Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
23 июня 2020 года Дело № А56-1292/2020
Резолютивная часть решения объявлена июня 2020 года .
Полный текст решения изготовлен июня 2020 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе судьи Гуляева С.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петренко Е.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению:
садоводческого некоммерческого товарищества «Сигнал»
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области
о признании незаконным и отмене постановления от 21.11.2019 и представления от 21.11.2019
при участии
от заявителя – ФИО1 протокол о/с от 23.06.2019, ФИО2 по доверенности от 01.08.2019
от заинтересованного лица – ФИО3 по доверенности от 10.01.2020, ФИО4 по доверенности от 26.05.2020
установил:
Садоводческое некоммерческое товарищество «Сигнал» (далее – СНТ «Сигнал», Товарищество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области (далее – Инспекция) от 21.11.2019 по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания №4703/005/123 и представлении Инспекции от 21.11.2019 № 109 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
В соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.
В судебном заседании представители Товарищества поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, а представители Инспекции возражали против удовлетворения заявления по мотивам, представленным в отзыве.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, судом установлены следующие обстоятельства.
Как видно из материалов дела, на основании поручения от 14.10.2019 № 16-130 Инспекцией в отношении Товарищества проведена проверка по вопросу порядка работы с денежной наличностью, порядка ведения кассовых операций и полноты учета выручки денежных средств за период с 01.07.2019 по 10.10.2019.
В ходе проверки установлено нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, в том числе в накоплении в кассе денег сверх установленного лимита, а также в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров.
В результате проверкой установлено несоблюдение СНТ «Сигнал» порядка хранения свободных денежных средств выразившихся в накоплении в кассе наличных денег сверх установленного лимита по следующим дням:
22.07.2019 в размере 111 045 руб. 58 коп., 23.07.2019 в размере 111 045 руб. 58 коп., 24.07.2019 в размере 111 045 руб. 58 коп., 25.07.2019 в размере 111 045 руб. 58 коп., 26.07.2019 в размере 111 045 руб. 58 коп., 29.07.2019 в размере 292 675 руб. 78 коп., 30.07.2019 в размере 241 773 руб. 78 коп., 31.07.2019 в размере 428 548руб. 08 коп., 01.08.2019 в размере 428 548руб. 08 коп., 02.08.2019 в размере 428 548руб. 08 коп., 05.08.2019 в размере 75 341 руб. 58 коп., 06.08.2019 в размере 75 341 руб. 58 коп., 07.08.2019 в размере 75 341 руб. 58 коп., 08.08.2019 в размере 75 341 руб. 58 коп., 09.08.2019 в размере 75 341 руб. 58 коп., 12.08.2019 в размере 269 097 руб. 28 коп., 13.08.2019 в размере 269 097 руб. 28 коп., 14.08.2019 в размере 269 097 руб. 28 коп., 15.08.2019 в размере 269 097 руб. 28 коп., 16.08.2019 в размере 269 097 руб. 28 коп., 19.08.2019 в размере 415 644 руб. 38 коп., 20.08.2019 в размере 379 665 руб. 48 коп., 21.08.2019 в размере 379 665 руб. 48 коп., 22.08.2019 в размере 379 665 руб. 48 коп., 23.08.2019 в размере 379 665 руб. 48 коп., 26.08.2019 в размере 408 735 руб. 28 коп., 27.08.2019 в размере 408 735 руб. 28 коп., 28.08.2019 в размере 408 735 руб. 28 коп., 29.08.2019 в размере 408 735 руб. 28 коп., 30.08.2019 в размере 408 735 руб. 28 коп., 02.09.2019 в размере 73 183 руб. 78 коп., 03.09.2019 в размере 73 183 руб. 78 коп., 04.09.2019 в размере 73 183 руб. 78 коп., 05.09.2019 в размере 73 183 руб. 78 коп., 06.09.2019 в размере 73 183 руб. 78 коп., 09.09.2019 в размере 371 605 руб. 78 коп., 10.09.2019 в размере 233 749 руб. 48 коп., 11.09.2019 в размере 233 749 руб. 48 коп., 12.09.2019 в размере 252 952 руб. 48 коп., 13.09.2019 в размере 252 952 руб. 48 коп., 16.09.2019 в размере 180 719 руб. 48 коп., 17.09.2019 в размере 180 719 руб. 48 коп., 18.09.2019 в размере 180 719 руб. 48 коп., 19.09.2019 в размере 180 719 руб. 48 коп., 20.09.2019 в размере 180 719 руб. 48 коп., 23.09.2019 в размере 414 724 руб. 18 коп., 24.09.2019 в размере 384 783 руб. 18 коп., 25.09.2019 в размере 384 783 руб. 18 коп., 26.09.2019 в размере 384 783 руб. 18 коп., 27.09.2019 в размере 384 783 руб. 18 коп., 30.09.2019 в размере 386 988 руб. 58 коп., 01.10.2019 в размере 386 988 руб. 58 коп., 02.10.2019 в размере 386 988 руб. 58 коп., 03.10.2019 в размере 386 988 руб. 58 коп., 04.10.2019 в размере 386 988 руб. 58 коп.
