Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
(мотивированное)
г.Санкт-Петербург
16 мая 2019 года Дело № А56-16710/2019
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Грачевой И.В.,
рассмотрев дело по заявлению:
заявитель - Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Дирекция транспортного строительства»
заинтересованное лицо - Северо-Западное управление Федеральной службы по экологическому и технологическому и атомному надзору
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 31.01.2019 №23-1083-6953-209/ПС-13
установил:
Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Дирекция транспортного строительства» (далее – заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Северо-Западному управлению Федеральной службы по экологическому и технологическому и атомному надзору (далее – заинтересованное лицо, Управление) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 31.01.2019 №23-1083-6953-209/ПС-13, по делу об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Лица, участвующие в деле, извещены в порядке статей 121, 123, 228 АПК РФ о принятии искового заявления к производству и возбуждении производства по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства. Документы размещены на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа в соответствии с частью 2 статьи 228 АПК РФ.
Решением в виде резолютивной части в порядке части 1 статьи 229 АПК РФ от 18.04.2019 оспариваемое постановление изменено в части назначения наказания, назначенный Учреждению штраф заменен на предупреждение.
Учреждение обратилось в суд с ходатайством о составлении мотивированного решения по делу.
Как следует из материалов дела, в период с 01.11.2018 по 29.11.2018 в ходе проведения выездной проверки строительства объекта капитального строительства «Строительство Красносельско-Калининской линии метрополитена от ст. «Казаковская» до ст. «Обводный канал - 2» с электродепо «Красносельское» для государственных нужд Санкт-Петербурга. I этап строительства. Участок от станции «Казаковская» до станции «Путиловская» по адресу: Санкт-Петербург, Кировский и Красносельский районы (далее - Объект), на основании распоряжения заместителя руководителя Северо-Западного управления Ростехнадзора от 18.10.2018 № 23-1083-6953/Рк, должностными лицами межрегионального отдела по государственному строительному надзору произведен визуальный осмотр Объекта, проверена предоставленная исполнительная документация.
По результатам проверки выявлены нарушения требований проектной документации и нормативно-правовых актов.
По факту выявленных нарушений 21.01.2019 должностным лицом Управления в отношении заявителя составлен протокол № 23-1083-6953-122/ПТ-13 об административном правонарушении по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ.
Постановлением Северо-Западного управления Ростехнадзора от 31.01.2019 №23-1083-6953-209/ПС-13 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Часть 1 статьи 9.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Согласно части 1 статьи 9.1 Кодекса данное нарушение влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как следует из материалов дела, в ходе указанной проверки выявлены следующие нарушения.
Описание выявленных нарушений | Проектная документация, нормативный правовой акт, нормативный документ, требования которого нарушены или не соблюдены |
Не обеспечено пожарное водоснабжение строительных площадок ст. «Казаковская», ст. «Путиловская», шахт №№843, 845, 845бис, в том числе шахтных копров, стволов, эстакад и подземных выработок. | проектная документация (шифр №2855-06-1070-ПР.ПЗ лист 88,89) |
СПб ГКУ «Дирекция транспортного строительства» осуществляет функции застройщика (технического заказчика) при строительстве Объекта, который в соответствии с Положением о порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденным постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 № 468, обязан осуществлять строительный контроль с целью проверки выполнения работ на соответствие проектной документации и требованиям технических регламентов. Вышеуказанные нарушения были допущены по причине ненадлежащего осуществления СПб ГКУ «Дирекция транспортного строительства» строительного контроля.
При рассмотрении представлены документы об осуществлении геотехнического мониторинга за зданиями, попадающими в зону влияния строительных работ, журнал с ежемесячными наблюдениями и программа геотехнического мониторинга, а также документы об оценке соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог».
В соответствии с частью 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс) проектная документация представляет собой
документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и
определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения
строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Согласно части 5 статьи 49 Кодекса подтверждением соответствия проектной документации, в том числе требованиям пожарной безопасности, является положительное заключение экспертизы.
В соответствии с пунктом 28 статьи 2, статьей 39 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений» (далее -
Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ, Технический регламент) государственная экспертиза проектной документации является формой обязательной оценки соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями
процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа,
наладки и утилизации (сноса).
Из системного анализа статьей 48, 49, Кодекса, пункта 28 статьи 2, статьи 39 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ следует, что соблюдение требований проектной документации является условием обеспечения соответствия здания или сооружения требованиям безопасности.
Императивное установление требований безопасности зданий и сооружений на уровне федерального закона, означает необходимость их неуклонного и обязательного соблюдения всеми субъектами осуществляющими строительство.
Проектной документацией Объекта (шифр № 2855-06-1070-ПР.ПЗ лист 88, 89) предусмотрено обеспечение пожарного водоснабжения строительных площадок ст. «Казаковекая», ст. «Путиловская», шахт №№843, 845, 845бис, в том числе шахтных копров, стволов, эстакад и подземных выработок.
