АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области 443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17 | |||||||
Именем Российской ФедерацииРЕШЕНИЕ | |||||||
ноября 2019 года | Дело № | А55-5114/2019 | |||||
Резолютивная часть решения объявлена 05 ноября 2019 года. Полный текст решения изготовлен 12 ноября 2019 года. | |||||||
Арбитражный суд Самарской области | |||||||
в составе судьи | ФИО1 | ||||||
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Симонян А.С. | |||||||
рассмотрев в судебном заседании 05 ноября 2019 года дело по заявлению | |||||||
Общества с ограниченной ответственностью "Телеком-Сервис" | |||||||
к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области | |||||||
о признании незаконным ненормативного акта | |||||||
при участии в заседании | |||||||
от заявителя - предст. ФИО2 по дов. от 07.02.2018 г. диплом от 25.05.2011г. | |||||||
установил: Заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением, в котором просит признать незаконным отказ Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в принятии решения о предоставлении водного объекта - часть реки Татьянка, расположенного по адресу: акватория у левого берега р. Татьянка в районе 3 км устья по Атласу ЕГС УЧ РВ т. 6 ч. 2 изд. 2006 г., в районе КПС «Волгарь» Волжского района Самарской области для целей: строительство и обслуживание линейного объекта (подводной линии связи), связанное с изменением рельефа дна, для нужд по предоставлению услуг связи, площадью - 0,027632 кв.км, содержащийся в письме от 10.01.2019 г. исх.№27-04-01/124, как противоречащий Водному Кодексу Российской Федерации. В порядке устранения нарушений прав и законных интересов заявитель просит обязать Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области рассмотреть в установленном порядке заявление ООО «Телеком-Сервис» исх.№104 от 26.12.2018 г., приложенные к нему документы и принять решение. При этом заявитель указывает, что в соответствии с положениями Водного кодекса Российской Федерации распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008г. № 2054-р (в редакции от 02.09.2015г. №1717-р) Перечне водоемов река Татьянка (какая-либо ее часть) отсутствует. Заинтересованное лицо заявленные требования не признаёт, ссылаясь на отсутствие полномочий по предоставлению спорного водного объекта. Кроме того, в Министерство поступило представление Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры об устранении нарушений закона в связи с представлением водного объекта, находящегося в пределах подпора Саратовского водохранилища, согласно которому, нормальный подпорный уровень Саратовского водохранилища распространяется по реке Самара от устья реки на протяжении 57 км в сторону истока до с. Бобровка Кинельского раойна Самарской области (том 1 л.д. 147-152, том 2 л.д. 82-85). Природоохранная прокуратура поддерживает позицию заинтересованного лица, при этом отзыв на заявление не представлен. Нижне-Волжское бассейновое водное Управление Федерального агентства водных ресурсов (Отдел водных ресурсов по Самарской области) (далее - Отдел водных ресурсов по Самарской области) в судебное заседание не явилось, извещен надлежащим образом, позиция изложена в отзыве, согласно которому поддерживает заявителя, просит удовлетворить заявленные требования (том 3 л.д. 1-5). Иные третьи лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, в порядке ст. 123 АПК РФ, отзыв не представлен. Исследовав материалы дела, оценив доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд пришел к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению. Как следует из материалов дела, 29.12.2018г. Общество с ограниченной ответственностью «Телеком-Сервис» (далее по тексту - заявитель, Общество) обратилось в Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее по тексту - заинтересованное лицо, Министерство) с заявлением (исх. № 104 от 26.12.2018г. вх. № 27/33511 и 27/33510) о предоставлении водного объекта в пользование - части реки Татьянка, расположенного по адресу: акватория у левого берега р. Татьянка в районе 3 км от устья по Атласу ЕГС УЧ РФ т.6 ч.2 изд.2006 г., в районе КПС «Волгарь» Волжского района Самарской области для целей: строительство и обслуживание линейного объекта (подводной линии связи), связанное с изменением рельефа дна, для нужд по предоставлению услуг связи, площадью - 0,027632 кв.км.. Министерство в письме от 10.01.2019 г. исх.