ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-7351/14 от 03.06.2014 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры, 148, тел. (846) 226-56-17, факс (846) 226-55-26

http://www.samara.arbitr.ru, е-mail: info@samara.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Самара

03 июня 2014 года

Дело №

А55-7351/2014

54

Арбитражный суд Самарской области

в составе судьи

ФИО1,

рассмотрев 26-27 мая 2014 года в судебном заседании дело по заявлению

Закрытого акционерного общества "АРГУС-СПЕКТР", г.Санкт-Петербург

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, г.Самара

с участием третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований – Федерального государственного бюджетного учреждения Всероссийский научно – исследовательский институт противопожарной обороны МЧС России, г.Балашиха

о признании незаконными и отмене постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 17-10161-14/6 от 11.03.2014

при участии в заседании, протокол которого велся помощником судьи Водолагиной Л.С.:

от заявителя – ФИО2, доверенность от 25.02.2013;

от заинтересованного лица – ФИО3, доверенность от 10.01.2014;

от третьего лица – не явился, надлежаще извещен;

Резолютивная часть решения объявлена 27 мая 2014 года;

Установил:

Закрытого акционерного общества "АРГУС-СПЕКТР" (далее - ЗАО "АРГУС-СПЕКТР", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России) № 17-10161-14/6 от 11.03.2014 о привлечении общества к административной ответственности по ч.5 ст.19.8 КоАП РФ в виде штрафа в размере 106250 руб.

Правовое обоснование заявленных требований дополнялось обществом письменными пояснениями.

Самарское УФАС России заявленные требования не признает по основаниям, изложенным в письменном мотивированном отзыве и дополнении к нему.

Третье лицо - Федеральное государственное бюджетное учреждение Всероссийский научно – исследовательский институт противопожарной обороны МЧС России (далее – ФГБУ ВНИИПО МЧС России) в представленном письменном мотивированном отзыве и дополнении к нему полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению. Его представитель в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

В соответствии со ст.210 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствии представителя третьего лица.

В судебном заседании в порядке ст.163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 26 мая 2014 до 27 мая 2014 года до 13 час. 00 мин., после чего судебное заседание продолжено. Сведения о месте и времени судебного заседания были размещены на официальном сайте Арбитражного суда Самарской области в сети Интернет по адресу: WWW.samara.arbitr.ru.

Из материалов дела усматривается, что в Самарское УФАС России через ФАС России поступили обращения ООО «Пакетная Радио Связь Тольятти» и НП «Содействие развитию пожарной безопасности», из которых следует, что указанные организации имеют намерения подключить свое радиоэлектронное оборудование к системе ПАК «Стрелец-Мониторинг», устанавливаемой в пожарных частях Самарской области.

По мнению заявителей МСЧ России, ЗАО «АРГУС-СПЕКТР» и его аккредитованные организации допускают нарушение Федерального закона от 26.07.2007 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», поскольку указанные организации полагают, что в соответствии с приказом МЧС России от 28.12.2009 № 743 в подразделениях пожарной охраны должен быть установлен пульт с условным наименованием ПАК «Стрелец-Мониторинг», а передача сигнала на этот пульт должна осуществляться посредством смонтированного на объекте защиты радиооборудования любого производителя, отвечающего данным требованиям.

Самарское УФАС России выставило ЗАО «АРГУС-СПЕКТР» требование от 11.12.2013 № 14546/60 о предоставлении сведений и документов, касающихся фактического использования МЧС России программно-аппаратного комплекса системы мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах и рисках развития крупных пожаров в сложных зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, в том числе в высотных зданиях (ПАК «Стрелец-Мониторинг»):

1. Общие с ведения о ЗАО «АРГУС-СПЕКТ» по форме, согласно приложению № 1;

2. Надлежащим образом заверенные копии государственных контрактов, договоров, регламентирующих отношения между ЗАО «АРГУС-СПЕКТР» и МЧС России по поставке на территорию Самарской области программно-аппаратного комплекса «Стрелец-Мониторинг»;

3. Надлежащим образом заверенные копии обращений, писем хозяйствующих субъектов, направленных в адрес ЗАО «АРГУС-СПЕКТР» по вопросу подключения объектов, расположенных на территории Самарской области, к программно-аппаратному комплексу «Стрелец-Мониторинг»;

4. Сведения об организациях, аккредитованных ЗАО «АРГУС-СПЕКТР» на установку и техническое обслуживание ПАК «Стрелец-Мониторинг» на территории Самарской области, согласно приложению № 2.

