Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
19 мая 2020 года Дело № А56-15041/2020
Резолютивная часть решения объявлена мая 2020 года .
Полный текст решения изготовлен мая 2020 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Захаров В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Жуковой О.С.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
заявитель: федеральное государственное унитарное предприятие «Торговый дом «Кремлевский» управления делами президента Российской Федерации»
заинтересованное лицо: Санкт-петербургская таможня
о признании незаконным и отмен постановления от 28.01.2020 по делу об административном правонарушении № 10216000-5423/2019
при участии
от заявителя: ФИО1- доверенность от 12.05.2020 № 44-Д
от заинтересованного лица: ФИО2 – доверенность от 27.12.2019
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие «Торговый дом «Кремлевский»управления делами президента Российской Федерации» (далее – заявитель, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Санкт-Петербургской таможни (далее – заинтересованное лицо, таможенный орган) от 28.01.2020 №10216000-5423/2019, о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Определением от 27.02.2020 заявление принято к производству для рассмотрения в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со ст.228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Ответчику предложено представить отзыв на заявленные требования. Лицам, участвующим в деле, предложено представить доказательства в обоснование своих доводов.
24.03.2020 в арбитражный суд от заинтересованного лица поступил отзыв на заявление, в котором таможня возражает против удовлетворения заявления, и ходатайствует о рассмотрении дела по общим правилам административного производства.
В ходе рассмотрения дела в порядке упрощенного производства суд пришел к выводу о том, что имеется основание для рассмотрения дела по общим правилам искового производства, предусмотренное частью 5 статьи 227 АПК РФ, а именно: в связи с необходимостью выяснения дополнительных обстоятельств и исследования дополнительных доказательств.
Определением от 20.04.2020 арбитражный суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства в порядке ч. 5 ст. 227 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, извещены в порядке статей 121, 123 АПК РФ о принятии заявления к производству и возбуждении производства по делу. Документы размещены на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Стороны обеспечили явку представителей в судебное заседание.
Участвующие в деле лица заявили, что ими представлены все доказательства, необходимые для выяснения обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела и принятия решения.
Заявитель поддержал заявленные требования. Таможенный орган возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.
Суд, в порядке ст. 137 АПК РФ, признал дело подготовленным к судебному разбирательству и в отсутствие возражений сторон перешел к рассмотрению дела по существу.
Рассмотрев материалы дела, оценив доводы заявителя, относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст.71 АПК РФ, арбитражным судом установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела,21.10.2019 в 12 час. 29 мин. (мск) в отдел таможенного оформления и таможенного контроля Санкт-Петербургского таможенного поста (Центр таможенного декларирования) Санкт-Петербургской таможни таможенным представителем ФГУП «ТОРГОВЫЙ ДОМ «КРЕМЛЕВСКИЙ» (свидетельство о включении в Реестр таможенных представителей № 0313/04 от 04.06.2019), на основании договора № ТДК(4)-5/ТО от 02.08.2013, таможенного представителя с декларантом АО «УПОНОР РУС», в лице специалиста по ТО ФИО3, действующей на основании доверенности № 160-Д от 20.12.2018 подана посредством электронного декларирования декларация на товары № 10210200/211019/0175559 (далее - ДТ) для помещения под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления» на 1 товар.
Товар фактически поступил на Янинский таможенный пост Санкт-Петербургской таможни по следующим транспортным и коммерческим документам: транзитная декларация № 10218030/201019/0020057, CMR № 048 от 17.10.2019, инвойс № 181004048 от 16.10.2019, на основании контракта № 01/16/G от 01.01.2016, на транспортном средстве гос. peг. знак 146BCF / 203GG. Страна отправления - Эстония.
В соответствии с Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 (в редакции решения ЕАЭС от 26.04.2012 № 39 «О внесении изменений и дополнений) в графе 54 ДТ указывается лицо, заполнившее декларацию на товары.
Под номером 1 - номер документа, свидетельствующего о включении лица в Реестр таможенных представителей, если декларирование товаров производится таможенным представителем, а также - дата и номер договора таможенного представителя с декларантом.
Дополнительно к указанным сведениям, под номером 1 указывается идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и через знак разделителя 7" код причины постановки на учет (КПП) таможенного представителя, при этом, если от имени таможенного представителя выступает его обособленное подразделение, проставляется КПП, присвоенный по месту нахождения обособленного подразделения.
