ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-6873/2022 от 06.10.2022 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443001, г. Самара, ул. Самарская, 203Б, тел. (846)207-55-15

http://www.samara.arbitr.ru, e-mail: info@samara.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

октября 2022 года

Дело №

А55-6873/2022

Резолютивная часть решения объявлена 06 октября 2022 года

Полный текст решения изготовлен 13 октября 2022 года

Арбитражный суд Самарской области

в составе

судьи Рагуля Ю.Н.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петиной А.В.,

рассмотрев в судебном заседании  06.10.2022   дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью "Статус",

к Нижне-Волжскому бассейновому водному управлению в лице Отдела Водных ресурсов по Самарской области

о признании

с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство строительства Самарской области

при участии в заседании:

от заявителя  - ФИО1 по доверенности от 11.07.2022г.; 

от заинтересованного лица  - ФИО2 по доверенности от 23.06.2022г.;

от третьего лица – не явился, извещен;

установил:

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) «Статус» обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением, с учетом уточнения предмета требований, принятого судом в прядке ст.49 АПК РФ, в котором просит:

1. Признать незаконным отказ Отдела водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского бассейнового водного Управления в предоставлении водного объекта в пользование, выраженный в сообщении от 08.12.2021 № КГ-12/4135, по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Статус» вх. № 7580 от 22.10.2021.

2. Обязать Отдел водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского бассейнового водного Управления устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Статус» путем подготовки и проведения аукциона на право заключения договора водополь­зования в отношении водного объекта - участок акватории Саратовского водохранилища, в границах п. Гранный, г. Новокуйбышевск. Самарская область, на 1389-1390 км от устья реки Волга, левый берег, площадью 0,0207 км2 (заявление ООО «Статус» вх. № 7580 от 22.10.2021) в соответствии с Правилами подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, утвержденными постановлением Прави­тельства Российской Федерации от 14.04.2007 г. № 230, с учетом принятых судом на основании ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнений заявленных требований.

Определением суда от 02.08.2022 в порядке ст.51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство строительства Самарской области.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования по доводам своего заявления.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам письменного отзыва.

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о месте и времени которого извещен надлежащим образом в силу ст. 123 АПК РФ.

В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей заявителя и третьего лица, не обеспечивших явку своих представителей в судебное заседание.

Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 АПК РФ, представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, с учетом распределения бремени доказывания, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, руководствуясь положениями действующего законодательства, судебной практики по рассматриваемому вопросу, принимая во внимание конкретные обстоятельства данного дела, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим обстоятельствам.

Из материалов дела усматривается, ООО «Статус» подало заявление в Отдел водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского бассейнового водного Управления о предоставлении права пользования участком акватории Саратовского водохранилища в границах п. Гранный, г. Новокуйбышевск Самарская область, на 1389-1390 км от устья реки Волга, левый берег, площадью 0,0207 кв.км, на основании договора водопользования для целей размещения плавучих объектов (понтонов) (вх. №7580 от 22.10.2021, л.д.13-14).

Заявление ООО «Статус» подавалось в соответствии с Правилами подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 № 230.

В ответ на указанное заявление Отдел извещением от 03.11.2021 № КЛ-12/33762 сообщил о необходимости проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования в отношении запрашиваемой акватории (л.д.17).

Между тем, ответом от 08.12.2021 № КГ-12/4135 Отдел отказал обществу «Статус» в предоставлении акватории и проведении аукциона на право заключения договора водопользования.

В качестве основания для отказа в предоставлении водного объекта в пользование Отдел  сослался на п.31 Административного регламента, а именнно:

в) право пользования частью водного объекта, указанной в заявлении, предоставлено другому лицу, либо водный объект, указанный в заявлении, предоставлен в обособленное водопользование;

г) использование водного объекта в заявленных целях запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, понтон относиться к плавучим объектам.

В соответствии с п.16 Правил и п.127 Административного регламента  организатор аукциона не позднее 15 дней до окончания срока подачи заявок вправе отказаться от его проведения.

