ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-17266/14 от 29.12.2014 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

29 декабря 2014 года Дело № А56-17266/2014

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Анисимовой О.В.  ,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Саржевской В.А.,

рассмотрев в судебном заседании 24.09.2014 дело по заявлению:

заявитель Открытое акционерное общество «Генеральная Строительная Корпорация»,

заинтересованное лицо 1) Государственная административно-техническая инспекция, 2) Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга, 3) Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Центр Комплексного Благоустройства», 4) Федеральное государственное бюджетное учреждение «Северо-западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации»,

о признании незаконными действий Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Центр Комплексного Благоустройства», выразившихся в отказе в согласовании закрытия ордера Государственной административно-технической инспекции от 08.04.2011 № У-815 на временное ограждение строительной площадки на период строительства по адресу: Санкт-Петербург, ул. Декабристов, Минский пер., ул. Союза Печатников, наб. Крюкова канала, выданного ОАО «Генеральная Строительная Корпорация» по заявлению от 06.02.2014 № 41787; обязании Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Центр Комплексного Благоустройства» согласовать закрытие ордера от 08.04.2011 № У-815,

при участии

от заявителя: представитель ФИО1 по доверенности от 09.01.2014,

от заинтересованного лица: 1) представитель ФИО2 по доверенности от 24.12.2013, 2) представитель ФИО3 по доверенности от 23.08.2011,

3), 4) представитель не явился (извещен),

установил:

Открытое акционерное общество «Генеральная Строительная Корпорация» (далее – заявитель, Общество, ОАО «ГСК») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга (далее – КГИОП) и Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Центр Комплексного Благоустройства» (далее – СПб ГКУ «ЦКБ»), выразившихся в отказе в согласовании закрытия ордера Государственной административно-технической инспекции от 08.04.2011 № У-815 на временное ограждение строительной площадки на период строительства по адресу: Санкт-Петербург, ул. Декабристов, Минский пер., ул. Союза Печатников, наб. Крюкова канала, выданного ОАО «Генеральная Строительная Корпорация» по заявлению от 06.02.2014 № 41787; обязании Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Центр Комплексного Благоустройства» согласовать закрытие ордера от 08.04.2011 №У-815.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования. Представители заинтересованных лиц возражали против удовлетворения требований.

СПб ГКУ «Центр Комплексного Благоустройства» и ФГБУ «Северо-западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации», надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, представителей для участия в судебном заседании не направили. Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в их отсутствие.

Суд рассмотрел дело по представленным в нем материалам и доводам, изложенным представителями сторон в судебном заседании.

Как следует из материалов дела, 08.04.2011 открытому акционерному обществу «Генеральная Строительная Корпорация» выдан ордер ГАТИ № У-815 на временное ограждение строительной площадки по адресу: Санкт-Петербург, ул. Декабристов, Минский пер., ул. Союза Печатников, наб. Крюкова канала, в границах землеотвода, в том числе, кадастровый № 78:32:1170:3, S-12528 кв.м., на период с 08.04.2011 по 30.12.2011. Срок действия ордера был продлен до 30.04.2013.

Обществом были поданы заявки на закрытие ордера от 13.05.2013, 05.11.2013, на которые 22.05.2013, 21.11.2013 ГАТИ были выданы отказы в закрытии ордера от 08.04.2011 № У-815, в связи с отказом в согласовании СПб ГКУ «Центр Комплексного Благоустройства» и КГИОП закрытия ордера.

06.02.2014 Общество повторно обратилось с заявлением №41787 о закрытии ордера ГАТИ от 08.04.2011 № У-815. 18.02.2013 ГАТИ выдала отказ ОАО «ГСК», в связи с отказом СПб ГКУ «Центр Комплексного Благоустройства» и КГИОП в согласовании закрытия ордера.

