Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
06 октября 2022 года Дело № А56-15306/2022
Резолютивная часть решения объявлена 19 июля 2022 года. Полный текст решения изготовлен 06 октября 2022 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Анисимовой О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Телешовой Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель: Общество с ограниченной ответственностью «Людмила»,
заинтересованное лицо: 1. заместитель государственного инспектора по Всеволожскому району Ленинградской области по использованию и охране земель Управления Росреестра по Ленинградской области 2. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области,
третье лицо: 1. Военная прокуратура Санкт-Петербургского гарнизона 2. ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений»,
о признании незаконным и отмене постановления от 23.08.2021 № 47/07-317/21-пв о назначении административного наказания
при участии
от заявителя: ФИО1 на основании ордера от 06.06.2022,
от заинтересованного лица: 1) извещено, представитель не явился, 2) Голосная О.В. по доверенности от 11.01.2022,
от третьего лица: 1. ФИО2 по доверенности от 07.02.2022, 2. ФИО3 по доверенности от 10.01.2022,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Людмила» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (далее – заинтересованное лицо, Управление) от 23.08.2021 №47/07-317/21-пв о назначении административного наказания.
Определением суда от 07.06.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Военная прокуратура Санкт-Петербургского гарнизона, ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений».
Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал. Представитель Управления, представители третьих лиц в судебном заседании против удовлетворения требований заявления возражали, считая оспариваемое постановление законным и обоснованным.
Заинтересованное лицо - заместитель государственного инспектора по Всеволожскому району Управления ФИО4, извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не направила в судебное заседание своего представителя. Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, частью 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в ее отсутствие.
Исследовав представленные доказательства, выслушав доводы явившихся представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.
На основании решения о проведении проверки от 25.06.2021 №204/2 заместителя военного прокурора Санкт-Петербургского гарнизона военной прокуратурой Санкт-Петербургского гарнизона проведена проверка исполнения лицами войсковой части 52545 требований законодательства о землепользовании.
В ходе проверки установлено, что согласно данным Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (далее - ЕГРН) земельный участок с кадастровым номером 47:07:0000000:87, площадью 1 843 371 кв.м., расположенный по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, Куйвозовская волость, д.Гарболово, передан в бессрочное (постоянное) пользование Гарнизону Гарболово участок №8 Токсовской КЭЧ, что подтверждается свидетельством о праве собственности ЛО-04-01-004659 от 26.02.1993.
Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с КН 47:07:0000000:87 имеет категорию - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для спецнадобности, площадь 1830179 +/- 2367 кв.м, адрес объекта: Ленинградская область, Всеволожский район, Куйвозовская волость, д. Гарболово. На данный земельный участок зарегистрировано право собственности Российской Федерации, номер регистрации 47-78-01/005/2006-326, дата регистрации 07.04.2006, кроме того произведена государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования за Федеральным государственным казенным учреждением «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее - Учреждение), номер регистрации 47:07:0000000:87-47/062/2021-1, дата регистрации 14.01.2021.
Земельный участок передан на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны Российской Федерации на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 17.12.2010 № 1871.
Указанный земельный участок передан Учреждением в пользование войсковой части 52545 по акту от 12.08.2019 приема-передачи зданий, сооружений и территории военного городка № 1.
Осмотром указанного земельного участка (его части неподалеку от домов 266 и 272 дер. Гарболово, условно «нижняя торговая зона») установлено, что часть земельного участка с кадастровым номером 47:07:0000000:87 площадью 60,6 кв.м занимает объект недвижимости (павильон). В указанном павильоне деятельность по розничной торговле пищевой продукцией осуществляет Общество, данный факт зафиксирован в акте проверки от 25.06.2021, объяснении Общества от 19.07.2021.
Размещение павильона с уполномоченными органами Министерства обороны Российской Федерации (Учреждением) Обществом не согласовывалось, согласие ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации на использование занимаемой в настоящее время части земельного участка с кадастровым номером 47:07:0000000:87 Обществом не получено. Документы, подтверждающие право владения либо пользования указанной частью земельного участка, Обществом в ходе проверки не представлены.
Указанные обстоятельства отражены в акте проверки от 25.06.2021.
