Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
02 сентября 2022 года Дело № А56-110030/2021
Резолютивная часть решения объявлена июля 2022 года .
Полный текст решения изготовлен сентября 2022 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Нетосов С.В.,
при ведении протокола судебного заседания ФИО1
рассмотрев в судебном заседании дело по иску:
Заявитель: ИП Александров Александр Михайлович (адрес: ОГРНИП: 317784700306126, ИНН: 781139848052, Дата присвоения ОГРНИП: 13.11.2017 );
Заинтересованное лицо: Администрация муниципального образования «Заневское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области (адрес: 195298, Ленинградская область, Всеволожский район, Заневка деревня, 48, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 16.01.2006, ИНН: <***>);
о признании незаконным,
при участии
- от истца: ФИО3 от 01.11.2021;
- от ответчика: ФИО4 от 17.01.2022;
УСТАНОВИЛ:
ИП ФИО2 (далее – заявитель) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Администрации муниципального образования «Заневское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области (далее –заинтересованное лицо) признать недействительным Постановление № 737 от 25.08.2021, изданное Администрацией муниципального образования «Заневское городское поселение» Всеволожского района Ленинградской области, в части установления публичного сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером 47:07:1044001:68725 (адрес: Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район, Заневское городское поселение, г. Кудрово, площадь 1695 кв.м.)
Определением от 16.03.2022 исковое заявление принято к производству, назначенное предварительное и основное судебное заседание.
В судебное заседание 21.07.2022 явились представители сторон.
Представитель истца поддержал исковые требования в полном объеме, приобщил к материалам дела дополнительные документы, заявил ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора – Управление Росреестра по Ленинградской области.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 АПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
Согласно ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.
Вместе с тем в нарушение положений вышеуказанной статьи заявителями не представлены доказательства в обоснование своего ходатайства, права указанного лица принимаемым судебным актом не нарушаются.
Представитель заявителя возражал по доводам, изложенным в отзыве, указав на законность принятого акта.
Учитывая достаточность собранных по делу материалов, суд из предварительного заседания перешел к судебному разбирательству дела по существу в настоящем судебном заседании в соответствии с п. 4 ст. 137 АПК РФ.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела и оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд пришел к следующему.
25.08.2021 Администрацией муниципального образования «Заневское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области издано Постановление от 25.08.2021№ 737 «Об установлении публичного сервитута для прохода или проезда через земельные участки с кадастровыми номерами 47:07:1044001:68725, 47:07:1044001:68706, 47:07:1044001:68704 в г. Кудрово».
На основании данного постановления установлен публичный сервитут на три земельных участка общей площадью 7733 кв.м. в кадастровом квартале 47:07:1044001 в целях обеспечения муниципальных нужд, а также нужд местного населения для прохода или проезда.
Земельный участок с кадастровым № 47:07:1044001:68725 принадлежит ИП ФИО2 на праве собственности (№ 47:07:1044001:68725- 99/2021/418656863 от 21.09.2021)
В соответствии с п. 1 Постановления № 737 Администрация установила публичный сервитут в целях обеспечения муниципальных нужд, а также нужд местного населения для прохода или проезда через земельные участки с кадастровыми номерами 47:07:1044001:68725, 47:07:1044001:68706, 47:07:1044001:68704.
Как следует из постановления, публичный сервитут установлен в соответствии с п. 2, п.п.1 п.4 ст. 23 ЗК РФ на основании заявления Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая Компания «Доверие и Комфорт» (ИНН <***>) от 12.08.2021.
Истец указывает, что местное население и жители не обращались в Администрацию за установлением публичного сервитута. При этом, Администрация установила сервитут без рассмотрения иных способов прохода и проезда местного населения, помимо установления сервитута.
В качестве нарушений заявитель указал, что постановление не содержит срока действия публичного сервитута и принято в отсутствие нужд местного населения и муниципальных нужд, которые могли бы быть удовлетворены путем установления сервитута, сервитут обременяет участок 68725 по всей его ширине, в том время как для прохода и проезда достаточна меньшая ширина, публичный сервитут препятствует использованию участка 68725 в соответствии с его видами разрешенного использования, Постановление № 737 является ненормативным актом, затрагивает права предпринимателя и должно быть признано недействительным.
Исходя из изложенных обстоятельств, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с абзацем 5 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы права во взаимосвязи со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения такого заявления является установление судом несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, отсутствие хотя бы одного из указанных условий является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований (часть 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на принявшие акт, решение или совершившие действия (бездействие) орган или лицо (статья 65 и часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениями статья 274 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
В соответствии с положениями ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут может устанавливаться для прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе; для размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним; для проведения дренажных и мелиоративных работ на земельном участке; для забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя; для прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок; для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям; для использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства); для использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса.
Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).
Так, Постановлением администрации от 25.08.2021 №737 «Об установлении публичного сервитута для прохода или проезда через земельные участки с кадастровыми номерами 47:07:1044001:68725, 47:07:1044001:68706, 47:07:1044001:68704 в г. Кудрово» с учетом изменений внесенных постановлением администрации от 01.11.2021 № 891 «О внесении изменений в постановление от 25.08.2021 № 737 «Об установлении публичного сервитута для прохода или проезда через земельные участки с кадастровыми номерами 47:07:1044001:68725, 47:07:1044001:68706, 47:07:1044001:68704 в г. Кудрово»» установлен публичный сервитут общей площадью 7733 кв. м в кадастровом квартале 47:07:1044001 в целях обеспечения муниципальных нужд, а также нужд местного населения для прохода или проезда через земельные участки с кадастровыми номерами 47:07:1044001:68725, 47:07:1044001:68706, 47:07:1044001:68704.
Из материалов дела следует, что вышеуказанные земельные участки фактически являются частью транспортно-планировочного каркаса г. Кудрово, представляющей собой часть улично-дорожной сети обеспечивающей беспрепятственный проезд, между земельными участками с кадастровыми номерами 47:07:1044001:509 и 47:07:1044001:28042, 47:07:1044001:28048, 47:07:1044001:28049 и подъезд к указанным земельным участкам.
В границах земельных участков 47:07:1044001:509 и 47:07:1044001:28042 расположены многоквартирные жилые дома, а именно:
- в границах земельного участка с кадастровым номером 47:07:1044001:28042, расположен многоквартирный жилой дом на 2453 квартиры, по адресу: <...>;
- в границах земельного участка с кадастровым номером 47:07:1044001:509, расположены: многоквартирный жилой дом на 362 квартиры, по адресу: <...> и многоквартирный жилой дом на 1101 квартиру, по адресу: <...>. Кроме того в помещении прилегающем к многоквартирному жилому дому по адресу: <...> оборудовано помещение Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа «Центр образования «Кудрово», дошкольное отделение № 2.
Земельные участки с кадастровыми номерами 47:07:1044001:68725, 47:07:1044001:68706, 47:07:1044001:68704 являются действующим, проездом, обеспечивающим круговой доступ к трем многоквартирным жилым домам и зданию детского дошкольного общеобразовательного учреждения.
При этом, земельный участок с кадастровым номером 47:07:1044001:68725, принадлежащий заявителю, представляет собой продолжение межквартального проезда, расположенного на земельных участках с кадастровыми номерами 47:07:1044001:68706, 47:07:1044001:68704 и обеспечивает проход и проезд для неограниченного круга лиц, от земельных участков, на территории которых расположены многоквартирные жилые дома и объекты социального значения в квартале 7 г. Кудрово на ул. Пражская.
Фактически земельный участок с кадастровым номером 47:07:1044001:68725 представляет собой часть улично-дорожной сети г. Кудрово - часть автомобильной дороги на улице Пражская на участке от пересечения с Центральной ул. до пересечения с Европейским пр. Всю площадь земельного участка занимают элементы улично-дорожной сети в составе: автомобильная дорога, тротуары и элементы благоустройства.
Земельный участок с кадастровым номером 47:07:1044001:68704 по всей своей протяженности, полностью прилегает к земельному участку с кадастровым номером 47:07:1044001:509, в том числе к его части, на которой расположено помещение МБОУ СОШ «Центр образования «Кудрово», дошкольное отделение № 2 и территория детского образовательного учреждения. Также в местах прилегания земельного участка с кадастровым номером 47:07:1044001:68704 к земельному участку с кадастровым номером 47:07:1044001:28042 оборудованы два действующих подъезда к зданию многоквартирного жилого дома, по адресу: <...>. Посредством земельного участка с кадастровым номером 47:07:1044001:68704 обеспечивается проход и проезд к Храму святого апостола и евангелиста ФИО5 в Кудрово, расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером 47:07:1044001:28045.
На всей протяженности данного земельного участка фактически располагаются элементы улично-дорожной сети в составе: автомобильная дорога, тротуары и элементы благоустройства (газоны), фактически представляющие собой межквартальный проезд. Земельный участок с кадастровым номером 47:07:1044001:68706 является продолжением указанного межквартального проезда, посредством которого, осуществляется доступ к трем многоквартирным жилым домам, детскому дошкольному учреждению, парку «Оккервиль» и Храму святого апостола и евангелиста ФИО5 в Кудрово.
