АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области 443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17 | ||||||
Именем Российской ФедерацииРЕШЕНИЕ г. Самара | ||||||
мая 2016 года | Дело № | А55-7382/2016 | ||||
Арбитражный суд Самарской области в составе судьи Черномырдиной Е.В., | ||||||
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рабинович А.М., | ||||||
рассмотрев в судебном заседании мая 2016 года дело по заявлению | ||||||
Исполняющего обязанности прокурора Самарской области, г. Самара | ||||||
к Администрации сельского поселения Красноармейское муниципального района Красноармейский Самарской области, Самарская область, Красноармейский район, с. Красноармейское, при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области, г. Самара | ||||||
о признании незаконным бездействия и обязании совершить определенные действия | ||||||
при участии в заседании | ||||||
от заявителя – ФИО1, удостоверение, от иных – не явились, извещены установил: | ||||||
Исполняющий обязанности прокурора Самарской области обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Красноармейское муниципального района Красноармейский Самарской области по не исполнению Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», постановления Правительства РФ от 03.02.2014 №71 «Об утверждении Правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения в сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также требований к формату таких документов в электронной форме», выразившееся в непредставлении в установленные законом сроки в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации и картографии» по Самарской области карты (плана) объекта землеустройства – территории сельского поселения Красноармейское, обязать администрацию сельского поселения Красноармейское муниципального района Красноармейский Самарской области предоставить карту (план) объекта землеустройства – территории сельского поселения в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации и картографии» по Самарской области. Также Прокурором заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления. Прокурор в судебном заседании поддержал заявленные требования. Администрация в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом в порядке ст. 123 АПК РФ. Третье лицо в судебное заседание не явилось, поддерживает заявленные Прокурором требования по основаниям, изложенным в пояснениях. Прокурором заявлено ходатайство о восстановлении срока, установленного п. 4 ст. 198 АПК РФ. Рассмотрев ходатайство заявителя о восстановлении срока для обращения в арбитражный суд, суд считает возможным в данном конкретном случае восстановить заявителю срок подачи заявления о признании незаконным бездействия Администрации сельского поселения Красноармейское муниципального района Красноармейский Самарской области. В силу ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. Согласно разъяснениям, данными в пункте 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.03.2012 № 15 (в редакции от 25.01.2013) «О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе», применительно к части 4 статьи 198 АПК РФ течение срока подачи прокурором заявления об оспаривании ненормативного правового акта, затрагивающего интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы, начинается со дня издания такого акта. Пропущенный прокурором срок подачи заявления об оспаривании ненормативного правового акта может быть восстановлен судом по ходатайству прокурора, если причины пропуска срока были уважительными, в частности, если прокурор до истечения указанного срока или в иной разумный срок предпринимал меры прокурорского реагирования для выявления и устранения нарушений прав неопределенного круга лиц или иных публичных интересов либо не имел возможности, действуя в пределах своих полномочий, выявить указанные нарушения в установленный срок. В соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре РФ) предметом надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами. Согласно п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре РФ проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. Пунктом 1 ст. 22 указанного Закона о прокуратуре РФ установлено, что прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе проверять выполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона. В соответствии с п.1 ст. 17 Закона о прокуратуре РФ Генеральный прокурор Российской Федерации руководит системой прокуратуры Российской Федерации, издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и организаций прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры Российской Федерации и порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников. Пунктом 1 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 21.06.2013 №252 «О совершенствовании прокурорского надзора за исполнением федерального законодательства органами государственной власти, местного самоуправления, иными органами и организациями» указано, что при осуществлении надзора за исполнением законов органами государственной власти, местного самоуправления, иными органами организациями следует строго руководствоваться нормами действующих организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Согласно п. 6 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 №195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» проверки исполнения законов необходимо проводить на основании поступившей в органы прокуратуры информации (обращений граждан, должностных лиц, сообщений средств массовой информации и т.п.), а также других материалов о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий. Таким образом, при осуществлении прокурорского надзора недопустимо необоснованное вмешательство в деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов и организаций. В связи с заданием прокуратуры области от 11.03.2015 № ИсРАЙнд-9297-2015/07-33-15 прокуратурой района проверено исполнение органами местного самоуправления законодательства о государственном кадастре недвижимости. По результатам проверки и полученной из администрации сельского поселения информации, свидетельствующей о неисполнении в установленные сроки требований указанных выше нормативных правовых актов, прокурором Красноармейского района главе администрации с.п. Красноармейское 17 апреля 2015 года внесено представление об устранении нарушений требований земельного законодательства с требованием устранить допущенные нарушения закона, причин и условий, им способствующих. Из ответа администрации с.