ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-116384/20 от 24.05.2022 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

13 июля 2022 года Дело № А56-116384/2020

Резолютивная часть решения объявлена 24 мая 2022 года. Полный текст решения изготовлен 13 июля 2022 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Анисимовой О.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Дондук В.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель: общество с ограниченной ответственностью «Балтийская инвестиционно-строительная компания»,

заинтересованное лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 16 по Санкт-Петербургу,

о признании незаконными действий по блокировке электронного сертификата ключа и обязании устранить допущенные нарушения прав, об обязании признать неподанными налоговые декларации,

при участии

от заявителя: ФИО1 (доверенность от 01.09.2020)

от заинтересованного лица: ФИО2 (доверенность от 02.12.2021), ФИО3 (доверенность от 24.05.2022), ФИО4 (доверенность от 18.01.2022),

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Балтийская инвестиционно-строительная компания» (далее – заявитель, Общество, ООО «Балтийская ИСК») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Санкт-Петербургу (далее – заинтересованное лицо, Инспекция) о признании незаконными действий по блокировке электронного сертификата ключа директора Общества, выданного ООО «Компания Тензор» (номер квалифицированного сертификата 01BCAA7400ABABF7B54565138768F79D8E) и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, о признании уточненных налоговых деклараций по НДС за 4 квартал 2019 года номера корректировок 3, 6, 8, 13; по НДС за 3 квартал 2019 года номера корректировок 2, 4, 9; по НДС за 2 квартал 2020 года номера корректировок 1, 6; по НДС за 1 квартал 2020 года номера корректировок 3, 5, 10 недействительными и отозвать их, о признании действительными и верно представленными налоговые декларации: уточненные налоговые декларации по НДС за 3 квартал 2019 года - номер корректировки 13; по НДС за 4 квартал 2019 года - номер корректировки 24; по НДС за 1 квартал 2020 года - номер корректировки 15, по НДС за 2 квартал 2020 года - номер корректировки 10.

В ходе судебного разбирательства заявителем представлено и судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) принято уточнение предмета заявления, в соответствии с которым заявитель просит признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Санкт-Петербургу по блокировке электронного сертификата ключа директора Общества, выданного ООО «Компания Тензор» (номер квалифицированного сертификата 01BCAA7400ABABF7B54565138768F79D8E) и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, обязать Инспекцию аннулировать, то есть признать неподанными от имени Общества налоговые декларации, а также аннулировать все сведения о данных декларациях (уточненных налоговых декларациях) по НДС за 3 квартал 2019 года номера корректировки 2, peг. № 979902229, по НДС за 3 квартал 2019 года номера корректировки 4, peг. № 1057974547, по НДС за 3 квартал 2019 года номера корректировки 9, peг. № 1073152619, по НДС за 3 квартал 2019 года номера корректировки 11, peг. № 1092931680, по НДС за 3 квартал 2019 года номера корректировки 12, peг. № 1090707480, по НДС за 3 квартал 2019 года номера корректировки 14, peг. № 1098337142, по НДС за 4 квартал 2019 года номер корректировки 3, peг. № 979808296, по НДС за 4 квартал 2019 года номер корректировки 6, peг. № 1041025235, по НДС за 4 квартал 2019 года номер корректировки 8, peг. № 1057973836, по НДС за 4 квартал 2019 года номер корректировки 13, peг. №1073152628, по НДС за 4 квартал 2019 года номер корректировки 20, рег. № 1087780736, по НДС за 4 квартал 2019 года номер корректировки 22, peг. № 1092922136, по НДС за 4 квартал 2019 года номер корректировки 23, peг. № 1090707513, по НДС за 4 квартал 2019 года номер корректировки 25, peг. № 1098336378, по НДС за 1 квартал 2020 года номер корректировки 3, peг. №1041025215, по НДС за 1 квартал 2020 года номер корректировки 5, peг. №1057972156, по НДС за 1 квартал 2020 года номер корректировки 10, peг. № 1073151439, по НДС за 1 квартал 2020 года номер корректировки 14, peг. № 1090707553, по НДС за 1 квартал 2020 года номер корректировки 16, peг. №1098336345, по НДС за 2 квартал 2020 года номер корректировки 1, peг. № 1057973841, по НДС за 2 квартал 2020 года номер корректировки 6, peг. № 1073152600, по НДС за 2 квартал 2020 года номер корректировки 9, peг. № 1090707458, по НДС за 2 квартал 2020 года номер корректировки 11, peг. № 1098337130. Также Общество просило суд признать единственно верными поданные от имени Общества следующие налоговые декларации (уточненные налоговые декларации) по НДС за 3 квартал 2019 года номер корректировки 13 peг. № 1094718718, по НДС за 4 квартал 2019 года номер корректировки 24 peг. № 1094712855; по НДС за 1 квартал 2020 года номер корректировки 15 peг. № 1094721835, по НДС за 2 квартал 2020 года номер корректировки 10 рег. № 1094716674.