Земельные участки с кадастровыми номерами 47:07:1044001:68704, 47:07:1044001:68706 и 47:07:1044001:68725 представляют собой действующий проезд, обеспечивающий круговой доступ к вышеуказанным объектам социальной инфраструктуры, обеспечивающими, в том числе, их противопожарную безопасность. Кроме того ул. Пражская, частью которой является земельный участок заявителя (земельный участок с кадастровым номером 47:07:1044001:68725) обеспечивает доступ к многоквартирным жилым домам, расположенным на земельных участках с кадастровыми номерами 47:07:1044001:5414 и 47:07:1044001:5413. А именно к многоквартирному жилому дому № 3 по ул. Пражская в г. Кудрово и многоквартирному жилому дому № 5 по ул. Пражская в г. Кудрово. Кроме того ул. Пражская обеспечивает транспортную и пешеходную доступность для земельного участка с кадастровым номером 47:07:1044001:6575 на территории которого в настоящий момент возводятся два многоквартирных жилых дома.
В силу статьи 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения юридическими лицами, установлены Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Закон N 123-ФЗ).
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 90 Закона N 123-ФЗ для зданий и сооружений должно быть обеспечено устройство пожарных проездов и подъездных путей к зданиям и сооружениям для пожарной техники, специальных или совмещенных с функциональными проездами и подъездами.
Статьей 8 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусмотрено, что здание или сооружение должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения исключалась возможность возникновения пожара, обеспечивалось предотвращение или ограничение опасности задымления здания или сооружения при пожаре и воздействия опасных факторов пожара на людей и имущество, обеспечивались защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на здание или сооружение, а также чтобы в случае возникновения пожара соблюдались указанные требования, в том числе, возможность доступа личного состава подразделений пожарной охраны и доставки средств пожаротушения в любое помещение здания или сооружения.
Соблюдение требований к объемно-планировочным и конструктивным решениям по ограничению распространения пожара в зданиях и сооружениях, установленных Законом N 123-ФЗ обеспечивает применение свода правил «СП 4.13130.2013. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утвержденного Приказом МЧС России от 24.04.2013 N 288 (далее - СП 4.13130.2013).
Требования к проездам и подъездам к зданиям и сооружениям устанавливаются частью 8 СП 4.13130.2013, а именно:
Подъезд пожарных автомобилей к жилым и общественным зданиям, сооружениям должен быть обеспечен по всей длине:
а) с двух продольных сторон - к зданиям и сооружениям класса функциональной пожарной опасности Ф1.3 высотой 28 и более метров, классов функциональной пожарной опасности Ф1.2, Ф2.1, Ф2.2, ФЗ, Ф4.2, Ф4.3, Ф.4.4 высотой 18 и более метров;
б) с одной продольной стороны - к зданиям и сооружениям вышеуказанных классов с меньшей высотой при выполнении одного из следующих условий:
- оконные проемы всех помещений или квартир выходят на сторону пожарного подъезда, либо все помещения или квартиры имеют двустороннюю ориентацию;
- при устройстве со стороны здания, где пожарный подъезд отсутствует наружных открытых лестниц, связывающих лоджии и балконы смежных этажей между собой;
- при устройстве наружных лестниц 3-го типа при коридорной планировке зданий;
в) со всех сторон - к зданиям и сооружениям классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф 4.1.
В соответствии с классификацией зданий, сооружений и пожарных отсеков по функциональной пожарной опасности, предусмотренной Законом № 123-ФЗ к классу функциональной пожарной опасности Ф1 относятся здания, предназначенные для постоянного проживания и временного пребывания людей, в том числе: Ф1.1 - здания дошкольных образовательных организаций, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций и Ф1.3 - многоквартирные жилые дома.
Статьей 63 Закона N 123-ФЗ определено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.