Кроме того, проверкой установлено нарушение СНТ «Сигнал» порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, а именно:
СНТ «Сигнал» 06.07.2019 осуществило расчёт в размере 148 100 руб. 00 коп. наличными деньгами с ООО «Асфальт-78» за оказанные услуги по укладке асфальтной крошки, пропитку битумной эмульсией, укладку асфальтобетона, т.е. в нарушение п. 6 Указаний Банка России от 07.10.2013 № 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов» сумма наличных расчетов в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, превысила 100 тысяч рублей.
Результаты проверки отражены в акте проверки соблюдения порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций от 13.11.2019 № 4703/005, который вручен председателю СНТ «Сигнал» ФИО1 13.11.2019.
Инспекцией составлен протокол от 19.11.2019 об административном правонарушении № 4703/005-133, по которому действия Товарищества квалифицированы по части 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в присутствии законного представителя Товарищества – председателя СНТ «Сигнал» ФИО1, уведомленного надлежащим образом извещением от 13.11.2019 № 16-07/26709 (получено лично ФИО1 13.11.2019). Протокол получен ФИО1 19.11.2019, на стр. 7 Протокола содержится информация о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении – 21.11.2019 в 10 час. 00 мин., о чем ФИО1 извещен.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении Инспекцией вынесено постановление от 21.11.2019 по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания № 4703/005/123, которым Товарищество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 15.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Также в отношении Товарищества вынесено Представление от 21.11.2019 № 109 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Товарищество оспорило указанные постановление и представление в арбитражный суд.
Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в целях организации на территории Российской Федерации наличного денежного обращения на Банк России возлагается, в частности, функция определения порядка ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенного порядка ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства.
Порядок ведения кассовых операций на территории Российской Федерации в целях организации на территории Российской Федерации утвержден Указанием Банка России от 11.03.2014 № 3210-У (ред. от 19.06.2017) «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» (далее - Указание № 3210-У).
Нормы Указания № 3210-У направлены на обеспечение интересов граждан в области торговли и оказания услуг, защиту прав потребителя, а также на охрану установленного порядка торговли и оказания услуг, фискальных интересов государства, финансовой налоговой) дисциплины. На организации и индивидуальных предпринимателей возлагается публично-правовая обязанность по выполнению требований Указания ЦБ РФ.
В соответствии с пунктом 2 Указаний № 3210-У для ведения операций по приему наличных денег, включающих их пересчет, выдаче наличных денег (далее - кассовые операции) юридическое лицо распорядительным документом устанавливает максимально допустимую сумму наличных денег, которая может храниться в месте для проведения кассовых операций, определенном руководителем юридического лица (далее - касса), после выведения в кассовой книге суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня (далее - лимит остатка наличных денег).
Юридическое лицо самостоятельно определяет лимит остатка наличных денег в соответствии с приложением к настоящему Указанию, исходя из характера его деятельности с учетом объемов поступлений или объемов выдачи наличных денег.
Юридическое лицо хранит на банковских счетах в банках денежные средства сверх установленного, в соответствии с абзацами вторым - пятым пункта 2 Указания № 3210 лимита остатка наличных денег, являющихся свободными денежными средствами.