№27-04-01/124 отказало заявителю в рассмотрении документов для предоставления водного объекта или его части в пользование (р. Татьянка) на основании Решения о предоставлении водного объекта в пользование, поскольку право пользования указанным водным объектом предоставляется иным органом – Отделом водных ресурсов по Самарской области и его предоставление не относится к полномочиям Министерства. Не согласившись с данным отказом, ООО «Телеком-Сервис» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, указывая, что данный отказ нарушает его права и законные интересы, является незаконным и нарушающим права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ссылаясь на то, что ранее (письмо от 17.01.2019 исх. № 9) обращался в Отдел водных ресурсов по Самарской области о предоставлении указанного выше объекта в пользование для целей строительства и обслуживание линейного объекта (подводной линии связи), связанное с изменением рельефа дна для нужд по предоставлению услуг связи на р. Татьянка, однако получил отказ в рассмотрении представленных документов, в связи с тем, что функции по предоставлению в пользование водных объектов, находящихся на территории Самарской области, возложены на Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области. Кроме того, Отдел водных ресурсов по Самарской области пояснил, что р. Татьянка имеет статус реки со своими гидрологическими и морфометрическими характеристиками, которая нанесена на картографических материалах как река, а не водохранилище. В связи с изложенным заявитель обратился в суд. Однако данные доводы заявителя не могут быть признаны судом в качестве основания для признания оспариваемого отказа незаконным. Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. В соответствии с частями 4 и 5 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Таким образом, ненормативный акт, решение и действие (бездействие) органа, осуществляющего публичные полномочия, могут быть признаны недействительными (незаконными) при наличии одновременно двух условий: в случае, если данный ненормативный акт, действие (бездействие) не соответствует закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя. Согласно части 3 статьи 11 Водного Кодекса РФ (далее ВК РФ) , водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ или собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для строительства и реконструкции гидротехнических сооружений на основании решений о предоставлении водного объекта в пользование. В соответствии со статьей 23 ВК РФ физические и юридические лица, заинтересованные в получении в пользование водного объекта или его части, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование с обоснованием цели, вида и срока водопользования. Согласно пункту 1 части 1 статьи 26 ВК РФ предоставление водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в части 1 статьи 21 ВК РФ. Водоемы, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации, согласно части 2 статьи 26 ВК РФ предоставляются в пользование Федеральным агентством водных ресурсов. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 № 2054-р утвержден перечень водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации. На территории Самарской области к ним относятся Саратовское и Куйбышевское водохранилища. В соответствии со статьей 5 ВК РФ к поверхностным водным объектам относятся, в том числе, река, водохранилище. Береговая линия (граница водного объекта) определяется для водохранилища – по нормальному подпорному уровню воды. Подпор - повышение уровня воды, сопровождаемое уменьшение скорости течения и уклонов в некотором сечении или на участке потока. Подпор является следствием встречающихся на пути потока естественных препятствий в виде сужения русла, резких поворотов, подъемов дна и т.п. или искусственных сооружений. Подпор характеризуется высотой поднятия уровня по сравнению с естественными условиями и расстоянием, на которое он распространяется. Подпор может быть постоянным (например, от плотины) и временным. Нормальный подпорный уровень - наивысшая отметка водной поверхности водохранилища, которая может длительно поддерживаться водоподпорным сооружением. Применительно к НПУ производятся основные расчеты устойчивости гидротехнических сооружений и предусматриваются нормальные запасы надежности, отвечающие существующим условиям (гидрологический словарь ФИО5, советский гидролог, доктор технических наук, том 2 л.д. 94-96). В соответствии с ГОСТ 19185-73 «Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения» выделяют следующие понятия: - нормальный подпорный уровень - это наивысший проектный уровень верхнего бьефа, который может поддерживаться в нормальных условиях эксплуатации гидротехнических сооружений. - подпор - это подъем уровня воды, возникающий вследствие преграждения или стеснения русла водотока. Как следует из материалов дела, в 2017 году за счет субвенций из федерального бюджета выполнены работы по определению береговой линии (границы водного объекта), границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос реки Татьянка в пределах Самарской области. В рамках исполнения Государственного контракта на выполнение работ по мероприятию «Определение границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос реки Татьянка в пределах Самарской области» от 14.06.2017 № 0142200001317004255_247182 заключенного между Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (государственный заказчик) и Акционерным обществом «Волжский научно-исследовательский и проектно-изыскательный институт по землеустройству» (исполнитель) представлен Отчет «том 3. Гидрологические работы» (том 2 л.