Учитывая изложенное, обеспечение требований противопожарной безопасности многоквартирных домов, расположенных в границах земельных участков с кадастровыми номерами 47:07:1044001:28042, 47:07:1044001:509, 47:07:1044001:5414, 47:07:1044001:5413, 47:07:1044001:5475, а также детского дошкольного учреждения, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 47:07:1044001:509 и Храма святого апостола и евангелиста ФИО5 в Кудрово, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 47:07:1044001:28045, возможно лишь при условии установления беспрепятственного пользования земельными участками, для прохода или проезда через которые установлен публичный сервитут в соответствии с постановлением администрации от 25.08.2021 № 737 в редакции постановления администрации от 01.11.2021 № 891, в том числе земельным участком, принадлежащими заявителю. Поскольку иной способ беспрепятственного проезда пожарной техники к указанным объектам, в случае пожара обеспечить не представляется возможным. Проезд через вышеуказанные земельные участки, в том числе, земельные участки, принадлежащие заявителю, является единственным проездом, обеспечивающим подъезд к вышеуказанным объектам капитального строительства, отвечающим требованиям противопожарной безопасности, возможность строительства иного подъезда отсутствует. Равно как и отсутствует возможность переноса в иное место части улично-дорожной сети г. Кудрово, представляющую собой автомобильную дорогу на улице Пражская на участке от пересечения с Центральной ул. до пересечения с Европейским пр. Отсутствие проезда, отвечающего требованиям противопожарного законодательства, может привести к ситуациям, угрожающим жизни и здоровью жителей МО «Заневское городское поселение», в том числе жизни и здоровью малолетних детей, поэтому обеспечение подъезда к вышеуказанным многоквартирным домам и детскому дошкольному учреждению носит социально значимый характер.
Установление публичного сервитута отнесено к компетенции органов публичной власти, действующих в общественных интересах, осуществляется по специальной процедуре, в виде властного предписания, не требующего согласия собственника или судебного решения. Публичные сервитуты, необходимые для обеспечения интересов местного самоуправления или местного населения, устанавливают органы местного самоуправления. Спецификой его установления является не интерес конкретных собственников земельного участка, а общественный интерес. Порядок установления публичного сервитута не нарушен.
В соответствии с документом территориального планирования - генеральным планом МО «Заневское городское поселение», земельные участки в полном объеме входят в функциональную зону И2.1- зону улично-дорожной сети населенных пунктов, не включая второстепенные улицы и проезды.
В соответствии с правилами землепользования и застройки МО «Заневское городское поселение» земельные участки относятся к территориальной зоне Т1.1 - зоне размещения линейных объектов автомобильного транспорта.
Согласно пункту 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линейными объектами являются линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Проектом планировки территории земельные участки с кадастровыми номерами 47:07:1044001:68706, 47:07:1044001:68704 и 47:07:1044001:68725 отнесены к земельным участкам общего пользования, полностью расположенным в границах красных линий.
В соответствии с п. 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, красные линии это линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.
В статье 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации к документами территориального планирования муниципальных образований относятся: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов.
В соответствии с положениями части 11 статьи 9 и пункта 4 части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, генеральные планы являются документами долгосрочного территориального планирования, включающими в себя, в том числе карты функциональных зон поселений.
В силу положений статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правилами землепользования и застройки устанавливаются границы территориальных зон и утверждаются градостроительные регламенты, устанавливаются виды разрешенного использования в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующих территориальных зон, предельные параметры разрешенного строительства объектов и ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии с положениями статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и для размещения линейных объектов.
В соответствии с положениями статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации основная часть проекта планировки территории, подлежит утверждению уполномоченным органом местного самоуправления с соблюдением процедуры публичных слушаний. Основная часть проекта планировки территории состоит из чертежей планировки территории и положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, о характеристиках планируемого развития территории и развития систем социального, транспортного обслуживания, инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории. При этом на чертежах планировки территории отображаются: красные линии; линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства; границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Материалы по обоснованию проекта планировки территории, в том числе, содержат схему организации движения транспорта (включая транспорт общего пользования) и пешеходов, отражающую местоположение объектов транспортной инфраструктуры и учитывающую существующие и прогнозные потребности в транспортном обеспечении на территории, а также схему организации улично-дорожной сети.
Частью 5 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются: красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории; линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений; границы застроенных земельных участков, в том числе границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты; границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства; границы земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения; границы территорий объектов культурного наследия; границы зон с особыми условиями использования территорий; границы зон действия публичных сервитутов.
В соответствии с частью 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических и градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
Проект планировки территории - документ для определённой территории, устанавливающий зоны размещения существующих объектов и их параметры, а также зоны размещения объектов, строительство которых может быть разрешено.
Проект планировки территории разрабатывается в развитие генеральных планов населённых пунктов. Проект планировки территории содержит основные показатели, необходимые для определения инвестиционной привлекательности территории — численность населения и возможные объёмы нового строительства (жилищного, делового, социального, культурно-бытового, транспортного, инженерного).
Проект планировки территории основа для формирования градостроительных планов земельных участков.
