ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-108220/2021 от 18.01.2022 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

19 января 2022 года                                                            Дело № А56-108220/2021

Резолютивная часть решения объявлена января 2022 года . Полный текст решения изготовлен января 2022 года .

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе: судьи Лебедевой И.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Гладихиной Ю.Н.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель – Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области

заинтересованные лица -

1. Старший судебный пристав Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Ленинградской области ФИО1;

2. Судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Ленинградской области ФИО2;

третьи лица -

1. Арбитражный управляющий ФИО3;

2. Управление Федеральной службы судебных приставов по Ленинградской области,

об оспаривании постановления от 10.11.2021 по делу об административном правонарушении № 48/21/47036-АП, 

об обязании прекратить исполнительное производство № 8087/18/47036-ИП,

о приостановлении производства по исполнительному производству от 23.11.2018 №8087/18/47036-ИП,

при участии

от заявителя: ФИО4, по доверенности от 15.12.2021,

от заинтересованных лиц: 1 - не явился, извещен, 2.ФИО2, сл.уд.,

от третьих лиц: 1 - не явился, извещен, 2.ФИО2, по доверенности от 04.02.2021,

установил:

Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области (далее – заявитель, Управление, МТУ Росимущества) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, в котором просит:

- отменить постановление старшего судебного пристава Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Ленинградской области ФИО1 (далее – заинтересованное лицо, старший судебный пристав ФИО1) от 10.11.2021 по делу об административном правонарушении № 48/21/47036-АП  о привлечении Управления к административной ответственности по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ;

- обязать судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Ленинградской области ФИО2 (далее – заинтересованное лицо, судебный пристав-исполнитель ФИО2) прекратить исполнительное производство № 8087/18/47036-ИП;

- приостановить производство по исполнительному производству от 23.11.2018 №8087/18/47036-ИП до вступления судебного акта по настоящему делу в законную силу.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Арбитражный управляющий ФИО3 (далее – арбитражный управляющий) и Управление Федеральной службы судебных приставов по Ленинградской области (далее – УФССП по Ленинградской области).

Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.12.2021 исполнительное производство № 8087/18/47036-ИП от 23.11.2018 приостановлено до вступления судебного акта по настоящему делу в законную силу.

В судебном заседании представитель МТУ Росимущества поддержал заявленные требования.

Судебный пристав-исполнитель ФИО2, представитель УФССП по Ленинградской области возражали против заявленных требований.

Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. На основании статей 123, 156, 200 АПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы заявителя и судебного пристава-исполнителя, суд установил следующее.

МТУ Росимущества является стороной (должником) по исполнительному производству № 8087/18/47036-ИП от 23.11.2018 (далее – Исполнительное производство).

Старшим судебным приставом ФИО1 было вынесено постановление от 10.11.2021 № 48/21/4703 6-АП о привлечении МТУ Росимущества к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований во вновь установленный судебным приставом-исполнителем срок, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб. (далее - Постановление).

МТУ Росимущества, считая, что имеются основания для прекращения Исполнительного производства, вынесенное Постановление является незаконным, обратилось в суд с настоящим заявлением.

Оценив представленные доказательства, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению частично.

Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.04.2018 по делу №А56-61688/2010 удовлетворены требования арбитражного управляющего ФИО3 об обязании МТУ Росимущества принять в федеральную собственность от конкурсного управляющего ОАО «Ленинградсланец» ФИО3 объекты ОАО «Ленинградсланец», входящие в состав шахты «Ленинградская» (40 позиций) (далее - Определение).

26.11.2018 в МТУ Росимущества поступило постановление о возбуждении исполнительного производства № 8087/18/47036-ИП от 23.11.2018 заместителем старшего судебного пристава Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Ленинградской области ФИО2.

МТУ Росимущества дано 5 дней на добровольное исполнение требований исполнительных документов, однако МТУ Росимущества затруднительно исполнить указанное решение в указанный срок.

С учетом установленных по делу обстоятельств, и невозможности использования передаваемых шахт по прямому назначению, они подлежат рекультивации.

При рассмотрении дела было установлено, что в состав имущества ОАО «Ленинградсланец» кроме шахты «Ленинградская» ранее также входили шахта им. С.М. Кирова и шахта № 3.