Под номером 2 - фамилия, имя, отчество физического лица, составившего ДТ, номер и дата выдачи документа, удостоверяющего его личность (а также наименование такого документа для Российской Федерации), занимаемая должность в штате декларанта или таможенного представителя и номер контактного телефона.
Под номером 3 указываются сведения о документе, удостоверяющем полномочия лица, составившего ДТ: - номер и дата документа, удостоверяющего полномочия руководителя декларанта или таможенного представителя, если ДТ заполнена руководителем указанного лица; - номер и дата выдачи доверенности на совершение действий от имени декларанта или таможенного представителя, а также срок действия доверенности (если такой срок установлен), если ДТ заполняется работником декларанта или таможенного представителя.
Согласно информации из программного средства КПС «АИСТ-М» в графе 54 рассматриваемой ДТ под номером 1 указано свидетельство о включении ФГУП «ТОРГОВЫЙ ДОМ «КРЕМЛЕВСКИЙ» в Реестр таможенных представителей 0313/04 от 04.06.2019, договор таможенного представителя с декларантом № ТДК(4)-5/ТО от 02.08.2013, ИНН:<***>, КПП:771501001.
Вместе с тем, в рамках осуществления документального таможенного контроля согласно электронному виду декларации (TBRED Лицензии таможенных представителей) обнаружено:
Дата Действие свидетельства
24.02.2011 Начало осуществления деятельности в качестве таможенного представителя (1й день действия)
17.10.2019 Окончание деятельности в качестве таможенного представителя (последний день действия)
18.10.2019 Исключение из реестра таможенных представителей
Таким образом, в данном случае рассматриваемая ДТ №10210200/2111019/0175559 подана в таможенный орган ФГУП «ТОРГОВЫЙ ДОМ «КРЕМЛЕВСКИЙ», с истекшим сроком действия Свидетельства о включении Реестр таможенных представителей, соответственно на дату подачи декларации ФГУП «ТОРГОВЫЙ ДОМ «КРЕМЛЕВСКИЙ» отсутствовал в Реестре таможенных представителей.
Согласно письму ФТС России от 21.10.2019 № 05-35/64680 «Об исключении из реестра таможенных представителей» представленному ФГУП «ТОРГОВЫЙ ДОМ «КРЕМЛЕВСКИЙ» в материалы проверки ФГУП «ТОРГОВЫЙ ДОМ «КРЕМЛЕВСКИЙ» исключено из реестра таможенных представителей 18.10.2019 в связи с неисполнением обязанности таможенного представителя по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 403 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, частей 1 и 2, пункта 1 части 10 статьи 344, статьи 345 Федерального закона от 03 августа 2018 г. № 289 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Таким образом, 21.10.2019 ФГУП «ТОРГОВЫЙ ДОМ «КРЕМЛЕВСКИЙ» совершало таможенные операции по ДТ №10210200/211019/0175559 от имени декларанта, находясь в статусе исключенным из реестра таможенных представителей.
Вышеуказанные факты послужили основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ФГУП «ТОРГОВЫЙ ДОМ «КРЕМЛЕВСКИЙ».
17.12.2019 составлен протокол по делу об АП № 10210000-5423/2019, 28.01.2019 вынесено постановление о привлечении ФГУП «ТОРГОВЫЙ ДОМ «КРЕМЛЕВСКИЙ» к административной ответственности по части 1 статьи 16.23 КоАП РФ и Обществу назначено наказание в виде административного штрафа, в размере 10000 рублей.
28 января 2019 года должностным лицом административного органа вынесено постановление №10210000-5423/2019 по делу об административном правонарушении, которым ФГУП «ТОРГОВЫЙ ДОМ «КРЕМЛЕВСКИЙ» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьей 16.23 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным административным органом постановлением по делу об административном правонарушении, заявитель обратился в арбитражный суд.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
К обстоятельствам, подлежащим выяснению (доказыванию) по делу об административном правонарушении, отнесены наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно ч. 1 ст. 16.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за совершение таможенных операций от имени декларанта или других заинтересованных лиц лицом, не включенным в реестр таможенных представителей, либо включенным в указанный реестр на основании недействительных документов, либо исключенным из него, за исключением случаев, если обязанность по совершению таможенных операций возникла до исключения таможенного представителя из указанного реестра либо если таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле предоставлено право на совершение таможенных операций без требования о включении лица в реестр таможенных представителей, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Характеризуя состав административного правонарушения, следует указать, что объектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.23 КоАП РФ, является установленный порядок совершения таможенных операций в области таможенного дела.
