.12.2005 № 179) - 0,94 руб./кв.м.;

- средняя рыночная стоимость земель промышленности (определена на основе риэлторской базы данных, с учетом скидки на торг от цены предложения) - 445,54 руб./кв.м.

- ставка рефинансирования - 9,5 %;

- ставка аренды в год, рассчитывается как произведение рыночной стоимости земельного участка и выраженной в процентах ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (А = С х Р, где: А - арендная плата; С - рыночная стоимость земельного участка, определяемая на основании результатов оценки; Р - действующая ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Расчет: 445,54 х 9,5 % = 42,61) - 42,61 руб./кв.м.

Коэффициент отношения ставки аренды к кадастровой стоимости (Ставка аренды в год/ удельный показатель кадастровой стоимости земель промышленности под объектами для добы­чи нефти и газа. Расчет 42,61/0,94 = 45,03

По результатам расчетов для вида использования земельного участка под объектами свя­занными с добычей нефти и газа установлен коэффициент в размере 45,0.

Отсутствие на момент принятия оспариваемого решения экономического обоснования, оформленного в виде отдельного документа, не свидетельствует о том, что Собрание не проводило анализ и оценку экономических, природных и иных факторов, на основании которых осуществляется дифференциация размера расчетного коэффициента, что подтверждается запросом Собрания в адрес ООО «Институт оценки и управления» от 18.06.2010г. и его ответом № 50 от 22.06.2010г. (т.2 л.д.116-120, т.3 л.д.55-59).

Ссылку заявителя на письмо ООО «Институт оценки и управления» № 52 от 24.06.2010г. суд отклоняет как на неотносимое доказательство, поскольку ни из запроса ООО «БайТекс» от 23.06.2010г., ни из ответа ООО «Институт оценки и управления» № 52 от 24.06.2010г. не следует на какую дату определялась рыночная цена (т.3 л.д.14-16).

Кроме того, в ответе ООО «Институт оценки и управления» № 50 от 22.06.2010г. указаны цены по 35 объектам, по которым выведено среднеарифметическое значение, тогда как в ответе ООО «Институт оценки и управления» № 52 от 24.06.2010г. указаны лишь минимальные и максимальные размеры цены без указания общего количества рассматриваемых объектов, что не позволяет определить средний размер рыночных цен.

Кроме того, вышеперечисленные нормативные правовые акты не регламентируют порядок определения коэффициента для вида использования земельного участка под объектами свя­занными с добычей нефти и газа, в связи с чем определение Собранием средней рыночной цены земельных участков по Самарской области, а не по Камышлинскому и близлежащим районам, не нарушает действующего законодательства, поскольку данный вопрос передан в компетенцию представительного органа местного самоуправления.

Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд пришёл к выводу о том, что оспариваемые положения Решения Собрания представителей муниципального района Камышлинский Самарской областиот 12.11.2009 г. №84 приняты в пределах полномочий представительным органом местного самоуправления, прав и законных интересов заявителя не нарушают, поскольку требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, не противоречат.

При таких обстоятельствах арбитражный суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 167-170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российский Федерации,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение Собрания представителей муниципального района Камышлинский Самарской областиот 12.11.2009 г. №84 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, условий и сроков её внесения за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории муниципального района Камышлинский Самарской области», в части порядка определения размера арендной платы при предоставлении земельных участков, а именно: в части установления коэффициента по видам использования земельного участка для предприятий, занимающих земельные участки под объекты, связанные с добычей нефти и газа (скважины, охранные зоны месторождений, ДНС, ГЗУ, КИК, смотровые колодцы, крановые узлы, задвижки, километровые указатели, СКЗ, подъездные дороги, линии электропередач и т. д.) признать соответствующим  ст. 8, ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 3 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через арбитражный суд Самарской области.

Председательствующий

/

Медведев А.А.

Судьи

/

Николаева С.Ю.

/

Харламов А.Ю.