Минэнерго России ежегодно заключаются с Правительством Ленинградской области государственные контракты на проведение экологического мониторинга территорий (от 18.05.2017 № 17/0402.3050790019.244/11/54, от 08.05.2018 №18/0402.3050790019.244/11/80). Оплата работ осуществляется за счет средств федерального бюджета. Предметом указанных контрактов согласно пункту 1.1 является, в том числе, рекультивация указанной в контракте шахты.

МТУ Росимущества письмом от 25.10.2018 № 13947-18 направило в Росимущество информацию и документы по настоящему делу с целью привлечения Минэнерго России для решения вопроса о принятии и последующей консервации шахты «Ленинградская».

Ранее письмом от 13.09.2018 № 11-0748 Минэнерго России сообщило о том, что в адрес Минэнерго России поступило поручение Правительства Российской Федерации от 10.09.2018 № АН-41627-7 о проработке совместно с Правительством Ленинградской области вопроса включения мероприятий по консервации и эксплуатации шахты «Ленинградская» в программу реструктуризации угольной промышленности.

Руководителем Росимущества ФИО5 направлено письмо от 17.12.2018 № ДП-07/42402 в адрес Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации ФИО6 об оказании содействия в разрешении сложившейся ситуации и поручении Минэнерго России:

- определить подведомственную Минэнерго России организацию, за которой будет закреплена шахта «Ленинградская» в случае ее принятия в федеральную собственность;

- с помощью указанной организации осуществить необходимые мероприятия по обеспечению безопасности и предупреждению чрезвычайных ситуация на территории шахты «Ленинградская»;

- рассмотреть возможность включения шахты «Ленинградская» в Программу развития угольной промышленности России на период до 2030 года.

Заместителем руководителя Росимущества С.М. Аноприенко направлено письмо от 07.02.2019 №СА-07/3820 в адрес аппарата Правительства Российской Федерации о предоставлении информации о ходе рассмотрения обращения Росимущества от 17.12.2018 № ДП-07/42402.

13.02.2019 письмом №119-8079 Аппарат Правительства Российской Федерации сообщил о том, что вопрос прорабатывается Минэнерго России.

Письмом от 15.02.2019 №АБ-1513/11 Заместитель министра Минэнерго России ФИО7 сообщил в адрес Аппарата Правительства Российской Федерации о необходимости проведения совместного совещания с представителями Аппарата Правительства Российской Федерации, Минэкономразвития России, Росимущества и Правительства Ленинградской области.

Письмом от 02.07.2019 №АЯ-7332/11 Заместитель министра Минэнерго России ФИО8 сообщил о неизменности позиции Минэнерго России, изложенной ранее в письме от 15.02.2019 №АБ-1513/11.

МТУ Росимущества с целью проверки сохранности и фактического использования федерального имущества проведен осмотр недвижимого имущества, входящего в состав шахты № 2, 3, расположенных по адресу: Ленинградская область, Сланцевский район, Сланцевское городское поселение, г. Сланцы, о чем составлен акт осмотра федерального имущества от 15.07.2019 №22.07-19/АО.

В результате осмотра установлено, что объекты представляют собой разрушенные административные корпуса, подземные сооружения шахты. Подходы к спусковым каналам разрушены, идентифицировать принадлежность к тому или иному объекту в ходе визуального осмотра не представляется возможным. Доступ к административным объектам свободный. Подземные шахтовые линии осмотреть не представляется возможным ввиду их затопления. Входы и выходы в подземные шахтовые линии разбросаны на территории примерной площадью 6 000 кв.м. Самопроизвольное затопление подземных шахтовых линий вызывает подтопление территории г. Сланцы, на которой расположены многоквартирные жилые дома и объекты социальной инфраструктуры. Требуется проведение мероприятий по консервации Объектов, а также по экологическому мониторингу территорий и рекультивации земель, в границах которых расположены Объекты.

07.08.2019 в адрес МТУ Росимущества поступило требование заместителя начальника отдела по особым исполнительным производствам ФИО2 о необходимости в срок до 16.08.2019 принять в федеральную собственность объекты, входящие в состав шахты «Ленинградская».

МТУ Росимущества совместно с УФССП по Ленинградской области проведено совещание по вопросу реализации Определения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.04.2018 по делу №А56-61688/2010 о принятии в собственность Российской Федерации объектов недвижимости, входящих в состав шахты «Ленинградская».

