ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-719/20 от 01.10.2020 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

октября 2020 года

Дело №

А55-719/2020

Резолютивная часть решения объявлена 01 октября 2020 года. Полный текст решения изготовлен 08 октября 2020 года.

Арбитражный суд Самарской области

в составе

судьи Коршиковой О.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Похвинской К.Е. 

рассмотрев в судебном заседании  01 октября 2020 года  дело по заявлению

Муниципального предприятия по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара
к Администрации Промышленного внутригородского района городского округа Самара
с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
- Акционерного общества «Самарагорэнергосбыт»,
- Акционерного общества « Самарская сетевая компания» ,
- Департамента управления имуществом г.о. Самара,
- Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области,
- Администрации г.о. Самара,

о признании незаконным бездействия

при участии в заседании

от заявителя – предст. Богдановой М.А. по дов. от 09.01.2020, диплом,

от заинтересованного лица – не явился, извещен,

от третьего лица – не явился, извещен,

Установил:

Заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением к Администрации Промышленного внутригородского района городского округа Самара, в котором просит признать незаконным как несоответствующее Закону Самарской области от 06.07.2015г. № 74-ГД «О разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округа Самара и внутригородских районов городского округа Самара по решению вопросов местного значения внутригородских районов», Постановлению Администрации городского округа Самара от 27.05.2015 № 581 «Об утверждении Порядка выявления и организации работы по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество, расположенное на территории городского округа Самара», бездействие Администрации Промышленного внутригородского района г.о. Самара, выразившееся в не принятии мер по формированию пакета документов для оформления права муниципальной собственности на 2 бесхозные кабельные линии электропередачи КЛ-0,4 кВ (марка кабеля АСБ-1 3*95+1+95, L=2*173m) протяжённостью 346 метров от ТП-3251А до кабельной коробки здания общежития здания общежития, расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, пр. Юных Пионеров, д. 61.
Обязать Администрацию Промышленного внутригородского района г.о. Самара, устранить нарушения путем формирования пакета документов для оформления права муниципальной собственности на 2 бесхозные кабельные линии электропередачи КЛ-0,4 кВ (марка кабеля АСБ-1 3*95+1+95, L=2*173m) протяжённостью 346 метров от ТП-3251А до кабельной коробки здания общежития здания общежития, расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, пр. Юных Пионеров, д. 61, и направления такого пакета документов в Департамент управления имуществом г.о. Самара.

Представитель заявителя поддерживает заявленные требования.

Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом в порядке ст. 123 АПК РФ. Требования заявителя не признает по мотивам, изложенным в отзыве

Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, извещены в порядке ст. 123 АПК РФ.

Исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Муниципальное предприятие по эксплуатации и содержанию общежитий г.о. Самара (далее - МП ЭСО) является обслуживающей организацией здания общежития, расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, проспект Юных Пионеров, д. 61.

Общежитие, расположенное по адресу: г. Самара, Промышленный район, проспект Юных Пионеров, д. 61, передано в муниципальную собственностью и включено в реестр муниципального имущества на основании постановления Главы города Самары №499 от 25.06.03. за номером 017911. При этом, объекты инженерной инфраструктуры, в том числе: ввод электроснабжения - 2 кабельные линии электропередачи КЛ-0,4 кВ (марка кабеля АСБ-1 3*95+1+95, L=2*173m) протяжённостью 346 метров от ТП-3251А до кабельной коробки здания общежития, в муниципальную собственность не передавались.

В соответствии с п. 4 ст. 45 Устава городского округа Самара права собственника в отношении муниципального имущества осуществляет Департамент управления имуществом городского округа Самара с учетом разграничения полномочий между Главой городского округа Самара и Департаментом, предусмотренного статьями 46.1 - 47 Устава городского округа Самара. Согласно п. 10 «Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью городского округа Самара», утвержденного постановлением Самарской городской Думы №154 от 30.05.2002г., полномочия по управлению и распоряжению муниципальным жилищным фондом осуществляет Департамент управления имуществом городского округа Самара.

На основании Договора №1 на эксплуатацию, содержание муниципального специализированного жилищного фонда, заключённого 01.05.2008 г. с Департаментом управления имуществом городского округа Самара, Муниципальное предприятие по эксплуатации и содержанию общежитий г.о. Самара является обслуживающей организацией здания общежития. Указанное здание общежития было передано МП ЭСО на основании дополнительного соглашения от 01.10.2014г. к Договору №1.

