ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-17175/19 от 15.04.2019 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

(мотивированное)

г.Санкт-Петербург

29 мая 2019 года                                                                 Дело № А56-17175/2019

Резолютивная часть решения изготовлена 15.04.2019.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Лебедевой И.В.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению:

заявитель - Общество с ограниченной ответственностью «Лемминкяйнен Строй» (адрес:   Россия 197374, Санкт-Петербург, Приморский пр. д.54, к.1, лит.А, пом.579 , ОГРН:   7828041844 );

заинтересованное лицо – Государственная административно-техническая инспекция (адрес:   Россия 191014, г САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, г САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, пр-кт ЛИТЕЙНЫЙ 36/ЛИТЕР А , ОГРН:   7809192575 );

о признании незаконным и отмене постановления от 01.02.2019 № 504 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 40002 от 14.01.2019, о привлечении к административной ответственности по п. 5 ст. 20 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге», в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.,

без вызова сторон

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Лемминкяйнен Строй" (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Государственной административно-технической инспекции (далее – заинтересованное лицо, Инспекция, ГАТИ) от 01.02.2019 № 504 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 40002 от 14.01.2019, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности по п. 5 ст. 20 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» (далее - Закон Санкт-Петербурга № 273-70), с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб.

Определением суда от 21.02.2019 дело принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.

Лица, участвующие в деле, извещены в порядке статей 121, 123, 228 АПК РФ о принятии искового заявления к производству и возбуждении производства по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства. Документы размещены на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа в соответствии с частью 2 статьи 228 АПК РФ.

Решением в виде резолютивной части в порядке части 1 статьи 229 АПК РФ от 15.04.2019 по настоящему делу требования Общества удовлетворены.

В рамках настоящего дела от Общества поступило ходатайство о составлении мотивированного решения.

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с положениями статей 228, 229 АПК РФ.

Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Специалистом ГАТИ 09.01.2019 выявлено, что Обществом по адресу: Санкт-Петербург, Кушелевская дорога, д. 12 четная и нечетная сторона д. 5, допущено правонарушение, выразившееся в нарушении требований к зимней уборке объектов благоустройства и элементов благоустройства, в том числе, неосуществление мероприятий по удалению снега и наледи, погрузке, вывозу и размещению в специально оборудованных местах снега и скола, образовавшегося в процессе удавления наледи, очистке кровель и иных поверхностей объектов от снега и наледи, а именно: не произведена уборка от снега и наледи, в т.ч. обработка противогололедными материалами зоны производства работ согласно ордеру ГАТИ №У-10662 от 20.09.2018.

Данные обстоятельства зафиксированы протоколами осмотра территории и находящихся там вещей и документов от 09.01.2019, от 14.01.2019, сделана фотосъемка.

В отношении заявителя 14.01.2019 составлен протокол № 40002 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена п. 5 ст. 20 Закона Санкт-Петербурга № 273-70.

Постановлением от 01.02.2019 № 504 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 40002 от 14.01.2019 Общество привлечено к ответственности по п.5 ст.20 Закона Санкт-Петербурга №273-70, в виде штрафа в размере 100 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.

Пунктом 5 статьи 20 Закона Санкт-Петербурга № 273-70 установлена административная ответственность за нарушение требований к зимней уборке объектов благоустройства и элементов благоустройства, в том числе неосуществление мероприятий по удалению снега и наледи, погрузке, вывозу и размещению в специально оборудованных местах снега и скола, образовавшегося в процессе удаления наледи, очистке кровель и иных поверхностей объектов от снега и наледи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до одного миллиона рублей.

В соответствии с п.3.2.22 Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся правил производства земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 06.10.2016 № 875 (далее - Правила) производитель работ обязан содержать зону производства работ в соответствии с требованиями Правил.

 Согласно п.1.1 Приложения № 5 к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденными постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 № 961 (далее - Правила № 961) уполномоченные на содержание лица осуществляют содержание объектов благоустройства, элементов благоустройства и ремонт элементов благоустройства в границах земельных участков, принадлежащих им на праве собственности, ином вещном или обязательственном праве в объеме, предусмотренном действующим законодательством и настоящими Правилами, самостоятельно или посредством привлечения специализированных организаций за счет собственных средств.

В силу п.4.2 Приложения № 5 к Правилам № 961 целью зимней уборки территорий общего пользования  и иных объектов благоустройства является борьба с наледью, удаление снега и наледи, погрузка, вывоз и размещение в специально оборудованных местах снега и скола, образовавшегося в процессе удаления наледи.