В ходе рассмотрения дела в подтверждение предоставления Обществом оспариваемых уточненных деклараций Инспекцией представлены выданные от имени Общества доверенность на генерального директора ООО «КОНЦЕПТ» ФИО5 от 27.04.2020 №б/н, доверенность на генерального директора ООО «КЛЕВЕР» ФИО6 от 10.08.2020 № б/н, доверенность на генерального директора ООО «ЛОГИСТИК ТРЕЙД» ФИО7 от 30.10.2020 № б/н, доверенность на генерального директора ООО «ЛОГИСТИК ТРЕЙД» ФИО7 от 15.11.2020 №б/н, доверенность на генерального директора ООО «ЛОГИСТИК ТРЕЙД» ФИО7 от 17.09.2020 № б/н, доверенность на генерального директора ООО «МОНПЕЛЬЕ» ФИО8 от 30.10.2020 № б/н, доверенность на генерального директора ООО «МОНПЕЛЬЕ» ФИО8 от 12.10.2020 № б/н.

Общество оспаривало достоверность указанных доказательств (доверенностей), в связи с чем им в судебном заседании 13.07.2021 в порядке статьи 161 АПК РФ заявлено о фальсификации доказательств, для проверки которого заявлено ходатайство о назначении по делу судебной почерковедческой экспертизы, производство экспертизы Общество просило поручить ФБУ Северо-Западный РЦСЭ Минюста России.

Инспекция возражала против проведения экспертизы, сведения об экспертных организациях, которым может быть поручено производство экспертизы, в случае удовлетворения ходатайства заявителя, Инспекция не представила.

Определением суда от 17.08.2021 суд признал необходимым направление запросов в экспертные организации, предложенные Обществом и выбранные судом с учетом общедоступных сведений об осуществляемых видах судебных экспертиз, с целью разрешения ходатайства Общества о назначении судебной экспертизы по делу, выяснения возможности производства экспертизы по поставленным вопросам, состава экспертов, разрешения вопроса о наличии оснований для отвода экспертов у лиц, участвующих в деле, в связи с чем судебное заседание отложено на 28.09.2021.

В ответ на запрос суда от экспертных организаций поступили ответы о возможности производства экспертизы по поставленным вопросам

При рассмотрении вопроса о назначении экспертизы заявитель неоднократно уклонялся от участия в заседаниях, назначенных на 26.10.2021, 07.12.2021, 18.01.2022, 22.02.2022, в рамках которых должны были быть решены вопросы ее проведения, ходатайствовал об отложении судебного разбирательства для мирного урегулирования спора сторонами.

Определениями от 22.02.2022 и 19.04.2022 суд отложил судебные заседания и определил заявителю внести на депозитный счет арбитражного суда 60 000 рублей в счет оплаты за экспертизу, представить платежное поручение, документы для проведения экспертизы.

В судебном заседании 17.05.2022 представитель Общества сообщил об отсутствии возможности внести на депозитный счет суда денежные средства в счет оплаты экспертизы, ходатайствовал о предоставлении отсрочки оплаты экспертизы.