Не согласившись с правомерностью действий КГИОП и СПб ГКУ «ЦКБ», выразившихся в отказе в согласовании закрытия ордера ГАТИ от 08.04.2011 № У-815 по заявлению от 06.02.2014 № 41787, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Правила производства земляных, строительных и ремонтных работ, связанных с благоустройством территорий Санкт-Петербурга утверждены распоряжением ГАТИ от 22.01.2008 № 4 (далее – Правила) и устанавливают единые требования к организации земляных, строительных и ремонтных работ, связанных с благоустройством территорий Санкт-Петербурга, регулируют порядок планирования и координации сроков производства указанных работ, оформления, продления и закрытия ордеров на производство указанных работ (пункт 1.1 Правил).

Согласно пункту 1.4 Правил «ордер» - документ, дающий право на производство работ, выдаваемый ГАТИ; «производитель работ» - юридическое или физическое лицо, которое выполняет работы.

В соответствии с пунктом 6.1 Правил все организации, планирующие работы, указанные в пункте 4 Правил, обязаны до начала работ получить ордер в ГАТИ на их производство. Выполнение работ, предусмотренных пункте 4 настоящих Правил, без ордера ГАТИ на их производство запрещено и является самовольным.

В силу пункта 4.9 Правил без ордера ГАТИ запрещена установка (замена) и размещение временных заборов и ограждений, в том числе временных ограждений строительных площадок, зон производства работ, за исключением замены временных ограждений без изменения планового положения, если заменяемое ограждение было установлено по ордеру ГАТИ.

Согласно пункту 6.13 Правил ордер на производство работ действителен только на вид, объем, сроки и участок работ, указанные в ордере.

В соответствии с пунктами 3.2.17, 3.2.18 Правил (в редакции, действовавшей в спорный период) при выполнении работ производитель работ обязан:

После завершения работ с временным нарушением благоустройства производитель работ обязан в пределах срока действия ордера выполнить полное восстановление благоустройства территории, если проектом не предусмотрено поэтапное его восстановление после каждого вида или участка работ.

Подтверждением восстановления благоустройства является получение согласований организаций, установленных пункте 12.3 Правил.

После завершения работ, восстановления нарушенного благоустройства и получения необходимых согласований исполнить порядок закрытия ордера, установленный Правилами.

В соответствии с пунктом 12.1 Правил закрытие ордера производится ГАТИ в случае завершения работ, указанных в ордере, с восстановлением нарушенного благоустройства при наличии согласований организаций, указанных в пункте 12.3 Правил. Согласование заявки на закрытие ордера с исполнительными органами государственной власти, а также их подведомственными организациями, указанными в пункте 12.3 Правил, осуществляется ГАТИ в рамках межведомственного взаимодействия, при этом срок для принятия решения исполнительным органом государственной власти (подведомственной организацией) о согласовании (отказе в согласовании) заявки на закрытие ордера не может превышать 5 рабочих дней.

В соответствии пунктом 12.2 Правил производитель работ обязан в течение 15 рабочих дней с момента истечения срока действия ордера исполнить порядок закрытия ордера, для чего сдать в ГАТИ заявку по форме согласно приложению 15 к настоящим Правилам с приложением согласований организаций, указанных в пункте 12.3 Правил и не являющихся исполнительными органами государственной власти и их подведомственными организациями, а также с приложением следующих документов:

акта, подписанного уполномоченным владельцем земельного участка, на котором производились работы (владельцем помещения при производстве земляных работ, связанных с устройством отдельного входа), подтверждающего выполнение требований Правил в части восстановления нарушенного в ходе производства работ благоустройства;

акта выполненных работ (акта приемки объекта в эксплуатацию), подписанного заказчиком и производителем работ;

протокола лабораторных испытаний дорожно-строительной лаборатории, имеющей свидетельство об аттестации, о послойном уплотнении грунта и всех конструктивных элементов;

справки сдачи-приемки строительных отходов, оформленной в порядке, определенном Распоряжением Администрации Санкт-Петербурга от 15.05.2003 №1112-ра «Об утверждении Правил обращения со строительными отходами в Санкт-Петербурге».

