ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-5633/14 от 01.12.2014 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

09 декабря 2014 года

Дело №

А55-5633/2014

Резолютивная часть оглашена 01.12.2014

Изготовлено в полном объеме 09.12.2014

Арбитражный суд Самарской области

в составе

судьи Бибиковой Н.Д.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Васильевой О.Г.

рассмотрев в судебном заседании дело по иску, заявлению

Общества с ограниченной ответственностью "СМУ "Новатор"

к Администрации сельского поселения Ильмень муниципального района Приволжский Самарской области

Третье лицо: Министерство строительства и автомобильных дорог Самарской области

о взыскании 684 420руб.

при участии в заседании

от истца – не явился;

от ответчика – ФИО1, представитель по доверенности от 22.09.2014;

от иных лиц – ФИО2, представитель по доверенности от 31.12.2013;

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "СМУ "Новатор" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Администрации сельского поселения Спасское муниципального района Приволжский Самарской области о взыскании 684 420 руб., из которых:

- 661 675 руб. - задолженность по муниципальному контракту от 19.06.2013 № 173295;
  - 22 745 руб. - пени.

Определением суда от 06.05.2014 привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Министерство строительства и автомобильных дорог Самарской области.

Истец поддержал заявленные требования.

Ответчик возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве.

Третье лицо возражало против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то обстоятельство, что работы, выполненные истцом, ненадлежащего качества.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению, исходя из следующего:

23.04.2013 между Министерством транспорта и автомобильных дорог Самарской области и Администрацией сельского поселения Ильмень муниципального района Приволжский Самарской области заключено соглашение № 28-13/67 о предоставлении в 2013 году в бюджет сельского Ильмень муниципального района Приволжский субсидии на реализацию мероприятий, предусмотренных областной целевой программой «Модернизация и развитие автомобильных дорог общего пользования местного значения Самарской области на 2009-2015 годы», утвержденной постановлением » Правительства Самарской области от 01.10.2008г. № 399 (далее Соглашение).

Согласно п. 1.3. соглашения - максимальная доля средств областного в общем объеме финансирования направления субсидирования, выделяемых по настоящему соглашению, не может превышать 95 %.

Согласно п. 1.4. соглашения - Министерство в соответствии с распределением в 2013 году субсидий направляет в бюджет получателя грация сельского поселения Ильмень муниципального района кий) Субсидию в размере 665 000 руб. на ремонт дорог местного значения муниципальных районов и поселений в Самарской области.

Согласно п.п. 2.1.1. соглашения Министерство перечисляет субсидию в бюджет получателя (ответчика) в пределах доведенных Министерству лимитов бюджетных обязательств в течении 20 дней с момента предоставления получателем документарного подтверждения финансирования из местного бюджета (платежное поручение), а так же заверенных в установленном порядке копий следующих документов: протоколы подведения итогов открытого аукциона электронной форме; муниципальные контракты; акты выполненных работ и справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-2, КС-3 в соответствие с перечнем объектов, являющимся Приложением № 1 к настоящему соглашению.

Согласно п.п. 2.1.3. соглашения Министерство имеет право участвовать в осуществлении контроля за ходом выполнения работ, а также при приемке работ, на объектах, указанных в Перечне объектов.

Согласно п.п. 2.2.1. соглашения получатель (Администрация с.п. Ильмень) обеспечивает заключение по результатам торгов муниципальных контрактов по объектам, включенным в перечень объектов, и предоставляет в Министерство заверенные копии протоколов подведения итогов открытого аукциона в электронной форме и заключенных муниципальных контрактов по итогам, указанным в Перечне объектов.

На основании вышеуказанного соглашения и в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров выполнение работ оказание услуг для государственных и щипальных нужд» между ответчиком, Администрацией сельского поселения Ильмень муниципального района Приволжский Самарской области (заказчик), и истцом - ООО «СМУ «Новатор» (подрядчик), был заключен Муниципальный контракт от 19.06.2013г. № 173299 на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги, соединяющей ул. Центральная с ул. Западная в пос. Ильмень в муниципальном районе Приволжский Самарской области (л.д.18).