Ходатайство об отсрочке внесения денежных средств на депозитный счет суда отклонено судом, поскольку Обществом не представлено доказательств отсутствия денежных средств для оплаты экспертизы. Более того, у Общества было достаточно времени в рамках настоящего судебного процесса для обеспечения возможности оплаты заявленной им экспертизы.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 22 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 №23 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе», в случае неисполнения лицами, заявившими ходатайство о проведении экспертизы, обязанности по внесению на депозитный счет суда денежных сумм в установленном размере суд выносит определение об отклонении ходатайства о назначении экспертизы и, руководствуясь положениями части 2 статьи 108 и части 1 статьи 156 АПК РФ, рассматривает дело по имеющимся в нем доказательствам.

С учетом вышеуказанных положений АПК РФ и разъяснений постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судом отказано в удовлетворении ходатайства заявителя о проведении почерковедческой экспертизы по причине невнесения денежных средств на депозитный счет суда.

В силу части 1 статьи 159 и статьи 161 АПК РФ заявление о фальсификации должно быть обоснованным.

В силу статей 71, 67, 68 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению и с позиций их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи в их совокупности.

Проверка заявления о фальсификации осуществлена судом в соответствии со статьей 161 АПК РФ путем сопоставления и анализа представленных в дело доказательств.

Судом установлено, что подпись ФИО9 на спорных доверенностях и на экспериментальных образцах подписи, отобранных в судебном заседании, визуально не сильно отличается, в то время как не соответствует представленным Обществом свободным образцам на первичных документах (договорах, актах за 2020 год).

При таких обстоятельствах, суд, рассмотрев заявление о фальсификации с учетом имеющихся в материалах дела доказательств, отклонил его, поскольку заявление Общества не подтверждено допустимыми и относимыми доказательствами.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал в полном объеме. Общество пояснило, что действия Инспекции по блокировке электронной подписи генерального директора ООО «Балтийская ИСК» являются незаконными, а также повлекли неправомерное ограничение прав Общества.

Представители заинтересованного лица против удовлетворения заявленных требований возражали по основаниям, изложенным в отзыве и объяснениях. По мнению налогового органа, полномочия лиц, передавших по ТКС спорные уточненные налоговые декларации по НДС, подтверждены имеющимися у налогового органа доверенностями, в связи с чем действия Инспекции по их принятию от уполномоченных представителей ООО «Балтийская ИСК» соответствуют нормам действующего законодательства.

В судебном заседании 17.05.2022 объявлен перерыв до 24.05.2022 13 час. 00 мин. После перерыва судебное заседание продолжено.

Исследовав письменные доказательства, представленные в материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства.

Согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) ООО «Балтийская ИСК» состоит на налоговом учёте по месту нахождения в Межрайонной ИФНС России № 16 по Санкт-Петербургу с 24.12.2012 по настоящее время, генеральным директором с 01.11.2016 является ФИО10

23.09.2020 Инспекцией в информационный ресурс налоговых органов внесены сведения о компрометации сертификата ключа ЭП руководителя Общества (ЭП 552E706513BD449AF1A6EC1F86D84A034CF87B6C (номер квалифицированного сертификата: 01BCAA7400ABABF7B54565138768F79D8E), дата начала действия сертификата: 28.04.2020 09:54:46, дата окончания действия сертификата: 28.07.2021 09:54:46.

24.09.2020, 25.09.2020 Общество по ТКС через оператора электронного документооборота ООО «Компания «Тензор» произвело попытку сдачи корректирующих деклараций по НДС за 2, 3, 4 кварталы 2019 года и 1 квартал 2020 года, подписанных электронной подписью генерального директора Общества ФИО10 (ЭП 552E706513BD449AF1A6EC1F86D84A034CF87B6C), однако в автоматическом режиме были сформированы уведомления об отказе в приеме налоговых деклараций (форма КНД 1166006) – ЭП не принадлежит отправителю/подписанту документа.