 По поданной заявке в отношении запрашиваемого водного объекта выявлены следующие режимы ограничений и запретов, а также схема комплексного использования и охраны, документы территориального планирования:

- запрет на использования акватории водного объекта для заявленных целей в соответствии с п. 2.4 Правил охраны жизни людей на водных объектах в Самарской области, утвержденных постановлением Губернской Думы Самарской области от 23.10.2007 №346.

- по данной территории Правительством Самарской области принят следующий нормативный акт: Распоряжение Правительства Самарской области от 27.09.2018 №754-р «Об утверждении документации по планировке территории для размещения линейного объекта регионального значения «Берегоукрепление Саратовского водохранилища в районе массива Гранный г.Новокуйбышевск Самарской области», в соответствии со схемой территориального планирования Самарской области, утвержденной Постановлением Правительства Самарской области от 13.12.2007 №261.

Согласно Положению о Министерстве строительства Самарской области, утвержденному Постановлением Правительства Самарской области от 31.10.2007 № 225, Министерство строительства Самарской области (далее - Министерство) является органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим управление и обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере строительного комплекса и градостроительной деятельности на территории Самарской области и  обеспечивает согласование государственных, общественных интересов и соблюдение конституционных прав граждан в сфере деятельности Министерства.

Указанный отказ в предоставлении акватории и проведении аукциона на право заключения договора водопользования общество «Статус» считает незаконным и необоснованным, в связи с чем обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом отсутствие одного из указанных условий является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Довод Отдела относительно пропуска заявителем процессуального срока предусмотренного положениями ч.4 ст.198 АПК РФ признается судом необоснованным и отклоняется, поскольку обжалуемый отказ № КГ-12/4135 датирован 08.12.2021, заявление общества об оспаривании указанного отказа направлено посредством сервиса «МойАрбитр.ру» 09.03.2022 (первый рабочий день), что подтверждается материалами дела.

Таким образом, заявление подано в пределах предусмотренного ст. 198 АПК РФ срока на обжалование.

При этом ссылка Отдела на нормы КАС РФ судом отклоняется, поскольку спор рассматривается в рамках АПК РФ.

Согласно ст.11 Водного Кодекса РФ право пользования поверхностными водными объектами или их частями приобретается физическими лицами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Постановлением Правительства РФ от 14.04.2007 № 230 утверждены «Правила подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе» (далее – Правила).

В соответствии с п.6 вышеуказанных Правил подготовка договора водопользования и формирование его условий осуществляются с учетом особенностей предоставляемого в пользование водного объекта и его режима, ограничений и запретов, установленных в отношении использования водного объекта, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации, а также с учетом схем комплексного использования и охраны водных объектов и территориального планирования, если использование акватории водного объекта возможно для цели, указанной в заявлении о предоставлении акватории водного объекта в пользование.

Предоставление государственной услуги по предоставлению права пользования водным объектом на сновании договора водопользования, заключаемого по результатам проведения аукциона, осуществляется отделом в соответствии с Административным регламентом Федерального агентства водных ресурсов по предоставлению государственной услуги по предоставлению водных объектов в пользование на основании договора водопользования, в том числе заключенного по результатам аукциона, по оформлению перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, утвержденным Приказом Минприроды России от 22.05.2014 №225 (далее - Административный регламент), постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 № 230 «О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона». Подготовка договора водопользования и формирование его условий осуществляется в соответствии с формой примерного договора, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 № 165 «О подготовке и заключении договора водопользования».

Пунктом 67 Административного регламента, утвержденного Приказом Минприроды России от 22.05.2014 № 225, определено, что составной частью административной процедуры, является в том числе: определение условий использования водного объекта по согласованию с заинтересованными исполнительными органами государственной власти.