По факту выявленного самовольного занятия и использования Обществом части земельного участка с кадастровым номером 47:07:0000000:87, площадью 60,6 кв.м в нарушение требований статей 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации постановлением заместителя военного прокурора Санкт-Петербургского гарнизона от 20.07.2021 в отношении Общества возбуждено об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.1 КоАП РФ. Материалы дела переданы на рассмотрение в Управление.
Постановлением Управления от 23.08.2021 № 47/07-317/21-пв о назначении административного наказания Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Общество не согласилось с вынесенным постановлением и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, в котором вину в совершении административных правонарушений не признало.
Как установлено статьей 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в частности, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Как установлено статьей 7.1 КоАП РФ,самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на юридических лиц в размере от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Пунктом 2 Примечания к статье 7.1 КоАП РФ установлено, что в случае самовольного занятия части земельного участка административный штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 17.02.2011 №11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при рассмотрении дел об оспаривании постановлений административных органов о привлечении к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, следует учитывать, что под самовольным занятием земель понимается пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке.
В силу положений пункта 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Пунктом 1 статьи 26 ЗК РФ установлено, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Как установлено пунктом 1 статьи 39.1 ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Согласно подпункту 10 пункта 2 статьи 39.10 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование: гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного, охотхозяйственного, лесохозяйственного и иного использования, не предусматривающего строительства зданий, сооружений, если такие земельные участки включены в утвержденный в установленном Правительством Российской Федерации порядке перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, на срок не более чем пять лет.
С 1 марта 2015 года главой V.6 ЗК РФ закреплены положения, касающиеся размещения нестационарных торговых объектов (далее - НТО) на условиях использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в следующих случаях: размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, исходя из положений пункта 1 статьи 39.1, подпункта 10 пункта 2 статьи 39.10, подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ, ограничения, установленные подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 ЗК РФ для предоставление в безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в государственной собственности и предоставленных для нужд обороны и безопасности, не применяются при использовании земельных участков по основаниям, установленным подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ, поскольку размещение НТО не предполагает предоставления земельного участка в пользование на основании договора.
Согласно пункту 1 статьи 39.36 ЗК РФ р азмещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон №381-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 10 Закона №381-ФЗ р азмещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 10 Закона №381-ФЗ).
Пунктом 3 статьи 10 Закона №381-ФЗ установлено, что схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 2 Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 №772 (далее – Правила №772), установлено, что включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.
В силу пункта 4 Правил №772 для включения объектов в схему размещения орган местного самоуправления направляет в органы, осуществляющие полномочия собственника имущества, заявление о включении объектов в схему размещения (далее - заявление).
Пунктами 6-8 Правил №772 установлены порядок, сроки принятия решения о согласовании включения объектов в схему размещения или об отказе в таком согласовании, а также основания для отказа.
Таким образом, действующее законодательство предполагает предварительное согласование размещения нестационарных объектов с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества.
Из материалов дела следует, что Обществом в ходе рассмотрения Управлением дела об административном правонарушении представлены письменные объяснения от 09.08.2021 по делу об административном правонарушении и указанные в приложении к объяснениям документы, из которых следует, что вопрос о размещении нестационарного торгового объекта по адресу: неподалеку от домов 266 и 272 д.Гарболово, условно «нижняя торговая зона», согласовывался с органами военного управления – правообладателями вышеуказанного земельного участка.
В частности, представлены акт 1998 года границ раздела между Гарболовской КЭЧ и ИП ФИО5 по электроснабжению торговых киосков в п.Гарболово, разрешительное письмо-АПЗ Управления архитектуры и землеустройства Администрации МО «Всеволожский район ЛО» от 16.10.2001 №532/01-44 на выполнение проекта размещения временной торговой зоны; паспорт проекта торгового павильона от 03.08.2001, согласованный с Токсовской КЭЧ района, разрешение Управления архитектуры и землеустройства Администрации МО «Всеволожский район ЛО» от 19.11.2001 на выполнение строительно-монтажных работ №5 (по размещению временного торгового павильона); акт от 28.03.2003 №10-2003 приемки в эксплуатацию принадлежащего ИП ФИО5 временного торгового павильона, подписанный также органами военного управления с указанием площади земельного участка, занятой павильоном, в размере 37,9 кв.м.
Обществом у ИП ФИО5 по договору купли-продажи от 01.04.2006 приобретен торговый павильон площадью 36 кв.м. по адресу: д.Гарболово у д.262.