Согласно п. 2.1 стоимость контракта составляет 696 500 руб. Выполнение работ, указанных в п. 1.1 настоящего контракта финансируется за счет средств федерального бюджета на 2013 год в размере не более 95% и средств местного бюджета в размере не менее 5 %.

Заказчик производит оплату фактически выполненных подрядчиком работ по настоящему контракту в течение 00 (шестидесяти) календарных дней после предъявления ответчиком к оплате подписанных сторонами актов выполненных работ по форме КС-2 и справок стоимости выполненных работ по форме КС-3 путем перечисления денежных средств на расчетный счет подрядчика с учетом п. 3.2. настоящей статьи (п.3.1).

При осуществлении заказчиком оплаты за выполненные подрядчиком по контракту работы расчеты производятся в пределах 95 % от стоимости выполненных работ (п.3.2).

Удержание за выполненные работы в размере 5 % выплачивается подрядчику после

подписания акта сдачи-приемки законченных работ по объекту (п.3.3).

Подрядчик выполняет работы без авансового платежа (п.3.4.).

В пункте 4.3. данного контракта стороны согласовали обязанности подрядчика, в том числе:

4.3.1. Предоставить обеспечение исполнения контракта в соответствии с требованиями
 статьи 12 настоящего Контракта.

4.3.2. Выполнять собственными и привлеченными силами и средствами, с надлежащим качеством в соответствии с условиями настоящего контракта, национальными стандартами Российской Федерации, отраслевыми стандартами, нормами, правилами, положениями, рекомендациями и методиками, утверждёнными Министерством транспорта Российской Федерации, в том числе Федеральным дорожным агентством (Росавтодором) весь комплекс работ в объемах, предусмотренных сводной ведомостью объемов работ (Приложение №5 к муниципальному контракту). в установленные сроки и сдать выполненные работы заказчику в порядке уcтановленном в статье 6 настоящею контракта.

4.3.3. До начала производства работ согласовать с заказчиком производственные составы
 строительных смесей, применяемых на объекте. Производство работ с применением
 строительных смесей, состав которых не согласован с заказчиком, не допускается. В случае установления факта применения строительных смесей без согласования заказчиком, подрядчик обязан приостановить производство работ на объекте, а уполномоченный представитель заказчика обязан выдать соответствующее предписание.

4.3.4. При осуществлении произволе производства работ по настоящему контракту вести
 исполнительскую документацию в соответствии с требованиями сборника форм исполнительной производственно-технической документации при строительстве (реконструкции) автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, утверждённого распоряжением Росавтодора от 23.05.2002 № ИО-478-р. приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и
 атомному надзору от 26.12.2006г. №1128 «Об утверждении и введении в действие требований к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требований, предъявляемых к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения» СНиП 12-01-2004 и сдать её заказчику. В случае установления факта отсутствия исполнительной документации на объекте производства работ, ее неполноты, или
 некачественного ведения, подрядчик обязан приостановить производство работ на объекте, а уполномоченный представитель заказчика обязан выдать соответствующее предписание:

4.3.5. До начала производства работ согласовать с заказчиком руководящие документы по организации работы геодезической и лабораторной служб подрядчика.

4.3.6. Своевременно представлять по запросу заказчика всю необходимую информацию об объекте, в том числе на электронных носителях.

4.3.7. Выполнить исполнительную геодезическую съемку всех конструктивных элементов объема производства работ, проведение которой предусмотрено действующими требованиями.

4.3.8. Осуществлять доставку на место производства работ материалов, оборудования, комплектующих изделий, строительной техники, а также осуществлять их приемку, разгрузку и складирование.

4.3.9. Приступить к работам в сроки, предусмотренные статьей 5 настоящего контракта.

4.3.10. Осуществлять своими силами операционный контроль выполняемых им работ в объёмах, предусмотренных нормативными документами, указанными в Приложении № 2 к муниципальному контракту, отчитываясь о результатах перед заказчиком.