По результатам проведенного совещания составлен протокол от 14.08.2019 №78-2, которым утверждена дорожная карта и принято решение о проведении выездной проверки с участием представителей УФССП по Ленинградской области, МТУ Росимущества в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области, конкурсного управляющего ОАО «Ленинградсланец», Росреестра Ленинградской области для идентификации на местности 40 объектов, поименованных в Определении Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.04.2018 по делу №А56-61688/2010.

По результатам проверки составлен акт о совершении исполнительных действий от 19.08.2019.

В результате осмотра установлено, что имущество, согласно исполнительному документу: шахта №2 и шахта №3 полностью засыпаны, разрушены, дальнейшая эксплуатация невозможна, к работе не пригодны. Аварийное состояние, опасно для жизни.

Дорожной картой определен порядок действий, необходимых для принятия в собственность Российской Федерации объектов недвижимости, входящих в состав шахты «Ленинградская», в том числе: в случае отсутствия технической и иной документации для идентификации объектов недвижимости шахты «Ленинградская»:

а) направление запросов с актом проверки в организации по проведению кадастровых работ о примерной стоимости проведения работ для подготовки технических планов с целью дальнейшего направления запроса в Росимущество для выделения бюджетных средств;

б) проведение электронного аукциона для заключения государственного контракта по проведению кадастровых работ;

в) изготовление технических планов организацией по условиям гос. Контракта в срок не позднее действия контракта;

г) направление технических планов в Управление Росреестра по Ленинградской области и учет объектов в реестре федерального имущества.

Общий срок для реализации мероприятий, означенных дорожной картой, составляет один год.

08.08.2019 под председательством Губернатора Ленинградской области ФИО9 проведено внеочередное выездное заседание комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности Правительства Ленинградской области.

По результатам заседания составлен Протокол №4, которым решено совместно с администрацией Сланцевского муниципального района подготовить обращение в Правительство Российской Федерации о разработке и реализации Минэнерго России проектов по ведению экологического мониторинга, определению организации, подведомственной Минэнерго, за которой будут закреплены объекты шахты «Ленинградская».

Кроме того, МТУ Росимущества рекомендовано организовать комплекс работ по разработке проектно-сметной документации на консервацию шахт до 31.12.2019, организации мониторинга за состоянием объектов и обеспечении выполнения федерального законодательства в части содержания имущества шахты «Ленинградская» на постоянной основе.

Ввиду того, что объекты шахты «Ленинградская» не индивидуализированы в качестве объектов гражданских прав, не сформированы и не могут быть сформированы с учетом неудовлетворительного состояния, документы технического и кадастрового учета объектов отсутствуют, что делает невозможным оформление на них права собственности Российской Федерации, письмом от 28.08.2019 №СА-07/28791 Росимущество заявило о внесении изменений в Протокол №4 от 08.08.2019 о направлении в адрес Председателя Правительства Российской Федерации ФИО10 обращения Губернатора Ленинградской области с предложением поручить Минэнерго России определить правообладателя шахты «Ленинградская», выделить средства федерального бюджета Минэнерго России для проведения мероприятий по предупреждению техногенной катастрофы в городе Сланцы путем консервации шахты «Ленинградская» и последующего мониторинга за состоянием её объектов.

20.11.2019 судебный пристав-исполнитель обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о разъяснении исполнительного документа, способа и порядка его исполнения, в соответствии с которым судебный пристав-исполнитель просил, принимая во внимание факт прекращения полномочий конкурсного управляющего, отсутствия у него оснований для предъявления на принудительное исполнение исполнительного документа и отсутствия у него полномочий требования его принудительного исполнения, разъяснить порядок и способ исполнения требований исполнительного листа серии ФС №029236906, выданного на основании Определения арбитражного суда от 26.04.2018.

Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.11.2019 по делу №А56-61688/2010 заявление о разъяснении исполнительного документа, способа и порядка его исполнения оставлено без удовлетворения. Определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2020 определение оставлено без изменения.

МТУ Росимущества направило ФИО3 через Ассоциацию МСОПАУ телеграмму следующего содержания: «Во исполнение Определения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.04.2018 по делу №А56-61688/2010 МТУ Росимущества в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области приглашает Вас 17.12.2019 для оформления акта приема-передачи объектов, принадлежащих ОАО «Ленинградсланец», по адресу: Ленинградская область, Сланцевский район, Сланцевское городское поселение, г. Сланцы.

