Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
10 июня 2015 года Дело № А56-11971/2015
Резолютивная часть решения объявлена июня 2015 года .
Полный текст решения изготовлен июня 2015 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Суворова М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сундеевой М.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску:
истец: общество с ограниченной ответственностью «ЛСР. Цемент-Северо-Запад» (адрес: 188561, г. Сланцы, Ленинградская обл., ул. Ломоносова д.25а, ОГРН: <***>)
ответчик: открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (адрес: 107174, Москва, ул. Новая Басманная, д. 2; 191123, Санкт-Петербург, Пл.Островского, 2; 191023, Санкт-Петербург, пл.Островского д.2, ОГРН: <***>)
о взыскании 400.000 руб.
при участии:
- от истца: представителя ФИО1, по доверенности от 04.03.2015
- от ответчика: представителя ФИО2, по доверенности от 15.12.2014
установил:
Истец - общество с ограниченной ответственностью «ЛСР. Цемент-Северо-Запад» обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с ответчика - открытого акционерного общества «Российские железные дороги» 632.368 руб. 74 коп. пени за нарушение срока доставки груза.
Как установлено материалами дела, пояснениями участников процесса, в период 02.10.2014 по 21.10.2014 ответчиком принят к перевозке груз до станций назначения Октябрьской железной дороги, в адрес грузополучателя ООО «ЛСР. Цемент-Северо-Запад».
По железнодорожным накладным № ЭУ 158040, ЭУ 158072, ЭУ 158092, ЭУ 158074, ЭУ 158052, ЭУ 158061, ЭУ 017781, ЭУ 018186, ЭУ 018046, ЭУ 018000, ЭУ 028745, ЭУ 028802, ЭУ 028910, ЭУ 028940, ЭУ 028972, ЭУ 131785, ЭУ 131902, ЭУ 104228, ЭУ 104036, ЭУ 068125, ЭУ 068344, ЭУ 439899, ЭУ 439787, ЭУ 816094, ЭУ 777875, ЭУ 777585, ЭУ 777427, ЭУ 783918, ЭУ 783998, ЭУ 783967, ЭУ 783835, ЭУ 845514, ЭУ 845310, ЭУ 740985, ЭУ 710072, ЭУ 710491, ЭУ 331573, ЭУ 331400, ЭУ 920217, ЭУ 920094, ЭУ 869669, ЭУ 869489, ЭУ 662418, ответчиком нарушен срок доставки грузов, в связи с чем, истец начислил неустойку, подлежащую взысканию с открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в общей сумме 632.368 руб. 71 коп.
ООО «ЛСР. Цемент-Северо-Запад» 27.10.2014 года была направлена претензия с требованием в добровольном порядке выплатить сумму пени, однако, требования претензий оставлены ответчиком без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения с настоящим иском в суд.
В обоснование возражений относительно заявленных требований ответчик указал тна то, что, в силу п. 25 Постановления Пленума ВАС РФ № 30 арбитражным м надлежит руководствоваться Правилами исчисления сроков доставки в железнодорожным транспортом при рассмотрении споров о взыскании с перевозчика пеней за просрочку доставки грузов. Необходимо иметь в виду, что в случаях, когда сроки доставки грузов исчисляются исходя из норм суточного пробега, эти сроки увеличиваются на определенное количество суток в соответствии с пунктом 5 указанных Правил. Поэтому при взыскании пеней за просрочку доставки груза необходимо установить, были ли определены в накладной сроки доставки груза с учетом данного пункта. В случае, если срок доставки груза не был увеличен, ответственность перевозчика наступает только по истечении указанного в накладной срока, дополнительно увеличенного на соответствующее количество суток. Сроки доставки грузов увеличиваются и в случаях задержки доставки груза по причинам, названным в пункте 6 Правил.