В приеме указанных деклараций Инспекцией отказано по причине того, что 23.09.2020 в соответствии с распоряжением УФНС России по Санкт-Петербургу от 23.10.2017 № 05-24/44-р@ «Об утверждении Порядка проведения мероприятий по выявлению фактов компрометации ключей электронной подписи, фиксации информации о компрометации в программном комплексе СЭОД и внесению информации о блокировке сертификатов ключей электронных подписей в Информационный реестр участников документооборота» (с изменениями и дополнениями) и письмом УФНС России по Санкт-Петербургу от 23.07.2018 № 24-10-02/47671@, в связи с неустранением Обществом налоговых расхождений предыдущих периодов по НДС в информационный ресурс «Информационный реестр участников документооборота» (далее – ИР ИРУД) Инспекцией внесена запись о компрометации сертификата выданной ООО «Компания «Тензор» ЭП, владельцем которой является генеральный директор Общества ФИО10 (ЭП 552E706513BD449AF1A6EC1F86D84A034CF87B6C).

Согласно данным, содержащимся в ИР ИРУД 25.09.2020, по заявлению ООО «Балтийская ИСК» удостоверяющим центром ООО «Компания «Тензор» выпущена ЭП BA30CED6584591559050C3635A753E3F73F60AC9 (номер квалифицированного сертификата: 0152DF960041AC2A9B4CF5BF0593053E23), дата начала действия сертификата: 25.09.2020 11:59:19, дата окончания действия сертификата: 25.12.2021 11:59:19, владелец ФИО10

26.09.2020, 20.10.2020 Общество направило в Инспекцию по ТКС через оператора электронного документооборота ООО «Компания «Тензор» уточненные налоговые деклараций по НДС за 2, 3, 4 кварталы 2019 года и 1 квартал 2020 года, подписанные электронной подписью генерального директора Общества ФИО10 (ЭП BA30CED6584591559050C3635A753E3F73F60AC9).

26.09.2020, 20.10.2020 указанные уточненные налоговые декларации по НДС приняты Инспекцией в автоматическом режиме, зарегистрированы в учетных данных налогоплательщика, о чем сформированы квитанции о приеме налоговых деклараций.

Посчитав действия Инспекции по блокировке электронной подписи генерального директора ООО «Балтийская ИСК» (ЭП 552E706513BD449AF1A6EC1F86D84A034CF87B6C) незаконными, Общество в порядке досудебного урегулирования спора обратилось УФНС России по Санкт-Петербургу с жалобой от 11.11.2020 № 5 (вх. № 097821 от 16.11.2020).

07.12.2020 УФНС России по Санкт-Петербургу в соответствии с пунктом 6 статьи 140 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) принято решение от 07.12.2020 № 16-13/73099 о продлении срока рассмотрения жалобы Общества от 11.11.2020 № 5 (вх. № 097821 от 16.11.2020) сроком на 15 дней.

Решением УФНС России по Санкт-Петербургу от 18.12.2020 №16-13/76508@, жалоба Общества от 11.11.2020 № 5 (вх. № 097821 от 16.11.2020) удовлетворена в части отмены блокировки ЭП 552E706513BD449AF1A6EC1F86D84A034CF87B6C (номер квалифицированного сертификата: 01BCAA7400ABABF7B54565138768F79D8E).

Ссылаясь на неправомерность действий по блокировке электронного сертификата ключа директора Общества, выданного ООО «Компания Тензор» (номер квалифицированного сертификата 01BCAA7400ABABF7B54565138768F79D8E), а также на наличие оснований для аннулирования деклараций, поданных неустановленными лицами, и признании верными деклараций, указанных Обществом в заявлении, с учетом уточнений, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 138 НК РФ налогоплательщик вправе обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц в судебном порядке, в случае, если решение по жалобе не принято вышестоящим налоговым органом в сроки, установленные пунктом 6 статьи 140 НК РФ.

Фактически ООО «Балтийская ИСК» обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением 23.12.2020, то есть после принятия вышестоящим налоговым органом решения от 18.12.2020 №16-13/76508@ по жалобе от 11.11.2020 № 5 (вх. № 097821 от 16.11.2020).

Таким образом, с учетом положений пункта 2 статьи 138 НК РФ, основания для обращения Общества с заявлением в суд отсутствовали.