Для оформления акта приема-передачи Вам надлежит в срок до 17.12.2019 представить в МТУ Росимущества по адресу: Санкт-Петербург, ул. Гороховая, д. 2/6, лит А, E-mail: tu78@rosim.ru, документы (в том числе, технические паспорта на объекты, правоустанавливающие документы) на объекты шахты «Ленинградская», подлежащие передаче в собственность Российской Федерации».

Телеграмма была вручена 12.12.2019 специалисту ОПО ФИО11.

17.12.2019 ФИО3 для подписания акта приема передачи не явился.

30.12.2019 судебным приставом-исполнителем была передана техническая документация на Объекты, полученная от ФИО3

Документация об итогах проведения оценки объектов шахты «Ленинградская» ОАО «Ленинградсланец»; о принятых мерах по обеспечению сохранности объектов шахты «Ленинградская» ОАО «Ленинградсланец»; ведомости и акты приема-передачи на хранение документов технического и кадастрового учета объектов, технические паспорта на объекты, правоустанавливающие документы на объекты шахты «Ленинградская» ОАО «Ленинградсланец» среди переданных ФИО3 через судебного пристава-исполнителя документов отсутствуют.

Ввиду отсутствия ответа и непоступления технических паспортов на объекты, правоустанавливающих документов от ФИО3 МТУ Росимущества обратилось письмом от 18.12.2019 №78-СШ-09/8539 в адрес БТИ Сланцевского района (филиала ГУП «Леноблинвентаризация») о предоставлении информации о наличии в БТИ Сланцевского района документов по технической инвентаризации объектов, изготовленной ранее (кадастровых и технических паспортов) и об условиях, на которых она может быть передана в МТУ Росимущества для организации торгов по выбору организации или кадастрового инженера по проведению кадастровых работ и изготовлению технических планов с целью дальнейшего проведения государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности РФ на Объекты.

Согласно ответу БТИ Сланцевского района необходимые сведения отсутствуют.

МТУ Росимущества обратилось в адрес ООО «Гипрошахт» письмом №78-СШ-09/8580 от 19.12.2019 о наличии проектной или иной документации в отношении Объектов, которая могла бы послужить основой для изготовления технических планов на Объекты и необходимой для организации торгов по выбору организации или кадастрового инженера по проведению кадастровых работ и изготовлению технических планов с целью дальнейшего проведения государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности РФ на Объекты. Согласно ответу в распоряжении ООО «Гипрошахт» имеется техническая документация, копии с которой могут быть предоставлены на платной основе.

25.12.2019 в рамках банкротного дела №А56-61688/2010, ввиду того, что объекты шахты «Ленинградская» не индивидуализированы в качестве объектов гражданских прав, не сформированы и не могут быть сформированы с учетом неудовлетворительного состояния, документы кадастрового учета объектов отсутствуют, что делает невозможным оформление на них права собственности Российской Федерации, МТУ Росимущества обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об обязании бывшего конкурсного управляющего ОАО «Ленинградсланец» ФИО3: в 10-ти дневный срок после вступления решения суда в законную силу передать МТУ Росимущества документы, необходимые для принятия объектов шахты «Ленинградская» ОАО «Ленинградсланец» по акту приема-передачи; в 30-ти дневный срок после вступления решения суда в законную силу передать МТУ Росимущества объекты шахты «Ленинградская» ОАО «Ленинградсланец» по акту приема-передачи. Определением от 01.10.2020 производство по заявлению МТУ Росимущества прекращено по причине ликвидации юридического лица - ОАО «Ленинградсланец» и прекращения полномочий конкурсного управляющего ФИО3

Конкурсным управляющим ФИО3 16.07.2020 был представлен отзыв на заявление МТУ Росимущества, согласно которому документы ОАО «Ленинградсланец», подлежащие архивному хранению, были сданы им в территориальный архив Сланцевского района (акты №№1-6 от 20.05.2014, от 14.05.2015, от 14.05.2015, от 19.06.2015, от 01.07.2015, от 04.08.2015).

Письмом от 21.07.2020 №78-СШ-03/9295 МТУ Росимущества обратилось в Архивный сектор администрации Муниципального образования Сланцевского муниципального района Ленинградской области (далее - Архив). В письме от 04.08.2020 № 896 Архив сообщил о наличии сведений только по личному составу, документы постоянного срока хранения переданы на хранение в ЛОГАВ.

