Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
15 сентября 2020 года Дело № А56-15301/2020
Резолютивная часть решения объявлена сентября 2020 года . Полный текст решения изготовлен сентября 2020 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Анисимовой О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Цыбиной О.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель: общество с ограниченной ответственностью «Баскен»,
заинтересованное лицо: Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга,
о признании незаконным и отмене постановлении от 16.12.2019 по делу №2347/2019
при участии
от заявителя: извещен, представитель не явился,
от заинтересованного лица: ФИО1 на основании доверенности от 13.08.2020,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Баскен» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга (далее – заинтересованное лицо, Комитет) от 16.12.2019 по делу №2347/2019.
Общество, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не направило в судебное заседание своего представителя. Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, частью 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в его отсутствие.
Представитель Комитета в судебном заседании против удовлетворения заявления возражал, полагая оспариваемое постановление законным и обоснованным.
Исследовав представленные доказательства, выслушав доводы представителя заинтересованного лица в судебном заседании, суд установил следующее.
Как установлено пунктами 1.1, 1.2 Положения о Комитете по контролю за имуществом Санкт-Петербурга, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.03.2016 №207, Комитет является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга и проводит государственную политику в сфере контроля за использованием и сохранностью государственного имущества Санкт-Петербурга (за исключением объектов жилищного фонда), обеспечения проведения инвентаризации объектов нежилого фонда, а также в сфере земельных отношений в части, касающейся обеспечения проведения инвентаризации земель и инвентаризации территорий зеленых насаждений общего пользования в Санкт-Петербурге, осуществления земельного контроля в Санкт-Петербурге, выявления и предотвращения деятельности по самовольному строительству на территории Санкт-Петербурга, а также демонтажа самовольных построек на территории Санкт-Петербурга, и координирует деятельность исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в указанных сферах.
Согласно подпункта 3 пункта 1 статьи 51 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 №273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» Комитет в пределах своих полномочий рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных в пункте 1 статьи 16 (за исключением размещения (установки) элементов благоустройства, на установку и размещение которых требуется получение ордера, выданного уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга).
В соответствии с пунктом 3.2 Положения о Комитете, для выполнения предусмотренных Положением задач Комитет осуществляет мониторинг использования объектов нежилого фонда, а также земельных участков, для этих целей проводит обследования объектов мониторинга, сбор и систематизацию сведений о целевом использовании таких объектов, об их пользователях, о соблюдении установленных действующим законодательством требований безопасности при их использовании для подготовки информации Губернатору Санкт-Петербурга.
На основании приказа Комитета от 21.10.2019 № 10810-по «О проведении обследования земельного участка по адресу: Санкт-Петербург вблизи дома 118 по Октябрьской набережной» сотрудниками Комитета проведено обследование земельного участка, расположенного по указанному в приказе адресу.
В ходе обследования установлено, что западнее дома 118, корпус 1, литера Б по Октябрьской набережной размещен нестационарный торговый объект - разноэтажный павильон площадью 400 кв.м (далее - Объект 1).
Объект 1 огражден металлическим забором протяженностью 104 п.м. (далее - Объект 2).
Северо-восточнее от Объекта 1 размещены: сооружение, навес, столы и стулья, используемые под сезонный объект общественного питания (далее - Объекты 3).
Объект 1 размещен на следующих земельных участках:
-на земельном участке площадью 173 кв.м по адресу: Санкт-Петербург, Октябрьская набережная, участок 106 (западнее дома 118, корпус 1, литера Б), с видом разрешенного использования: «для размещения объектов общественного питания», с кадастровым номером 78:12:0006357:1010, из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, включенном в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденную распоряжением Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга от 20.10.2017 № 5371-р (далее - Участок 1);
-на земельном участке площадью 227 кв.м по адресу: Санкт-Петербург, Октябрьская набережная, участок 108 (западнее дома 118, корпус 1, литера Б), с видом разрешенного использования: «для размещения объектов общественного питания», с кадастровым номером 78:12:0006357:1015, из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, включенном в схему размещения нестационарных торговых объектов (далее - Участок 2);
-на земельном участке площадью 227 кв.м по адресу: Санкт-Петербург, Октябрьская наб., д. 118, корп. 1, лит. Б, не сформированном в установленном порядке, входящем в состав земель, государственная собственность на которые не разграничена, включенном в схему размещения нестационарных торговых объектов (далее - Участок 3). Участок 3 накладывается на Участок 1 и Участок 2.
