ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-14140/12 от 04.10.2012 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

11 октября 2012 года Дело № А56-14140/2012

Резолютивная часть решения объявлена 04 октября 2012 года.

Полный текст решения изготовлен 11 октября 2012 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

председательствующего Баталовой Л.А.,

судей Галкиной Т.В., Захарова В.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Рудневой М.А,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску:

заявитель – Закрытое акционерное общество "Тепломагистраль"

заинтересованное лицо - Комитет по тарифам Санкт-Петербурга

третье лицо - ГУП "ТЭК СПб"

об оспаривании Распоряжение от 20.12.2011 №527-р

при участии

от заявителя – пред. ФИО1, доверенность от 19.03.2012 №19; пред. ФИО2, доверенность от 19.03.2012 №18;

от заинтересованного лица – пред. ФИО3, доверенность от 24.01.2012 №01-17-02/12-0-0; пред. ФИО4, доверенность от 24.01.2012 №01-17-03/12-0-0; пред. ФИО5, доверенность от 17.05.2012 №01-17-13/12-0-0;

от третьего лица – пред. ФИО6, доверенность от 22.05.2012 №151, пред. ФИО7, доверенность от 15.05.2012 №05/ЗГДПКВ/146; пред. ФИО8, доверенность от 14.02.2012 №48;

установил:

Закрытое акционерное общество «Тепломагистраль» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействующим распоряжения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга (далее – Комитет) от 20.12.2011 №527-р «Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии по сетям закрытого акционерного общества «Тепломагистраль» на территории Санкт-Петербурга на 2012 год» (далее – распоряжение № 527-р) как несоответствующего пункту 6 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – ФЗ № 190-ФЗ от 27.07.2010), пунктам 17, 20, 32, 33 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2004 №109 (далее – Основы ценообразования), и обязании Комитета при установлении тарифов на передачу тепловой энергии на 2012 год в составе экономически обоснованной годовой величины необходимой валовой выручки Общества от деятельности по передаче тепловой энергии учесть расходы по возврату заемных средств в размере 459 373 110 руб. (55 000 000,00 + 1 706 000, 00 руб. + 402 667 110, 00) и установить прибыль в размере 127 846 584 руб. (1 500 000,00 + 150 000,00 + 104 888 820 руб. + 21 307 764,00 + 2 904 620,00) (л.д. 131, т. 3).

Определением от 17.05.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Государственное унитарное предприятие «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга» (далее – ГУП «ТЭК СПб»).

Решением от 29.05.2012 удовлетворено ходатайство ГУП «ТЭК СПб» о вступлении в дело в качестве третьего лица с самостоятельными требованиями на предмет спора, который просит признать недействующим Распоряжение от 20.12.2011 №527-р «Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии по сетям закрытого акционерного общества «Тепломагистраль» на территории Санкт-Петербурга на 2012 год» и обязать Комитет при установлении Обществу тарифа на 2012 год не учитывать как экономически обоснованные расходы на капитальные вложения в размере 431 489 тыс. руб., модернизацию теплообменной станции в размере 129 118, 13 тыс. руб., выплату дивидендов акционерам Общества в размере 104 888, 82 тыс. руб.

ЗАО «Тепломагистраль» заявлением от 02.10.2012 №268 отказалось от заявленного требования полностью и просило производство по делу прекратить.

Ходатайство ЗАО «Тепломагистраль» удовлетворено и в отношении его требований производство по делу прекращено.

В соответствии с положениями п. 8 ст. 194 АПК РФ отказ заявителя от своего требования не препятствует рассмотрению арбитражным судом требований по-существу.

ГУП «ТЭК СПб» поддержал требования о признании Распоряжения Комитета №527-р от 20.12.20011 недействующим и просил выделить в отдельное производство свои требования об обязании Комитета не учитывать в составе расходов при установлении тарифа на тепловую энергию на 2012 год расходы ЗАО «Тепломагистраль» на капитальные вложения в размере 431 489 тыс. руб., модернизацию теплообменной станции в размере 129 118, 13 тыс. руб. и выплату дивидендов акционерам Общества в размере 104 888, 82 тыс. руб.

Дело рассмотрено в порядке, установленном статьями 194-195 АПК РФ.

ЗАО «Тепломагистраль» осуществляет передачу вырабатываемой филиалом «Северо-Западная ТЭЦ» ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» тепловой энергии по тепломагистрали протяженностью 11,345 км., находящейся в собственности Общества, до принадлежащей ему же теплообменной станции, расположенной в здании Приморской котельной ГУП «ТЭК СПб». Через теплообменную станцию происходит передача тепловой энергии покупателю. В качестве покупателя вырабатываемой филиалом «Северо-Западная ТЭЦ» тепловой энергии выступает ГУП «ТЭК СПб», а Заявитель оказывает последнему услуги по передаче приобретенной тепловой энергии по тепломагистрали до Приморской котельной по договору от 30.10.2006 №ТТЭ-01.