д. 47-74). Из представленного отчета следует, что река Татьянка имеет протяженность 13 км., под влиянием подпора от Саратовского водохранилища направление течения в р. Татьянка может меняться, в результате чего образуются обратные стоковые течения. При проведении работ по установлению береговой линии, границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос реки Татьянка, был установлено, река на всем своем протяжении находится в постоянном подпоре от Саратовского водохранилища, ее водный и уровенный режим полностью зависит от водного и уровенного режима Саратовского водохранилища. Согласно гидрологической справке Тольяттинской СГМО от 08.06.2017 №15-03/661, территория р. Татьянка относится к левобережной пойменной части р.Волга, Саратовского водохранилища, и находится в зоне влияния подпора от Саратовского водохранилища (том 2 л.д. 74). Саратовское водохранилище было образовано в результате перекрытия р. Волги у г. Балаково в 1967 году. Нормальный подпорный уровень (проектный уровень воды у плотины) в соответствии с РВ-172-70 «Основными положениями правил использования водных ресурсов Саратовского водохранилища на р. Волге» (Москва, 1970) равен 28,0 м. Отметка уровня воды у г. Самара (г. Куйбышев) - максимальной отметки уровня воды при НПУ у г. Самара составляет - 30,2 мБС. При этом водохранилище имеет постоянную отметку НПУ (28,0 мБС) только на расстоянии 25 км от створа гидроузла Балаковской ГЭС. Начиная с 26 км и вверх по течению от Балаковской ГЭС и до плотины Жигулевской ГЭС (358 км) расположен участок реки Волга, находящийся в подпоре от плотины. При отметке водохранилища равной НПУ (28,0 мБС) на данном участке (находящемся в подпоре) отметки будут всегда выше, так как это фактически участок реки текущей по уклону и испытывающий влияние водохранилища. В связи с чем в названном выше Отчете АО «Волжский научно-исследовательский и проектно-изыскательный институт по землеустройству» сделал вывод о том, что Татьянка находится в пределах береговой линии Саратовского водохранилища, что поскольку река Татьянка находится в постоянном подпоре от водохранилища. Поэтому отметку береговой линии для нее следует определить как для водохранилища. (том 2 л.д. 47-74). На основании данного Отчета сведения о границах береговой линии, водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы р. Татьянка в установленном порядке были внесены в Государственный водный реестр. В силу ч. 1 ст. 31 Водного кодекса Российской Федерации государственный водный реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах. В государственный водный реестр включаются документированные сведения, в том числе о водных объектах, расположенных в границах речных бассейнов, об особенностях режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностях (ч. 4 ст. 31 Водного кодекса Российской Федерации). Ведение государственного водного реестра осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 10 ст. 31 Водного кодекса Российской Федерации). Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2007 N 253 утверждено Положение о ведении государственного водного реестра, согласно п. 5 которого ведение данного реестра осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов. Как следует из письма Нижне-Волжского бассейнового водного Управления Федерального агентства водных ресурсов от 28.10.2019 в водном реестре содержатся сведения об установлении в отношении реки Татьянка водоохраной зоны в размере 200 м. ( т. 3 л.д.162-165). В соответствии с частями 1 - 5 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В силу части 4 статьи 65 Кодекса ширина водоохранной зоны рек протяженностью от десяти до пятидесяти километров от их истока устанавливается в размере ста метров, от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров. Протяженность реки Татьянка по данным Отчета составляет 13 км. Поэтому для реки с такой протяженностью водоохранная зона должна была составлять 100 метров. Однако согласно данным водного реестра водоохранная зона реки Татьянка определена в размере 200 метров. При этом согласно части 6 статьи 65 Водного кодекса РФ ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока. Как указано выше Саратовское водохранилище расположено на реке Волга. Согласно данным водного реестра, являющегося общедоступным сервисом, длина водотока реки Волга составляет 3531 км. Поскольку протяженность реки Волга превышает пятьдесят километров, следовательно, водоохранная зона Саратовского водохранилища составляет двести метров. Таким образом, водоохранная зона для реки Татьянка по данным водного реестра определена как для Саратовского водохранилища. Данное обстоятельство в совокупности со сведениями, содержащимися в Отчете, и иными материалами дела свидетельствует о том, что органом, уполномоченным на предоставление в пользование акватории Саратовского водохранилища, в том числе, рек Волга и Татьянка, является Нижне-Волжское бассейновое водное Управление Федерального агентства водных ресурсов (Отдел водных ресурсов по Самарской области). Следовательно, Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области не обладает полномочиями по распоряжению спорным водным объектом. В связи с чем оспариваемый отказ является законным. Доводы заявителя и Управления о том, что ранее Министерство принимало решения о предоставлении акватории реки Татьянка в пользование и заключало соответствующие договоры не могут быть признаны судом в качестве основания для признания отказа незаконным. Во-первых, эти возражения противоречат названным выше нормативным и подзаконным актам, сведениям водного реестра, материалам дела. ( т. 2 л.