Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
30 апреля 2021 года Дело № А56-111734/2020
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе
судьи Черняковской М.С.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению:
Федерального государственного бюджетного учреждения науки главная (Пулковская) Астрономическая обсерватория Российской академии наук (адресРоссия 196140, <...>, ОГРН: <***>)
к Комитету по тарифам Санкт-Петербурга (адрес: Россия 191023, г Санкт-Петербург, <...>, литера А, ОГРН: <***>);
о признании незаконным и отмене постановления от 07.10.2020 № 20/1-20 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 19.8.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации
установил:
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки главная (Пулковская) Астрономическая обсерватория Российской академии наук (далее – заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету по тарифам Санкт-Петербурга (далее – заинтересованное лицо, Комитет) о признании незаконным и отмене постановления от 07.10.2020 № 20/1-20 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 19.8.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Определением от 21.12.2020 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства, в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Лица, участвующие в деле, извещены в порядке статей 121, 123, 228 АПК РФ о принятии заявления к производству и возбуждении производства по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства.
Решением в форме резолютивной части от 15.02.2021 в удовлетворении заявления отказано.
В суд от Учреждения поступило заявление об изготовлении мотивированного текста решения.
В силу части 2 статьи 229 АПК РФ по заявлению лица, участвующего в деле, или в случае подачи апелляционной жалобы по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение.
Изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
Из материалов административного дела следует, что Учреждением 16.12.2020 в 00 час. 01 мин. нарушен порядок раскрытия информации об осуществлении регулируемой деятельности, обеспечение доступа к которой предусмотрено действующим законодательством.
Распоряжением Комитета от 15.11.2019 № 145-р «О внесении изменений в распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 29.08.2018 № 79-р» установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую Учреждением потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга, на 2018-2023 годы.
Учреждение, осуществляя деятельность по оказанию услуг в сфере теплоснабжения, представило посредством СПб РС ЕИАС шаблон FAS.JKH.OPEN.INFO.PRICE.WARM с информацией о величине тарифа на 2019 год вместо тарифа на 2020 год.
На основании изложенного Комитет пришел к выводу, что Учреждением 16.12.2020 в 00 час. 01 мин. нарушен порядок раскрытия информации об осуществлении регулируемой деятельности, обеспечение доступа к которой предусмотрено действующим законодательством, поскольку Учреждение не разместило сведения о раскрытии информации, а именно тариф на 2020 год.
Выявленное нарушение зафиксировано актом от 19.08.2020 о результатах проведения мероприятий по контролю, отчетом с внутреннего портала СПб РС ЕИАС, отчетом с сайта ФАС России.
22.09.2020 Комитетом в отношении Учреждения составлен протокол № 20/1-20 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.
Постановлением Комитета от 07.10.2020 по делу об административном правонарушении № 20/1-20 Учреждение привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, в виде 100 000 руб. штрафа.
Полагая, что выявленное правонарушение является малозначительным, Учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным постановления.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
К обстоятельствам, подлежащим выяснению (доказыванию) по делу об административном правонарушении, отнесены наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а равно нарушение установленных стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий и (или) организаций коммунального комплекса и форм ее предоставления и (или) заполнения, включая сроки и периодичность предоставления информации субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.15 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно пункту 11 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон № 190-ФЗ) теплоснабжающей организацией является организация, осуществляющая продажу потребителям и(или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и(или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.
Частью 9 статьи 7 Закона N 190-ФЗ предусмотрено, что теплоснабжающие организации, теплосетевые организации, органы регулирования обязаны раскрывать информацию в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации стандартами раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями, органами регулирования.
Согласно пункту 2 Стандартов раскрытия информации в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 N 570 (далее - Стандарты) под раскрытием информации понимается обеспечение доступа к информации неограниченного круга лиц независимо от цели получения указанной информации.
В силу подпункта "а" пункта 3 Стандартов (в редакции, действовавшей в спорный период) регулируемые организации раскрывают информацию путем обязательного опубликования на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), и (или) на официальном сайте органа местного самоуправления поселения или городского округа в случае их наделения в соответствии с законом субъекта Российской Федерации полномочиями по государственному регулированию цен (тарифов), и (или) на сайте в сети "Интернет", предназначенном для размещения информации по вопросам регулирования тарифов, определяемом Правительством Российской Федерации.
Приказом Федеральной антимонопольной службы России (далее – ФАС России) от 13.09.2018 № 1288/18 утверждены единые формы раскрытия информации теплоснабжающими и теплосетевыми организациями.
