Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
02 апреля 2018 года Дело № А56-11675/2018
Резолютивная часть решения объявлена марта 2018 года .
Полный текст решения изготовлен апреля 2018 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе судьи Грачевой И.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Борисенко Т.Э.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курской области,
заинтересованное лицо Публичное акционерное общество междугородной и международной электрической связи «Ростелеком»,
о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ,
при участии
от заявителя: представитель не явился (извещен),
от заинтересованного лица: представитель не явился (извещен),
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курской области (далее – заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении публичного акционерного общества междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» (далее – Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не направили в судебное заседание своих представителей. Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, частью 3 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в отсутствие представителей сторон.
Исследовав представленные доказательства, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, на основании приказов руководителя Управления Роскомнадзора по Курской области от 15.11.2016 № 104 «Об утверждении Плана деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курской области в 2017 году» и от 28.09.2017 № 130-нд «О проведении планового систематического наблюдения» было проведено мероприятие планового систематического наблюдения в отношении ПАО «Ростелеком» на территории Курского, Курчатовского и Поныровского районов Курской области.
В результате проведения систематического наблюдения (Акт № А-46/3/130-нд/234 от 29.12.2017) в отношении Курского филиала ПАО «Ростелеком» с целью контроля обязательных (лицензионных) требований по оказанию услуг связи на территории Курского, Курчатовского и Поныровского районов Курской области установлено следующее.
Оператор оказывает универсальные услуги связи по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с использованием средств коллективного доступа (СКД) в соответствии с лицензией №135993 от 16.02.2016 на оказание телематических услуг связи, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, в том числе, на территории Курской области.
Во всех пунктах коллективного доступа (далее - ПКД), проверенных в ходе мероприятия систематического наблюдения (Приказ руководителя Управления Роскомнадзора по Курской области «О проведении планового систематического наблюдения» от 28.09.2017 № 130-нд), а именно:
- д. Петровское (ОПС), д. Большое Шумаково (ОПС) Курского района Курской области;
- д. Любицкое (ОПС), д. Сопеловка (ОПС) Курчатовского района Курской области;
- с. Бобровка (ОПС), с. Первомайское (ОПС), д. Гнилое (ОПС) Поныровского района Курской области не выполняются обязательные требования, установленные пунктом 3 Правил оказания универсальных услуг связи, утвержденных постановлением Правительства РФ № 241 от 21.04.2005 (далее - Правила).
Нарушение Правил оказания универсальных услуг связи, как следствие, является нарушением пункта 5 лицензионных требований лицензии № 135993 на оказание телематических услуг связи.
Во всех вышеперечисленных ПКД ФГУП «Почта России», действующим от имени и по поручению оператора связи ПАО «Ростелеком» на основании заключенного агентского договора от 31.10.2014 №01/25/1096-14, эксплуатация и использование ПКД, а так же оказание телематических услуг связи в ПКД приостановлено до особых распоряжений. Основание - служебная записка УФПС Курской области - филиал ФГУП «Почта России» от 24.11.2016 № 1.5.6.6.8.24.3-37/9.
Таким образом, оказание универсальных услуг связи по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с использованием средств коллективного доступа, оператором универсального обслуживания ПАО «Ростелеком» не осуществляется с 25.11.2016.
Одновременно, приостановление эксплуатации и использования ПКД, оказания услуг в ПКД не обеспечивает предоставление пользователю доступа к сети связи лицензиата ПАО «Ростелеком», доступа к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети «Интернет», приема и передачи телематических электронных сообщений.
Таким образом, нарушается пункт 4 лицензионных требований лицензии №135993 на оказание телематических услуг связи.
В соответствии с Договором об условиях оказания универсальных услуг связи №УУС-01/2014 от 13.05.2014 года (далее - Договор), ПАО «Ростелеком» является оператором универсальных услуг связи и, следовательно, обязанности оператора Универсального обслуживания универсальных услуг связи возложены на него.