Объект 2 размещен на земельном участке площадью 24747 кв.м по адресу: Санкт-Петербург, муниципальный округ Народный, Русановская улица, участок 10, (восточнее пересечения с Октябрьской набережной), с видом разрешенного использования: «Автомобильный транспорт», кадастровый номер 78:12:0000000:3241, реестровый номер 0025К300115125 (далее - Участок 4).
Объекты 3 размещены на Участке 3.
Объект 1, Объект 2 и Объекты 3 соответствуют критериям, установленным Приложением № 2 к Правилам благоустройства Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 № 961 (Объект 1 - п. 2.7.2.3; Объект 2 - п. 2.1; Объекты 3 - п. 2.7.2.4).
Объект 1 соответствует критериям, установленным пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
Объект 1 не соответствует предельным параметрам, установленным пунктом 2.10 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2010 № 1830 «О Порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством».
На момент обследования Объект 1 разделен на две секции. Секция № 1 используется под размещение продуктового магазина, точки общественного питания «шаверма», игрового аппарата.
Секция № 2 используется под размещение кафе. В Секции № 2 размещена лестница, ведущая на второй этаж, используемый под организацию посадочных мест для клиентов кафе. В Секции № 2 осуществляется продажа алкогольных напитков: водка, виски, коньяк.
На момент проведения обследования хозяйственная деятельность на Объекте 1, Объекте 2 и Объектах 3 осуществлялась ООО «Баскен» (ИНН <***>).
В соответствии с информационной базой Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее - КИО) ИТС «Аренда» в отношении Участка 1 заключен договор аренды земельного участка от 30.12.2004 № 13/ЗК-03723 с Обществом под размещение временного павильона - кафе сроком действия по 24.02.2020 (далее - Договор 1).
В соответствии с базой данных КИО ИТС «Кадастр - 2» и Региональной геоинформационной системой Санкт-Петербурга (РГИС) в отношении Участка 2 и Участка 3 заключен договор аренды земельного участка от 12.12.2013 № 13/ЗК-05423. Участок 4 договорными отношениями с КИО не обременен.
В соответствии с базой данных КИО ИТС «Аренда» договор аренды земельного участка от 12.12.2013 № 13/ЗК-05423 заключен с Обществом под размещение сооружения в виде натяжных на сборном каркасе тентов для размещения сезонного объекта питания, в том числе с выносными столиками, дли размещения летних кафе (далее - Договор 2). В соответствии с пунктом 6.1 данного договора, Договор 2 действует в режиме неопределенного срока.
Однако, согласно пункту 1.1 Договора 2, арендатор принимает и использует на условиях аренды земельный участок - Зона 8, кадастровый номер № 78:12:6357:015, находящийся по адресу: Санкт-Петербург, Октябрьская набережная, участок 108 (западнее дома 118, корпус 1, литера Б), площадью 227 кв.м (Участок 2). В дополнение к Договору 2 заключено дополнительное соглашение от 12.05.2014 № 13/ЗК-05423/1 (далее - Дополнительное соглашение). Согласно пункту 1.1 Дополнительного соглашения арендатор принимает и использует на условиях аренды Участок 2.
Таким образом, в ходе осмотра выявлены следующие нарушения:
- выявлены признаки самовольного размещения Объекта 2;
- выявлены признаки нарушения условий Договора 1 в части реализации алкогольной продукции в случаях, не предусмотренных правовыми актами Санкт-Петербурга и законодательством Российской Федерации (пункт 6.3.11 Договора 1);
-выявлены признаки нарушения условий Договора 2 в части размещения на земельном участке игровых столов, игровых автоматов, касс тотализаторов и т.д. (пункт 4.5 Договора 2);
- выявлены признаки нарушения Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2010 № 1830 «О Порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством» в части этажности Объекта 1, размещенного на Участках 1, 2 и 3;
-выявлены признаки использования пользователем Участка 3 в отсутствие законных оснований;
-выявлены признаки наложения Схемы (Участок 3) на Участок 1 и Участок 2.