Мнение Заявителя, о возможности не соблюдения требований проектной документации и замены на иные компенсирующие мероприятия, является ошибочным, не соответствующим градостроительному законодательству Российской Федерации.
В силу приведенных норм строительство должно осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов и проектной документации.
Кроме того, Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Дирекция транспортного строительства» осуществляет функции застройщика при строительстве объекта, который в соответствии с Положением о порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденным постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 № 468, обязано осуществлять строительный контроль с целью проверки выполнения работ на соответствие проектной документации и требованиям технических регламентов.
Нарушения были допущены, в том числе по причине ненадлежащего осуществления строительного контроля.
В соответствии с пунктом 1 статьи 53 Кодекса в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка проводится строительный контроль.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» одной из форм обязательной оценки соответствия зданий и сооружений, а также связанных с ними процессов строительства, монтажа, наладки и утилизации (сноса), является строительный контроль, который проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
В силу пункта 28 статьи 2 Технического регламента, характеристики безопасности здания или сооружения - это количественные и качественные показатели свойств строительных конструкций, основания, материалов, элементов сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения, посредством соблюдения которых обеспечивается соответствие здания или сооружения требованиям безопасности, законодательное закрепление основных требований безопасности зданий и сооружений на уровне федерального закона означает необходимость их неуклонного и обязательного соблюдения всеми субъектами, осуществляющими строительство.
В соответствии со статьей 34 Технического регламента строительство здания или сооружения должно осуществляться с применением строительных материалов и изделий, обеспечивающих соответствие здания или сооружения требованиям Технического регламента и проектной документации.
При обнаружении недостатков в деятельности подрядчика заказчик обязан немедленно заявить о них подрядчику. Такое решение вопроса обусловлено стремлением стимулировать заказчика к активным действиям (устранить своевременно выявленные недостатки), способствующим созданию качественного результата. Замечания лица, осуществляющего контроль за строительством, о недостатках выполнения работ должны быть оформлены в письменной форме, а также зафиксированы в соответствующем разделе журнала производства работ.
Об устранении указанных недостатков составляется акт, который подписывается лицом, предъявившим замечания об указанных недостатках, и лицом, осуществляющим строительство.
При этом, градостроительное законодательство Российской Федерации содержит запрет к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2011 года № 213-0-0 отмечено, что согласно положениям пункта 2 статьи 53 Кодекса строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство, в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или заказчиком либо привлекаемым ими на основании договора физическим или юридическим лицом, а введение законодателем нормы, возлагающей обязанность осуществлять контроль и надзор за соответствием выполняемых строительных работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка не только на лицо, осуществляющее строительство, но и на заказчика (застройщика), обусловлено необходимостью обеспечить безопасность градостроительной деятельности и само по себе не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод заявителя, перечисленных в жалобе. Лица, виновные в нарушении законодательства о градостроительной деятельности, несут дисциплинарную, имущественную, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 58 Кодекса).
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о принятии Учреждением необходимых и достаточных мер по соблюдению миграционного законодательства, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии вины заявителя во вмененном ему правонарушении согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
С учетом изложенного суд считает, что Управлением представлены надлежащие, исчерпывающие и применительно к статье 68 АПК РФ допустимые доказательства, свидетельствующие о наличии в действиях Учреждения состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении и постановление о назначении административного наказания вынесены уполномоченными должностными лицами, в пределах предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Судом не установлено нарушения процедуры привлечения Учреждения к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления. Учреждение не было лишено гарантий защиты прав, предоставленных ему законодательством при привлечении к административной ответственности.
Исходя из конкретных обстоятельств дела и характера общественных отношений, на которые посягает нарушитель, а также учитывая пренебрежительное отношение Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, с учетом положений статьи 2.9 КоАП РФ, пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», суд не усматривает оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения Учреждения от административной ответственности.
Вместе с тем, в силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При назначении административного наказания Управлением не выявлено обстоятельств отягчающих ответственность заявителя и не было учтено то обстоятельство, что выявленное административное правонарушение совершено Обществом впервые.
Учитывая характер совершенного правонарушения, отсутствие угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде вследствие допущенного противоправного деяния, признание вины правонарушителем, суд считает возможным изменить оспариваемое постановление в части назначенного наказания, применив к Учреждению ответственность в виде предупреждения, предусмотренную санкцией части 1 статьи 9.4 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
постановление Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 31.01.2019 №23-1083-6953-209/ПС-13 о назначении административного наказания изменить в части назначения наказания, заменив назначенный Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению «Дирекция транспортного строительства» штраф на предупреждение.
Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение пятнадцати дней со дня принятия.
Судья Грачева И.В.