Указанная на лицевой стороне накладной в строке «Срок доставки истекает» расчетная дата истечения срока доставки груза вносится в одностороннем порядке перевозчиком в соответствии с пунктом 3.2. Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утв. Приказом МПС России от 18.06.2003 г. № 39, и поэтому не является договорным сроком.
В соответствии с пунктом 11 Правил перевозчик и грузоотправители могут заключать договоры, предусматривающие иные, чем определены Правилами, сроки доставки грузов, о чем делается отметка в накладной графе «Особые заявления и отметки отправителя».
Представленные в материалы дела железнодорожные накладные в графе «Особые заявления и отметки отправителя» не содержит указание на согласованные сторонами иные, чем определены Правилами, сроки доставки, в связи с чем расчет нормативного срока доставки грузов должен быть произведен строго в соответствии с положениями Правил
Согласно п. 2 Правил исчисления сроков доставки грузов исчисление срока доставки груза начинается с 00.00 мчасов дня, следующего за днем документального оформления приема груза для перевозки, указанного в оригинале накладной и в дорожной ведомости в графе «Календарные штемпеля».
В соответствии с п. 2.1 названных Правил норма суточного пробега при перевозке грузовой скоростью на расстояние от 1000 до 1999 км составляет 310 км, от 2000 до 2999 км - 330 км.
Согласно п.п. 5.1, 5.9 Правил сроки доставки грузов, исчисленные исходя из суточного пробега, увеличиваются на двое суток - на операции, связанные с отправлением и прибытием груза; на одни сутки - при прибытии грузов на железнодорожные станции Московского и Санкт-Петербургского узлов или при следовании грузов транзитом через станции этих узлов.
Книгой 1 «Тарифные расстояния между станциями на участках железных дорог» Тарифного руководства № 4, утвержденного Советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества, установлен перечень станций, входящих в состав Московского и Санкт-Петербургского железнодорожных узлов.
Санкт-Петербургский железнодорожный узел состоит из следующих станций: Балтийская линия: Санкт-Петербург-Пассажирский-Балтийский, Броневая, Лигово; Варшавская линия: Санкт-Петербург-Варшавский, Шоссейная; Витебская линия: Санкт-Петербург-Пассажирский-Витебский, Санкт-Петербург-Товарный-Витебский, Шушары; Выборгская линия: Санкт-Петербург-Пассажирский-Финляндский, ФИО3; Заневская линия: Нева, Заневский Пост; Мельничноручьевская линия: Пискаревка, Ржевка; Московская и Мгинская линии: Санкт-Петербург-Главный, Санкт-Петербург-Товарный-Московский, Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский, Обухово, Элисенваарская линия: Пискаревка, Ручьи.
Внутриузловые станции, не относящиеся ни к какой линии: Автово, Бадаевская, ФИО4, ФИО5, Дача ФИО6, Корпусный Пост, Купчинская, Кушелевка, Нарвская, Новый Порт, Полюстрово, Предпортовая, Среднерогатская, Цветочная.
Входными и выходными пунктами Санкт-Петербургского узла являются: Балтийская линия - Лигово; Варшавская линия - Шоссейная; Витебская линия - Шушары; Выборгская линия - ФИО3; Заневская линия - Заневский Пост; Мельничноручьевская линия - Ржевка; Московская и Мгинская линии - Обухово; Элисенваарская линия - Ручьи. Транспортными железнодорожными накладными и архивными справками АИС ЕАСАПР - АРМ «Архив вагонов» подтверждается что грузы по спорным отправкам отправлялись со станций Санкт-Петербургского железнодорожного узла либо следовали транзитом через такие станции.
По названным отправкам срок доставки грузов должен быть увеличен на одни сутки на основании п. 5.9 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом. По мнению ответчика нормативно обоснованных пеней, составит 391.363 руб. 20 коп.
Суд не считает возможным согласиться с доводами ответчика в указанной части, поскольку при заключении договора посредством составления железнодорожной транспортной накладной сторонами согласованы все существенные условия, а том числе сроки доставки груза. Доказательств наличия соглашения сторон об изменении сроков доставки грузов в связи с изменениями маршрута следования, материалы дела не содержат.