На основании Федерального закона от 07 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи» и распоряжения Правительства Российской Федерации от 26 марта 2014 года № 437-р, в связи с размерами доведенных Федеральными законами от 14 декабря 2015 года № 359-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2016 год» (в редакции от 22 ноября 2016 года) и от 19 декабря 2016 года № 415-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (далее - Закон № 415-ФЗ) до Агентства бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение оказания универсальных услуг связи (далее - УУС) в 2016 - 2019 годах, с учетом решения, принятого Министром связи и массовых коммуникаций Российской Федерации ФИО1 на совещании 29.12.2016 (протокол № 583-пр), руководствуясь статьей 425 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 3.7 договора об условиях оказания УУС от 13 мая 2014 года №УУС-01/2014 (далее - Договор), заключенного между Федеральным агентством связи (далее - Агентство) и оператором связи Публичным акционерным обществом междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» (далее - Оператор универсального обслуживания), с учетом финансово-экономического обоснования дополнительного соглашения к Договору, представленного Оператором универсального обслуживания, письмом от 28.04.2017 № 01/05/8351-17, заключили Дополнительное соглашение от 25 июня 2017 года № 5 к Договору (далее - Соглашение).
В соответствии с пунктом 1.6 Соглашения Агентство и Оператор универсального обслуживания (далее - стороны) признают, что УУС по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с использованием ПКД, с учетом пересмотренного Законом № 315-ФЗ размера бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение оказания УУС на 2017 - 2019 годы, оказываются Оператором универсального обслуживания в следующих объемах:
-в 2017 году - с использованием 2 153 ПКД в течение четвертого квартала;
-в 2018 году - с использованием 14 899 ПКД в течение четвертого квартала;
-в 2019 году - с использованием 20 978 ПКД в течение четвертого квартала;
Стороны согласились, что предоставление УУС по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с использованием ПКД осуществляется только в четвертых календарных кварталах 2017 -2019 годов.
Перечень населенных пунктов, на территории которых Оператор универсального обслуживания гарантирует оказание УУС по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с использованием ПКД в течение четвертого квартала 2017 года, определен в Приложении № 4 к Соглашению.
Таким образом, Обществом нарушены:
- пункт 3 Правил оказания универсальных услуг связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2005 № 241;
- пункты 4, 5, 10 главы XVI Перечня лицензионных условий осуществления Деятельности в области оказания телематических услуг связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 № 87;
- пункты 4, 5, 10 лицензионных требований лицензии № 135993 от 16.02.2016 на оказание телематических услуг связи.
По факту нарушения лицензионных требований уполномоченным должностным лицом Управления 18.01.2018 в отношении Общества составлен протокол № АП-46/3/6 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ протокол и иные материалы проверки направлены Управлением в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении ПАО «Ростелеком» к административной ответственности.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Согласно статье 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон №99-ФЗ) лицензия – специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа; лицензионные требования – совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
В силу пункта 1 статьи 12 Закона № 99-ФЗ такие виды деятельности как оказание услуг связи, телевизионное вещание и радиовещание подлежат лицензированию.
Согласно части 1 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее – Закона №126-ФЗ) оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи; представлять статистическую отчетность по форме и в порядке, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
ПАО «Ростелеком» осуществляет деятельность в области связи с нарушением лицензионных требований, предусмотренных лицензией №135993 от 16.02.2016 на оказание телематических услуг.
Согласно пункту 5 лицензионных требований лицензии № 135993 ПАО «Ростелеком» обязано оказывать услуги связи в соответствии с Правилами оказания услуг связи, утвержденными Правительством Российской Федерации. Указанный пункт лицензионных требований установлен пунктом 5 главы XVI Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 № 87 (далее - Перечень).