Накопление юридическим лицом наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег допускается в дни выплат заработной платы, стипендий, выплат, включенных в соответствии с методологией, принятой для заполнения форм федерального государственного статистического наблюдения, в фонд заработной платы и выплаты социального характера (далее - другие выплаты), включая день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты, а также в выходные, нерабочие праздничные дни в случае ведения юридическим лицом в эти дни кассовых операций.
В других случаях накопление юридическим лицом наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег не допускается.
Банком России установлен порядок определения лимита, в котором приведены два способа (две формулы) для расчета лимита:
1. в пункте 1 Приложения к Указанию № 3210-У приведена формула для определения лимита остатка наличных денег исходя из объема поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги;
2. в пункте 2 Приложения к Указанию № 3210-У приведена формула для определения лимита остатка наличных денег исходя из объема выдач наличных денег, за исключением сумм наличных денег, предназначенных для выплат заработной платы, стипендий и других выплат работникам.
Индивидуальные предприниматели, субъекты малого предпринимательства лимит остатка наличных денег могут не устанавливать (абз. 10 п. 2 Указания № 3210-У). В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» садоводческое некоммерческое товарищество не относится к субъектам малого предпринимательства.
СНТ «Сигнал» отсутствует в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства и не является субъектом малого предпринимательства, что подтверждается Единым реестром субъектов малого и среднего предпринимательства, размещенным на официальном сайте ФНС России (www.nalog.ru).
СНТ «Сигнал», не относящееся к субъектам малого и среднего предпринимательства, обязано руководствоваться требованиями Указания № 3210-У в части установления и соблюдения лимита остатка наличных денег в кассе.
СНТ «Сигнал» приказом от 01.01.2019 №2 с приложением расчета установлен лимит остатка наличных денег в кассе на 2019 год в сумме 383 216 рублей. Расчет лимита остатка наличных денег рассчитан исходя из объема поступлений по формуле № 1.
Согласно Указаниям по применению и заполнению унифицированной формы «Авансовый отчет» (форма № АО-1), утвержденным постановлением Госкомстата России от 01.08.2001 №55, для учета денежных средств, выданных подотчетным лицам на административно-хозяйственные расходы, применяется унифицированная форма первичной учетной документации № АО-1 «Авансовый отчет».
В силу абзаца 1 пункта 6.3 Указания № 3210-У для выдачи наличных денег работнику под отчет (далее - подотчетное лицо) на расходы, связанные с осуществлением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, расходный кассовый ордер 0310002 оформляется согласно распорядительному документу юридического лица, индивидуального предпринимателя либо письменному заявлению подотчетного лица, составленному в произвольной форме и содержащему запись о сумме наличных денег и о сроке, на который выдаются наличные деньги, подпись руководителя и дату.
В соответствии с абзацем 2 пункта 6.3 Указания № 3210-У подотчетное лицо обязано в срок, не превышающий трех рабочих дней после дня истечения срока, на который выданы наличные деньги под отчет, или со дня выхода на работу, предъявить главному бухгалтеру или бухгалтеру (при их отсутствии - руководителю) авансовый отчет с прилагаемыми подтверждающими документами. Проверка авансового отчета главным бухгалтером или бухгалтером (при их отсутствии - руководителем), его утверждение руководителем и окончательный расчет по авансовому отчету осуществляется в срок, установленный руководителем.
В период с 01.07.2019 по 10.10.2019 согласно кассовой книге и приходным кассовым ордерам СНТ «Сигнал» приняты наличные денежные средства (членские/целевые взносы, плата за электроэнергию, оплата за оказанные услуги СНТ «Озон», возврат подотчётных сумм) в кассу размере 2 827 199 руб. 40 коп.
Фактический расход наличных денежных средств за период с 01.07.2019 по 10.10.2019 согласно проверенных Инспекцией документов (авансовых отчетов, выписки банка, кассовой книги, приходных и расходных кассовых ордеров) составил 2 719 323 руб. 80 коп.