Строительство тепломагистрали было осуществлено в соответствии с «Соглашением о сотрудничестве между г. Санкт-Петербургом, РАО «ЕЭС России» и ОАО «Внешторгбанк» в сфере реализации проекта теплоснабжения Северо-Западной части Санкт-Петербурга» от 24.04.2004 и Финансово-экономическим обоснованием проекта строительства тепловой магистрали от ОАО «Северо-Западная ТЭЦ» РАО «ЕЭС России» к Приморской котельной ГУП «ТЭК СПб».

Общество представило 13.05.2011 в Комитет материалы для установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии от филиала «Северо-Западная ТЭЦ» ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» до Приморской котельной ГАП «ТЭК СПб» на 2012 год, в том числе отчет ООО «МИЭЦ Энерго» ЭО.22/02-001. Расчетный размер тарифа, представленный на рассмотрение Комитета, составлял 474 601, 53 руб./Гкал/час/месяц.

Комитет провел экспертизу «по определению экономически обоснованных составляющих формирующих тарифы на тепловую энергию, поставляемую ЗАО «Тепломагистраль» потребителям на территории Санкт-Петербурга на 2012 год» ( л.д. 150-182, т. 3).

На основании представленных материалов Комитет по тарифам Санкт-Петербурга провел заседание Правления, по результатам которого были установлены тарифы и принято оспариваемое Решение, что отражено в Протоколе заседания Правления от 20.12.20111 №1127 с приложениями (л.д. 63-70, т.3).

Распоряжением № 527-р установлены тарифы на услуги по передаче тепловой энергии по сетям Общества в размере 158 059, 94 руб./Гкал/час/месяц на период с 01.01.2012 по 31.08.2012 и в размере 150 391, 52 руб./Гкал/час/месяц на период с 01.09.2012 по 31.12.2012.

Распоряжение № 527-р опубликовано 20.12.2011 в Вестнике Комитета по тарифам СПб, спец. выпуск № 3.

Разногласия по установлению размера тарифа на 2012 год между Комитетом и ЗАО «Тепломагистраль» были переданы на рассмотрение в Федеральную Службу по тарифам (ФСТ России), которая отказала в пересмотре размера установленных на 2012 год тарифов, что подтверждается Протоколами № СБ-14 от 15.02.2012, № 13-э/2 от 20.03.2012 и Приказом ФТС России от 20.03.2012 № 35-э/2 (л.д. 56-62, 120-122, т. 3).

При принятии Комитетом Решения об установлении тарифа и при рассмотрении ФСТ разногласий между ЗАО «Тепломагистраль» и Комитетом все доводы по каждому элементу, учитываемому при расчете тарифа, были проанализированы, а отказ включения в расходы спорных сумм мотивирован.

Изложенные обстоятельства доказывают, что процедура установления тарифов соблюдена, то есть тарифы установлены после осуществления всех этапов формирования и анализа затрат, учитываемых в цене услуг по передаче тепловой энергии.

В статье 10 «Сущность и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность)» Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» в качестве одного из основных критериев государственного регулирования цен указано, что «Срок действия установленных тарифов на тепловую энергию (мощность) и (или) их предельных (минимального и максимального) уровней, тарифов на теплоноситель не может быть менее чем один финансовый год, если иное не установлено федеральными законами, решениями Правительства Российской Федерации» (ч. 2 ст. 10 ФЗ № 190-ФЗ).

Виды тарифов в сфере теплоснабжения, подлежащие регулированию определены ч. 1 ст. 8 ФЗ №190-ФЗ ст. 27.07.2010. Перечень является исчерпывающим, в него включаются и тарифы на услуги по передаче тепловой энергии (п. 6 ч. 1 ст. 8 ФЗ №190-ФЗ). Нормы ст. 10 этого Закона распространяются на все виды тарифов, что следует из положений ст.ст. 7, 8, 10 ФЗ № 190-ФЗ от 27.07.2010. Следовательно и тарифы на услуги по передаче теплоэнергии должны устанавливаться на срок не менее одного года. Требование признать недействующим тариф до истечения годичного срока его действия противоречит требованиям упомянутых норм Федерального Закона.

Положениями ст. 10 ФЗ № 190 – ФЗ от 27.07.2010 меньшие сроки действия тарифов не предусмотрены, а возможность их изменения в течение финансового года допускается только в исключительных случаях изменения предельных уровней тарифов федеральным органом власти и в порядок, установленном Законом (ч. 6 ст. 10 ФЗ №190- ФЗ).

Таким образом, нормативное регулирование определяет порядок установления тарифов, способ разрешения разногласий по размеру установленных государством тарифов, сроки их действия и порядок изменения в пределах этого срока.

Оспариваемые тарифы установлены в соответствии с порядком регламентированным Федеральным законом, срок их действия определен, и законных оснований для изменения их размера не имеется.