Согласно пункту 2 статьи 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), таможенное декларирование товаров осуществляется декларантом либо таможенным представителем.
В соответствие с частью 1 статьи 346 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» таможенным представителем является российское юридическое лицо, включенное в реестр таможенных представителей.
В соответствие со статьей 397 ТК ЕАЭС деятельностью в сфере таможенного дела является деятельность лиц государств-членов, связанная с оказанием услуг в качестве таможенных представителей, таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов, владельцев свободных складов и владельцев магазинов беспошлинной торговли, контролируемая таможенными органами и регулируемая ТК ЕАЭС. Деятельность в сфере таможенного дела вправе осуществлять юридические лица, созданные в соответствии с законодательством государств-членов и включенные таможенным органом соответственно в реестр таможенных представителей, реестр таможенных перевозчиков, реестр владельцев складов временного хранения, реестр владельцев таможенных складов, реестр владельцев свободных складов, реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли.
В соответствии с частью 1 статьи 401 ТК ЕАЭС таможенный представитель совершает от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенные операции на территории государства-члена, таможенным органом которого он включен в реестр таможенных представителей, в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования.
Санкция части 1 статьи 16.23 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за совершение таможенных операций от имени декларанта или других заинтересованных лиц лицом, не включенным в Реестр таможенных представителей. Субъектом данного административного правонарушения является любое лицо, незаконно осуществляющее деятельность в области таможенного дела, в том числе подающее таможенную декларацию от имени декларанта. Объективная сторона административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.23 КоАП РФ, выражается в нарушении установленного ТК ЕАЭС запрета на осуществление деятельности в области таможенного дела лицами, не включенными в Реестр таможенных представителей.
Таким образом, субъектом, подлежащим ответственности является ФГУП «ТОРГОВЫЙ ДОМ «КРЕМЛЕВСКИЙ», которое в нарушение указанных выше правил, представило в таможенный орган на основании Свидетельства о включении в Реестр таможенных представителей от 04.06.2019 № 0313/04 декларацию на товары, будучи не включенным в Реестр таможенных представителей.
Несоблюдение требований международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, несут ответственность, за которое предусмотрена ч.1 ст. 16.23 КоАП России, что подтверждается материалами дела об административном правонарушении № 10210000-5423/2019.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о принятии Предприятием необходимых и достаточных мер по соблюдению законодательства, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии вины во вмененном ему правонарушении.
В рассматриваемом случае суд считает, что таможней представлены надлежащие, исчерпывающие и применительно к статье 68 АПК РФ допустимые доказательства, свидетельствующие о наличии в действиях Общества вмененного состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ.
Таким образом, таможня пришла к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Судом не установлено существенных нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности, оспариваемое постановление вынесено таможенным органом в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Вместе с тем, суд посчитал возможным применить в рассматриваемом случае положения статьи 2.9 КоАП РФ, в соответствии с которой при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В силу абзаца 2 пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 Постановления Пленума № 10 от 02.06.2004 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимого исходить из конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Малозначительным административным правонарушением признается действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения (объекта посягательства, формы вины) и роли правонарушителя, способа его совершения, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния (наличии либо отсутствии каких-либо опасных угроз для личности, общества или государства). При отсутствии таких угроз и в случае, как правило, совершения действия (бездействия) без прямого умысла административный орган может освободить лицо от административной ответственности.
В рассматриваемом случае административное правонарушение, совершенное Предприятием, не несет в себе угрозы причинения существенного вреда общественным правоотношениям.
Таким образом, при формальном наличии признаков состава правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.16.23 КоАП РФ, обстоятельства совершенного Предприятием правонарушения не содержат угрозы охраняемым общественным отношениям.
Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 № 11-П, санкции штрафного характера должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, оценив конкретные обстоятельства дела и характер общественной опасности совершенного Предприятием административного правонарушения, суд пришел к выводу об отсутствии в данном случае существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и о возможности в данном случае применить положения статьи 2.9 КоАП РФ ввиду малозначительности совершенного правонарушения.
Согласно пункту 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №10 от 02.06.2004 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дела об административных правонарушениях», если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании этого постановления незаконным и о его отмене.
Учитывая изложенное, постановление Санкт-Петербургской таможни от 28.01.2020 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10210000-5423/2019 подлежит признанию незаконным и отмене.
Руководствуясь статьями 167-171, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Признать незаконным и отменить постановление Санкт-Петербургской таможни от 28.01.2020 № 10210000-5423/2019.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия.
Судья Захаров В.В.