В ходе проверки установлены следующие нарушения:
1. Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций выразившееся в несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленного лимита 22.07.2019, 23.07.2019, 24.07.2019, 25.07.2019, 26.07.2019, 29.07.2019, 30.07.2019, 31.07.2019, 01.08.2019, 02.08.2019, 05.08.2019, 06.08.2019, 07.08.2019, 08.08.2019, 09.08.2019, 12.08.2019, 13.08.2019, 14.08.2019, 15.08.2019, 16.08.2019, 19.08.2019, 20.08.2019, 21.08.2019, 22.08.2019, 23.08.2019, 25.08.2019, 26.08.2019, 27.08.2019, 28.08.2019, 29.08.2019, 30.08.2019, 02.09.2019, 03.09.2019, 04.09.2019, 05.09.2019, 06.09.2019, 09.09.2019, 10.09.2019, 11.09.2019, 12.09.2019, 13.09.2019, 16.09.2019, 17.09.2019, 18.09.2019, 19.09.2019, 20.09.2019, 23.09.2019, 24.09.2019, 25.09.2019, 26.09.2019, 27.09.2019, 30.09.2019, 01.10.2019, 02.10.2019, 03.10.2019, 04.10.2019 (согласно приложению к Акту проверки, являющемуся неотъемлемой частью акта).
СНТ «Сигнал» предоставлены за проверяемый период авансовые отчеты:
- №4 от 09.07.2019 на сумму 37 100 руб. 00 коп. (подотчётное лицо ФИО5);
- №5 от 30.07.2019 на сумму 902 руб. 00 коп. (подотчётное лицо ФИО1);
- №6 от 10.08.2019 на сумму 2 840 руб. 00 коп. (подотчётное лицо ФИО5);
- №7 от 10.08.2019 на сумму 1 400 руб. 00 коп. (подотчётное лицо ФИО1);
- №8 от 18.08.2019 на сумму 2 817 руб. 00 коп. (подотчётное лицо ФИО1);
- № 9 от 05.10.2019 на сумму 985 руб. 00 коп. (подотчётное лицо ФИО5)
Согласно вышеуказанных авансовых отчётов остатки наличных денежных средств от предыдущих выданных авансов у подотчётных лиц отсутствуют. Из этого следует, что подотчетные лица в полном размере отчитались по выданным подотчёт суммам.
Исходя из данных вышеуказанных авансовых отчетов и учитывая последовательность совершения операций по выдаче подотчётным лицам ФИО5 и ФИО1 наличных денежных средств, установлено, что выданные по кассе суммы в подотчет:
- 21.07.2019 председателю ФИО1 в размере 450 000 руб. 00 коп. (РКО №11/2 от 21.07.2019)
- 04.08.2019 бухгалтеру-кассиру ФИО5 в размере 400 000 руб. 00 коп. (РКО №11/3 от 04.08.2019);
- 31.08.2019 председателю ФИО1 в размере 350 000 руб. 00 коп. (РКО №11/2 от 21.07.2019),
не отражены в представленных Авансовых отчетах, информация о расходовании данных сумм отсутствует.
При этом, учитывая, что авансовые отчеты приняты к учёту, суд приходит к выводу о том, что денежные средства в размере 450 000 руб. 00 коп., выданные в подотчет 21.07.2019, в размере 400 000 руб. 00 коп., выданные в подотчет 04.08.2019 и в размере 350 000 руб. 00 коп., выданные в подотчет 31.08.2019 являются остатком денег в кассе.
Таким образом, действия по выдаче сумм под отчет от 21.07.2019 в размере 450 000 руб. 00 коп., от 04.08.2019 в размере 400 000 руб. 00 коп. и от 31.08.2019 в размере 350 000 руб. 00 коп. указывают на формальное, искусственное соблюдение лимита остатка наличных денег в кассе.
