Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
(мотивированное)
г.Санкт-Петербург
15 июня 2022 года Дело № А56-11829/2022
Резолютивная часть решения изготовлена 23 мая 2022 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Лебедевой И.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению:
заявитель – Общество с ограниченной ответственностью «ЭКРОСХИМ» (адрес: Россия 196240, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, ул. Кубинская 73к1, строение 3, пом. 2, ком. 1; Россия 198218, СПБ, Пионерский переулок 3 , ИНН: 7810235934 );
заинтересованное лицо - Санкт-Петербургская таможня (адрес: Россия 199034, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, В.О., 9 лИНИЯ, ДОМ 10К1, ЛИТ. а);
об оспаривании постановления от 04.05.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10210000-1709/2021, о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 19.7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб.,
без вызова сторон,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «ЭКРОСХИМ» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Санкт-Петербургской таможни (далее – заинтересованное лицо, таможня, таможенный орган) от 04.05.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10210000-1709/2021, о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 19.7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Одновременно Обществом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на обжалование постановления.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Лица, участвующие в деле, извещены в порядке статей 121, 123, 228 АПК РФ о принятии заявления к производству и возбуждении производства по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства. Документы размещены на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа в соответствии с частью 2 статьи 228 АПК РФ.
На момент рассмотрения дела сроки для представления доказательств и пояснений истекли.
Решением в виде резолютивной части от 23.05.2022 ходатайство заявителя о восстановлении пропущенного процессуального срока отклонено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество обратилось в суд с апелляционной жалобой, данное обстоятельство в силу части 2 статьи 229 АПК РФ является основанием для составления мотивированного решения.
Изучив материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
15.02.2021 ООО «Экросхим» представило в таможенный орган статистическую форму с системным номером ED20210215160019983 за отчетный период январь 2021 года.
Статистическая форма системный номер ED20210215160019983 представлена Обществом в виде электронного документа, с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи (далее - электронная подпись) и автоматически зарегистрирована 15.02.2021 в 16:00 на сайте ФТС России под кодом Санкт-Петербургской таможни с регистрационным номером 10210000/150221/С220446.
Согласно сведениям, содержащимся в статистической форме регистрационный номер 10210000/150221/С220446, поставка осуществлялась в январе 2021 года, покупатель ТОО «Конфиденц» (адрес регистрации юридического лица: 050000, Казахстан, Алматинская область, г. Алматы, ул. Гоголя, д. 86, офис 534), продавец ООО «Экросхим» по следующим документам: Договор № 1-4849/20 от 05.03.2020, счет на оплату № 256105 от 16.12.2020, товарная накладная № 256105_2 от 14.01.2021.
В рамках данной поставки ООО «Экросхим» отправило согласно вышеуказанным документам следующий товар: «Государственный стандартный образец (ГСО), химическая продукция, 106 шт.» - 20 кг.
В соответствии с представленными документами товары были поставлены в адрес ТОО «Конфиденц» в январе 2021 года.
Статистическая форма за отчетный период январь 2021 года была подписана электронной подписью 15.02.2021 генеральным директором ООО «Экросхим» Араповым Виталием Олеговичем.
Частью 2 статьи 278 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее-Федеральный закон № 289) установлено, что статистика взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами ЕАЭС ведется на основании сведений, указанных в статистической форме учета перемещения товаров и иных источниках информации.
Частью 2 статьи 278 Федерального закона № 289 обязанность представлять в таможенный орган статистическую форму перемещения товаров установлена для российских лиц, которые заключили сделку либо от имени (по поручению) которых заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Союза, а при отсутствии такой сделки на российское лицо, которое имеет на момент получения(при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения указанными товарами.
Правила ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Союза (далее - Правила) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 № 891 «О порядке ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами -членами Евразийского экономического союза и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2015 г. № 1329».
Согласно пункту 4 Правил, формирование данных статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации осуществляется на основании сведений, указанных в статистической форме и иных источниках информации,
В соответствии с пунктом 6 Правил, статистическая форма представляется за отчетный месяц по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в ходе исполнения одного контракта (договора) (при наличии) в одном направлении (ввоз либо вывоз) одному и тому же покупателю (продавцу) из одной страны отправления (получения), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров.
В соответствии с пунктом 5 Правил, российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств -членов Союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Союза, либо при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами (далее - заявитель), обязано своевременно представлять в таможенный орган содержащую достоверные сведения статистическую форму, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности, размещенном на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - личный кабинет), независимо от стоимости товаров, количества и вида транспорта, которым они перевозятся.