По результатам обследования Комитетом составлен акт обследования земельного участка от 21.10.2019 с применением фотофиксации и лазерного дальномера с указанием данных о заводском номере, вышеуказанные обстоятельства отражены в акте.
Общество извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении 05.12.2019 14.00 час. телеграммой 03.12.2019.
По факту выявленного самовольного размещения Обществом элемента благоустройства, а именно: западнее дома 118, корпус 1, литера Б по Октябрьской набережной размещение металлического ограждения на земельном участке с кадастровым номером 78:12:0000000:3241 площадью 24747 кв.м по адресу: Санкт-Петербург, муниципальный округ Народный, Русановская улица, участок 10, (восточнее пересечения с Октябрьской набережной), не обремененном договорными отношениями с Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга, прилегающем к земельному участку площадью 227 кв.м с кадастровым номером 78:12:006357:1015 по адресу: Санкт-Петербург, Октябрьская набережная, участок 108 (западнее дома 118, корпус 1, литера Б), без оформленных в установленном порядке документов, 05.12.2019 Комитетом в отношении Общества в присутствии его представителя ФИО2о, действующего по доверенности от 17.01.2018, составлен протокол от 05.12.2019 №636/С/2019 об административном правонарушении, предусмотренном пунктом 1 статьи 16 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 №273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» (далее - Закон №273-70).
Постановлением Комитета от 16.12.2019 № 2347/2019, вынесенным в присутствии защитника Общества ФИО2, Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 16 Закона №273-70, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Общество не согласилось с вынесенным постановлением и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, в котором вину в совершении административного правонарушения не признало, указывало на то, что Общество правонарушения не допускало.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона №273-70 самовольное размещение (установка) элемента благоустройства, за исключением административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена в статьях 16-1, 18, 29-1 и 37 настоящего Закона Санкт-Петербурга, а также Кодексом, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 2 Закона №273-70 элементом благоустройства является декоративное, техническое, планировочное, конструктивное устройство, растительный компонент, различные виды оборудования и оформления, покрытие, малая архитектурная форма, некапитальный объект, наружная реклама и информация, которые размещаются на объектах благоустройства.
Требования, определяющие порядок размещения элементов благоустройства в Санкт-Петербурге установлены «Правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга и о внесении изменений в некоторые Постановления Правительства Санкт-Петербурга», утвержденными Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 №961 (далее – Правила №961).
В силу пунктов 2.1 Приложения № 2 к Правилам №961 к элементам благоустройства относятся устройства декоративные, технические, конструктивные, в том числе: ограждения, включая ограждения декоративные, ограждения газонные, ограждения технические, разграничительные барьеры, шлагбаумы, парапеты, полусферы, надолбы, приствольные решетки, индивидуальные ограждающие конструкции парковочных мест, парковочные столбики.
Согласно пункту 27.4 Приложения № 5 к Правилам № 961 документами, являющимися основанием для размещения элемента благоустройства, являются документы о правах на земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, в том числе подтверждающие право использования земельного участка (договор аренды земельного участка, договор на размещение НТО, разрешение на использование земельного участка и др.), а также иные документы, подтверждающие правомерность использования земельного участка.
Размещение элементов благоустройства в отсутствие документов, предусмотренных пунктом 27.4 Приложения № 5, является самовольным в силу положений пункта 2.4.3 приложения №4 к Правилам №961.
Согласно пункту 27.3 Приложения №5 к Правилам №961 самовольная установка (размещение) элементов благоустройства на территории Санкт-Петербурга запрещена.
Представленными доказательствами подтверждается наличие события административного правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 16 Закона №273-70.