п. Красноармейское от 24.04.2015 на данный акт прокурорского реагирования следовало, что карты - планы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости не оформлены в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, не изготовлены в отношении каждой территориальной зоны. Согласно указанным выше организационно-распорядительным документам Генеральной прокуратуры Российской Федерации (приказы Генерального прокурора Российской Федерации №195, №252) перед предъявлением иска в суд о понуждении органа местного самоуправления выполнить предусмотренные законом действия прокурор должен сначала внести представление либо объявить предостережение. Лишь в случае неисполнения требования прокурора необходимо обращаться в суд. Таким образом, прокуратурой района была соблюдена досудебная процедура подачи настоящих заявлений, были приняты иные меры прокурорского реагирования, получены результаты их рассмотрения, как того требует п. 9.8 решения коллегии прокуратуры Самарской области от 17.09.2015 «О результатах проверки в прокуратуре Самарской области достоверности показателей государственной и ведомственной статистической отчетности, а также деятельности оперативного контроля за формированием и обработкой в правоохранительных органах документов в сфере правовой статистики». Вместе с тем прокуратурой района в соответствии с п. 16 названного приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 №195 исполнение требований прокурора органами местного самоуправления было взято на контроль. Во исполнение пункта 1.1 решения коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 27.07.2015 «Об итогах работы органов прокуратуры в первом полугодии 2015 г. и задачах по повышению эффективности прокурорской деятельности во втором полугодии 2015 г.», которым было предписано провести проверку исполнения законодательства о государственном кадастре недвижимости, включая вопросы осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, а также оценки недвижимости, прокуратурой области вновь была инициирована указанная проверка. Горрайпрокурорам 09.12.2015 было направлено задание, согласно разделу 3 которого предписано проверить исполнение органами местного самоуправления законодательства о государственном кадастре недвижимости. Так, в порядке контроля и в связи с указанным заданием прокуратуры области прокуратурой района был повторно установлен факт бездействия по не исполнению требований ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ, в связи с чем 10.12.2015 внесено представление, на которое получен ответ от 11.01.2015 из администрации с.п. Красноармейское об отсутствии бюджетных средств для выполнения работ в 2016 году и о намерении при финансовой возможности по мере поступления в бюджет доходов необходимую сумму направить на выполнение данного вида работ. В силу ст.ст. 6, 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации проект бюджета составляется и рассматривается на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. Представленный для изучения в прокуратуру района проект Решения о бюджете сельского поселения Красноармейское на 2016 год не содержит расходов на финансирование работ по изготовлению карты (плана) объекта землеустройства. Требования Федерального закона № 221 -ФЗ не выполнены. Поскольку прокуратурой района из администрации муниципального района Красноармейский (22.01.2016), администрации сельского поселении Красноармейское (25.01.2016) и ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области (25.01.2016) была получена информация, что карта (план) объекта землеустройства – территории сельского поселения Красноармейское с учетом требований федерального законодательства не изготавливалась и не поступала в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области, прокуратурой области было направлено в Арбитражный суд Самарской области настоящее заявление. Таким образом, нарушения выявлены прокуратурой района 25.01.2016. При этом изложенные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что прокурор, действуя в пределах своих полномочий, не имел возможности выявить указанные нарушения в установленный срок. В Арбитражный суд Самарской области с рассматриваемым заявлением исполняющий обязанности прокурора Самарской области обратился 31 марта 2016 года. Учитывая позицию Европейского суда по правам человека о недопустимости при рассмотрении спора чрезмерных правовых или практических преград, для осуществления субъективного права на судебную защиту, принимая во внимание позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в Определении от 06 марта 2007 г. № 1911/2007, о том, что оценка обстоятельств и конкретных доказательств, послуживших основанием для восстановления пропущенного срока, является прерогативой суда, и, принимая во внимание, что прокурор обосновал наличие уважительных причин пропуска им срока на обращение в арбитражный суд с заявлением, суд, в данном конкретном случае, восстанавливает заявителю процессуальный срок на подачу в арбитражный суд рассматриваемого заявления. Исследовав материалы дела, выслушав заявителя, оценив доводы, а также имеющиеся в материалах дела доказательства, суд полагает, что заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Судом установлено и подтверждается материалами дела, что решением Собрания представителей сельского поселения Красноармейское муниципального района Красноармейский Самарской области от 23.12.2013 №125 утверждены Правила землепользования и застройки сельского поселения Красноармейское муниципального района Красноармейский Самарской области. В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон № 221-ФЗ) органы местного самоуправления в порядке, установленном в соответствии с данной статьей, обязаны направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений, в том числе об утверждении правил землепользования и застройки, представить в орган кадастрового учета документы, содержащие необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения согласно ст. 10 Закона о кадастре. Частью 5 статьи 15 Закона № 221-ФЗ установлено, что обязательным приложением к документам, направляемым в орган кадастрового учета в случае принятия органом местного самоуправления решения об утверждении правил землепользования и застройки, является карта (план) объекта землеустройства, подготовленная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве». С учетом положений части 6 статьи 15 Закона № 221-ФЗ органы местного самоуправления карту (план) объекта землеустройства направляют в орган кадастрового учета в течение шести месяцев с даты принятия правил землепользования и застройки. При этом карта (план) объекта землеустройства направляется в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью подготовившего ее лица. Согласно ст. 20 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» карта (план) объекта землеустройства является документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» к объектам землеустройства отнесены, в частности, территории муниципальных образований, территории населенных пунктов, территориальные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий, за исключением зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также части указанных территорий и зон. Карта (план) объекта землеустройства составляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных на местности. Форма карты (плана) объекта землеустройства и требования к ее составлению устанавливаются Правительством Российской Федерации. В соответствии с данной нормой Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 № 621 «Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению» утверждены форма карты (плана) объекта землеустройства и требования к ее составлению. Судом установлено и материалами дела подтверждается, что до настоящего времени карта (план) объектов землеустройства - территории поселения не разработана и не представлена в орган кадастрового учета – в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области, что подтверждается сведениями из Администрации сельского поселения Красноармейское муниципального района Красноармейский Самарской области. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2014 № 71 «Об утверждении Правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также требований к формату таких документов в электронной форме» утверждены Правила направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также о требованиях к формату таких документов в электронной форме. Пунктом 17 указанных Правил установлено, что обязательным приложением к документам, направляемым в орган кадастрового учета, является оформленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации карта (план) соответствующего объекта землеустройства. Направляемая в орган кадастрового учета карта (план) должна содержать информацию о ее передаче в составе землеустроительного дела, сформированного в отношении соответствующего объекта землеустройства, в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, с указанием регистрационного номера и даты передачи в орган, осуществляющий хранение землеустроительной документации. В силу положений пункта 18 Правил карта (план) объекта землеустройства представляется в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия. Пунктом 18 Правил установлено, что при отсутствии у органов местного самоуправления технической возможности использовать единую систему межведомственного электронного взаимодействия и подключаемые к ней региональные системы межведомственного электронного взаимодействия органы местного самоуправления представляют документы, необходимые для ведения государственного кадастра недвижимости, в орган кадастрового учета с использованием официального сайта органа кадастрового учета в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или на электронных носителях. Указанные выводы согласуются с правовым подходом, содержащимся в Постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2015 № 11АП-16200/2015 по делу № А55-18217/2015. Таким образом, заинтересованным лицом – Администрацией сельского поселения Красноармейское муниципального района Красноармейский Самарской области допущено бездействие по не исполнению Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», Постановления Правительства Российской Федерации от 03.02.2014 № 71 «Об утверждении Правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также требований к формату таких документов в электронной форме», выразившееся в не представлении в установленные законом сроки в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области карты (плана) объекта землеустройства территории сельского поселения Красноармейское. В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя. Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования. При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что заявленные требования являются обоснованными, подтверждены материалами дела и подлежат удовлетворению. При этом, с учетом необходимых к проведению мероприятий, сроков, установленных п. 6 ст. 15 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», о необходимости предоставления достаточного времени для устранения допущенного бездействия, суд находит обоснованным установление шестимесячного срока со дня вступления решения суда в законную силу в целях устранения допущенного бездействия. | ||||||
Руководствуясь ст.ст. 115, 117, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд | ||||||
Р Е Ш И Л: | ||||||
Ходатайство Исполняющего обязанности прокурора Самарской области о восстановлении срока для обращения в арбитражный суд с заявлением удовлетворить. Восстановить срок подачи заявления о признании незаконным бездействия Администрации сельского поселения Красноармейское муниципального района Красноармейский Самарской области, выразившегося в непредставлении в установленные законом сроки в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области карты (плана) объекта землеустройства - территории сельского поселения Красноармейское. Признать незаконным бездействие Администрации сельского поселения Красноармейское муниципального района Красноармейский Самарской области по не исполнению Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», Постановления Правительства Российской Федерации от 03.02.2014 № 71 «Об утверждении Правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также требований к формату таких документов в электронной форме», выразившегося в непредставлении в установленные законом сроки в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области карты (плана) объекта землеустройства - территории сельского поселения Красноармейское. Обязать Администрацию сельского поселения Красноармейское муниципального района Красноармейский Самарской области в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу устранить допущенное бездействие путем представления в электронной форме карты (плана) объектов землеустройства - территории сельского поселения Красноармейское муниципального района Красноармейский Самарской области в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Самарской области. | ||||||
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области. | ||||||
Судья | / | Е.В. Черномырдина | ||||