Как пояснил представитель налогового органа, на момент поступления жалобы Общества в УФНС России по Санкт-Петербургу и заявления в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области (19.11.2020 и 16.12.2020 соответственно) на неправомерные действия должностных лиц Инспекции по блокировке электронной подписи генерального директора ООО «Балтийская ИСК», электронная подпись (ЭП 552E706513BD449AF1A6EC1F86D84A034CF87B6C) из ИР ИРУД удалена не по инициативе налогового органа, а Обществу 25.09.2020 выпущена новая электронная подпись BA30CED6584591559050C3635A753E3F73F60AC9.

В соответствии с пунктом 6 статьи 14 Федерального закона от 06.04.2011
№ 63-ФЗ «Об электронной подписи» сертификат ключа проверки электронной подписи прекращает свое действие:

1) в связи с истечением установленного срока его действия;

2) на основании заявления владельца сертификата ключа проверки электронной подписи, подаваемого в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа;

3) в случае прекращения деятельности удостоверяющего центра без перехода его функций другим лицам;

4) в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между удостоверяющим центром и владельцем сертификата ключа проверки электронной подписи.

26.09.2020, 20.10.2020 представленные Обществом уточненные налоговые декларации по НДС за 2, 3, 4 кварталы 2019 года и 1 квартал 2020 года, подписанные электронной подписью генерального директора Общества ФИО10 (ЭП BA30CED6584591559050C3635A753E3F73F60AC9), приняты Инспекцией в автоматическом режиме, зарегистрированы в учетных данных налогоплательщика.

Какие-либо иные сведения о нарушении налоговым органом прав и законных интересов Обществом не приведены.

Следовательно, на момент принятия заявления Общества в производство суда оспариваемые действия не нарушали его прав и законных интересов, не возлагали на заявителя обязанностей, что в силу статьей 198, 200 АПК РФ является основанием для отказа в удовлетворении требований в данной части.

Ссылки заявителя в обоснование довода о том, что отчетность, представленная в налоговый орган неуполномоченными генеральным директором лицами, является недействительной, так как генеральный директор Общества никого не уполномочивал на сдачу отчетности, доверенностей на представление отчетности никому не выдавал, суд отклоняет по следующим основаниям.

Согласно статье 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

ООО «Балтийская ИСК» находится на общей системе налогообложения и в силу пункта 1 статьи 143 НК РФ является плательщиком налога на добавленную стоимость.

Согласно пункту 1 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по ТКС с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

В силу пункта 5 статьи 174 НК РФ налогоплательщики, в частности являющиеся плательщиками НДС, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота.

Статья 81 НК РФ регулирует порядок представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации за предыдущие налоговые периоды. Из ее положений следует, что при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном статьей 81 НК РФ.

В силу пункта 4 статьи 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения, передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

На основании пункта 1 статьи 26 НК РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии с пунктом 5 статьи 80 НК РФ (в применимой редакции) налогоплательщик (плательщик сбора, плательщика страховых взносов, налоговый агент) или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете). Если достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), в том числе с применением усиленной квалифицированной электронной подписи при представлении налоговой декларации (расчета) в электронной форме, подтверждает уполномоченный представитель налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), в налоговой декларации (расчете) указывается основание представительства (наименование документа, подтверждающего наличие полномочий на подписание налоговой декларации (расчета). При этом к налоговой декларации (расчету) прилагается копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета).

В соответствии с пунктом 1 статьи 29 НК РФ уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами, иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Согласно пункту 3 статьи 29 НК РФ уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

Как установлено в пункте 1 статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами. Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это в соответствии с законом и учредительными документами (пункт 4 статьи 185.1 ГК РФ).

Согласно пункту 1.11 Методических рекомендаций по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, утвержденных приказом Федеральной налоговой службы от 31.07.2014 №ММВ-7-6/398@ (далее - Методические рекомендации № ММВ-7-6/398@), при представлении налоговой декларации (расчета) в электронной форме по ТКС представителем налогоплательщика документ (копия документа), дающий право на подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в декларации (расчете), предоставляется налоговому органу до направления налоговой декларации (расчета). Копия указанного документа сохраняется в налоговом органе в течение 3 лет после истечения срока действия.