Исходя из вышеизложенного, в ходе проверки установлено нарушение СНТ «Сигнал» порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций выразившееся в несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленного лимита 22.07.2019, 23.07.2019, 24.07.2019, 25.07.2019, 26.07.2019, 29.07.2019, 30.07.2019,.31.07.2019, 01.08.2019, 02.08.2019, 05.08.2019, 06.08.2019, 07.08.2019, 08.08.2019, 09.08.2019, 12.08.2019, 13.08.2019, 14.08.2019, 15.08.2019, 16.08.2019, 19.08.2019, 20.08.2019, 21.08.2019, 22.08.2019, 23.08.2019, 25.08.2019, 26.08.2019, 27.08.2019, 28.08.2019, 29.08.2019, 30.08.2019, 02.09.2019, 03.09.2019, 04.09.2019, 05.09.2019, 06.09.2019, 09.09.2019, 10.09.2019, 11.09.2019, 12.09.2019, 13.09.2019, 16.09.2019, 17.09.2019, 18.09.2019, 19.09.2019, 20.09.2019, 23.09.2019, 24.09.2019, 25.09.2019, 26.09.2019, 27.09.2019, 30.09.2019, 01.10.2019, 02.10.2019, 03.10.2019, 04.10.2019 (согласно приложению к Акту проверки, являющемуся неотъемлемой частью акта).
2. Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров.
В соответствии с пунктом 6 Указания Центрального Банка Российской Федерации №3073-У от 07.10.2013 «Об осуществлении наличных расчетов» (далее – Указание №3073-У) наличные расчеты в валюте Российской Федерации и иностранной валюте между участниками наличных расчетов в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 тысяч рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 100 тысячам рублей по официальному курсу Банка России на дату проведения наличных расчетов (далее - предельный размер наличных расчетов).
Наличные расчеты производятся в размере, не превышающем предельный размер наличных расчетов, при исполнении гражданско-правовых обязательств, предусмотренных договором, заключенным между участниками наличных расчетов, и (или) вытекающих из него и исполняемых как в период действия договора, так и после окончания срока его действия.
СНТ «Сигнал» 06.07.2019 осуществила расчёт в размере 148 100 руб. 00 коп. наличными деньгами с ООО «Асфальт-78» за оказанные услуги по укладке асфальтной крошки, пропитку битумной эмульсией, укладку асфальтобетона в нарушение п. 6 Указаний № 3073-У, что подтверждается расходным кассовым ордером №13 от 06.07.2019, расчётом долевого участия в ремонте дороги, актом №1 от 06.07.2019, актом №2 от 06.07.2019, протоколом опроса председателя СНТ «Сигнал» №б/н от 12.11.2019.
Таким образом, сумма наличных расчетов в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, в нарушение пункта 6 Указания № 3073-У произведена в размере, превышающем 100 тысяч рублей.
В результате СНТ «Сигнал» нарушены:
- абз.7 п.2 Указания № 3210-У в части нарушения порядка хранения денежных средств – наличные деньги хранились в кассе СНТ, а не на банковском счете;
- абз. 9 п.2 Указания № 3210-У в части накопления наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег;
- п. 6 Указаний № 3073-У в части осуществления наличных расчетов в размере, превышающем 100 тысяч рублей.
Таким образом, в ходе проведения проверки установлено нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Данное правонарушение образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ.
Довод Товарищества о том, что Инспекцией не затребованы квитанции, подтверждающие внесение наличных денежных средств в банк на расчетный счет СНТ «Сигнал», в связи с чем они не учтены при проверке, не может быть признан обоснованным, т.к. в приложении к акту проверки отражен анализ операций по кассовой книге Товарищества, в котором зафиксированы отраженные на стр. 6 заявления операции по внесению на расчетный счет СНТ «Сигнал» денежных средств. Кроме того, факт сдачи денежных средств в банк подтверждается расходными кассовыми ордерами Товарищества согласно кассовой книге.
Факт нарушения Товариществом вышеуказанных положений законодательства подтверждается следующими материалами дела:
- актом проверки соблюдения порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций №4703/005 от 13.11.2019;
- приложением № 1 к акту проверки, являющимся неотъемлемой частью акта №4703/005 от 13.11.2019;
- кассовой книгой за период с 01.07.2019 по 05.10.2019;
- кассовыми документами (приходными кассовыми ордерами, расходными кассовыми ордерами) за период с 01.07.2019 по 05.10.2019.