В соответствии с требованиями п. 6 Правил подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 № 230, подготовка договора водопользования и формирование его условий осуществляются с учетом особенностей предоставляемого в пользование водного объекта и его режима, ограничений и запретов, установленных в отношении использования водного объекта, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации, а также с учетом схем комплексного использования и охраны водных объектов и территориального планирования, если использование акватории водного объекта возможно для цели, указанной в заявлении о предоставлении акватории водного объекта в пользование.

Согласно п. 3 и п. 4 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации, использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд. На водных объектах общего пользования могут быть запрещены забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, а также установлены иные запреты в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В ходе рассмотрения дела судом установлено и подтверждается материалами дела, что в соответствии с заявлением о предоставлении акватории водного объекта в пользование ООО «Статус» испрашивает часть акватории Саратовского водохранилища для размещения плавучих объектов (понтонов) в количестве 16 шт. Согласно пояснительной записке к графическим материалам понтоны предназначены для организации отдыха на воде.

Вместе с тем, заявленная ООО «Статус» цель водопользования (использование акватории водного объекта для размещения плавучих объектов (понтонов) для организации отдыха на воде) не соответствует территориальному планированию запрашиваемой в пользование территории.

Как следует из материалов дела, согласно Схеме Территориального планирования Самарской области, утвержденной Постановлением Правительства Самарской области от 13.12.2007 № 261, на территории, запрашиваемой ООО «Статус» в пользование, планируется строительство объекта: «Берегоукрепление Саратовского водохранилища в г.о. Повокуйбышевск, г. Новокуйбышешевск, жилой массив «Гранный».

Кроме того, согласно представленных заявителем графических материалах границы акватории водного объекта, запрашиваемой в пользование, не примыкают к береговой линии, что не обеспечивает безопасный сход с понтонов на берег. В пояснительной записке не были даны разъяснения об особенностях организаций отдыха на плавучих объектах (понтонах), ширина которых составляет 3 м.

Порядок использования и предоставления в пользование водных объектов для рекреационных целей регулируются требованиями статьи 50 Водного кодекса Российской Федерации. Согласно п. 1 названной статьи использование водных объектов для рекреационных целей (отдыха, туризма, спорта) осуществляется с учетом правил использования водных объектов, устанавливаемых органами местного самоуправления в соответствии со статьей 6 настоящего Кодекса.

Согласно сведениям, представленным по запросу отдела Главным Управлением МЧС России по Самарской области (исх. от 25.11.2021 №278-1-32 дсп), в отношении участка акватории Саратовского водохранилища площадью 0,0207 кв. км, в границах п. Гранный, г. Новокуйбышевск, Самарская область, на 1389-1390 км от устья реки Волга, левый берег, испрашиваемого ООО «СТАТУС» в пользование для целей размещения плавучих объектов (понтонов):

- на испрашиваемом участке акватории плавание и нахождение маломерных судов запрещено в соответствии с п. 2.11 Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Самарской области, утвержденных постановлением Самарской Губернской Думы от 28.04.2009 № 1086.

- граница участка акватории расположена на расстоянии менее 200 м от городского пляжа г.о. Новокуйбышевск, в связи с чем на данном участке акватории запрещено размещение баз согласно п. 3.3 Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Самарской области, утвержденных постановлением Самарской Губернской Думы от 28.04.2009 № 1086.

- при использовании участка акватории должны быть соблюдены требования п. 2.4 Правил охраны жизни людей на водных объектах в Самарской области, утвержденных постановлением Самарской Губернской Думы от 23.10.2007 № 346, исключающие размещение ближе 250 м ниже и 1000 м выше по течению от пляжа пристаней, причалов, пирсов, дебаркадеров.

В силу вышеизложенного, суд приходит к выводу о необоснованности доводов заявителя о том, что использование водного объекта по заявлению ООО «Статус» в заявленных целях не запрещено и не ограничено. А также отклоняется довод заявителя о том, что пояснительная записка подается в свободной форме и об отсутствии определенной формы содержания сведений в пояснительной записке.

Вместе с тем, пояснительная записка должна содержать сведения об особенностях  и деталях целей использования испрашиваемого объекта, в данном случае - разъяснения об особенностях организаций отдыха на плавучих объектах (понтонах), ширина которых составляет 3 м.