В ответ на запрошенные сведения ЗАО «АРГУС-СПЕКТР» письмом от 13.12.2013 № 558 сообщило Самарскому УФАС России, что вопросы использования противопожарного оборудования федеральными пожарными частями МЧС России находятся в исключительной компетенции МЧС России.

Самарское УФАС России, расценив указанный ответ как непредоставление в территориальный антимонопольный орган сведений (информации) по его требованию, возбудило в отношении ЗАО «АРГУС-СПЕКТР» дело об административном правонарушении и 11.03.2014 привлекло общество к административной ответственности по ч.5 ст.19.8 КоАП РФ в виде штрафа в размере 106250 руб.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, арбитражный суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

ПАК «Стрелец-Мониторинг», информацию по которому затребовало Самарское УФАС России у ЗАО «АРГУС-СПЕКТР», разрабатывался ФГБУ ВНИИПО МЧС России в целях материально-технического обеспечения технологической схемы передачи извещения о пожаре. Третье лицо указывает, что ПАК «Стрелец-Мониторинг» позволяет минимизировать на территории Российской Федерации потери от пожаров за счет автоматической передачи сигналов о возгорании в подразделения Федеральной противопожарной службы.

Определение порядка эксплуатации ПАК «Стрелец-Мониторинг», в том числе и порядка вывода сигналов о пожаре с объектов защиты на пультовое оборудование ПАК «Стрелец-Мониторинг», установленное в подразделениях ФПС МЧС России, находится в прямой компетенции МЧС России и осуществляется им в соответствии с действующим законодательством в области обеспечения пожарной безопасности и разработанными в соответствии с ним ведомственными нормативными актами, т.е. не относится к компетенции антимонопольной службы.

В соответствии с Приказом МЧС России от 28.12.2009 № 743 «О принятии на снабжение в системе МЧС России программно-аппаратного комплекса системы мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах и рисках развития крупных пожаров в сложных зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, в том числе в высотных зданиях» ПАК «Стрелец-Мониторинг» принят на снабжение в системе МЧС России для оснащения подразделений МЧС России.

Пунктом 2 названного Приказа МЧС РФ система ПАК «Стрелец-Мониторинг» отнесена к специализированной противопожарной технике и установлен код по Классификатору вооружения, военной техники и других материальных средств Министерства обороны РФ - КВТ МО XI Д2 0908.

Для обеспечения функционирования ПАК "Стрелец-Мониторинг», МЧС России Министерством обороны России выделен радиочастный канал связи, который относится к сетям связи специального назначения, обеспечивающим государственную безопасность (ст.16 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи").

ВНИИПО МЧС России указывает, что комплекты рабочей конструкторской документации и изготовленные опытные образцы аппаратно-программного комплекса систем мониторинга относятся к единой технологии. При этом, данная технология является как технологией специального назначения, в силу того, что она используется для производства ПАК «Стрелец-Мониторинг», принятого на снабжение в системе МЧС России и поставляемого по государственных контрактам в подразделениями ФПС МЧС России в целях осуществления ими задач по обеспечению общественного порядка и безопасности государства, так и технологией двойного назначения, в силу того, что ПАК «Стрелец-Мониторинг» используется силами гражданской обороны, к которым в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» относятся и подразделения Федеральной противопожарной службы, в военное время для оповещения населения.

МЧС России в рамках своих полномочий, определенных подпунктом 14 пункта 9 «Положения о МЧС России», утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 № 868, установило своими нормативными правовыми актами и технической документацией обязательные требования в области технического регулирования к ПАК «Стрелец-Мониторинг», поставляемому в подразделения и части федеральной противопожарной службы по государственному оборонному заказу, а также к процессам его монтажа, наладки, эксплуатации, в том числе и требования к техническим характеристикам, к средствам, способом и порядку подключения оборудования, не принятого на вооружение (снабжение) в системе МЧС России, но функционально взаимодействующего с ПАК «Стрелец-Мониторинг».