- копией приказа от 01.01 2019 № 2 об установлении лимита наличных денежных средств в кассе на 2019 год с приложением расчета лимита и подтверждающих расчет кассовых документов;
- авансовыми отчетами за период с 01.07.2019 по 05.10.2019;
- актом СНТ «Сигнал» №1 от 06.07.2019;
- актом СНТ «Сигнал» №2 от 06.07.2019;
- протоколом опроса председателя СНТ «Сигнал» № б/н от 12.11.2019.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как разъяснено в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями. Товарищество не представило доказательств невозможности соблюдения требований законодательства, того, что им были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению для недопущения совершения правонарушения.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о доказанности материалами дела состава вменяемого Обществу административного правонарушения, и вины Товарищества в его совершении.
Довод Товарищества об истечении срока привлечения к административной ответственности подлежит отклонению в силу следующего.
Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее - Закон № 54-ФЗ) определено, что контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в том числе, за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, осуществляются налоговые органы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закон № 54-ФЗ при осуществлении контроля и надзора, указанных в пункте 1 настоящей статьи, налоговые органы проводят проверки полноты учета выручки в организациях.
Статья 4.5 КоАП РФ регулирует давность привлечения к административной ответственности.
Федеральным законом от 03.07.2016 № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» внесены изменения в часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ, в соответствии с которой постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года, со дня совершения административного правонарушения за нарушение законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники. Изменения вступили в силу с 15.07.2016.
Таким образом, учитывая, что правонарушение совершено в период с 06.07.2019 по 04.10.2019, а оспариваемое постановление вынесено 21.11.2019, годичный срок давности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, Инспекцией не пропущен.
Аналогичная правовая позиция поддержана Верховным Судом РФ в Определение от 9 августа 2018 г. по делу №305-АД18-7031, в Определение от 25 апреля 2019 г. По делу №305-ЭС19-915, отражена в постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 декабря 2019 г. по делу №А56-92982/2019, в постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05 декабря 2019 г. по делу №А56-70733/2019.
Также не усматривается оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания правонарушения малозначительным ввиду следующего.
Назначенное СНТ «Сигнал» административное наказание в минимальном размере, установленном санкцией ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ, в полной мере соответствует целям и социально-правовому назначению института наказания, основывается на данных, подтверждающих действительную необходимость его применения; является именно той мерой государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигает целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения им новых противоправных деяний; соразмерно содеянному; направлено на достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Каких-либо доказательств исключительности случая вмененного заявителю административного правонарушения при назначении наказания, а также обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного им правонарушения, СНТ «Сигнал» не представлено.
Статьёй 2.9 КоАП РФ установлено, что при малозначительности совершённого административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Пунктом 18.1 вышеназванного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предусмотрено, что при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о её неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учётом положений пункта 18 настоящего постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ, представляет угрозу охраняемым общественным отношениям независимо от наступления каких-либо негативных последствий.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается в пренебрежительном отношении Товарищества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, предусмотренных законодательством.
Исключительный характер случаев освобождения от административной ответственности обусловлен целями реализации задач законодательства об административных правонарушениях (общая и частная превенция).
У суда отсутствуют сведения, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, а также частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, позволяющие применить наказание в виде предупреждения.
Также не усматривается оснований для снижения размера штрафа в соответствии с положениями КоАП РФ, ввиду отсутствия исключительности обстоятельств дела.
С учетом требований ст. 4.1 - 4.3 КоАП РФ административное наказание назначено налоговым органом в минимальном размере санкции ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ.
По мнению суда, назначенное Товариществу наказание в виде штрафа в размере 40 000 руб. отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ
При этом в силу положений статьи 29.13 КоАП РФ представление о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению правонарушения выносится исключительно в случае привлечения лица к административной ответственности, а следовательно, представление следует судьбе постановления.
Согласно пункту 20.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» предусмотренные статьей 29.13 КоАП РФ представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ответственность за невыполнение которых установлена статьей 19.6 КоАП РФ), в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением по правилам, определенным параграфом 2 главы 25 АПК РФ.
В связи с этим представление от 21.11.2019 № 109 не подлежит признанию недействительным.
В связи с этим суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия.
Судья Гуляев С.Б.