Также суд считает несостоятельной ссылку заявителя на незаконность действий заинтересованного лица по запросу ведений в Главном Управлении МЧС России по Самарской области, поскольку вопросы водопользования не относятся к компетенции Главного Управления МЧС России по Самарской области.

Вместе с тем, Отдел водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского бассейнового водного Управления не согласовывал с органами МЧС предоставление водного объекта, а запрашивал в порядке информационного взаимодействия необходимые сведения в уполномоченном органе, не доверять которым нет оснований.

Также отклоняется судом ссылка заявителя на то, что строительство берегоукрепления планируется на земельных участках с кадастровыми номерами 63:04:0000000:2432, 63:04:0101001:1257, 63:04:0000000:2746, на которые запрашиваемый ООО «Статус» участок акватории не налагается.

В силу п. 16 ст. 1 Водного кодекса РФ негативное воздействие вод - затопление, подтопление, разрушение берегов водных объектов, заболачивание и другое негативное воздействие на определенные территории и объекты.

Как предусмотрено пунктом 1 статьи 67.1 Водного кодекса РФ в целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с настоящим Кодексом, обеспечивается инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод.

При этом в силу пункта 2 названной статьи Водного кодекса РФ в целях настоящей статьи под мерами по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий понимается комплекс мероприятий, включающий в себя, в том числе:

- противопаводковые мероприятия, в том числе мероприятия по увеличению пропускной способности русел рек, их дноуглублению и спрямлению, расчистке водоемов, уполаживанию берегов водных объектов, их биогенному закреплению, укреплению берегов песчано-гравийной и каменной наброской.

В соответствии с пунктом 3 статьи 67.1 Водного кодекса РФ инженерная защита территорий и объектов от негативного воздействия вод, в том числе строительство берегоукрепительных сооружений, дамб и других сооружений, предназначенных для защиты территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод (сооружения инженерной защиты), осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Обязанность своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах при их использовании возложена на собственников таких объектов, водопользователей (п. 4 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ).

Меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 Водного Кодекса.

В соответствии с п.3 ч.1 ст. 26 Водного кодекса РФ полномочия по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, передаются Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации. При нахождении на нескольких территория, в предела соответствующих субъектов.

С учетом изложенное, в соответствии с п. 6 Правил подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 № 230, отдел водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского БВУ отказал ООО «Статус» в предоставлении права пользования участком акватории Саратовского водохранилища по адресу: по адресу: п. Гранный, т.о. Новокуйбышевск, Самарская область, на 1389-1390 км от устья реки Волга, левый берег, площадью 0,0207 кв.км, на основании договора водопользования для размещения в акватории плавучих объектов (понтонов).

При этом в оспариваемом отказе Отдел указал о том, что просит считать недействительным извещение о необходимости проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования от 03.11.2021 исх. №КЛ-12/3762.

В связи с чем суд признает несостоятельной ссылку заявителя на нарушение Отделом сроков по размещению извещения о проведении аукциона по заявлению ООО «Статус».

Все иные доводы, изложенные в заявлении, судом также отклоняются, как не подтвержденные материалами дела и не влияющими на правильность выводов заинтересованного лица, изложенных в обоснование оспариваемого отказа.

Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о соответствии оспариваемого отказа Отдела водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского бассейнового водного Управления в предоставлении водного объекта в пользование, выраженного в сообщении от 08.12.2021 № КГ-12/4135, по заявлению ООО «Статус» вх. № 7580 от 22.10.2021 нормам действующего законодательства, а также об отсутствии нарушений прав и законных интересов ООО «Статус» оспариваемым отказом.

С учетом изложенного, суд отказывает в удовлетворении заявления ООО «Статус».

Расходы по оплате государственной пошлины распределяются в соответствии со ст.110 АПК РФ и подлежат отнесению на заявителя.

Руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 176, 198-201      Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение  может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

Ю.Н. Рагуля