Постановлением администрации от 09.12.2011 № 276 «Об утверждении проекта планировки территории, расположенной в дер. Кудрово Всеволожского района Ленинградской области в редакции постановления администрации от 23.04.2012 № 147 «О внесении изменений в постановление администрации от 09 декабря 2011 года № 276» утверждена документация по планировке территории (проект планировки территории) г. Кудрово.
В соответствии с проектом планировки территории г. Кудрово Всеволожского муниципального района Ленинградской области земельные участки с кадастровыми номерами 47:07:1044001:68706, 47:07:1044001:68704, 47:07:1044001:1178 полностью лежат в красных линиях, то есть являются территориями общего пользования.
Земли, находящиеся в границах красных линий в зону красных линий, фактически находятся в ограниченной собственности, что накладывает серьезные ограничения на право собственника пользоваться земельным участком.
Кроме того, Документация по планировке территории, в границах которой располагаются земельные участки заявителя, утверждена ранее перехода права собственности на земельные участки к заявителю. Документация по планировке территории относится к открытым данным, подлежит размещению и размещена в официальных источниках, в том числе на официальном сайте администрации. Следовательно, заявителю до приобретения им права собственности на земельные участки, было известно о том, что земельные участки являются территориями общего пользования, фактически являющимися элементами улично-дорожной сети.
В соответствии с проектом планировки территории земельные участки, принадлежащие заявителю, расположены в границах красных линий, отнесены к территориям общего пользования, представляющими собой часть улично-дорожной сети г. Кудрово - автомобильную дорогу на улице Пражская на участке от пересечения с Центральной ул. до пересечения с Европейским пр.
В соответствии с положениями ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Правила и общие принципы в отношении проектирования новых и реконструкцию существующих городских и сельских муниципальных образований на территории Российской Федерации, основные требования к их планировке и застройке содержатся в СП 42.13330.2016 «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», утвержденных приказом Минстроя России от 30.12.2016 N 1034/пр (документ включен в Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"). Указанные требования конкретизируются и дополняются с учетом региональных особенностей в региональных и местных нормативах градостроительного проектирования, утвержденных в установленном порядке.
В пункте 3.37 СП 42.13330.2016 «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», утвержденных приказом Минстроя России от 30.12.2016 N 1034/пр дано понятие улично-дорожной сети как системы объектов капитального строительства, включающей улицы и дороги различных категорий и входящих в их состав объекты дорожно-мостового строительства (путепроводы, мосты, туннели, эстакады и другие подобные сооружения), предназначенные для движения транспортных средств и пешеходов, проектируемых с учетом перспективного роста интенсивности движения и обеспечения возможности прокладки инженерных коммуникаций. Границы улично-дорожной сети закрепляются красными линиями. Территория, занимаемая улично-дорожной сетью, относится к землям общего пользования транспортного назначения.
Правила и общие принципы в отношении проектирования новых и реконструкции существующих улиц и дорог населенных пунктов содержаться в СП 396.1325800.2018. «Свод правил. Улицы и дороги населенных пунктов. Правила градостроительного проектирования» утвержденным приказом Минстроя России от 01.08.2018 N 474/пр.
Настоящий свод правил направлен на обеспечение градостроительными средствами безопасности движения на сети улиц и дорог в населенных пунктах (в развитие СП 42.13330) с учетом требований рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, сохранения памятников истории и культуры, защиты территорий населенных пунктов от неблагоприятных воздействий от автотранспорта, доступности транспортной инфраструктуры для населения, включая маломобильные группы населения
В соответствии с п. 5.2.1 СП 396.1325800.2018. «Свод правил. Улицы и дороги населенных пунктов. Правила градостроительного проектирования» при формировании транспортно-планировочного каркаса населенных пунктов на стадии разработки генерального плана следует учитывать необходимость обеспечения транспортных связей для различных уровней пассажирских и грузовых перевозок, включая местные, районные, внутригородские, а также обеспечивающие выход на автомобильные дороги, по которым осуществляются регионально-городские, внутрирегиональные, межрегиональные и международные транспортные связи.
В соответствии с 5.2.2 транспортно-планировочный каркас формируется в увязке с транспортной системой прилегающих территорий.
В соответствии с 5.2.3 транспортно-планировочный каркас следует проектировать в виде иерархически построенной системы с учетом функционального назначения улиц и дорог населенных пунктов, перспективной интенсивности транспортного, пешеходного, велосипедного движения, с учетом архитектурно-планировочной организации и перспективного развития территорий. При разработке генерального плана наличие этих свойств определяется на основе анализа сложившегося и предусмотренного действующим генеральным планом транспортно-планировочного каркаса населенного пункта.