В соответствии с пунктом 28 Стандартов теплоснабжающими организациями информация, указанная в пунктах 16 и 25 Стандартов, раскрывается не позднее 30 календарных дней со дня принятия соответствующего решения об установлении цен (тарифов) на очередной расчетный период регулирования.
В пункте 16 Стандартов раскрывается информация о ценах (тарифах) на регулируемые товары (услуги), которая содержит сведения:
а) об утвержденных тарифах на тепловую энергию (мощность);
б) об утвержденных тарифах на теплоноситель, поставляемый регулируемыми организациями потребителям, другим регулируемым организациям;
в) об утвержденных тарифах на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя;
г) об утвержденной плате за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии;
д) об утвержденной плате за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения;
е) об утвержденных тарифах на горячую воду, поставляемую регулируемыми организациями потребителям, другим регулируемым организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения).
В пункте 25 Стандартов раскрывается информация о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением (технологическим присоединением) к системе теплоснабжения, содержит:
а) форму заявки на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения;
б) перечень документов и сведений, представляемых одновременно с заявкой на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения;
в) реквизиты нормативных правовых актов, регламентирующих порядок действий заявителя и регулируемой организации при подаче, приеме, обработке заявки на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения (в том числе в форме электронного документа), принятии по результатам рассмотрения указанной заявки решения и уведомлении о принятом решении, основания аннулирования заявки на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, отказа в заключении договора о подключении (технологическом присоединении) к системе теплоснабжения, отказа в подключении (технологическом присоединении) к системе теплоснабжения;
г) телефоны, адреса и график работы службы, ответственной за прием и обработку заявок на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения;
д) регламент подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения, утверждаемый регулируемой организацией, включающий сроки, состав и последовательность действий при осуществлении подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения, сведения о размере платы за услуги по подключению (технологическому присоединению) к системе теплоснабжения, информацию о месте нахождения и графике работы, справочных телефонах, адресе официального сайта регулируемой организации в сети "Интернет" и блок-схему, отражающую графическое изображение последовательности действий, осуществляемых при подключении (технологическом присоединении) к системе теплоснабжения.
Учреждение не оспаривает, что осуществляя деятельность по оказанию услуг в сфере теплоснабжения, не разместило сведения о раскрытии информации, установленные пунктами 16 и 25 Стандартов, а именно тариф на 2020 год, на сайте Комитета или на сайте ФАС России.
Таким образом, Комитет правомерно пришел к выводу о наличии в действиях Учреждения события вмененного правонарушения.
Доказательства невозможности соблюдения заявителем требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины Учреждения во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о наличии в действиях заявителя состава вмененного административного правонарушения.
Процессуальных нарушений в ходе привлечения Учреждения к административной ответственности судом не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Суд отклоняет доводы заявителя о малозначительности совершенного правонарушения.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения суд может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться вынесением устного замечания.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. В связи с чем административные органы и суды обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
Существенная угроза представляет собой опасность, предполагающую возможность изменений в виде нанесения потерь (ущерба) главной, основополагающей части каких-либо экономических или общественных отношений. Для определения наличия существенной угрозы необходимо выявление меры социальной значимости фактора угрозы, а также нарушенных отношений. Угроза может быть признана существенной в том случае, если она подрывает стабильность установленного правопорядка с точки зрения его конституционных критериев, является реальной, непосредственной, значительной, подтвержденной доказательствами.
КоАП РФ не ставит признание правонарушения малозначительным в зависимость от состава правонарушения. При этом, согласно пункту 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Таким образом, малозначительность деяния является оценочным признаком, который устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств дела. Применение статьи 2.9 КоАП РФ при рассмотрении дел об административном правонарушении является правом суда.
Оценив характер и степень общественной опасности допущенного Учреждением правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела, а также принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушения, суд не усматривает оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного заявителем правонарушения малозначительным. Заявителем не приведено мотивированных и обоснованных доводов о наличии исключительных оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным, на необходимость установления которых указано в абзаце третьем пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
Основания для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ и замены административного штрафа на предупреждение не имеется, поскольку Учреждение ранее привлекалось к административной ответственности за аналогичное правонарушение.
В силу части 3 статьи 4.1. КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Штраф назначен Комитетом в пределах санкции части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ с учетом отягчающих обстоятельств (повторное совершение однородного правонарушения). По мнению суда, указанная мера ответственности отвечает требованиям статей 3.1 и 4.1 КоАП РФ и согласуется с принципами юридической ответственности.
На основании изложенного, постановление Комитета от 07.10.2020 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 20/1-20 является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения заявления Общества не имеется.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
В удовлетворении требований отказать.
Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня принятия.
Судья Черняковская М.С.