4.3.11. Ежемесячно в соответствии с условиями настоящего контракта отчитываться
  перед заказчиком о выполненных объемах работ по формам КС-2 и КС-3 с предоставлением фотодокументов.

4.3.12. Обеспечивать соответствие ровности устраиваемых асфальтобетонных слоев
 (Требованиям СНиП 3.06.03-85 для машин с автоматической системой задания вертикальных отметок применением метода укладки асфальтобетонных слоев по копирной струне.

4.3.13 Обеспечить постоянное наличие актов пробного уплотнения конструктивных слоев дорожной одежды (щебеночного основания, асфальтобетонных слоев) на объекте производства работ.

4.3.14 Для устройства конструктивных слоев дорожных одежд из щебня применять щебень из плотных горных пород в соответствии с требованиями ГОСТ 8267-93.

4.3.15 При производстве асфальтобетонной смеси обеспечить погрешность дозирования компонентов асфальтобетонной смеси, включая битум, в пределах 0,3 - 1,0%.

4.3.16 Применять для приготовления асфальтобетонных смесей (далее - АБС) материалы, соответствующие всему комплексу требований ГОСТ 9128-97 и ГОСТ 31015-2002 к щебню, песку и минеральному порошку с изменениями, заложенными в Технических требованиях к качеству работ но ремонту автомобильной дороги (Приложение № 1 к муниципальному контракту.

4.3.17 Применять в составе мелкозернистых асфальтобетонных смесей всех типов и марок минеральный порошок по ГОСТ Г 52129-2003. полученный помолом осадочных горных пород. Полная замена минерального порошка на пыль уноса асфальтобетонных заводов не допускается. Использование порошковых отходов промышленности, в том числе пыли уноса цементных заводов, зол уноса, золошлаковых смесей, не допускается.

4.3.18 Вводить в состав битума для производства АБС адгезионные добавки с целью улучшения адгезии битума к минеральному остову АБС.

4.3.19 В случае выявления некачественно выполненных работ полностью устранить недостатки за свой счет в сроки, согласованные с заказчиком.

4.3.20. Обеспечивать в ходе строительства выполнение на рабочей площадке необходимых мероприятий по технике безопасности, рациональному использованию территории, охране окружающей среды, зеленых насаждений и земли, при необходимости установить временное освещение, изготовить необходимые информационно-наглядные
 материалы.

4.3.21 Утвердить перечень ответственных инженерно-технических работников и линейного персонала, занятых при выполнении работ по настоящему контракту, и до начала выполнения работ представить его заказчику. При этом подрядчик не вправе привлекать персонал, не входящий в данный перечень, для выполнения работ по контракту без письменного согласования с заказчиком.

4.3.22 Согласовать с заказчиком перечень субподрядчиков, привлекаемых для выполнения работ по настоящему контракту.

4.3.23. Обеспечить устранение замечаний Заказчика по качеству выполненных работ и применяемых дорожно-строительных материалов, конструкций, изделий в сроки, установленные в соответствующих документах, выданных представителями заказчика (актах контроля.)

4.3.24. Обеспечить возможность проведения заказчиком контроля за качеством
 производства асфальтобетонных (цементобетонных) смесей на собственном АБЗ (БСУ)
 подрядчика или ею поставщиков. В случае выявления несоответствий качества
 асфальтобетонных смесей требованиям национальных стандартов РФ и условиям настоящего контракта подрядчик обязан устранить данные несоответствия в сроки, указанные в актах контроля за качеством асфальтобетонных смесей.

4.3.25 Осуществлять контроль с использованием испытательной лаборатории в ходе приемки поступающих на рабочую площадку материалов, конструкций и изделий, а также выполненных работ, обеспечить все предусмотренные нормативными документами, указанными в Приложении № 2 к муниципальному контракту, испытания и измерения и представить достоверные результаты этих испытаний заказчику до приемки выполненных работ.

4.3.26 Обеспечивать содержание и сохранность объекта с момента начала работ до подписания акта выполненных работ по объекту. В случае если в указанный срок объекту или его части будет причинен ущерб или обнаружены утраты или повреждения, подрядчик обязан за свой счет произвести ремонт и устранить выявленные недостатки.