Письмом от 13.08.2020 №78-СШ-03/10625 МТУ Росимущества обратилось в Ленинградский областной архив в городе Выборге (далее - ЛОГАВ). Согласно ответу ЛОГАВ в распоряжении архива имеется архивный фонд ОАО «Ленинградсланец», в котором находятся дела, касающиеся шахты «Ленинградская». Однако указанные документы частично имеют гриф «секретно».

В ответ на запрос МТУ Росимущества от 17.04.2020 №78-ЕФ-03/5035 об имуществе ОАО «Ленинградсланец» Росимущество сообщило письмом от 29.04.2020 №07/13737 о направлении запроса в адрес Минфина России от 21.04.2020 № ЕГ-07/12813 по вопросу об определении подведомственной Минэнерго России организации, за которой будут закреплены опасные объекты шахты «Ленинградская» для обеспечения их консервации, и необходимости получения ответа на запрос для подготовки мотивированного ответа МТУ Росимущества.

Министерство финансов РФ письмом от 19.05.2020 № 28-06-04/41161 сообщило в Росимущество о направлении копии письма Росимущества от 02.06.2020 №ВЯ-07/17097 Министру энергетики РФ ФИО12 (письмо от 12.05.2020 № 28-02-07/37972). В письме от 02.06.2020 №ВЯ-07/17097 руководитель Росимущества В.В. ФИО13 просил заместителя Председателя Правительства Российской Федерации ФИО14 ходатайствовать перед Председателем Правительства Российской Федерации ФИО15 о поручении Минэнерго России в двухнедельный срок определить подведомственную Минэнерго России организацию для закрепления за ней Объектов, а также рассмотреть возможность включения мероприятий по экологическому мониторингу территорий и рекультивации земельных участков бывшей шахты «Ленинградская» в Программу развития угольной промышленности России на период до 2030 года.

Губернатор Ленинградской области ФИО9 письмом от 08.07.2020 №004-1506/2020 обратился в адрес Министра энергетики ФИО12 об ускорении принятия решения по вопросу определения подведомственной Минэнерго России организации для закрепления за ней Объектов шахт ОАО «Ленинградсланец».

О результатах рассмотрения письма Губернатора Ленинградской области МТУ Росимущества неизвестно.

В противоречие с ранее заявленной Министерством энергетики позицией, заместитель Министра энергетики ФИО8 письмом от 29.06.2020 №АЯ-7405/11 в ответ на письмо Аппарата Правительства Российской Федерации и обращение Росимущества сообщил об отсутствии у Минэнерго полномочий и функций по защите окружающей среды: оставшиеся нереализованными Объекты шахт ОАО «Ленинградсланец» не могут быть использованы в производственной деятельности, а подлежат частичной ликвидации, а также изменению их целевого назначения на осуществление природоохранных функций. В то же время в рамках реализации национального проекта «Экология» федеральным проектом «Чистая страна» предусмотрена ликвидация наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда окружающей среде, руководителем национального проекта является Министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Предложений от заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и Правительства Ленинградской области по включению мероприятий по АО «Ленинградсланец» в Программу развития угольной промышленности на период до 2035 года не поступало.

Вместе с тем, ещё при рассмотрении дела №А56-61688/2010 было установлено, что в состав имущества ОАО «Ленинградсланец», кроме шахты «Ленинградская», ранее также входили шахта им. С.М. Кирова и шахта №3. Минэнерго России ежегодно заключаются с Правительством Ленинградской области государственные контракты на проведение экологического мониторинга территорий (от 18.05.2017 №17/0402.3050790019.244/11/54, от 08.05.2018 № 18/0402.3050790019.244/11/80). Оплата работ осуществляется за счет средств федерального бюджета. Предметом указанных контрактов согласно пункту 1.1 является, в том числе, рекультивация указанной в контракте шахты.

Попытка Министерства энергетики уклониться от решения вопроса определения балансодержателя Объектов противоречит принятым во исполнение Федерального закона от 20.06.1996 № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» постановлению Правительства Российской Федерации от 24.12.2004 № 840 «О Перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования» (предусматривает работы по ликвидации горных выработок и исключению доступа к ним, по демонтажу оборудования, сносу зданий и сооружений рекультивации использованных земель, ликвидации экологических и иных последствий ведения горных работ), приказу Минэнерго РФ от 30.09.2008 № 99 (ред. от 24.10.2011) «О порядке финансирования мероприятий по реструктуризации угольной промышленности».