В соответствии с 5.2.4 сеть улиц и дорог населенных пунктов следует проектировать как устойчивую систему: должна быть обеспечена взаимосвязь территорий обслуживания между собой и с центром города. Надежность транспортного каркаса обеспечивается за счет формирования дублирующих направлений для основных улиц и дорог общегородского значения.
Часть улично-дорожной сети г. Кудрово - автомобильная дорога на улице Пражская на участке от пересечения с Центральной ул. до пересечения с Европейским пр. и все ее элементы, спроектированы в соответствии с утвержденными в установленном порядке документами территориального планирования МО «Заневское городское поселение» с соблюдением требований действующего законодательства к размещению, проектированию и строительству объектов такого типа.
Размещение элементов улично-дорожной сети, в том числе в границах земельного участка с кадастровым номером 47:07:1044001:68725 обусловлено необходимостью создания социально целесообразной и экономически оправданной системы городских путей сообщения с учетом перспектив ее развития, определяемых генеральным планом муниципального образования. Улично - дорожная сеть г. Кудрово обеспечивает потребность неограниченного круга лиц - жителей МО «Заневское городское поселение», в устойчивой системе улиц и дорог, гарантирующей взаимосвязь территорий г. Кудрово, а также организацию в поселении дорожного движения, обеспечивающую необходимую безопасность движения и пропускную способность улично-дорожной сети.
Учитывая тот факт, что часть улично-дорожной сети г. Кудрово - автомобильная дорога на улице Пражская на участке от пересечения с Центральной ул. до пересечения с Европейским пр., является неотъемлемой составной частью транспортной инфраструктуры г. Кудрово, публичные интересы, заключающиеся в необходимости обеспечения заинтересованности местного населения в свободном проезде и проходе через вышеуказанные земельные участки в полном объеме границ улично-дорожной сети, утвержденных в документации по планировке территории, обозначенных красными линиями, обозначающими границы территорий общего пользования в г. Кудрово, не могут быть обеспечены иным способом.
Доводы заявителя о том, что публичный сервитут препятствует использованию участка в соответствии с его видами разрешенного использования не соответствует действительности, поскольку заявителем ошибочно указано, что в соответствии с градостроительным регламентом земельный участок отнесен к территориальной зоне «ОД-1.1 а» -зоне размещения объектов делового, общественного и коммерческого назначения с размещением многоэтажных жилых домов, поскольку, как уже говорилось выше он в полном объеме расположен в территориальной зоне «Т 1.1» - зоне размещения линейных объектов автомобильного транспорта, отнесен к земельным участкам общего пользования, полностью расположен в границах красных линий.
В соответствии с п. 1 ст. 33 Правил землепользования и застройки территории зона размещения линейных объектов автомобильного транспорта (Т-1.1) предназначена для размещения линейных объектов автомобильного транспорта (автомобильных дорог федерального, регионального и местного значения) и объектов придорожного сервиса, в зонах допускается размещение объектов инженерной инфраструктуры, связанных с обеспечением основной деятельности.
В соответствии с п. 2.1. ст. 33 Правил землепользования и застройки территории основные виды разрешенного использования градостроительными регламентом установлены для участков, не входящих в границы территорий общего пользования, выделенных красными линиями (или границами полос отводов).
Учитывая изложенное, размещение объектов предусмотренных для территориальной зоны «Т 1.1» на территориях общего пользования, не предусматривается градостроительным регламентом, какие-либо ограничения в данной части установлением в отношении земельного участка не устанавливаются.
В силу п. 2 ст. 274 Гражданского кодекса Российской Федерации обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком. То же указано в п. 5 ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации. Истец не лишается прав владения и пользования земельными участками на всей площади установленного в отношении него сервитута, и, следовательно, может, с соблюдением действующего законодательства, использовать земельный участок любым образом, который не нарушает установленного публичного сервитута, то есть, реально не препятствует возможности его использования для прохода и проезда.
Согласно ст. 5 Земельного кодекса Российской Федерации, обладатели публичного сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования землями и (или) чужими земельными участками, установленное в соответствии с главой V.7 настоящего Кодекса.
Таким образом, установление публичного сервитута, само по себе, не может расцениваться как ограничение использования земельного участка правообладателем, а представляет собой лишь его обременение.