4.3.27 Выполнять отбор проб дорожно-строительных материалов, примененных на объекте, с целью выполнения их контрольных испытаний, следуя указаниям представителя Заказчика.

4.3.28 Обеспечить в местах производства работ, и в первую очередь потенциально пожароопасных, запасы материалов, инвентаря, техники, необходимых для проведения работ по локализации и тушению возгораний, а также средств индивидуальной зашиты для каждого работника. Работники Подрядчика должны быть ознакомлены с основными технологиями локализации и тушения пожаров. В случае возникновения возгораний на прилегающих к автомобильной дороге территориях обеспечивать работы по их локализации и тушению.

4.3.29.Разработать и согласовать с органами ГИБДД временную схему организации движения на время производства работ.

Согласно акту от 01 августа 2013года о приемке в эксплуатацию рабочей комиссией законченного ремонтом элементов автомобильной дороги общего пользования местного значения автомобильная дорога, расположенная по ул. Центральная с ул. Западная в пос. Ильмень в муниципальном районе Приволжский Самарской области приняты в эксплуатацию. (л.д.27).

В соответствии с п.п. 2.1.3. соглашения 14.11.2013 Министерством отобраны пробы асфальтового покрытия, уложенного в ходе проведения ремонта в границах сельского поселения Ильмень.

Согласно протоколу испытания взятого покрытая, положенного на территории сельского поселения Ильмень № 40812013 от 14.11.2013г. асфальтовое покрытие, уложенное в ходе проведения ремонтных работ ООО «СМУ «Новатор» не соответствуют качеству, в связи с чем Министерство перечисление субсидий не производило Администрации сельского поселения Ильмень муниципального района Приволжский Самарской области.

В ст.721 ГК РФ установлено, что качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, результат выполненной работы должен в момент передачи заказчику обладать свойствами, указанными в договоре или определенными обычно предъявляемыми требованиями, и в пределах разумного срока быть пригодным для установленного договором использования, а если такое использование договором не предусмотрено, для обычного использования результата работы такого рода. Если законом, иными правовыми актами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к работе, выполняемой по договору подряда, подрядчик, действующий в качестве предпринимателя, обязан выполнять работу, соблюдая эти обязательные требования.

Согласно ч.4 статьи 720 ГК РФ Заказчик, обнаруживший после приемки работы отступления в ней от договора подряда или иные недостатки, которые не могли быть установлены при обычном способе приемки (скрытые недостатки), в том числе такие, которые были умышленно скрыты подрядчиком, обязан известить об этом подрядчика в разумный срок по их обнаружении.

5. При возникновении между заказчиком и подрядчиком спора по поводу недостатков выполненной работы или их причин по требованию любой из сторон должна быть назначена экспертиза. Расходы на экспертизу несет подрядчик, за исключением случаев, когда экспертизой установлено отсутствие нарушений подрядчиком договора подряда или причинной связи между действиями подрядчика и обнаруженными недостатками. В указанных случаях расходы на экспертизу несет сторона, потребовавшая назначения экспертизы, а если она назначена по соглашению между сторонами, обе стороны поровну.

Определением суда от 21.07.2014 удовлетворено ходатайство Администрации сельского поселения Ильмень муниципального района Приволжский Самарской области о назначении судебной строительно-технической экспертизы с целью определения качества работ, выполненных по муниципальному контракту от 19.06.2013 №173299 на ремонт автомобильной дороги, соединяющей по ул. Центральная с ул. Западная в пос. Ильмень в муниципальном районе Приволжский Самарской области. Проведение вышеуказанной экспертизы поручено эксперту Общества с ограниченной ответственностью «Центр судебных и негосударственных экспертиз ИНДЕКС» («ИНДЕКС-ПФО – региональное отделение») ФИО3.