Пунктом 9 Правил установлено, что статистическая форма представляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров.
В соответствии с пунктом 8 Правил, статистическая форма представляется в таможенный орган в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через личный кабинет.
На основании пункта 10 Правил, местом представления статистической формы является таможенный орган, осуществивший электронную регистрацию статистической формы. Датой представления статистической формы в таможенный орган является дата направления статистической формы в таможенный орган через личный кабинет.
В соответствии с пунктом 16 Правил, непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании Указа Президента РФ от 25.03.2020 № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней», Указа Президента РФ от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (CОVID-19)», Указа Президента РФ от 28.04.2020 № 294 «О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (CОVID-19)» были объявлены нерабочие дни.
Таким образом, статистическая форма на товар, отправленный ООО «Экросхим» в Казахстан в январе 2021 года должна была быть представлена в таможенный орган не позднее 12.02.2020.
По результатам проведенной проверки в рамках осуществления контроля за своевременностью представления статистических форм было установлено направление ООО «Экросхим» статистической формы учета перемещения товаров регистрационный номер 10210000/150221/С220446 с нарушением установленных сроков (фактическая дата и время отправки статистической формы: 15.02.2021 в 16:00).
По факту выявленного правонарушения в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении.
Постановлением от 04.05.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10210000-1709/2021 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения по ч. 2 ст. 19.7.13 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, ходатайством о восстановлении пропущенного срока на обжалование постановления.
Ходатайство Общества о восстановлении срока на обжалование удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом.
Согласно абзацу 2 части 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае пропуска десятидневного срока на подачу рассматриваемого заявления он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.
В соответствии с частью 2 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска срока уважительными. Ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока подается в арбитражный суд, в котором должно быть совершено процессуальное действие (часть 3 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Статья 115 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации также устанавливает, что лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом.
Исходя из содержания указанных правовых норм, следует однозначный вывод о том, что арбитражный суд вправе восстановить пропущенный процессуальный срок при наличии на то уважительных причин и соответствующего ходатайства заявителя, без которого суд не вправе рассматривать данный вопрос.
Нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не содержат перечня уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить срок, определенный данной статьей. Право установления этих причин и их оценка принадлежит суду.
При этом по смыслу закона уважительные причины пропуска срока - это объективные, не зависящие от лица препятствия для совершения процессуального действия, которые имеют место в период, в течение которого следует совершить данное процессуальное действие.
По смыслу правовой позиции, содержащейся в пункте 2 мотивировочной части постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17.03.2010 № 6-П, законодательное регулирование восстановления срока должно обеспечивать надлежащий баланс между вытекающим из Конституции Российской Федерации принципом правовой определенности и правом на справедливое судебное разбирательство, предполагающим вынесение законного и обоснованного судебного решения, с тем чтобы восстановление пропущенного срока могло иметь место лишь в течение ограниченного разумными пределами периода и при наличии существенных объективных обстоятельств, не позволивших заинтересованному лицу, добивающемуся его восстановления, защитить свои права в рамках установленного процессуального срока.
По мнению суда, заявителем не представлено доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствующих своевременному обращению в арбитражный суд с заявлением об оспаривании.
Кроме того, не ограниченный во времени пересмотр решений административных органов приведет к нестабильности правовых отношений, произвольности изменения установленного решениями административных органов статуса участников административных правоотношений и вместе с этим - к нарушению общепризнанного принципа правовой определенности.
При этом, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.03.2010 № 6-П, на судебной власти лежит обязанность по предотвращению злоупотреблением правом на судебную защиту со стороны лиц, требующих восстановления пропущенного процессуального срока при отсутствии к тому объективных оснований или по прошествии определенного - разумного по своей продолжительности - периода. Произвольное восстановление процессуальных сроков противоречило бы целям их установления.
Отказ в восстановлении срока на обжалование постановления является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
При вышеизложенных обстоятельствах, требования заявителя не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 117, 208, 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
ходатайство заявителя о восстановлении пропущенного процессуального срока отклонить.
В удовлетворении заявленных Обществом с ограниченной ответственностью «ЭКРОСХИМ» требований о признании незаконным и отмене постановления Санкт-Петербургской таможни от 04.05.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10210000-1709/2021 отказать.
Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение пятнадцати дней со дня принятия.
Судья Лебедева И.В.