Закрытие ордера подлежит согласованию с: заказчиком; владельцем территории, на которой производились работы; КБ (при работах в зоне зеленых насаждений); СПб ГКУ «ЦКБ» (при вскрытии асфальтовых и плиточных покрытий в границах красных линий улиц); ГКУ ДОДД (при работах, проводимых в границах красных линий улиц); администрацией района Санкт-Петербурга, где проводились работы; КГИОП (при работах в границах территорий объектов (выявленных объектов) культурного наследия); Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности; органами местного самоуправления (при производстве работ на внутриквартальных территориях) (пункт 12.3 Правил).

Согласно пункту 12.9 Правил основаниями для отказа в закрытии ордера являются: несоответствие заявки требованиям, указанным в приложении 15 к Правилам, в том числе подписание заявки неуполномоченным лицом; отсутствие документов, необходимых для закрытия ордера в соответствии с пунктами 12.2, 12.3 Правил; получение отказа в согласовании закрытия ордера от органов (организаций), указанных в пункте 12.3 Правил, в рамках информационного межведомственного взаимодействия; несоответствие сведений, указанных в заявке, информации, содержащейся в прилагаемых документах или содержащейся в государственных информационных системах.

Как следует из материалов дела, для выполнения подрядных строительных работ в рамках государственного контракта от 17.12.2007 № 022/07-ГАМТ, заключенного с Федеральным государственным бюджетным учреждением «Северо-западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации» (далее – ФГБУ «СЗД»), ОАО «Генеральная строительная корпорация» 08.04.2011 получило ордер №У-815 на временное ограждение строительной площадки по адресу: Санкт-Петербург, ул. Декабристов, Минский пер., ул. Союза Печатников, наб. Крюкова канала, в границах землеотвода, в том числе, кадастровый № 78:32:1170:3, S-12528 кв.м., на период с 08.04.2011 по 30.12.2011, продлен до 30.04.2013.

Причиной отказа ОАО «ГСК» 18.02.2014 ГАТИ в закрытии ордера от 08.04.2011 №У-815 явилось не согласование КГИОП (отсутствует акт приемки КГИОП), СПБ ГКУ «ЦКБ» (после демонтажа временного ограждения для строительства 2-й сцены Мариинского театра выполнено благоустройство с изменением планировочного решения без выдачи технических условий СПб ГКУ «ЦКБ». Не представлено проектное решение, справки испытательной лаборатории на уплотнение грунтов, справки от владельцев подземных инженерных коммуникаций об отсутствии дефектов на сетях, не получены акты ввода объекта в эксплуатацию, а также другие документы, без которых невозможно внести изменения в технический паспорт и принять на содержание данный участок строительства. Не предоставлена исполнительная документация по следующим адресам: 1) ул. Декабристов, д.34 - мощение тротуара гранитными плитами, установка пешеходных оцинкованных ограждений; 2) Минский переулок от ул. Декабристов до ул. Союза Печатников (чётная сторона) - мощение тротуара гранитными плитами; 3) ул. Союза Печатников, д. 2, - устройство парковки за счёт тротуара, д.1 - мощение гранитной плиткой тротуара; 4) наб. Крюкова канал от ул. Союза Печатников до ул. Декабристов – устройство пешеходной зоны за счёт проезжей части).

Замечания КГИОП, по сути, сводятся к обязыванию ОАО «ГСК» за свой счёт произвести научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы (задание КГИОП от 20.09.2013 № 7/3537).

При рассмотрении дела судом установлено, что работы по благоустройству не входят в объем работ по государственному контракту, заключённому между ФГБУ «СЗД» и ОАО «ГСК» от 17.12.2007 № 022/07-ГАМТ, что не оспаривалось сторонами в судебном заседании.

На строительной площадке, на временное ограждение которой был выдан ордер, в качестве генподрядчика работали несколько строительных организаций, в связи с этим благоустройство территории вокруг второй сцены Мариинского театра по отдельным контрактам осуществляли другие подрядные организации. Поскольку благоустройство вокруг театра выполнялись другими организациями, ОАО «ГСК» не имеет возможности предоставить проектно-сметную документацию, как того требует СПб ГКУ «ЦКБ».