Вместе с тем, ответчик полагал сумму заявленной ко взысканию неустойки несоразмерной последствиям нарушения обязательства, просил применить положения ст. 333 Гражданского кодекса РФ.
В соответствии со ст. 795 Гражданского кодекса РФ, за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях) перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим транспортным уставом или кодексом, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.
В соответствии со ст. 33 ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ», за несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением указанных в части первой статьи 29 настоящего Устава случаев, перевозчик уплачивает пени в соответствии со статьей 97 настоящего Устава.
В соответствии со ст. 97 ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ», за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.
Давая оценку названным обстоятельствам в части размера подлежащей взысканию неустойки и исследованным в судебном заседании доказательствам, суд исходит из следующего.
Неустойка является одним из способов обеспечения исполнения обязательств, средством возмещения потерь кредитора, вызванных нарушением должником своих обязательств.
Последствия нарушения должником обязательств могут быть несоразмерны неустойке, и суду предоставляется право как по собственной инициативе, так и по заявлению должника уменьшить размер неустойки. Суд принимает решение о снижении размера неустойки в случае признания её размера не соответствующей последствиям нарушения обязательства.
Снижение неустойки судом возможно только в одном случае - в случае явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения права (пункт 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).
При этом явная несоразмерность неустойки должна быть очевидной (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.01.2011 № 11680/10).
В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 6/8 от 01.07.1996 разъяснено, что суд, вынося решение об уменьшении неустойки, должен иметь в виду, что размер неустойки может быть уменьшен судом только в том, случае, если подлежащая неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательств. При этом суд может оценивать не только несоразмерность последствий нарушения, но и принимать во внимание, в том числе, обстоятельства, не имеющие прямого отношения к последствиям обязательств, длительность неисполнения обязательств и др.
Критериями для установления несоразмерности в каждом конкретном случае могут быть: чрезмерно высокий процент неустойки, значительное превышение суммы неустойки суммы возможных убытков, вызванных нарушением обязательств, длительность неисполнения обязательств и др.
При оценке соразмерности взыскиваемой неустойки суд исходит из того, что отражением минимального размера потерь, понесенных кредитором в связи с неисполнением ответчиком обязательства, являются требования статьи 395 Гражданского Кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, требований статьи 333 Гражданского Кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что заявленная истцом сумма неустойки явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, и, как следствие, суд уменьшает неустойку до суммы в размере 400.000 руб.
В остальной части иска следует отказать.
Кроме того, 12.03.2015 года в суд от истца о процессуальном правопреемстве. В обоснование заявления истец указал на то, 26.02.2015 года наименованиеобщества с ограниченной ответственностью «ЛСР. Цемент - Северо-Запад» изменено на общество с ограниченной ответственностью «Петербургцемент», сокращенное фирменное наименование общества на русском языке: ООО «Петербургцемент», ИНН <***>/КПП470701001. Место нахождения общества (юридический адрес): Россия, 188561, <...>, ОГРН № <***>.
Запись о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (смена наименования юридического лица), внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 26.02.2015 года за государственным регистрационным номером №2154707032423.
Запись о государственной регистрации изменений, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы (смена наименования должности), внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 26.02.2015 года за государственным регистрационным номером №2154707032412.
В соответствии со ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
При таких обстоятельствах суд полагает возможным заменить наименование взыскателя по настоящему делу общество с ограниченной ответственностью «ЛСР. Цемент-Северо-Запад» его правопреемником на общество с ограниченной ответственностью «Петербургцемент».
Руководствуясь статьями 48,102, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
Взыскать с открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в пользу общества с ограниченной ответственностью «Петербургцемент» 400.000 руб. неустойки, а также 15.647 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Выдать исполнительный лист.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Суворов М.Б.