В соответствии с пунктом 2.2 Методических рекомендаций № ММВ-7-6/398@ при представлении налоговой декларации в электронной форме по ТКС представителем налогоплательщика передаваемая налоговая декларация сопровождается информационным сообщением о представительстве.

Приказом Федеральной налоговой службы от 23.04.2010 № ММВ-7-6/200@ «Об утверждении информационного ресурса «Доверенность» введен в действие Порядок формирования и ведения информационного ресурса «Доверенность» (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 1 Порядка доверенность, заверенная ответственным лицом (нотариусом, руководителем организации, индивидуальным предпринимателем), может быть представлена в налоговый орган лично, по почте или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.

Заверенная доверенность (копия в виде сканированного образа бумажного вида доверенности) должна быть направлена в налоговый орган по месту постановки на учет налогоплательщика, постановки на учет обособленных подразделений, объектов налогообложения или иным основаниям.

Доверенность на бумажном носителе (копия в виде сканированного образа бумажного вида доверенности) направляется в налоговый орган до осуществления уполномоченным представителем своих функций.

Ввод сведений доверенности в ИР «Доверенность» осуществляется в ручном режиме сотрудником отдела, ответственным за ввод и обработку данных, не позднее следующего рабочего дня с даты поступления в налоговый орган.

На основании пункта 2 Порядка информационное сообщение о доверенности, выданной представителю с правом наделения его полномочиями по исполнению обязанностей в налоговых органах, направляется в электронном виде в налоговый орган с каждым электронным документом, направленным уполномоченным представителем в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи.

В силу пункта 5.1 статьи 23 НК РФ документы, подтверждающие полномочия уполномоченных представителей, должны быть представлены в налоговый орган лицом лично или через представителя либо направлены в налоговый орган в электронной форме в виде электронных образов документов (документов на бумажном носителе, преобразованных в электронную форму путем сканирования с сохранением их реквизитов) через оператора электронного документооборота не позднее трех дней со дня предоставления уполномоченному представителю соответствующих полномочий.

Таким образом, направление налоговой декларации в сопровождении электронного сообщения о представительстве в отношениях, регулируемых налоговым законодательством, формируемого уполномоченным представителем налогоплательщика для налогового органа в электронной форме, при наличии бумажной доверенности в налоговом органе является достаточным для подтверждения полномочий уполномоченного представителя налогоплательщика.

В соответствии с Указом Президента РФ от 02.04.2020 №239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», в дополнение к письмам ФНС России от 27.03.2020 №БС-4-19/5304@, от 03.04.2020 №БС-4-19/5697@, от 30.04.2020 №БС-4-19/7374@, от 07.05.2020 №БС-4-19/7563@, с 06.04.2020 приостановлен личный прием и обслуживание налогоплательщиков в территориальных налоговых органах до особого распоряжения.

В данный период прием всей корреспонденции, в том числе, бухгалтерской и налоговой отчетности, поступившей в налоговый орган на бумажном носителе от налогоплательщиков, осуществлялся через бокс для приема входящей корреспонденции (письмо ФНС России от 20.03.2020 №БС-4-19/4884@).

В рассматриваемом случае в Инспекцию, через бокс для приема входящей корреспонденции, регламентированный письмом ФНС России от 20.03.2020 №БС-4-19/4884@, для представления интересов ООО «Балтийская ИСК» представлены следующие доверенности:

- на генерального директора ООО «КОНЦЕПТ» ФИО5, дата представления - 28.04.2020;

- на генерального директора ООО «КЛЕВЕР» ФИО6, дата представления - 13.08.2020;

- на генерального директора ООО «ЛОГИСТИК ТРЕЙД» ФИО7, дата представления - 17.09.2020, 30.10.2020, 19.11.2020;

- на генерального директора ООО «МОНПЕЛЬЕ» ФИО8, дата представления - 16.10.2020, 30.10.2020.