Границы производства работ ОАО «ГСК» определены стройгенпланом (шифр 2614-31-ГП) и обозначены на нем розовой линией, а ограждение объекта – красной линией, в соответствии с которой, граница производства работ ОАО «Генеральная Строительная Корпорация» проходит по оси водоотводных лотков, то есть все элементы исторической набережной – гранитные блоки тротуара набережной и элементы ограждения – находятся за пределами строительной площадки и не входят в зону производства работ и ответственности ОАО «ГСК». Данное обстоятельство не оспаривалось заинтересованными лицами в судебном заседании.

На основании изложенного, у КГИОП и СПБ ГКУ «ЦКБ» отсутствовали основания для отказа в согласовании ОАО «ГСК» закрытия ордера №У-815 от 18.04.2011, в связи с чем их действия являются незаконными.

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц
 арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При таких обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению.

Допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя подлежат устранению путем обязания КГИОП и СПб ГКУ «ЦКБ» согласовать закрытие ордера ГАТИ от 08.04.2011 № У-815 на временное ограждение строительной площадки на период строительства по адресу: Санкт-Петербург, ул. Декабристов, Минский пер., ул. Союза Печатников, наб. Крюкова канала.

В соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ и разъяснениями, содержащимися в пункте 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах», уплаченная ОАО «ГСК» государственная пошлина в размере 4000 рублей взыскивается в его пользу непосредственно с КГИОП и СПб ГКУ «ЦКБ», как со сторон по делу о признании действий и решений государственных органов незаконными.

Согласно статье 104 АПК РФ сумма излишне уплаченной ОАО «ГСК» государственной пошлины в размере 4000 рублей (платежное поручение № 1172 от 18.03.2014) подлежит возврату Обществам в порядке, предусмотренном статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 104, 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать незаконными действия Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга, выразившиеся в отказе в согласовании закрытия ордера Государственной административно-технической инспекции от 08.04.2011 № У-815 на временное ограждение строительной площадки на период строительства по адресу: Санкт-Петербург, ул. Декабристов, Минский пер., ул. Союза Печатников, наб. Крюкова канала, выданного ОАО «Генеральная Строительная Корпорация» по заявлению от 06.02.2014 № 41787.

Обязать Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга согласовать закрытие ордера Государственной административно-технической инспекции от 08.04.2011 № У-815 на временное ограждение строительной площадки на период строительства по адресу: Санкт-Петербург, ул. Декабристов, Минский пер., ул. Союза Печатников, наб. Крюкова канала.

Признать незаконными действия Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Центр Комплексного Благоустройства», выразившиеся в отказе в согласовании закрытия ордера Государственной административно-технической инспекции от 08.04.2011 № У-815 на временное ограждение строительной площадки на период строительства по адресу: Санкт-Петербург, ул. Декабристов, Минский пер., ул. Союза Печатников, наб. Крюкова канала, выданного ОАО «Генеральная Строительная Корпорация» по заявлению от 06.02.2014 № 41787.

Обязать Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Центр Комплексного Благоустройства» согласовать закрытие ордера Государственной административно-технической инспекции от 08.04.2011 № У-815 на временное ограждение строительной площадки на период строительства по адресу: Санкт-Петербург, ул. Декабристов, Минский пер., ул. Союза Печатников, наб. Крюкова канала.

Взыскать с Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга в пользу открытого акционерного общества «Генеральная Строительная Корпорация» 2000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.

Взыскать с Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Центр Комплексного Благоустройства» в пользу открытого акционерного общества «Генеральная Строительная Корпорация» 2000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.

Выдать открытому акционерному обществу «Генеральная Строительная Корпорация» справку на возврат из федерального бюджета государственной пошлины в размере 4000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья Анисимова О.В.