Пунктом 10 вышеуказанных лицензионных требований установлено, что лицензиат обязан выполнять обязательства по оказанию универсальных услуг в соответствии с договорами об условиях оказания универсальных услуг связи, заключенными с уполномоченным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 3 Правил оказания универсальных услуг связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2005 № 241, деятельность оператора универсального обслуживания по оказанию универсальных услуг связи по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет») с использованием средств коллективного доступа без использования пользовательского оборудования абонента должна обеспечивать предоставление пользователю универсальными услугами связи возможности:
а) доступа к телематическим услугам связи и услугам связи по передаче данных со скоростью не менее 2 Мбит/с;
б) передачи сообщений по электронной почте;
в) бесплатного доступа к сайтам в сети «Интернет», перечень которых утверждается Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;
г) использования следующих устройств:
средства отображения информации - цветной монитор с диагональю не менее 48 сантиметров (при организации оказания универсальных услуг связи по передаче данных и предоставлению доступа к сети "Интернет" с использованием ноутбуков, многофункциональных устройств, информационных киосков (инфоматов) или аналогичных устройств допускается использование цветного монитора с диагональю не менее 35 сантиметров);
средства ввода текста - аппаратная или экранная клавиатура с русско-английской раскладкой;
графический манипулятор - компьютерная мышь, сенсорный экран; средства ввода и вывода звука - микрофон, динамики, наушники или микротелефонная трубка;
принтер с черно-белой печатью и минимальным форматом печати А4; веб-камера с разрешением не менее 2 мегапикселей;
универсальное устройство для чтения карт памяти и иных электронных карт различного назначения (картридер); сканер;
д) создания и редактирования текстовых файлов и электронных таблиц;
е) использования информационно-поисковой системы;
ж) просмотра графических изображений, просмотра файлов в формате
переносимого документа (PDF);
з) архивирования файлов;
и) прослушивания звуковых файлов.
Доказательств невозможности соблюдения Обществом условий лицензии, а также лицензионных требований, установленных нормативными правовыми актами и законами Российской Федерации, регламентирующими деятельность по оказанию услуг связи, в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины Общества во вмененном ему правонарушении согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Суд отклоняет как несостоятельную ссылку Общества на заключение с ФГУП «Почта России» агентского договора №01/25/827-15 от 30.06.2015, по условиям которого Предприятие обязалось поддерживать работоспособность СКД (средств коллективного доступа) позволяющем оказывать Пользователям услуги в соответствии законодательства РФ; обеспечивать соответствие всех СКД требованиям действующего законодательства; предоставлять Пользователям доступ ко всем СКД; устранять выявленные нарушения условий договора и отступления от указаний ПАО «Ростелеком» в максимально короткие сроки и т.д., поскольку в силу приведенных правовых норм Общество как лицензиат обязано выполнять обязательства по оказанию универсальных услуг в соответствии с договорами об условиях оказания универсальных услуг связи, заключенными с уполномоченным органом исполнительной власти.
Таким образом, событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьей 14.1 КоАП РФ, и вина Общества в его совершении подтверждены материалами дела.
Суд считает, что Управлением представлены надлежащие, исчерпывающие и применительно к статье 68 АПК РФ допустимые доказательства, свидетельствующие о наличии в действиях Общества состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Учитывая положения статьи 2.9 КоАП РФ, пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», принимая во внимание, что доказательств исключительности обстоятельств, повлекших правонарушение, не представлено, суд не усматривает оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения Общества от административной ответственности.
Протокол составлен должностным лицом административного органа в пределах предоставленных законом полномочий, процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено. Дело рассмотрено в пределах предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
В силу части 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Часть 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривают возможность назначения административного наказания в пределах минимального и максимального размеров санкции с учетом характера совершенного правонарушения, данных о правонарушителе, его материального и финансового положения, а также обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.
Суд, учитывая характер допущенного нарушения, степень вины привлекаемого к ответственности, отсутствие имущественного ущерба, конституционный принцип соразмерности административного наказания, а также дифференциацию публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, считает, что имеются основания для назначения ПАО «Ростелеком» наказания, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде предупреждения.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
привлечь публичное акционерное общество междугородной и международной связи «Ростелеком» к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде предупреждения.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия Решения.
Судья Грачева И.В.