д. 85-98). Кроме того, Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой 09.01.2019 в адрес Министра лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области внесено представление № 15-2019, которым предписано прекратить нарушение водного законодательства в отношении водного объекта озеро Черная Яма. Данный документ со ссылкой на ч.ч. 4, 4.1. ст. 5 ВК РФ, п.п. «г» п. 10 Постановления Правительства РФ № 377 от 29.04.2016 содержит вывод о том, что береговая линия (граница водного объекта) водохранилища определяется по нормальному подпорному уровню воды. Нормальный подпорный уровень Саратовского водохранилища распространяется по реке Самара от устья реки на протяжении 57 км. в сторону истока до с. Бобровка Кинельского района Самарской области. Поскольку озеро расположено в пределах подпора Саратовского водохранилища, прокуратурой сделан вывод об отсутствии у Министерства полномочий по предоставлению данной акватории в пользование. В связи с чем Министерству предложено принять меры к расторжению заключенного договора водопользования. ( т. 2 л.д. 83-85). По заявлению прокурора аналогичное представление вынесено в отношении Управления и не обжаловано последним. Как отмечено выше согласно Отчету река Татьянка впадает в реку Самара и находится в пределах подпора Саратовского водохранилища. Заявитель обратился за предоставлением участка акватории реки Татьянка, расположенного в районе 3 км. от устья реки. Следовательно, Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области не обладает полномочиями по распоряжению и данным водным объектом. Доводы Управления о том, что в водном реестре отсутствуют сведения о том, что река Татьянка является частью Саратовского водохранилища расцениваются судом как несостоятельные, поскольку противоречат правила ведения реестра, положениям водного законодательства и подзаконным актам, названным выше. Само по себе наименование объекта как «река» не изменяет порядок определения границ(метоположения) водного объекта и. соответственно, его статус, что подтверждается многочисленной практикой, в том числе, судебной в отношении предоставления в пользование части акватории рек Волга, Самара и т.д. Таким образом, оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ в совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для принятии решения о предоставлении водного объекта - часть реки Татьянка, расположенного по адресу: акватория у левого берега р. Татьянка в районе 3 км устья по Атласу ЕГС УЧ РВ т. 6 ч. 2 изд. 2006 г., в районе КПС «Волгарь» Волжского района Самарской области для целей: строительство и обслуживание линейного объекта (подводной линии связи), связанное с изменением рельефа дна, для нужд по предоставлению услуг связи, площадью - 0,027632 кв.км, следовательно, отказ Министерства выраженный в письме от 10.01.2019 г. исх.№27-04-01/124, соответствует нормам действующего законодательства, не нарушает права и законные интересы заявителя. С учетом изложенного в удовлетворении заявленных требований следует отказать, с отнесением расходов по государственной пошлине на заявителя. Излишне уплаченная при обращении в арбитражный суд госпошлина подлежит возврату заявителю из федерального бюджета. | |||||||
Руководствуясь ст. 167 - 170, 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, | |||||||
Р Е Ш И Л: | |||||||
Заявление оставить без удовлетворения. Отказать в признании незаконным отказа Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в принятии решения о предоставлении водного объекта - часть реки Татьянка, расположенного по адресу: акватория у левого берега р. Татьянка в районе 3 км устья по Атласу ЕГС УЧ РВ т. 6 ч. 2 изд. 2006 г., в районе КПС «Волгарь» Волжского района Самарской области для целей: строительство и обслуживание линейного объекта (подводной линии связи), связанное с изменением рельефа дна, для нужд по предоставлению услуг связи, площадью - 0,027632 кв.км, содержащийся в письме от 10.01.2019 г. исх.№27-04-01/124. Выдать заявителю справку на возврат из федерального бюджета излишне уплаченной государственной пошлины в размере 3000 руб., уплаченной по платежному поручению №257 от 27.02.2019 г. | |||||||
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области. | |||||||
Судья | / | ФИО1 | |||||