Кроме того, заявитель конкретных целей использования земельного участка в пределах отраженного в ЕГРН их разрешенного использования, реализация которых стала бы невозможной по причине установления публичного сервитута в оспариваемых границах, не привел. Также заявитель не указал, какие именно виды деятельности он осуществлял на земельном участке до принятия администрацией постановления от 25.08.2021 № 737 «Об установлении публичного сервитута для прохода или проезда через земельные участки с кадастровыми номерами 47:07:1044001:68725, 47:07:1044001:68706, 147:07:1044001:68704 в г. Кудрово», которую заявитель лишился права и прекратил осуществлять в связи с установлением публичного сервитута на земельный участок. Таким образом, доводы об использовании земельного участка и препятствий в его использовании, приведенные заявителем, носят предположительный характер, и приведены без указания конкретных видов деятельности, возможность осуществлять которую на земельном участке собственник лишился в с связи с установлением сервитута и доказательств реальности намерений осуществления такой деятельности.
Документация по планировке территории, в границах которой располагаются земельные участки заявителя, утверждена ранее перехода права собственности на земельные участки к заявителю. Документация по планировке территории относится к открытым данным, подлежит размещению и размещена в официальных источниках, в том числе на официальном сайте администрации. Следовательно, заявителю было известно о том, что земельные участки являются территориями общего пользования и в соответствии с градостроительным регламентом и документами территориального планирования предназначены для размещения дороги местного значения - части автомобильной дороги по ул. Пражская. А также, что на всей площади земельного участка размещены элементы улично-дорожной сети, в том числе автомобильная дорога, тротуары вдоль автомобильной дороги (пешеходная зона) и газоны.
Часть улично-дорожной сети г. Кудрово - автомобильная дорога на улице Пражская на участке от пересечения с Центральной ул. до пересечения с Европейским пр., расположена, в том числе, на земельных участках с кадастровыми номерами 47:07:1044001:68723, 47:07:1044001:68724, которые так же принадлежат заявителю. При этом в границах земельного участка с кадастровым номером 47:07:1044001:68723, собственником размещена рекламная конструкция, внесенная в схему размещения рекламных конструкций на территории МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области, на основании постановления от 29.11.2017 № 3187, под номером 1753, что опровергает доводы заявителя о невозможности использовать земельный участок в коммерческих целях.
Необходимость обременения полной площади земельного участка также обусловлена размещением на всей его площади элементов улично-дорожной сети.
В соответствии с частью 11.4 «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-8911.4» улично-дорожную сеть населенных пунктов следует проектировать в виде непрерывной системы с учетом функционального назначения улиц и дорог, интенсивности транспортного, велосипедного и пешеходного движения, архитектурно-планировочной организации территории и характера застройки. В составе УДС следует выделять улицы и дороги магистрального и местного значения, а также главные улицы. Категории улиц и дорог крупнейших, крупных и больших городов следует назначать в соответствии с классификацией, приведенной в таблице 11.1, для средних и малых городов - по таблице 11.1а.
В соответствии с частью 11.5 «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-8911.4» расчетные параметры улиц и дорог крупнейших, крупных и больших городов следует принимать по таблице 11.2. Расчетные параметры улиц и дорог для средних и малых городов следует принимать по таблице 11.2а.
В соответствии с примечанием 1 к таблице 11.2а СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89 1 ширина улиц и дорог определяется расчетом в зависимости от интенсивности движения транспорта и пешеходов, состава размещаемых в пределах поперечного профиля элементов (проезжих частей, технических полос для прокладки подземных коммуникаций, тротуаров, зеленых насаждений и др.), с учетом санитарно-гигиенических требований и требований гражданской обороны. Ширина улиц и дорог в красных линиях принимается: городских дорог - 15 м - 30 м; улиц общегородского значения - 30 м - 50 м; улиц и дорог районного значения - 15 м - 30 м; местного значения - 10 м - 20 м.
По своему функциональному назначению часть улично-дорожной сети в г. Кудрово - автомобильная дорога на улице Пражская на участке от пересечения с Центральной ул. до пересечения с Европейским пр., является улицей общегородского значения.
В соответствии с таблицей 11.2а СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89 расчетные параметры улиц общегородского значения: ширина полосы движения 3,25 м - 3,5 м; количество полос (суммарно в двух направлениях) - 2 - 4 полосы; наименьшая ширина пешеходной части тротуара - 2,25 м.
Часть улично-дорожной сети г. Кудрово - автомобильная дорога на улице Пражская на участке от пересечения с Центральной ул. до пересечения с Европейским пр. состоит из автомобильной дороги, состоящей из четырех полос движения, тротуаров в двух направлениях с газонами, соответствующих требованиям СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89.