В ходе проверки, проведенной МО «Куйвозовское сельское поселение» с составлением акта от 05.03.2013, установлено, что временный торговый павильон площадью 36 кв.м. расположен на земельном участке на землях Министерства обороны, нарушений земельного законодательства в отношении муниципальных земель не выявлено.
Решением Совета депутатов МО «Куйвозовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 22.12.2020 №57 утверждена схема размещения НТО, в которую включены 9 НТО площадью 60 кв.м. по адресу: д.Гарболово у д. 272, включая НТО с идентификационным номером 45 по адресу: д.Гарболово у д. 272 (1).
01.09.2021 между Администрацией МО «Куйвозовское сельское поселение» и Обществом заключен договор №56 на размещение нестационарного торгового объекта по указанному адресу площадью 60 кв.м.
01.09.2021 Обществу указанным органом выдано свидетельство о размещении НТО площадью 60 кв.м. по адресу: п.Гарболово, напротив дома 272 (1), на срок с 01.09.2021 по 31.12.2021.
Решением Совета депутатов МО «Куйвозовское сельское поселение» от 14.09.2021 №24 утверждена схема размещения НТО на территории данного МО, в которую под идентификационным номером 45 площадью 60 кв.м. включен НТО по адресу: д.Гарболово у д. 272 (1), с указанием хозяйствующего субъекта – Общества.
Таким образом, доказательств наличия воли собственника на занятие земельного участка, в том числе действующего на 25.06.2021 правоустанавливающего документа, свидетельствующего о предоставлении Обществу уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации земельного участка под павильоном площадью 60,6 кв.м. в пользование, а также согласия уполномоченного органа Министерства обороны Российской Федерации на использование Обществом части площадью не менее 60,6 кв.м земельного участка с кадастровым номером 47:07:0000000:87 под размещение НТО без предоставления земельного участка, суду не представлено.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о принятии Обществом необходимых и достаточных мер по соблюдению вышеуказанных норм законодательства, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины заявителя во вмененном ему правонарушении согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Суд считает, что Управлением представлены надлежащие, исчерпывающие и применительно к статье 68 АПК РФ допустимые доказательства, свидетельствующие о наличии в действиях Общества состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 КоАП РФ.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении составлен и постановление о привлечении к административной ответственности вынесено уполномоченными должностными лицами в пределах предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Существенных нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, судом не установлено. В материалах дела имеются надлежащие доказательства извещения заявителя о месте и времени вынесения постановления прокурором, а также рассмотрения дела об административном правонарушении. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что Общество не было лишено гарантий защиты прав, предоставленных ему законодательством при привлечении к административной ответственности.
Вместе с тем, совершенные Обществом правонарушение суд считает возможным признать малозначительными по следующим основаниям.
Согласно положениям статьи 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является деяние, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Согласно абзацу 2 пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дела об административных правонарушениях» возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 Постановления Пленума №10 от 02.06.2004 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дела об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимого исходить из конкретных обстоятельств его совершения.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы и суды обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но решить вопрос социальной опасности деяния.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может заключаться в пренебрежительном отношении лица, привлекаемого к ответственности, к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Из материалов дела следует, что на 25.06.2021 Решением Совета депутатов МО «Куйвозовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 22.12.2020 №57 утверждена схема размещения НТО, в которую включено НТО с идентификационным номером 45 площадью 60 кв.м. по адресу: д.Гарболово у д. 272, включая НТО по адресу: д.Гарболово у д. 272 (1).
Из пункта 4 Правил №772 следует, что обязанность по направлению заявления о включении объектов в схему размещения в органы, осуществляющие полномочия собственника имущества, возложена на орган местного самоуправления.
При таких обстоятельствах, а также учитывая, что превышение площади земельного участка под принадлежащим Обществу НТО (60,6 кв.м.) по сравнению с площадью НТО, включенного в Схему размещения НТО от 22.12.2020 №57, является незначительным (0,6 кв.м.), последующее заключение с Обществом договора №56 на размещение НТО, суд находит, что в действиях Общества отсутствует пренебрежительное отношение к исполнению своих публично-правовых обязанностей, совершенное правонарушение не представляет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не повлекло нарушения прав и законных интересов третьих лиц.
Согласно разъяснениям, приведенным в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене (пункты 17, 18).
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области от 23.08.2021 № 47/07-317/21-пв о назначении административного наказания, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Людмила».
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия Решения.
Судья Анисимова О.В.