Из представленных доверенностей следует, что генеральным директором ООО «Балтийская ИСК» ФИО10 доверенности выданы на представление интересов Общества в отношениях с налоговыми органами:

- от 27.04.2020 № б/н на генерального директора ООО «КОНЦЕПТ» ФИО5;

- от 10.08.2020 № б/н на генерального директора ООО «КЛЕВЕР» ФИО6;

- от 17.09.2020 № б/н, от 30.10.2020 № б/н, от 15.11.2020 № б/н на генерального директора ООО «ЛОГИСТИК ТРЕЙД» ФИО7;

- от 12.10.2020 № б/н и от 30.10.2020 № б/н на генерального директора ООО «МОНПЕЛЬЕ» ФИО8

Для выполнения представительских функций доверенным лицам предоставляются следующие полномочия: подписывать бухгалтерские и финансовые документы, бухгалтерскую, статистическую, налоговую отчетность, которую Общество обязано представлять в соответствии с действующим законодательством и иные документы, связанные с финансово-хозяйственной деятельность Общества; совершать все действия, связанные с представлением интересов Общества в налоговых органах, с правом подписи, получения, представления документов, а также иными правами, предусмотренными действующим законодательством о налогах и сборах. Доверенность выдана без права передоверия вышеуказанных полномочий другим лицам.

Наличие некорректности содержания и существенных нарушений и ошибок в вышеуказанных доверенностях Инспекцией и судом при рассмотрении дела не установлено.

Информация об отзыве указанных доверенностей в период их действия от Общества в адрес Инспекции не поступала.

Сведения о представленных ООО «Балтийская ИСК» доверенностях внесены Инспекцией в ИР «Доверенность»:

- доверенность от 27.04.2020 № б/н на генерального директора ООО «КОНЦЕПТ» ФИО5, дата внесения сведений - 28.04.2020;

- доверенность от 10.08.2020 № б/н на генерального директора ООО «КЛЕВЕР» ФИО6, дата внесения сведений - 13.08.2020;

- доверенность от 17.09.2020 № б/н, от 30.10.2020 № б/н, от 15.11.2020 № б/н на генерального директора ООО «ЛОГИСТИК ТРЕЙД» ФИО7, дата внесения сведений - 17.09.2020, 30.10.2020, 19.11.2020 соответственно;

- доверенность от 12.10.2020 № б/н, от 30.10.2020 № б/н на генерального директора ООО «МОНПЕЛЬЕ» ФИО8, дата внесения сведений - 16.10.2020, 30.10.2020 соответственно.

Доверенность сохраняется в налоговом органе в течение 3-х лет после истечения срока действия доверенности или приема заявления об отзыве доверенности.

Спорные уточненные налоговые декларации по НДС направлены уполномоченными представителями ООО «Балтийская «ИСК» через специализированного оператора связи ООО «Компания «Тензор» и подписаны ЭП, выданной на имя руководителей: ООО «КОНЦЕПТ» ФИО5, ООО «КЛЕВЕР» ФИО6, ООО «ЛОГИСТИК ТРЕЙД» ФИО7 и ООО «МОНПЕЛЬЕ» ФИО8

Под электронной подписью в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее - Закон № 63-ФЗ) понимается информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.

На основании пункта 1 статьи 6 Закона № 63-ФЗ информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.

Если в соответствии с федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или обычаем делового оборота документ должен быть заверен печатью, электронный документ, подписанный усиленной электронной подписью и признаваемый равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью и заверенному печатью (пункт 3 статьи 6 Закона № 63-ФЗ).

Процедура приема налоговых деклараций (расчетов), представленных в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, отражена в Административном регламенте Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов о действующих налогах, сборах и страховых взносах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов), утвержденном Приказом ФНС России от 08.07.2019 № ММВ-7-19/343@ (далее - Административный регламент) (зарегистрировано в Минюсте России 16.09.2019 № 55942) (действующему с 05.05.2020).

В соответствии с пунктом 163 Административного регламента налоговая декларация (расчет), направленная в электронной форме, проверяется на наличие оснований, указанных в пункте 19 Административного регламента.

Исходя из пункта 19 Административного регламента, основанием для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги в части приема налоговых деклараций (расчетов), в частности, являются: представление налоговой декларации (расчета) не по установленной форме (установленному формату); представление налоговой декларации (расчета), подписанной руководителем (иным представителем - физическим лицом) организации-заявителя (физическим лицом - заявителем или его представителем), у которого отсутствуют полномочия подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).