Согласно Заключению экспертов объем и качество работ, выполненных ООО «СМУ «Новатор», не соответствуют ни муниципальному контракту, ни строительным нормам и правилам, в частности:


9.1 Согласно акта о приемке выполненных работ КС-2 отчетный период с 01.08.2013г по 15.08.2013г., что соответствует срокам выполнения работ по контракту.

Итого 1477 1458

Общая площадь фактически выполненных работ по устройству асфальтобетонного покрытия больше указанной в акте о приемке выполненных работ КС-2 на 19м2.

9.3 Измеренные значения неровности покрытия обследуемых участков сведены в таблицу:

№ участка

Фактические значения показателя, %

просветы более 6мм

количество просветов от Змм до 6мм

количество просветов до Змм

1

20

47

33

2

13

37

50

3

6

41

53

4

К)

28

62

5

-

30

70

6

5

25

70

7

3

20

77

8

-

23

77

Допускаемые отклонения

Не допускается

не более 5%

не менее 95%

Анализируя полученные данные можно сделать вывод, что ровность покрытия участков №1, №2, №3, №4, №5, №6, №7 и №8 не соответствует нормативным требованиям.

-----------------------------

№ участка

Фактические значения показателя, %

отклонения от проектных значений ±0,010

отклонения от проектных значений ±0,005

значения поперечных уклонов менее 0,010 или более 0,030

1

-

25

75

2

24

35

41

3

18

35

47

4

25

25

50

5

35

34

33


6

25

-

75

Учитывая расположение обследуемых участков с асфальтобетонным покрытием в пределах жилой застройки сельского поселения, в связи с отсутствием необходимости устройства виража на участках закругления, для обеспечения водоотвода с проезжей части нормативный поперечный уклон принят равным 0,020.

Анализируя полученные данные можно сделать вывод, что поперечные уклоны покрытия участков №1, №2, №3, №4, №5, №6, №7 и №8 не соответствуют нормативным требованиям.

9.4 Согласно результатам лабораторных испытаний образцов
 асфальтобетонного покрытия не соответствуют нормативным требованиям
 и условиям контракта значения толщины слоя, показатели водонасыщения
 образцов из покрытия, степень уплотнения.

9.5 Отсутствуют ведомости контрольных измерений, являющиеся
 приложением к акту приемки (освидетельствования) скрытых работ,
 исполнительная геодезическая съемка, результаты лабораторных испытаний
 применяемых материалов, а также другие документы о качестве продукции,
 что является нарушением требований п.6.9.4 контракта.

9.6 Работы ООО «СМУ «Новатор» производились с использованием
 асфальтобетонной смеси, состав которой не согласован администрацией
 с.п.Ильмень, что является нарушением требований п. 4.3.3 контракта.

Таким образом, качественно выполненных ООО «СМУ «Новатор» работ по ремонту в рамках муниципального контракта экспертами не установлено.

В соответствии со ст.723 ГК РФ в случаях, когда работа выполнена подрядчиком с отступлениями от договора подряда, ухудшившими результат работы, или с иными недостатками, которые делают его не пригодным для предусмотренного в договоре использования либо при отсутствии в договоре соответствующего условия непригодности для обычного использования, заказчик вправе, если иное не установлено законом или договором, по своему выбору потребовать от подрядчика:

безвозмездного устранения недостатков в разумный срок;

соразмерного уменьшения установленной за работу цены;

возмещения своих расходов на устранение недостатков, когда право заказчика устранять их предусмотрено в договоре подряда (статья 397).

Часть 3 статьи 723 ГК РФ предусматривает, что если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.

Статья 711 ГК РФ предусматривает, что если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.

Принимая во внимание вышеизложенное и в силу ст. ст.307,309,702,711,723 ГК РФ, а также ст.65 АПК РФ в иске следует отказать.

В соответствии со ст.110 АПК РФ судебные издержки относятся на истца.

Руководствуясь ст. ст. 110, 168-182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В иске отказать.

Судебные издержки отнести на истца.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "СМУ "Новатор", г. Самара в пользу Администрации сельского поселения Ильмень муниципального района Приволжский Самарской области 75 000 руб.- расходы за проведение экспертизы.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

Н.Д. Бибикова