ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-17098/2021 от 13.05.2021 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

20 мая 2021 года                                                                 Дело № А56-17098/2021

Резолютивная часть решения объявлена мая 2021 года . Полный текст решения изготовлен мая 2021 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Ресовская Т.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Погорелой Т.А.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

Открытого акционерного общества "Российские железные дороги"

к Государственной административно – технической инспекции

об оспаривании постановления № 789 от 12.02.2021

при участии

от заявителя: ФИО1 (по доверенности от 24.02.2021)

от заинтересованного лица: не явился, извещен

установил:

Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Государственной административно – технической инспекции об оспаривании постановления № 789 от 12.02.2021.

В судебном заседании заявитель поддержал требования.

Заинтересованное лицо извещено надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства в соответствии со ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по имеющимся в деле адресам, в судебное заседание представителя не направило.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы заявителя, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, 16.12.2020 года специалистом ГАТИ был проведен осмотр территории по адресу: Санкт-Петербург, ул. Днепропетровская, 2 в, лит. А, при осмотре территории выявлено: произведены работы по установке временного ограждения и ограничения движения путем установки водоналивных ограждений. Площадь зоны производства работ составила 46 м. кв. На указанном участке размещено ограждение из металлического профлиста серого цвета. Ограждение загрязнено, нижняя часть ограждения со стороны ул. Днепропетровская представляет из себя часть фундамента желтого цвета снесенного дома № 2в литера А. Между ограждением зоны производства работ и входом на надземный пешеходный переход над ЖД путями, на проезжей части ул. Днепропетровская установлены два водоналивных ограждения белого и красного цвета с сигнальной лентой красно-белого цвета, на момент осмотра лента лежала на проезжей части между водоналивными ограждениями. В зоне производства работ дом 2 в, литера А по ул. Днепропетровская находится в частично демонтированном состоянии: часть стен не демонтирована, в центре размещен бой кирпича и пиломатериалы темного цвета. В соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 06.10.2016 года № 875 для производства работ на данном участке требуется получение ордера ГАТИ. Ордер ГАТИ на земляные работы и установку ограждения не оформлялся, по данным фактам был составлен протокол осмотра территорий от 16.12.2020 г.

Для соблюдения прав лица, привлекаемого к административной ответственности, установленных ст. 28.2., 27.8. КоАП РФ, законный представитель общества был вызван на 15.01.2021 года к 10 часам 00 минутам для проведения осмотра зоны производства работ и составления протокола об административном правонарушении путём направления телеграммы по адресу местонахождения общества, указанному в ЕГРЮЛ.

15.01.2021 года при проведении осмотра территории факт нарушения повторно зафиксирован. По итогам проведения осмотра был составлен протокол осмотра, произведена фотофиксация, составлены схемы мест нарушения.

Для соблюдения прав лица, привлекаемого к административной ответственности, установленных ст. 28.2. КоАП РФ, законный представитель общества был вызван на 26.01.2021 года к 15 часам 00 минутам для составления протокола об административном правонарушении путём направления телеграммы по адресу местонахождения общества, указанному в ЕГРЮЛ.

По фактам нарушения составлен протокол по делу об административном правонарушении № 36901 от 26.01.2021 года, предусмотренном п. 1 статьи 16 Закона № 273-70.

В связи с необходимостью внесения изменений в протокол № 36901 от 26.01.2021 был составлен протокол № 36901 от 10.02.2021.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении инспекцией вынесено постановление № 789 от 12.02.2021, которым Общество признано виновным и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.

Не согласившись с постановлением, Общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Как установлено частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно п. 1 ст. 16 Закона Санкт-Петербурга № 273-70 самовольное размещение (установка) элемента благоустройства, за исключением административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена в пункте 3 настоящей статьи, статьях 16-1, 18, 29-1 и 37 настоящего Закона Санкт-Петербурга, а также Кодексом, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Как указано в постановлении, заявителем были нарушены требования, предусмотренные Правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга, в части, касающейся правил производства земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, утвержденных Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 06.10.2016 №875 (далее - Правила).

Заявитель ссылается на то, что протокол от 10.02.2021 г. № 36901 и постановление от 12.02.2021 г. № 789 вынесены неуполномоченным лицом в нарушение ст. 28.3 КоАП РФ, поскольку, Правила благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся правил производства земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 6 октября 2016 г. № 875, не распространяются на полосу отвода железной дороги.

В соответствии с п.25 ст. 16 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131 -ФЗ (ред. от 23.05.2020) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ №131) к вопросам местного значения относится, в том числе, утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа.

В соответствии с п. 12 ч.2 ст. 45.1 ФЗ №131 Правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы порядка проведения земляных работ.

Правила благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся
правил производства земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с
благоустройством территории Санкт-Петербурга разработаны в соответствии с
Федеральным законом        «Об общих принципах организации местного

самоуправления в Российской Федерации», Законом Санкт-Петербурга от 23.12.2015 № 891-180 «О благоустройстве в Санкт-Петербурге».

В соответствии с п. 1.1 Правил, Правила устанавливают обязанности заказчика и производителя работ при производстве земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, перечень плановых земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, требующих получения ордера.

С учётом изложенного, поскольку, обществом проводились работы, указанные в перечне работ, связанных с благоустройством в административных границах Санкт-Петербурга, то соблюдение Правил при их производстве для организации является обязательным. Аналогичная правовая позиция выражена также в Постановлении Тринадцатого Арбитражного апелляционного суда (дело № А56-122029/2019).

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно части 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с названным Кодексом.

В силу части 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума ВС РФ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от «24» марта 2005 г. № 5, «в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола. Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении» (п. 4).

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Пленума ВАС РФ от 02 июня 2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», «нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны».

Как видно из материалов дела об административном правонарушении, 26.01.2021 должностным лицом ГАТИ составлен протокол № 36901 об административном правонарушении, в котором указано на размещение ОАО «РЖД»  ограждения из профилированного листа серого цвета без проекта или листа согласования, согласованного с Комитетом по градостроительству и архитектуре; и имеется ссылка на нарушение п. 1.3 Приложения № 3, п.п. 1.1., 2.4.1 Приложения № 4, Приложения № 5 к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденных Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 № 961 «О Правила благоустройства территории  Санкт-Петербурга и о внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга».

10.02.2021 составлен протокол об административном правонарушении № 36901, содержащий сведения о нарушении, допущенном ОАО «РЖД», в иной редакции (размещение ОАО «РЖД» ограждения из профилированного листа серого цвета без ордера ГАТИ). 

При этом должностное лицо ГАТИ ссылается на нарушение заявителем п. 4.5 Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга, в части, касающейся правил производства земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, утвержденных Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 06.10.2016 №875».

Как установлено частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ, в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

В силу ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

Из приведенных норм следует, что при обнаружении административного правонарушения составляется протокол об административном правонарушении, при этом составление повторного протокола об административном правонарушении нормами КоАП РФ не предусмотрено.

Кроме того, протокол об административном правонарушении № 36901 составлен 10.02.2021, а определение о назначении времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении датировано 09.02.2021, то есть до составления протокола об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах суд считает, что административным органом нарушена процедура привлечения к административной ответственности, что является основанием для признания постановления незаконным.

В соответствии с частью 1 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

На основании вышеизложенного оспариваемое постановление не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене, а требование заявителя подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Арбитражный суд решил:

Признать незаконным и отменить постановление Государственной административно-технической инспекции Санкт-Петербурга от 12.02.2021 № 789 о назначении Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" административного наказания.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия.

Судья                                                               Ресовская Т.М.