Поставка электроэнергии в здание общежития производится на основании Договора энергоснабжения № 17174 от 03.04.2019 г. между МП  ЭСО и АО «Самарагорэнергосбыт», заключенного в соответствии со ст. 162 ЖК РФ, подп. «б» п. 31 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (утв. Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011г.), и подп. 1 п. 3.1.3. Договора №1 на эксплуатацию, содержание муниципального специализированного жилищного фонда от 01.05.2008г.

2 кабельные линии электропередачи КЛ-0,4 кВ (марка кабеля АСБ-1 3*95+1+95, L=2*173m) протяжённостью 346 метров, рассчитанные на обеспечение электроснабжения здания общежития, находятся в нерабочем состоянии, что подтверждается письмами АО «Самарская сетевая компания» от 12.11.2018г. за исх.№16866 и от 09.04.19. за исх.№5183. В настоящее время первый и второй этажи здания общежития запитаны от кабельной коробки д. 63 по пр. Юных Пионеров, четвёртый и пятый этажи запитаны по временной схеме. В случае выхода установленной системы из строя здание общежития с электрическими плитами останется без электроэнергии.

МП ЭСО не имеет специализированной службы для замены, ремонта и обслуживания 2-х кабельных линий электропередачи КЛ-0,4 кВ (марка кабеля АСБ-1 3*95+1+95, L=2*173m) протяжённостью 346 метров от ТП-3251А до кабельной коробки здания общежития.

Многочисленные обращения МП ЭСО в адрес ООО «Самарагорэнергосбыт», Администрацию Промышленного внутригородского района, Департамент городского хозяйства и экологии и направленные ответы на них подтвердили, что кабельные лини является бесхозным и будут учтены в реестре муниципальной собственности и передан на обслуживание специализированной организации.

МП ЭСО обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании незаконным бездействия Администрации Кировского внутригородского района г.о. Самара в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ.

Заявитель указывает, что бездействие органов местного самоуправления в виде непринятия решений в рамках своей компетенции в конечном итоге наносит вред общему имуществу здания общежития расположенного по адресу: г. Самара, проспект Юных Пионеров, д. 61.

Установив фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, арбитражный суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, исходя при этом из следующих мотивов.

В соответствии со ст. 3 Закона Самарской области от 06.07.2015г. № 74-ГД «О разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округа Самара и внутригородских районов городского округа Самара по решению вопросов местного значения внутригородских районов», в полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения внутригородских районов по организации в границах внутригородского района электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, входит:

- организация деятельности по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные сети электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения и осуществление передачи указанных бесхозяйных объектов в эксплуатацию до признания на них права муниципальной собственности;

- выявление бесхозяйных сетей электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения, не переданных в установленном порядке в муниципальную собственность, и осуществление подготовки документов для организации учета данного имущества органами государственной власти и органами местного самоуправления городского округа Самара.

В соответствии с п. 1.3 постановления Администрации городского округа Самара от 27.05.2015 № 581 «Об утверждении Порядка выявления и организации работы по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество, расположенное на территории городского округа Самара», выявление бесхозяйного имущества на территории городского округа Самара осуществляется Администрацией городского округа Самара в лице своих территориальных органов по собственной инициативе, а также на основании сведений, поступивших из:

- органов местного самоуправления городского округа Самара и отраслевых (функциональных) органов Администрации городского округа Самара;

- органов государственной власти РФ и органов государственной власти Самарской области;

- средств массовой информации, сети Интернет;

- заявлений и обращений граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц;

- иных источников информации.

В соответствии с п. 1.4 постановления Администрации городского округа Самара от 27.05.2015 № 581 формирование пакета документов для оформления права муниципальной собственности осуществляет администрация соответствующего района.

В соответствии с п. п. 2, 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. Постановлением Правительства РФ № 491 от 13.06.2008г.) в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов жилого дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с п. 8 данных Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях. Согласно п. 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме внешней границей сетей электроснабжения является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

Согласно п. 16.1 «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утверждённых постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (в ред. от 22.06.2019) границей технологической ответственности сетевой организации является место соединения питающей линии сетевой организации с ближайшим вводно-распределительным устройством, главным распределительным щитом, установленным на вводе питающей линии в соответствующее жилое   здание          или   его   обособленную   часть.    При   этом,   подтверждением право принадлежности       присоединённого    участка    электросети    понимаются подтвержденные правоустанавливающими документами границы земельного участка, либо границы иного недвижимого объекта, на котором (в котором) находятся принадлежащие потребителю на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства.