Так из материалов дела следует, что деятельность в торговом павильоне, расположенном, в том числе, на земельном участке площадью 227 кв.м по адресу: Санкт-Петербург, Октябрьская набережная, участок 108 (западнее дома 118, корпус 1, литера Б), с кадастровым номером 78:12:0006357:1015, осуществляется Обществом.
Из акта обследования от 21.10.2019, схем участка, фотографий к акту следует, что металлический забор протяженностью 104 п.м. расположен на земельном участке площадью 24747 кв.м по адресу: Санкт-Петербург, муниципальный округ Народный, Русановская улица, участок 10 (восточнее пересечения с Октябрьской набережной).
Данный металлический забор протяженностью 104 п.м, как следует из акта, схем, фотографий, ограничивает доступ на земельный участок площадью 173 кв.м по адресу: Санкт-Петербург, Октябрьская набережная, участок 106 (западнее дома 118, корпус 1, литера Б), с видом разрешенного использования: «для размещения объектов общественного питания», с кадастровым номером 78:12:0006357:1010, и земельный участок площадью 227 кв.м по адресу: Санкт-Петербург, Октябрьская набережная, участок 108 (западнее дома 118, корпус 1, литера Б), с видом разрешенного использования: «для размещения объектов общественного питания», с кадастровым номером 78:12:0006357:1015, на которых размещены объекты Общества.
Доказательств того, что земельные участки, указанные в акте от 21.10.2019, находятся во владении иных лиц, в интересах которых может быть размещен торговый павильон, иные объекты, указанные в акте обследования от 21.10.2019, и установлен спорный элемент благоустройства - металлический забор, материалы дела не содержат.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о принятии Обществом необходимых и достаточных мер по соблюдению вышеуказанных правил благоустройства территории, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины заявителя во вмененном ему правонарушении согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Суд считает, что Комитетом представлены надлежащие, исчерпывающие и применительно к статье 68 АПК РФ допустимые доказательства, свидетельствующие о наличии в действиях Общества состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 16 Закона №273-70.
Протокол об административном правонарушении составлен и постановление вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Существенных нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, судом не установлено. В материалах дела имеются надлежащие доказательства заблаговременного извещения заявителя телеграммами о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, а также рассмотрения дела об административном правонарушении. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что Общество не было лишено гарантий защиты прав, предоставленных ему законодательством при привлечении к административной ответственности.
Оснований для квалификации совершенного правонарушения в качестве малозначительного на основании статьи 2.9 КоАП РФ не имеется в силу следующего.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее – Постановление Пленума ВАС РФ №10), если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
Пунктом 18 названного Постановления Пленума ВАС РФ №10 разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо вредных, общественно опасных последствий совершенного правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права, отсутствие должного контроля со стороны ответственных должностных лиц.
Учитывая конкретные обстоятельства дела, объект посягательства и характер совершенного правонарушения, положения статьи 2.9 КоАП РФ, пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», принимая во внимание, что доказательств исключительности обстоятельств, повлекших правонарушение, не представлено, суд не усматривает оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Согласно статье 3.1 КоАП РФ административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ установлено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Наказание назначено Обществув пределах санкции пункта 1 статьи 16 Закона № 273-70 в размере 50 000 рублей с учетом причинения Санкт-Петербургу – собственнику земельного участка площадью 24747 кв.м по адресу: Санкт-Петербург, муниципальный округ Народный, Русановская улица, участок 10, (восточнее пересечения с Октябрьской набережной) ущерба в виде неполученной платы за пользование земельным участком.
В данном случае не усматривается очевидность избыточного ограничения прав Общества, обстоятельства имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности судом не установлены, назначенное административное наказание отвечает требованиям статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ и согласуется с принципами юридической ответственности. Назначенное заявителю наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения, является соразмерным совершенному правонарушению и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Отказать обществу с ограниченной ответственностью «Баскен» в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга по делу №2347/2019 от 16.12.2019.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия.
Судья Анисимова О.В.