На основании вышеизложенного подразделениями МЧС России на социально-значимых объектах ведется работа по установке и обслуживанию выведенной из свободного оборота ПАК «Стрелец-Мониторинг». Специализированной обслуживающей организацией на основе государственного контракта, заключенного МЧС России, является ЗАО «АРГУС-СПЕКТР».

Совокупностью выводов, изложенных в судебных актах арбитражных судов по делам № А56-54896/2012, А56-9150/2012, А09-5135/2011, А55-20859/2013 установлено, что антимонопольные органы не вправе рассматривать с точки зрения Закона о защите конкуренции деятельность, осуществляемую МЧС России (подразделениями ФПС МЧС России) с использованием ПАК «Стрелец-Мониторинг», так как такая деятельность не имеет реального экономического характера, осуществляется исключительно в целях защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров. Рынок по поставке и обслуживанию ПАК «Стрелец-Мониторинг», подключению к нему не является конкурентным, в связи с чем не может являться предметом регулирования Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Статья 129 Гражданского кодекса РФ предусматривает правовой режим объектов гражданских прав: законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности, могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок с которыми допускается по специальному разрешению.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.02.1992 № 179 утвердившим перечень видов продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена, система ПАК «Стрелец-Мониторинг», являясь техникой специального назначения, не является товаром.

В соответствии с выводами, изложенными в судебных актах по делу № А56-54896/2012 рассмотрение вопросов, касающихся фактического использования подразделениями МЧС России ПАК «Стрелец-Мониторинг», принятого на снабжение в системе МЧС России приказом МЧС России от 28.12.2009 № 743 не относится к компетенции антимонопольного органа, так как вопросы использования противопожарного оборудования, и, в частности, системы ПАК "Стрелец-Мониторинг", в том числе порядок его эксплуатации с объектовым оборудованием находятся в прямой компетенции МЧС России. Кроме того, деятельность противопожарной службы МЧС России (в том числе деятельность по использованию противопожарного оборудования) осуществляется исключительно в целях защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров.

ФГБУ ВНИИПО МЧС России указывает, что включение в работу ПАК «Стрелец-Мониторинг» нового устройства или отдельных компонентов должно выполняться в соответствии с изменениями технической документации.

Между тем, каких-либо изменений технологической схемы автоматической передачи извещений о пожарах от объекта в пожарную часть разработчиком системы ПАК «Стрелец-Мониторинг» - ФГБУ ВНИИПО МЧС России - не производилось. Документов об использовании какого-либо дополнительного оборудования, помимо вышеуказанного, в технической документации (конструкторской, технологической и программной и др.) на комплексную радиоканальную систему адресного мониторинга безопасности объектов ПАК «Стрелец-Мониторинг» не существует.

Сведения и документы, указанные Самарским УФАС России в требовании от 11.12.2013 № 14546/60 не могли быть запрошены антимонопольным органом с целью выявления или проверки признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Таким образом, в рассматриваемом конкретном деле, установлено, что Самарским УФАС России у ЗАО «АРГУС-СПЕКТР» запрошены сведения по товарам и услугам, не являющимся предметом регулирования антимонопольным законодательством, поэтому требования о предоставлении информации не основано на положениях Закона о защите конкуренции, несмотря на то, что мотивировано положениями ст.25 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что ЗАО «АРГУС-СПЕКТР» не допустило нарушений ст.25 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а поэтому в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.19.8 КоАП РФ, в связи с чем постановление Самарского УФАС России о наложении штрафа на ЗАО «АРГУС-СПЕКТР» по делу об административном правонарушении № 17-10161-14/6 от 11.03.2014 в размере 106250 руб. подлежит признанию незаконным и отмене полностью.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.167-170, 211 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным полностью и отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по делу об административном правонарушении № 17-10161-14/6 от 11.03.2014 о привлечении Закрытого акционерного общества "АРГУС-СПЕКТР", юридический адрес: 197706, г.Санкт-Петербург, Сестрорецк, Советский пер. д.10/12, ОРГН: 1027812404751, ИНН: <***> к административной ответственности по ч.5 ст.19.8 КоАП РФ в виде взыскания административного штрафа в размере 106250 руб.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области в течение 10 дней со дня его принятия.

Судья

/

О.А. Лихоманенко