В соответствии с проектом планировки территории земельные участки, принадлежащие заявителю, расположены в границах красных линий и отнесены к территориям общего пользования, представляющими собой часть улично-дорожной сети г. Кудрово -автомобильную дорогу на улице Пражская на участке от пересечения с Центральной ул. до пересечения с Европейским пр. Земельный участок, принадлежащий заявителю, на момент приобретения им права собственности являлся территорией общего пользования. В связи с чем, при принятии решения об установлении сервитута в отношении земельного участка, границы сервитута могли быть и, были определены исключительно границами красных линий, утвержденных проектом планировки территории. Проект планировки территории и проект межевания территории, подготовлены и приняты на основании и в соответствии с генеральным планом МО «Заневское городское поселение» и Правилами землепользования и застройки МО «Заневское городское поселение».
Проект планировки территории - это документ более детальной планировки территории в целях проектирования и строительства конкретного объекта капитального строительства в границах земельного участка и им определен один из видов разрешенного использования земельного участка указанный в Правилах землепользования и застройки. В данном случае в отношении земельного участка с кадастровым номером 47:07:1044001:68725 проектом планировки территории предусмотрено строительство линейного объекта автомобильного транспорта, в границах утвержденных красных линий.
С целью изменения границ красных линий, необходимо внесение соответствующих изменений в документы территориального планирования поселения с соблюдением процедуры публичных слушаний. Заявитель в уполномоченный орган исполнительной власти Ленинградской области о подготовке новой документации по планировке территории или внесении изменений в существующий проект планировки территории не обращался.
Истец просил провести землеустроительную экспертизу по следующим вопросам:
- Какие части земельного участка с кадастровым номером 47:07:1044001:68725 (Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район, Заневское городское поселение, г. Кудрово, площадь 1 695 кв. м) необходимы для обеспечения прохода и проезда местного населения? Для каждой части определите площадь, координаты поворотных точек границ части в той системе координат, в которой осуществляется в ведение ЕГРН, составьте схему частей участка в привязке к границам участка с КН 47:07:1044001:68725. (б)
- Каким образом фактически осуществляется проход и проезд местного населения по земельному участку с КН 47:07:1044001:68725? Составьте схему территории, по которой фактически осуществляется проход и проезд, с отображением границ данной территории в привязке к границам участка с КН 47:07:1044001:68725. Определите координаты поворотных точек границ указанной территории в той системе координат, в которой осуществляется ведение ЕГРН. Определите площадь указанной территории. (в)
- Каким образом располагается асфальтобетонное покрытие и тротуары на земельном участке с КН 47:07:1044001:68725?
Суд оснований для удовлетворения указанного ходатайства не установил, учитывая, что вопросы, поставленные перед экспертом, не соотносятся с предметом доказывания по настоящему спору. При этом, вопросы установления публичного сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером 47:07:1044001:68725 в полном объеме разрешены действующим Проектом планировки территории требованиями СП 42.13330.2016 «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», утверждены приказом Минстроя России от 30.12.2016 N 1034/пр. В соответствии с которым, ширина улиц и дорог определяется расчетом в зависимости от интенсивности движения транспорта и пешеходов, состава размещаемых в пределах поперечного профиля элементов (проезжих частей, технических полос для прокладки подземных коммуникаций, тротуаров, зеленых насаждений и др.), с учетом санитарно-гигиенических требований и требований гражданской обороны. Ширина улиц и дорог в красных линиях принимается: городских дорог - 15 м - 30 м; улиц общегородского значения - 30 м - 50 м; улиц и дорог районного значения - 15 м - 30 м; местного значения - 10 м - 20 м. (примечанием 1 к таблице 11.2а СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89)
Вместе с тем, фактически заявитель посредством предъявления настоящих исковых требований пытается подменить процедуру внесения изменений в документы территориального планирования поселения, изменить границы территорий общего пользования, минуя процедуру проведения публичных слушаний, то есть без учета мнения местного населения, что нарушает права и законные интересы неограниченного круга лиц - населения муниципального образования.
При этом материалам дела подтверждается, что документы территориального планирования муниципального образования «Заневское городское поселение» разработаныутверждены с соблюдением всех требований действующего законодательства, в том числе требований к проведению общественных обсуждений (публичных слушаний) проектов документов территориального планирования.
Оценив в совокупности и взаимной связи документы, представленные в материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя.
. В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии с частью 5 статьи 15, часть 1 статьи 177 и частью 1 статьи 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебный акт, выполненный в форме электронного документа, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований заявителя отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия Решения.
Судья Нетосов С.В.