В соответствии  с п.4.3 Приложения № 5 к Правилам № 961 устранение гололеда и скользкости производится путем обработки территории противогололедными материалами.

Как следует из протоколов осмотра территории от 09.01.2019, от 14.01.2019, протокола об административном правонарушении от 14.01.2019, Обществом не осуществляются требования по зимней уборке объекта благоустройства.

В обоснование возражений Общество указывает следующее.

Согласно ордеру ГАТИ № У-10662 от 20.09.2018 Общество осуществляет работы по адресу совершения правонарушения.

20 августа 2018 года между Санкт-Петербургским государственным казенным учреждением «Дирекция транспортного строительства» (далее - СПб ГКУ «Дирекция транспортного строительства», Заказчик)и Обществом с ограниченной ответственностью «Лемминкяйнен Строй» (далее - ООО «Лемминкяйнен Строй», Подрядчик) заключен Государственный контракт № КР-68.

Предметом указанного Контракта (п. 1.1) является выполнение работ по Объекту: «Устройство остановочных пунктов общественного пассажирского транспорта в Калининском районе: остановка Кушелевская дорога, д. 5».

Всоответствии с п. 2.1. Контракта, сроки начала и окончания работпо объекту, устанавливаются календарным планом производства работ(приложение № 1 к Контракту).

Впроцессе исполнения Контракта «Календарный план производства работ» был изменен сторонами путем подписания Дополнительного соглашения № 4-КР-134 от 21.12.2018 и изложен в редакции Приложения № 2 к указанному Дополнительному соглашению.

«Календарным графиком производства работ» (Приложение № 2 к Дополнительному соглашению № 4-КР-134 от 21.12.2018) предусмотрен технологический перерыв в выполнении работ (январь - февраль 2019 г.)

Продолжительность технологического перерыва составляет 69 дней.

Таким образом, в период с 01.01.2019 по 28.02.2019 работы на объекте Подрядчиком не могли выполняться в связи с технологическим перерывом, связанным со спецификой дорожно-строительных работ, которые в соответствии с требованиями ГОСТ не могут выполняться в зимний период времени по причине негативного влияния отрицательных температур, осадков и прочих погодных факторов на качество работ, подлежащих выполнению.

В соответствии с ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Согласно ч. 5 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», «остановочные пункты» являются элементами обустройства автомобильных дорог.

Инспекцией выдан ордер на производство плановых работ № У-10662 от 20.09.2018. В соответствии с ордером № У-10662 от 20.09.2018:

- производство работ разрешено с 20.09.2018 по 15.10.2019.

- вид работ: земляные работы; дорожные работы; установка пешеходных ограждений и некапитального объекта благоустройства (остановочные павильоны).

- место работ: Кушелевская дорога, д. 12 по четной стороне и нечетной д. 5.

В соответствии с п. 2 Дополнительного соглашения № 4-КР-134 от 21.12.2018 на основании утвержденной распоряжением Комитета от 19.12.2018 № 608-р Адресной программой по целевой статье 0510060850 «Расходы на устройство остановочных пунктов пассажирского транспорта» на 2018-2020 годы, стоимость работ, подлежащих оплате в 2018 году за счет средств бюджета Санкт-Петербурга в соответствии с расчетом контрактной цены по Объекту (Приложение № 1 к Дополнительному соглашению № 4-КР-134), составляет 4 787 335,01 руб.

Подрядчик надлежащим образом, в полном объеме и в установленный срок выполнил работы, предусмотренные условиями заключенного Контракта на 2018 год.

Указанные работы приняты Заказчиком, что подтверждается подписанными сторонами документами:

- Акт о приемке выполненных работ (КС-2) № 1 от 30.10.2018, Справка о стоимости выполненных работ и затрат № 1 от 30.10.2018 (КС-3) на сумму 122 464,81 руб.,

- Акт о приемке выполненных работ (КС-2) № 2 от 11.12.2018, Справка о стоимости выполненных работ и затрат № 2 от 11.12.2018 (КС-3) на сумму 1 461 805,89 руб.,

- Акт о приемке выполненных работ (КС-2) № 3 от 21.12.2018, Справка о стоимости выполненных работ и затрат № 3 от 21.12.2018 (КС-3) на сумму 3 203 064,31 руб.

Таким образом, все работы, предусмотренные условиями Контракта на 2018 год, выполнены Подрядчиком и приняты Заказчиком.