В целях ускорения принятия решения по Объектам Министерством энергетики РФ с учетом письма от 29.06.2020 №АЯ-7405/11 МТУ Росимущества направило письмо от 02.09.2020 № 78-ЕФ-03/11656 в адрес Первого заместителя председателя Правительства Ленинградской области -председателя Комитета финансов ФИО16 о необходимости в установленном порядке направить в Министерство энергетики Российской Федерации заявку на включение мероприятий по Объектам АО «Ленинградсланец» в Программу развития угольной промышленности на период до 2035 года (Государственная программа Российской Федерации «Развитие энергетики», подпрограмма «Реструктуризация и развитие угольной и торфяной промышленности». Основное мероприятие «Реструктуризация угольной промышленности», расходы на которую Министерству энергетики предусмотрены федеральным законом от 02.12.2019 № 380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов») и инициировать соответствующее совещание в Аппарате Правительства Российской Федерации.

О принятых мерах Правительства Ленинградской области МТУ Росимущества неизвестно.

Министерство энергетики РФ письмом от 10.09.2020 № АЯ-10976/11 уведомило Минфин России о подписании протокола совещания от 25.08.2020 № 28-06-04/74427 (далее - протокол совещания), проведенного совместно с Министерством энергетики РФ, Министерством финансов РФ и Росимуществом по вопросу включения мероприятий по рекультивации территории объектов шахты «Ленинградская» в федеральный проект «Чистая страна».

Пунктом 1 протокола совещания приняты к сведению предложения Росимущества по вопросу определения подведомственной Минэнерго России организации (федеральное государственное бюджетное учреждение по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов «ГУРШ») для закрепления за ней объектов шахты «Ленинградская» в целях реализации мероприятий по рекультивации территории шахты «Ленинградская».

Пунктом 2 протокола совещания принята к сведению позиция Минэнерго России о целесообразности передачи объектов шахты «Ленинградская» ОАО «Ленинградсланец» в собственность Ленинградской области для закрепления за организацией Ленинградской области в целях организации мероприятий по рекультивации территории шахты «Ленинградская» ОАО «Ленинградсланец». С учетом состоявшегося обсуждения просить Минэнерго России представить в Минфин России предложения по организации мероприятий по рекультивации объектов шахт «Ленинградская» ОАО «Ленинградсланец».

Пунктом 3 протокола совещания принята к сведению позиция Минприроды России, в соответствии с которой финансирование мероприятия по рекультивации территории шахты «Ленинградская» в рамках федерального проекта «Чистая страна» не может быть осуществлено, так как мероприятия федерального проекта реализуются через механизм предоставления субсидий на софинансирование соответствующих природоохранных мероприятий субъектам Российской Федерации, который не применим в рассматриваемой ситуации.

В соответствии с пунктом 2 протокола совещания Министерство энергетики РФ письмом от 10.09.2020 № АЯ-10976/11 направило в Минфин России предложения по организации мероприятий по рекультивации объектов шахты «Ленинградская» ОАО «Ленинградсланец».

По мнению Министерства энергетики РФ, ввиду отсутствия в пределах горного отвода шахты «Ленинградская» какого-либо контроля за состоянием объектов поверхности и последствиями затопления шахты, в настоящее время достоверно оценить полный спектр задач, необходимых для обеспечения безопасности населения и минимизации негативных экологических последствий на окружающую среду, не представляется возможным.

В этой связи Министерство энергетики РФ считает необходимым организовать проведение предпроектных инженерных изысканий, направленных, в том числе, на получение полных и актуальных сведений о состоянии всех зданий поверхностного комплекса шахты, вскрывающих выработках и прилегающей к ним территории, выявление мест излива шахтных вод на поверхность и заболачивания территорий, определение границ опасных и угрожаемых зон. Также необходимо определить безопасную отметку уровня затопления горных выработок шахты «Ленинградская» и способ водопонижения.