Согласно ст. 8, подп. 4 п. 6 ст. 14 ФЗ от 23.11.2009 N 261-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" выявление бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества должно входить в Перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В тоже время, 28.02.2008г. Главой Городского округа Самара было принято распоряжение №29-р «О приведении инвентаризации сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, не переданных в установленном порядке в муниципальную собственность».

Содержание указанных нормативных актов позволяет прийти к выводу о том, что предусмотренный комплекс мероприятий возложен на орган местного самоуправления в целях исключения ситуации, при которой какие-либо объекты электроснабжения никем не обслуживаются, что может привести к ухудшению качества услуг электроснабжения и невозможности оказания таких услуг в дальнейшем.

При этом выявление бесхозяйных сетей электроснабжения влечёт за собой возникновение у органа местного самоуправления обязанности по определению специализированной организации, энергопринимающие устройства которых которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными сетями и которая будет осуществлять содержание и обслуживание данных сетей, поскольку именно такая организация обязана обеспечивать надежное и бесперебойное электроснабжение потребителей.

Указанная позиция отражена в решении Арбитражного суда Самарской области от 21.12.2017г. по делу № А55-29094/2017.

Из положений статьи 162 ЖК РФ следует, что обязанность по выполнению работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме может быть возложена собственниками помещений на управляющие организации.

В силу пункта 1 статьи 290 ГК РФ и части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

На управляющую организацию согласно приведенным правовым нормам возлагается обязанность по содержанию лишь общего имущества многоквартирного дома.

Пункт 8 Правил N 491 устанавливает, что внешней границей сетей электро- тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

Указанная норма права императивно устанавливает внешнюю границу сетей, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома.

Согласно требованиям п.1 ст.65 и п.5 ст.200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При таких обстоятельствах арбитражный суд считает обоснованным довод заявителя о том, что в нарушение регионального законодательства Администрацией Промышленного внутригородского района не предприняты меры по оформлению права муниципальной собственности на кабельные линии электропередачи.

Как следует из ст. 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Бездействие органа местного самоуправления в виде непринятия решений в рамках своей компетенции в конечном итоге наносит вред общему имуществу здания общежития расположенного по адресу: г. Самара. Промышленный район, проспект Юных Пионеров, д. 61.

В соответствии с ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Арбитражный суд на основании вышеизложенного пришёл к выводу о том, что бездействие Администрации Промышленного внутригородского района г.о. Самара, выразившееся в не принятии мер по формированию пакета документов для оформления права муниципальной собственности на 2 бесхозные кабельные линии электропередачи КЛ-0,4 кВ (марка кабеля АСБ-1 3*95+1+95, L=2*173m) протяжённостью 346 метров от ТП-3251А до кабельной коробки здания общежития, расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, пр. Юных Пионеров, д. 61, является незаконным и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с п.3 ч.5 ст.201 АПК РФ в резолютивной части решения суда по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

При таких обстоятельствах арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 110, 112 АПК РФ на ответчика относятся расходы по государственной пошлине в размере 3000 руб.

Руководствуясь ст.ст. 167-170,211  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Заявление удовлетворить. Признать незаконным бездействие Администрации Промышленного внутригородского района г.о. Самара, выразившееся в не принятии мер по формированию пакета документов для оформления права муниципальной собственности на 2 бесхозные кабельные линии электропередачи КЛ-0,4 кВ (марка кабеля АСБ-1 3*95+1+95, L=2*173m) протяжённостью 346 метров от ТП-3251А до кабельной коробки здания общежития, расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, пр. Юных Пионеров, д. 61.

Обязать Администрацию Промышленного внутригородского района г.о. Самара, в течение месяца после вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем формирования пакета документов для оформления права муниципальной собственности на 2 бесхозные кабельные линии электропередачи КЛ-0,4 кВ (марка кабеля АСБ-1 3*95+1+95, L=2*173m) протяжённостью 346 метров от ТП-3251А до кабельной коробки здания общежития, расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, пр. Юных Пионеров, д. 61, и направления такого пакета документов в Департамент управления имуществом г.о. Самара.

 Взыскать с Администрации Промышленного внутригородского района городского округа Самара в пользу Муниципального предприятия по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара расходы по оплате госпошлины  в размере 3 000 руб.

       Решение  может быть обжаловано в месячный срок в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

Коршикова О.В.