На момент начала выполнения работ по Контракту Подрядчик обратился в ГАТИ с заявкой о введении ограничения (прекращения) движения транспортных средств на период выполнения работ: с 15.10.2018 по 31.12.2018.

Со стороны ГАТИ было издано распоряжение № 2484-ЗД от 16.10.2018, которым было введено ограничение движения транспортных средств на дороге по адресу: <...> на срок: с 19.10.2018 по 31.12.2018.

Соответственно, после указанной даты ограничения движения транспортных средств были сняты. На тот момент остановочные павильоны были установлены Подрядчиком, объект функционировал в обычном режиме и, поскольку работы на тот момент времени уже не выполнялись, ограждение зоны производства работ также было убрано.

Также в период с 01.01.2019 по 28.02.2019 «Календарным графиком производства работ» (Приложение № 2 к Дополнительному соглашению № 4-КР-134 от 21.12.2018) предусмотрен технологический перерыв в выполнении работ (январь - февраль 2019 г.).

Основным фактом (доводом) ГАТИ является то, что со стороны ООО «Лемминкяйнен Строй» не произведена уборка от снега и наледи, в т.ч. обработка противогололедными материалами зоны производства работ согласно ордеру ГАТИ №У-10662 от 20.09.2018.

Фактически, на момент выявления административного правонарушения (09.01.2019 в 14 ч. 30 м.) место совершения правонарушения не являлось и не могло являться «зоной производства работ» по следующим основаниям:

- на объекте в период с 01.01.2019 по 28.02.2019 был установлен технологический перерыв, во время которого работы не выполняются,

- объект функционировал в обычном режиме (ограждение зоны производства работ было убрано и пр.),

- ограничения движения транспортных средств были сняты распоряжением ГАТИ.

Пунктом 3.2.33 Правил четко установлено, что обязанности производителя работ относятся к содержанию именно «зоны производства работ».

В   данном   случае,   место   выявления   правонарушения   не   являлось   «зоной производства работ».

Кроме того, необходимо отметить, что согласно абзацу 2 пункта 3.2.22 «Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся правил производства земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга» (в редакции Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 26.11.2018 № 899):

«В случае временного ограничения (прекращения) движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге содержать зону производства работ, на которой введено указанное ограничение (прекращение), до окончания срока такого ограничения (прекращения)».

В данном случае ограничение движения транспортных средств было снято 31 декабря 2018 года согласно распоряжению № 2484-ЗД от 16.10.2018 ГАТИ.

Кроме того, Общество ссылается на факт чрезвычайных погодных условий в 1-ой половине января 2019 года: в городе Санкт-Петербурге выпало рекордное количество осадков в виде снега, в несколько раз превышающее норму.

Данный факт подтверждается информацией, опубликованной в различных открытых источниках, в том числе, на интернет-сайте (http://www.pogodaiklimat.ru/monitor.php?month= 1 &id=26063).

По разным данным, за январь 2019 года в Санкт-Петербурге выпало от 164 % до 188 % от месячной нормы осадков. Данный факт не мог не оказать влияние на осуществление зимней уборки объектов.

Также заявитель представил доказательства (материалы фотофиксации) в подтверждение факта регулярного осуществления мероприятий по зимней уборке на объекте, несмотря на тот факт, что к обязанностям заявителя это не относится.

Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с частью 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушения которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с п. 16.1 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 в тех случаях, когда возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что Общество действовало добросовестно и разумно и в соответствии с действующим законодательством, работы не производились, вследствие чего его вина в совершении вмененного административного правонарушения отсутствует.

Следовательно, суд полагает, что в действиях Общества отсутствуют вина и состав вмененного ему правонарушения.

Отсутствие состава правонарушения является в силу части 1 статьи 24.5 КоАП РФ обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Судом не выявлено существенных процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену оспариваемого постановления. Срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен.

Основания для признания совершенного правонарушения малозначительным отсутствуют.

В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

При вышеизложенных обстоятельствах, требования Общества подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. Государственная пошлина, уплаченная Обществом при подаче заявления, подлежит возврату на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 208, 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

решил:

Признать незаконным и отменить постановление Государственной административно-технической инспекцииот 01.02.2019 № 504 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №40002 от 14.01.2019.

Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «Лемминкяйнен Строй» из федерального бюджета госпошлину в размере 3000 руб.

Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение пятнадцати дней со дня принятия.

Судья                                                                           Лебедева И.В.