На основании полученных результатов работ необходимо:

разработать проектную и рабочую документацию по приведению территории горного отвода шахты «Ленинградская» в безопасное состояние, включая ликвидацию оставшихся зданий и сооружений, горных выработок, выходящих на поверхность, рекультивацию земель, предотвращение и ликвидацию ситуаций, связанных с изливом шахтных вод на поверхность;

предусмотреть проведение экологического мониторинга за состоянием горного отвода и объектов;

принять решение по строительству, включая последующую эксплуатацию, водопонизительного комплекса для исключения негативного воздействия от затопления шахты на жилые дома и сооружения.

Учитывая сложившуюся ситуацию, Минэнерго России считает целесообразным передать объекты шахты «Ленинградская» ОАО «Ленинградсланец» в ведение Ленинградской области для закрепления за организацией Ленинградской области (правообладателем) в целях организации вышеуказанных мероприятий по рекультивации территории указанной шахты, а также включить указанный проект в федеральный проект «Чистая страна», которым предусмотрена ликвидация наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда окружающей среде.

Мероприятия по обеспечению безопасности и предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории шахты «Ленинградская» ОАО «Ленинградсланец» (проектно-изыскательские, строительные и другие работы) могут быть реализованы за счет средств федерального бюджета путем осуществления бюджетных инвестиций, направленных на реконструкцию шахтных объектов с одновременным изменением их целевого назначения (осуществление природоохранных функций).

Указанные бюджетные инвестиции могут осуществляться в соответствии с федеральной адресной инвестиционной программой в рамках реализации Минприроды России федерального проекта «Чистая страна», направленного на повышение уровня экологической безопасности и сохранения природных систем.

Минэнерго России выразило готовность оказывать консультативную помощь по организации мероприятий по рекультивации территории шахты «Ленинградская» ОАО «Ленинградсланец».

Учитывая изложенное, МТУ Росимущества направлено письмо в адрес Первого заместителя председателя Правительства Ленинградской области - председателя Комитета финансов ФИО16 от 15.09.2020 № 78-ВР-03/12289 с предложением в возможно короткие сроки рассмотреть вопрос о передаче объектов шахты «Ленинградская» ОАО «Ленинградсланец» в собственность Ленинградской области для закрепления за организацией Ленинградской области в целях организации мероприятий по рекультивации территории шахты «Ленинградская» ОАО «Ленинградсланец» для последующего финансирования мероприятий по обеспечению безопасности и предупреждению чрезвычайных ситуаций за счет средств федерального бюджета путем осуществления бюджетных инвестиций в соответствии с федеральной адресной инвестиционной программой в рамках реализации Минприроды России федерального проекта «Чистая страна».

По результатам совещания, проведенного заместителем председателя Правительства Ленинградской области - председателем Комитета финансов ФИО16 МТУ Росимущества подготовлено письмо за подписью Губернатора Ленинградской области ФИО9 в адрес председателя Правительства Российской Федерации ФИО15 с просьбой поручить Минэнерго России в кратчайшие сроки определить подведомственную Минэнерго России организацию для закрепления за ней Объектов, а также рассмотреть возможность включения мероприятий по экологическому мониторингу территорий и рекультивации земельных участков бывшей шахты «Ленинградская» в Программу развития угольной промышленности России на период до 2030 года.

Сведения о направлении письма и результатах его рассмотрения в МТУ Росимущества отсутствуют.

Руководствуясь ст. 37 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон №229-ФЗ), МТУ Росимущества обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением от 19.10.2020 №78-ЕФ-03/14270 о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта по делу №А56-61688/2010.

Отсрочка исполнения судебного акта необходима Росимуществу (МТУ Росимущества), Минэнерго России, Правительству Ленинградской области, ФИО3 для определения организации, за которой будут закреплены Объекты, и способа финансирования мероприятий по организации охраны, надлежащему содержанию и безопасной эксплуатации шахты «Ленинградская» и предотвращению чрезвычайных ситуаций на шахтах как источниках повышенной опасности.

В предоставлении отсрочки отказано.

Ввиду того, что объекты шахты «Ленинградская» не индивидуализированы в качестве объектов гражданских прав, не сформированы и не могут быть сформированы с учетом неудовлетворительного состояния, документы кадастрового учета объектов отсутствуют, что делает невозможным оформление на них права собственности Российской Федерации, МТУ Росимущества обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением от 30.10.2020 №78-03/14967 об обязании арбитражного управляющего ФИО3: в 10-ти дневный срок после вступления решения суда в законную силу передать МТУ Росимущества документы, необходимые для принятия объектов шахты Ленинградская ОАО «Ленинградсланец» по акту приема-передачи; в 30-ти дневный срок после вступления решения суда в законную силу передать МТУ Росимущества объекты шахты Ленинградская ОАО «Ленинградсланец» по акту приема-передачи.