Согласно пункту 164 Административного регламента при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в пункте 19 Административного регламента, в течение одного рабочего дня со дня получения налоговой декларации (расчета) с использованием программного обеспечения налоговых органов формируется и отправляется заявителю по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика уведомление об отказе в приеме с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата), и указанием причин отказа.

В силу пункта 166 Административного регламента при отсутствии оснований, указанных в пункте 19 Административного регламента, в течение одного рабочего дня со дня получения налоговой декларации (расчета) выполняются с использованием программного обеспечения налоговых органов следующие действия: регистрируется налоговая декларация (расчет); формируется и отправляется заявителю по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика квитанция о приеме с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата).

Пунктом 4 статьи 80 НК РФ установлено, что налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком по установленной форме (установленному формату), если иное не предусмотрено настоящим НК РФ, и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе (в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг) либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронной форме - при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Спорные уточненные налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость, представленные уполномоченными представителями ООО «Балтийская «ИСК» от имени руководителей ООО «КОНЦЕПТ» ФИО5, ООО «КЛЕВЕР» ФИО6, ООО «ЛОГИСТИК ТРЕЙД» ФИО7 и ООО «МОНПЕЛЬЕ» ФИО8, приняты Инспекцией в автоматическом режиме, зарегистрированы в учетных данных налогоплательщика, о чем сформированы квитанции о приеме налоговых деклараций.

Правовые основания для отказа в принятии спорных уточненных налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость у Инспекции в силу пункта 4 статьи 80 НК РФ, Приказа ФНС России от 08.07.2019 № ММВ-7-19/343@ отсутствовали, поскольку подписаны электронно-цифровой подписью уполномоченных представителей ООО «Балтийская ИСК», сведения о которых как об уполномоченных лицах подтверждены представленными в Инспекцию доверенностями, которые не были отозваны Обществом.

Следовательно, полномочия лиц, передавших по ТКС спорные уточненные налоговые декларации по НДС, подтверждены имеющимися у налогового органа доверенностями, в связи с чем действия Инспекции по их принятию от уполномоченных представителей ООО «Балтийская ИСК» соответствуют нормам действующего законодательства.

Часть 2 статьи 9, часть 1 статьи 65, часть 1 статьи 156 АПК РФ предусматривают, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые ссылается в обоснование своих требований и возражений, и несет риск непредставления доказательств.

При рассмотрении настоящего дела судом признано не доказанным Обществом наличие оснований для признания спорных доверенностей недействительными. Доказательств того, что подпись ФИО10 на доверенностях является сфальсифицированной, кроме заявления самого ФИО10, в материалах дела не имеется.

В отношении требования Общества об аннулировании спорных деклараций суд установил следующее.

Обязанность произвести обработку налоговых деклараций путем ввода данных в карточку лицевых счетов налогоплательщика из нормативных правовых актов, в том числе Административного регламента, не усматривается, в связи с чем обязанность совершить действия, связанные с аннулированием налоговой декларации, не может быть возложена на налоговый орган в соответствии с требованиями пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ. Аналогичная правовая отражена в Определении Верховного Суда РФ от 19.07.2018 № 303-КГ18-9403 по делу №A51-13921/2017.

В соответствии со статьей 81 НК РФ налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей.

Следует отметить, что доказательств обращения в правоохранительные органы по факту подачи деклараций неустановленными лицами, дополнительных доказательств в обоснование доводов Общества, в материалы дела не представлено. При этом налоговые органы не наделены полномочиями проводить экспертизу представленной доверенности, на основании которой была представлена налоговая отчетность Общества.

Принимая во внимание изложенное, а также отсутствие доказательств нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд полагает, что в данном случае отсутствует совокупность условий, предусмотренных частью 1 статьи 198 и частью 2 статьи 201 АПК РФ для признания оспариваемых действий незаконными, в связи с чем требования заявителя не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия Решения.

Судья Анисимова О.В.