Кроме того, оспариваемым Распоряжением установлены разные тарифы по времени их действия: 158 059,94 руб./Гкал/час/месяц с 01.01.2012 по 31.08.2012 и в размере 150 391,52 руб./Гкал/час/месяц на период с 01.09.2012 по 31.12.2012.

Положениями п. 5 ст. 195 АПК РФ установлено, что положения нормативного правового акта, признанного судом недействующим не подлежат применению с момента вступления в законную силу Решения суда и должны быть приведены органом, принявшим оспариваемый акт в соответствии с законом, имеющим большую юридическую силу.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 6 Информационного письма от 13.08.2004 №80 указал, что: «Если до вынесения арбитражным судом решения по заявлению об оспаривании нормативного правового акта этот акт в установленном порядке отменен или действие его прекратилось, дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, так как предмет спора в данном случае перестал существовать. Поэтому производство по делу об оспаривании такого акта подлежит прекращению» (пункт 1 части 1 ст. 150 АПК РФ).

Следовательно, Распоряжение в отношении тарифов, установленных на срок с 01.01.2012 по 31.08.2012, не могло быть признано недействующим; при удовлетворении требования, тарифы не применяются только после вступления Решения в законную силу, то есть, по настоящему делу, не ранее ноября 2012, а новый тариф, который должен быть принят Комитетом, не может быть введен с учетом соблюдения процедур ранее декабря 2012 года и будет действовать только до 31.12.2012.

Такой результат не обеспечивает интересы участников правоотношений, в том числе связанных с обеспечением тепловой энергии потребителей, и дестабилизирует сложившиеся отношения.

Основания для признания Распоряжения от 20.12.2011 №527-р «Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии по сетям закрытого акционерного общества «Тепломагистраль» на территории Санкт-Петербурга на 2012 год» недействующим отсутствуют.

При отсутствии оснований признания недействующим оспариваемого Распоряжения от 20.12.2011 №527-р не подлежат удовлетворению требования ГУП «ТЭК СПб», так как доводы Предприятия не опровергают выводов о соответствии оспариваемого акта требованиям ФЗ «О теплоснабжении» от 27.07.2010 № 190 – ФЗ.

Ходатайство Предприятия о выделении в отдельное производство требований об обязании Комитета по тарифам Санкт-Петербурга при установлении ЗАО «Тепломагистраль» тарифа на передачу тепловой энергии на 2012 год не учитывать в составе экономически обоснованных расходов расходы на капитальные вложения в размере 431 489 тыс. руб., модернизацию теплообменной станции в размере 129 118, 13 тыс. руб., выплату дивидендов акционерам Общества в размере 104 888, 82 тыс. руб. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

- обязание органа привести признанный недействующим нормативный акт в соответствии с актом, имеющим большую юридическую силу (п. 5 ст. 195 АПК РФ), в том числе при оспаривании размера тарифа и путем исключения из расчета тарифа части составляющих его размера, является следствием признания оспариваемого акта недействительным, отказ в признании акта недействующим влечет отказ и в требовании об обязании изменить этот тариф;

- ГУП «ТЭК СПб» не является заявителем (истцом) по делу (ст. 50 АПК РФ), и поэтому его требования не попадают под действие п. 3 ст. 130 АПК РФ, предполагающих разъединение требований истцов (заявителей);

- дополнительные требования не оплачены госпошлиной в качестве самостоятельных;

- заявленные требования не подтверждены доказательствами (ст.ст.125,126 АПК РФ): в перечне расходов, учтенных Комитетом при формировании тарифа, отсутствуют расходы на капитальные вложения, модернизацию теплообменной станции и на дивиденды акционерам ЗАО «Тепломагистраль» в суммах, указанных ГУП «ТЭК СПб» (л.д.63-67, 150-182, т. 3).

Руководствуясь статьями 50, 130, 176, 194, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать Распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 20.12.2011 №527-р «Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии по сетям закрытого акционерного общества «Тепломагистраль» на территории Санкт-Петербурга на 2012 год» соответствующим пункту 6 статьи 3 Федерального закона «О теплоснабжении», пунктам 17, 20, 32, 33 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2004 №109.

Принять отказ ЗАО «Тепломагистраль» от заявленных требований.

Прекратить производство по делу в отношении требования ЗАО «Тепломагистраль» об обязании Комитета при установлении тарифов учесть расходы по возврату заемных средств и установить размер прибыли.

Выдать ЗАО «Тепломагистраль» справку на возврат излишне уплаченной государственной пошлины в сумме 6000 руб. 00 коп., уплаченной платежным поручением № 229 от 16.03.2012.

Отказать ГУП «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга» в удовлетворении остальных требований и в выделении его требований в отдельное производство.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение месяца со дня принятия решения.

Председательствующий Л.А. Баталова

Судьи В.В. Захаров

Т.В. Галкина