Производство по заявлению прекращено, в связи с ликвидацией юридического лица.

В адрес МТУ Росимущества поступило извещение от 26.10.2021 №21/28374 о вызове на прием для составления протокола по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, в рамках исполнительного производства от 23.11.2018 № 8087/18/47036-ИП, возбужденного на основании исполнительного листа серии ФС №029221945, выданного Арбитражным судом города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу №А56-61688/2010.

28.10.2021 судебным приставом-исполнителем составлен протокол №48/21/47036-АП об административном правонарушении, в связи с неисполнением МТУ Росимущества в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, требования исполнительного документа.

МТУ Росимущества была представлена письменная позиция по существу принимаемых мер по принятию в федеральную собственность Объектов во исполнение Определения суда.

Однако, посчитав недостаточными предпринимаемые действия МТУ Росимущества и в связи с отсутствием сведений об исполнении требований исполнительного документа в установленный срок, судебным приставом-исполнителем был составлен протокол о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.17.15 КоАП РФ (далее - Протокол).

Постановлением от 10.11.2021 МТУ Росимущества привлечено к административной ответственности.

МТУ Росимущества указывает на то, что определением суда от 20.04.2018 по делу №А56-61688/2010 конкурсное производство в отношении ОАО «Ленинградсланец» завершено. Согласно данному определению суда полномочия конкурсного управляющего подлежат прекращению с даты внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации должника.

По данным налогового органа, 15.06.2018 в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении деятельности ОАО «Ленинградсланец», в связи с его ликвидацией, на основании определения суда о завершении конкурсного производства.

По основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 121 Закона №229-ФЗ, постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Согласно ч. 1 ст. 329 Арбитражного процессуального кодекса РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могуг быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, по правилам, установленным главой 24 настоящего Кодекса.

Поскольку, 15.06.2018 в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении деятельности ОАО «Ленинградсланец», в связи с его ликвидацией, на основании определения суда о завершении конкурсного производства - полномочия конкурсного управляющего прекращены 15.06.2018.

Вместе с тем, после прекращения полномочий конкурсного управляющего, 01.10.2018 с целью приведения в исполнение определения суда от 26.04.2018 по делу   №А56-61688/2010   арбитражным судом   ФИО3   выдан   исполнительный   лист ФС №029236906, который был впоследствии предъявлен указанным лицом в Межрайонный отдел по особым исполнительным производствам УФССП России по Ленинградской области.

В настоящее время требования исполнительного документа, выданного арбитражным судом, МТУ Росимущества исполнены быть не могут, основания для принудительного исполнения требования у ФИО3 отсутствуют, ввиду внесения 15.06.2018 записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности взыскателя-организации ОАО «Ленинградсланец».

Согласно пункту 7 части 2 статьи 43 Закона №229-ФЗ исполнительное производство прекращается судебным приставом-исполнителем в случае внесения записи об исключении юридического лица (взыскателя-организации или должника-организации) из единого государственного реестра юридических лиц.

На основании изложенного, требование Управления об обязании судебного пристава-исполнителя ФИО2 прекратить исполнительное производство №8087/18/47036-ИП от 23.11.2018 подлежит удовлетворению.

Требование об отмене постановления старшего судебного пристава ФИО1 от 10.11.2021 по делу об административном правонарушении №48/21/47036-АП о привлечении Управления к административной ответственности по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ не подлежит удовлетворению, поскольку должником не исполнены требования, содержащиеся в исполнительном документе во вновь установленный судебным приставом-исполнителем срок, после привлечения к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, рассрочка или отсрочка судом должнику не предоставлены.

При таких обстоятельствах, заявленные Управлением требования подлежат удовлетворению частично.

Руководствуясь статьями 201, 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

обязать судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Ленинградской области ФИО2 прекратить исполнительное производство № 8087/18/47036-ИП от 23.11.2018 по основаниям, предусмотренным пп.7 п.2 ст.43 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

В удовлетворении заявленных требований в остальной части отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья                                                                           Лебедева И.В.